Решение
Именем Российской Федерации
12 января 2022 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего Яремчук Е.В.
при секретаре Жарун А.Р.,
с участием истца Грякалова В.В., представителя истца Шилина Д.В.,
представителя ответчика УФСИН России по Саратовской области Кузьмина А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грякалова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о зачете в выслугу лет периода службы в льготном исчислении,
установил:
Грякалов В.В. обратился в суд с указанным иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее УФСИН России по <адрес>), мотивируя требования следующим.
На основании приказа №-лс от ДД.ММ.ГГГГ УФСИН России по Саратовской области Грякалов В.В. уволен из уголовно-исполнительной системы по «б» ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста). Приказом УФСИН России по Саратовской области №-лс от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ №-лс от ДД.ММ.ГГГГ год, трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> дней, выслуга лет в календарном исчислении – <данные изъяты> дня.
При расчете в выслугу лет не засчитан период службы в Саратовской таможне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просит суд признать за Грякаловым В.В. право на зачет в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Грякалов В.В. и его представитель Шилин Д.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УФСИН России по Саратовской области Кузьмин А.К. в судебном заседании исковые требования не признал, полагал, что расчет выслуги лет Грякалову В.В. произведен в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, следуя закрепленному ст. 12 ГПК РФ, а также ст. 123 Конституции РФ принципу состязательности сторон, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защитить свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется свободная защита его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что Грякалов В.В. проходил службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-36).
Приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ Грякалов В.В. уволен из уголовно-исполнительной системы по «б» ч. 1 ст. 58 (по достижении предельного возраста), общий трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> выслуга лет в календарном исчислении – <данные изъяты> дней (л.д. 10).
Приказом УФСИН России по Саратовской области №-лс от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в приказ №-лс от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой стаж Грякалова В.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> дней, выслуга лет в календарном исчислении – <данные изъяты> дня (л.д. 9).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Грякалов В.В. проходил службу в Саратовской таможне (л.д. 34-36).
Период прохождения им службы в таможенных органах в выслугу лет для назначения пенсии в уголовно-исполнительной системе включен не был.
В силу п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах определяется Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 года № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям».
Вышеназванные нормативные акты определяют правовой механизм реализации пенсионных прав исключительно для сотрудников таможенных органов и предусматривают возможность зачета соответствующих периодов работы в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов. Однако указанные нормы не применимы при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам уголовно-исполнительной системы.
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших службу в органах уголовно-исполнительной системы, производится на основании специального закона - Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», статьей 18 которого предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), а также иные периоды.
В соответствии со ст. 38 ФЗ от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия. В стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе в льготном исчислении засчитываются периоды прохождения сотрудником службы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 38 ФЗ от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет в числе прочего включаются периоды, замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, а для назначения надбавки за выслугу лет - периоды, определенные Правительством Российской Федерации (в календарном или льготном исчислении).
Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) в уголовно-исполнительной системе для назначения пенсии за выслугу лет и надбавки за выслугу лет, и зачета в стаж службы в уголовно-исполнительной системе периодов, указанных в ст. 38 ФЗ от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, установлен Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».
В соответствии с п.п.1(4), 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным со службы с 01 августа 2018 года, в календарном исчислении засчитываются периоды замещения должностей в таможенных органах Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий. Зачет указанных периодов в льготном исчислении не предусмотрен.
Таким образом, предусмотренные законом основания для включения Грякалову В.В. оспариваемого периода в стаж службы (выслуги лет) для назначения пенсии в льготном исчислении, отсутствуют.
При этом ссылка истца на правовую позицию, изложенную в постановлении Правительства Российской Федерации от 02 февраля 1998 года № 103, применительно к данному делу правового значения не имеет, поскольку Правительство Российской Федерации 02 февраля 1998 года утвердило данным постановлением Положение об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, к категории которых Грякалов В.В., уволившийся со службы в органах исполнения наказания, отнесен быть не может.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Грякалова В.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области о зачете в выслугу лет периода службы в льготном исчислении, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 14 января 2022 года.
Судья Яремчук Е.В.