Дело № 2-2685/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 августа 2015 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Яньшиной Н.В.,
при секретаре Шмариной Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Петрова С.Е. о признании незаконным отказа должностного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю в совершении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>, возложении обязанности по совершению регистрационных действий,
У С Т А Н О В И Л:
Петров С.Е. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа должностного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю от +++ в совершении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> идентификационный номер <данные изъяты>, черного цвета; возложении обязанности на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю по совершению регистрационных действий по изменению регистрационных данных с автомобилем.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя Гейдеман С.В. уточнил, что изменение регистрационных данных относится к указанию Петрова С.Е. в качестве собственника автомобиля.
В обоснование заявленных требований указано, что +++ по договору купли-продажи Петров С.Е. приобрел автомобиль <данные изъяты> <данные изъяты> у Паулиной Н.В. После этого заявитель обратился в МРЭО ГИБДД МУ МВД России по Алтайскому краю для внесения изменений в регистрационные данные, в связи с изменением собственника, представил к перечню документов, предусмотренных Административным регламентом МВД РФ, утв. Приказом МВД России от +++ ..., постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от +++ и справку об исследовании ..., проведенном в отделе ... ЭКЦ полиции УМВД России по Омской области. +++ должностным лицом МРЭО ГИБДД МУ МВД России по Алтайскому краю в совершении регистрационных действий с автомобилем было отказано на основании абзаца 4 п.24 Регламента в связи с тем, что по представленным им документам невозможно идентифицировать данный автомобиль с сертифицированным ранее транспортным средством. Согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 08.04.2015 г. и справки об исследовании ..., проведенном в отделе ... ЭКЦ полиции УМВД России по Омской области, подтвержден факт отсутствия противоправных действий; маркировка идентификационного номера VIN, нанесенная на шасси автомобиля, является утраченной в результате коррозии металла, образованной на маркировочной поверхности при длительной эксплуатации под воздействием природных факторов. Транспортное средство допущено к эксплуатации, находится на регистрационном учете в РЭО ГИБДД ОМВД по г. Нефтеюганску, несоответствия между идентификационными обозначениями, нанесенными на транспортном средстве и указанными в паспорте транспортного средства, не выявлены. Отказ в регистрации транспортного средства создает препятствия для его использования, чем ограничивает права истца как собственника автомобиля.
Заявитель в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя Гейдеман С.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица – ГУ МВД России по Алтайскому краю Шихалева Н.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения заявленных требований, полагая их необоснованными по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что +++ по договору купли-продажи Петров С.Е. приобрел у Паулиной Н.В. автомобиль марки <данные изъяты> регистрационный номер <данные изъяты> идентификационный номер <данные изъяты>, черного цвета. Данный договор одновременно является актом приема-передачи транспортного средства.
В июле 2015 года заявитель обратился в МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю с заявлением о постановке автомобиля на регистрационный учет, приложив необходимые документы.
+++ должностным лицом ГУ МВД России по Алтайскому краю было отказано Петрову в предоставлении государственной услуги по регистрации транспортного средства, жалоба на указанные действия направлена в Ленинский районный суд г. Барнаула +++, то есть в установленный законом срок.
Основанием отказа в совершении регистрационных действий является:
в справке об исследовании ... от +++ старшего инспектора ОП ... ЭКЦ УМВД России по Омской области отсутствуют однозначные выводы о наличии номера рамы автомобиля;
ввиду отсутствия идентификационного номера шасси (рамы) налицо несоответствие номерного агрегата сведениям, указанным в представленных документах и регистрационным данным;
действующим Регламентом не предусмотрена процедура внесения изменений в регистрационные данные транспортных средств, маркировка которых изменена или уничтожена.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", определяющим правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и устанавливающим порядок регистрации транспортных средств. Согласно пункту 3 статьи 15 данного закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из изложенного следует, что реализация права собственности в отношении транспортных средств при их использовании по назначению имеет свои особенности, которые определены спецификой их правового режима, связанной с техническими параметрами предметов, представляющих повышенную опасность для жизни, здоровья, имущества третьих лиц, поэтому регистрация транспортных средств, как правильно указал суд первой инстанции в решении, является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении.
Госавтоинспекция с учетом возложенных на нее Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, имеет право, в том числе, не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автотранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки (пункт 1, подпункт "з" пункта 12), и на основании подпункта "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции" входит в состав полиции.
В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция осуществляет обеспечение безопасности дорожного движения и наделена правом, в том числе, запрещать эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо поддельные, измененные государственные регистрационные знаки, а равно имеющих маркировку, не соответствующую данным, указанным в регистрационных документах (пункт 7 части 1 статьи 2, пункт 21 части 1 статьи 13).
Порядок регистрации транспортных средств регламентирован и установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года №1001, Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ.
В соответствии с п.3 Правил регистрации, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями – изготовителями, либо подделки представленных документов регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).
Пунктом 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, установлен запрет на эксплуатацию транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки.
В соответствии с п.15.5 Приказа МВД России от 07.08.2013 года № 605 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, порядок их предоставления.
Согласно п. 3 Правил и п. 24 Административного регламента, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами в связи с обнаружением признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах или регистрационным данным.
На основании п. 4 «Алгоритма действий при выявлении признаков изменения маркировочного обозначения транспортного средства», указанного в письме МВД РФ от 20 ноября 2013 г. №13/4 – 303 «О некоторых вопросах регистрации транспортных средств» в случае установления факта изменения маркировочного обозначения транспортного средства, нанесенного организацией – изготовителем, произошедшего по причине естественной коррозии, износа или ДТП, при условии, что маркировочное обозначение не установлено, регистрационный учет аннулируется, выносится отказ в совершении регистрационного действия в соответствии с четвертым абзацем п. 24 Административного регламента, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, поддельную, измененную, уничтоженную идентификационную маркировку.
По делу установлено, что отказ в регистрационных действиях в отношении приобретенного заявителем транспортного средства произведен по причине обнаружения признаков уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
В представленной заявителем справке об исследовании <данные изъяты>, что содержание идентификационного номера (VIN) (шасси), нанесенное на лонжероне рамы автомобиля <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты> с идентификационным номером VIN <данные изъяты> утрачено в результате коррозии металла, образованной на маркировочной поверхности при длительной эксплуатации автомобиля под воздействием природных факторов (снег, песок, грязь и т.д.).
Приложением №8 к Техническому регламенту «О безопасности колесных транспортных средств» определено, что идентификационная маркировка - нанесенный организацией – изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или на не легкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков.
Доводы о том, что идентификационная маркировка утрачена вследствие процесса естественной коррозии, идентификационный номер имеется в наличии на иных деталях кузова, суд полагает несостоятельными, поскольку факт утраты маркировки, необходимой для идентификации шасси, нашел свое подтверждение. Установить соответствие номерного агрегата на раме автомобиля данным, указанным в паспорте транспортного средства, невозможно.
Представленный акт диагностики и исследования транспортного средства не является доказательством, подтверждающим принадлежность шасси автомобиля транспортному средству, указанному в техническом паспорте, подтверждает отсутствие идентификационного номера на раме автомобиля.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые заявителем действия должностного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю соответствуют требованиям Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года №1001, Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ № 605 от 07.08.2013 года.
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным отказа должностного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю от +++ в совершении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>, регистрационный номер <данные изъяты>, идентификационный номер <данные изъяты>, черного цвета.
То обстоятельство, что произведенная ранее регистрация транспортного средства не была аннулирована, автомобиль технически исправен и допущен к эксплуатации, не имеет правового значения и не может являться основанием для признания незаконным отказа в совершении регистрационных действий.
Требования заявителя о возложении на МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю по совершению регистрационных действий по изменению регистрационных данных с автомобилем на основании заявления Петрова С.Е. не подлежат удовлетворению, поскольку являются производными от требования о признании отказа незаконным.
В соответствии с ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд, установив, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом, в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, отказывает в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Петрова С.Е. о признании незаконным отказа должностного лица МРЭО ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю в совершении регистрационных действий с автомобилем <данные изъяты>, возложении обязанности по совершению регистрационных действий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Ленинский районный суд г.Барнаула в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В.Яньшина
Мотивированное решение составлено 5 сентября 2015 года