Решение по делу № 2а-2621/2021 от 25.05.2021

КОПИЯ

Дело № 2а-2621/2021

...

Решение

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года                      г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи                    Дульзона Е.И.,

при секретаре                             Тихоновой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кобец Сергея Николаевича к начальнику ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области Мартынову А.Е., ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании действий незаконными,

у с т а н о в и л:

Кобец С.Н. обратился в суд с административным иском к начальнику ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области Мартынову А.Е., ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании действий незаконными.

В обоснование заявленных требований Кобец С.Н. указал следующее.

Находясь в ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области он лишен возможности получать медицинскую помощь, поскольку администрацией следственного изолятора установлено видеонаблюдение (камеры) в медицинских кабинетах, через которые осуществляется видеонаблюдение за оказанием услуг медицинской помощи пациентам, а также оказание медицинских услуг периодически фиксируется на видеорегистраторы, которые располагаются на нагрудных карманах у сотрудников администрации следственного изолятора. Это приводит к нарушению врачебной ..., его личной ... о состоянии здоровья, неприкосновенности частной жизни.

На основании изложенного административный истец Кобец С.Н. просит признать действия начальника ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области Мартынова А.Е. по осуществлению видеонаблюдения в медицинских кабинетах незаконными.

В судебном заседании административный истец Кобец С.Н. заявленные требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчиков – Воронина Ю.Б. исковые требования не признала, поскольку требования нормативных актов и права Кобец С.Н. нарушены не были. Факт установки видеокамер в медицинских кабинетах следственного изолятора не оспаривала.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца.

При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований у суда не имеется.

    Судом установлено, что Кобец С.Н. содержится в ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области.

Частью 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден приказом Минюста России от 28.12.2017 N 285 (зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2018 N 49980).

Пунктом 33 указанного порядка предусмотрено, что медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается без предварительной записи. В случае необходимости оказания медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осужденный может обратиться к любому сотруднику учреждения УИС, который обязан принять меры для организации оказания ему медицинской помощи.

В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.

Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Приказом Минюста России от 04 сентября 2006 года N 279 утверждено Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы.

Наставление по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставление) в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Европейскими пенитенциарными правилами, утвержденными Рекомендацией Rec (2006) 2 Комитета Министров Совета Европы, а также стандартами Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания устанавливает требования по оборудованию объектов уголовно-исполнительной системы инженерно-техническими средствами охраны и надзора.

Положения указанного Наставления распространяются на следственные изоляторы (помещения, функционирующие в режиме следственных изоляторов) и тюрьмы (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Наставления инженерно-технические средства охраны и надзора применяются с целью создания условий для предупреждения и пресечения побегов, других преступлений и нарушений установленного режима содержания осужденными и лицами, содержащимися под стражей, повышения эффективности надзора за ними и получения необходимой информации об их проведении, а также для обеспечения выполнения других служебных задач, возложенных на учреждения и органы УИС.

Согласно пункту 8 Наставления к техническим средствам охраны и надзора относятся технические средства (видеокамеры) и системы (подсистемы) охранного телевидения.

В соответствии с пунктом 58 Наставления к инженерно-техническими средствами охраны запретной зоны следственных изоляторов (тюрем) относятся видеокамеры.

Согласно пункту 60 Наставления для наблюдения за поведением осужденных и лиц, содержащихся под стражей, устанавливаются видеокамеры в кабинетах медицинской части.

Изображения от видеокамер выводятся на видеоконтрольные устройства в помещениях соответствующих операторов СОТ, ПУТСН (СОТ, ДПНСИ, ДПНТ).

Медицинская часть со стационаром в СИЗО (тюрьмах) размещается в блоке вспомогательных помещений режимного здания или в отдельном здании режимной зоны. Помещения медицинской части оборудуются охранными извещателями, СТС и видеокамерами. Рабочие места женского персонала оборудуются решетчатыми ограждениями.

Таким образом, установление видеокамер (видеонаблюдения) в медицинской части (кабинетах медицинской части) следственного изолятора соответствует приведенным выше техническим нормам и не может быть признано нарушением прав и свобод Кобец С.Н.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, в том числе в своих определениях от 16 февраля 2006 года N 63-О, от 20 марта 2008 г. N 162-О-О, от 19 октября 2010 года N 1393-О-О на то, что применение к лицу, совершившему преступление, наказания в виде лишения свободы, имея целью защиту интересов государства, общества и его членов, предполагает изменение привычного уклада жизни осужденного, его отношений с окружающими и оказание на него определенного морально-психологического воздействия, чем затрагиваются его права и свободы как гражданина и изменяется его статус как личности; в любом случае лицо, совершающее умышленное преступление, должно предполагать, что в результате оно может быть лишено свободы и ограничено в правах и свободах, т.е. такое лицо сознательно обрекает себя и своих близких на ограничения, в том числе в правах на общение с членами семьи, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную ФИО11

Таким образом, право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, что вытекает из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и закрепление указанного права оспариваемыми нормами преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.

Кроме того, Кобец С.Н. не приведено каких-либо убедительных доводов и доказательств, свидетельствующих о нарушении врачебной ФИО12, его личной ФИО13 о состоянии здоровья, неприкосновенности частной жизни.

Вопреки доводам Кобец С.Н. судом не установлены нарушения ответчиками требований законов или иных нормативных правовых актов.

Нарушений административными ответчиками прав, свобод и законных интересов административного истца Кобец С.Н. суд также не усматривает.

Таким образом, совокупность условий, необходимая для удовлетворения административных исковых требований Кобец С.Н., судом не установлена, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

Административное исковое заявление Кобец С.Н. к начальнику ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области Мартынову А.Е., ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Новосибирской области о признании действий незаконными – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд через Дзержинский районный суд г. Новосибирска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 27.12.2021.

Судья                 (подпись)            Е.И. Дульзон

Верно

Судья                                    Е.И. Дульзон

Помощник судьи                            С.Н. Казаченко

Подлинник документа находится в административном деле № 2а-2621/2021 Дзержинского районного суда г. Новосибирска.

2а-2621/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Кобец Сергей Николаевич
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области
Начальник ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Новосибирской области Мартынов А.Е.
Суд
Дзержинский районный суд г. Новосибирск
Судья
Дульзон Евгений Иосифович
Дело на странице суда
dzerzhinsky.nsk.sudrf.ru
25.05.2021Регистрация административного искового заявления
25.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.08.2021Предварительное судебное заседание
05.10.2021Предварительное судебное заседание
19.10.2021Предварительное судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее