Дело № 2а-308/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2018 года г. Усть-Джегута
Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Айбазовой И.Ю.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления,
УСТАНОВИЛ:
Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор КЧР обратился в суд с административным иском к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления.
Иск обоснован тем, что Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР при осуществлении функций по надзору за исполнением на территории Карачаево-Черкесской Республики требований законодательства в сфере охраны окружающей среды с участием специалиста Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления на территории Усть-Джегутинского муниципального района в непосредственной близости от автодороги, ведущей в сторону аула Сары-Тюз слева. Так, на земельных участках расположенных на расстоянии 1.4 км. От ФАД Черкесск-Домбай в непосредственной близости от автодороги ведущей в аул Сары-Тюз слева, и в 100 метрах на юго-восток вверх от автодороги, на открытой площадке на возвышенности размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. На данных земельных участках беспорядочно навалом размещены отходы I-V классов опасности: отходы бумаги и картона, бой стеклянных бутылок, пищевые отходы, полиэтиленовые пустые бутылки и отходы полиэтилена, строительные отходы, бой кирпича, отходы бетона, люминесцентные лампы, потерявшие свои потребительские свойства (сгоревшие лампы дневного освещения), тара от отработанных аккумуляторных батарей, древесные отходы, отходы оргтехники (разбитые телевизоры, магнитолы, компьютеры), пришедшая в негодность домашняя мебель, отходы жизнедеятельности домашних животных, шкуры домашнего скота, трупы домашних животных и т.д. Координаты земельного участка, расположенного вдоль автомобильной дороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз: 43°55"17.92"С, 41°54"16.05"В. Координаты земельного участка, расположенного в 100 метрах на юго-восток вверх от автомобильной дороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз на возвышенности, на котором размещены отходы: 43°55"25.14"С, 41°54"18.22"В. Земельный участок, на котором расположена вышеуказанная свалка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, правообладатель земельного участка отсутствует. Распоряжение данным земельным участком осуществляется администрацией Усть-Джегутинского муниципального района КЧР согласно требованиям ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Администрацией Усть-Джегутинского муниципального района данный земельный участок в собственность, либо во временное пользование субъектам гражданских правоотношений не передавался. Вышеуказанный земельный участок является территорией общего пользования, определить правообладателей отходов невозможно. Большое количество мусора указывает на то, что свалка образовывалась на протяжении длительного времени. Проверка показала, что утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся на территории Сары-тюзского сельского поселения, должным образом не организованы. Поскольку в составе мусора выявлено наличие материалов, не способных к природному саморазложению на протяжении длительного времени, то его несанкционированная свалка ведет к безусловному ухудшению качества земель - одного из компонентов природной среды. Кроме того, в результате разложения мусора в почву попадают вредные химические и биологические соединения, что свидетельствует о негативном воздействии на окружающую среду. Нахождение на данном земельном участке свалки отходов производства и потребления, кроме загрязнения почвы создает угрозу загрязнения подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, что в свою очередь нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельных участках, расположенных; на расстоянии 1,4 км. от ФАД Черкесск-Домбай в непосредственной близости от автодороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз слева с координатами 43°55"17.92"С, 41°54"16.05"В, и в 100 м. на юго-восток вверх от автомобильной дороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз на возвышенности с координатами 43°55"25.14"С, 41°54"18.22"В, и возложить на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки.
Карачаево-Черкесский межрайонный природоохранный прокурор КЧР заявление поддерживает, просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик администрация Усть-Джегутинского муниципального района просила рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исходя из ч. 1 ст. 292 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований).
В соответствии с ч.3 ст.292 КАС РФ, упрощенный (письменный) порядок производства по административному делу может быть применен, если административный ответчик не возражает против рассмотрения административного дела в таком порядке.
Согласно ч. 1 ст. 293 КАС РФ, решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, принимается с учетом правил, установленных главой 15 настоящего Кодекса и соответствующих существу упрощенного (письменного) производства.
Судом установлено, что Карачаево-Черкесской межрайонной природоохранной прокуратурой КЧР с участием специалиста Управления охраны окружающей среды и водных ресурсов Карачаево-Черкесской Республики выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления на территории Усть-Джегутинского муниципального района в непосредственной близости от автодороги, ведущей в сторону аула Сары-Тюз слева.
Так, на земельных участках расположенных на расстоянии 1.4 км. от ФАД Черкесск-Домбай в непосредственной близости от автодороги ведущей в аул Сары-Тюз слева, и в 100 метрах на юго-восток вверх от автодороги, на открытой площадке на возвышенности размещены несанкционированные свалки отходов производства и потребления.
На данных земельных участках беспорядочно навалом размещены отходы I-V классов опасности: отходы бумаги и картона, бой стеклянных бутылок, пищевые отходы, полиэтиленовые пустые бутылки и отходы полиэтилена, строительные отходы, бой кирпича, отходы бетона, люминесцентные лампы, потерявшие свои потребительские свойства (сгоревшие лампы дневного освещения), тара от отработанных аккумуляторных батарей, древесные отходы, отходы оргтехники (разбитые телевизоры, магнитолы, компьютеры), пришедшая в негодность домашняя мебель, отходы жизнедеятельности домашних животных, шкуры домашнего скота, трупы домашних животных и т.д.
Координаты земельного участка, расположенного вдоль автомобильной дороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз: 43°55"17.92"С, 41°54"16.05"В. Координаты земельного участка, расположенного в 100 метрах на юго-восток вверх от автомобильной дороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз на возвышенности, на котором размещены отходы: 43°55"25.14"С, 41°54"18.22"В.
Земельный участок, на котором расположена вышеуказанная свалка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, правообладатель земельного участка отсутствует. Распоряжение данным земельным участком осуществляется администрацией Усть-Джегутинского муниципального района КЧР согласно требованиям ч. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В соответствии ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц. Созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 2 Закона КЧР от 09.11.2015 № 76-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Карачаево-Черкесской Республике» дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросам местного значения сельского поселения с 01.01.2016 участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов закреплено за сельскими поселениями.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях и обязательность их участия в деятельности по охране окружающей среды являются основными принципами охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
Частью 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено использование земель в Российской Федерации в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу требований ст.ст. 13 и 42 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенном использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, а также не допускать деградацию и ухудшение плодородия почв; проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно требованиям ч. 1 и ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Сброс отходов производства и потребления на почву, размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека запрещаются.
В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1376-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 № 126) не допускается образование свалок бытового и крупногабаритного мусора на дворовых территориях, открытых участках территории населенных пунктов и участках открытой природы, прилегающих к населенным пунктам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Согласно п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Санитарные правила СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) в целях снижения неблагоприятного воздействия отходов производства и потребления на здоровье населения и среду обитания человека предусматривают определенные требования к местам временного складирования отходов, в том числе наличие искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия.
В силу требований главы V.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов должны осуществлять региональные операторы, отобранные на конкурсной основе в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881, на основании соглашений, заключенных с собственниками в отношении твердых коммунальных отходов. Однако в настоящее время в Карачаево-Черкесской Республике региональный оператор не выбран.
При этом изменения, внесенные в Федерального закона от 24.06.1998 № 89- ФЗ «Об отходах производства и потребления», не освободили муниципальные образования районов от исполнения полномочий в сфере обращения с отходами полностью, закрепив за ними полномочия по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Таким образом, отсутствие должным образом организованных утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов не территории Сары-Тюзского сельского поселения, не проведение мероприятий по охране окружающей среды от негативного воздействия, вызванного несанкционированным размещением отходов, приводят к захламлению земель Усть-Джегутинского муниципального района отходами производства и потребления, что оказывает негативное воздействие на качество земель района и окружающей среды в целом, нарушает предусмотренное ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» право граждан - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
При таких обстоятельствах, судом установлено, что администрацией Усть-Джегутинского муниципального района не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления.
Данные действия администрации Усть-Джегутинского муниципального района нарушают право граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд, исходя из приоритета обеспечения безопасности граждан, жителей Усть-Джегутинского муниципального района считает требования прокурора правильными, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь статьями 14, 175-180, 292 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Карачаево-Черкесского межрайонного природоохранного прокурора КЧР к администрации Усть-Джегутинского муниципального района о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Усть-Джегутинского муниципального района в части непринятия мер к ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, находящейся на земельных участках, расположенных; на расстоянии 1,4 км. от ФАД Черкесск-Домбай в непосредственной близости от автодороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз слева с координатами 43°55"17.92"С, 41°54"16.05"В, и в 100 м. на юго-восток вверх от автомобильной дороги, ведущей в сторону а. Сары-Тюз на возвышенности с координатами 43°55"25.14"С, 41°54"18.22"В.
Возложить на администрацию Усть-Джегутинского муниципального района обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать вышеуказанные несанкционированные свалки.
В течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему административному делу административный ответчик должен сообщить в суд, и прокурору об исполнении решения суда.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения с подачей жалобы через Усть-Джегутинский районный суд Карачаево-Черкесской Республики.
Председательствующий - судья И.Ю. Айбазова