РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ село Яльчики
Яльчикский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Филиппова А.В., при секретаре судебного заседания Петровой С.П., рассмотрев гражданское дело по иску Карсаковой К.П. к Кильдюшевскому сельскому поселению Яльчикского района Чувашской Республики о признании недействительным постановления и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Карсакова К.П. обратилась в суд с иском к Кильдюшевскому сельскому поселению Яльчикского района Чувашской Республики о признании недействительным постановления и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, мотивируя тем, что она является вдовой погибшего военнослужащего, который являлся по день смерти инвалидом третьей группы бессрочно. Истица имеет жилой дом, находящийся по адресу: ..., принадлежащий ей на праве собственности. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ ее дом признан пригодным для постоянного проживания. ДД.ММ.ГГ главой Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района ЧР вынесено постановление об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно техническому паспорту износ жилого дома, ДД.ММ.ГГ года постройки, пристрой ДД.ММ.ГГ года составляет 40 %. С вынесенным постановлением главы истица не согласна по следующим основаниям. Стены жилого дома бревенчатые и обшиты кирпичом. Фундамент дома бутовый ленточный, обшит кирпичем. Под деревянными стенами фундамент на деревянных стульях и подвержены гниению. Двери плотно не закрываются. Окна в углах расшатаны. Стены пристроя состоят из каркасно-засыпанных материалов. В качестве стен использовались списанные вагонные доски. В качестве утеплителя стен пристроя использована земляная засыпка. Дом обшит кирпичной кладкой только с трех сторон. Просит постановление главы Кильдюшевского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГ отменить и обязать Кильдюшевское сельское поселение поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истица Карсакова К.П., надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания, на судебное разбирательство не явилась. В своем заявлении просит рассмотреть дело без её участия.
Представитель истицы Воробьев А.В. заявленные требования поддержал и суду пояснил, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Однако ответчиком в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении отказано. Жилой дом № по ..., ДД.ММ.ГГ года постройки, с пристроем ДД.ММ.ГГ года постройки принадлежит истице на праве собственности. Данный дом не отвечает требованиям благоустроенности, не пригоден для проживания вследствие износа. Согласно заключению судебно-строительной экспертизы от ДД.ММ.ГГ величина физического износа жилого дома составляет ... % и отнесен к непригодным для постоянного проживания. Просит удовлетворить требования.
Ответчик в лице главы Кильдюшевского сельского поселения Кошкина Л.А. удовлетворении иска истицы оставил на усмотрение суда, указывая вместе с тем, что заключение экспертизы подтверждает о не пригодности жилого дома истицы для постоянного проживания в силу ветхости.
Третьи лица - отдел социальной защиты населения администрации Яльчикского района ЧР, Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, считает возможным рассмотреть данное дело при имеющейся явке по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения представителей сторон и исследовав следующие письменные доказательства, содержащие сведения о фактах, на основании которых установил наличие обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд приходит к следующему.
Изучив материалы настоящего гражданского дела и учетного дела, выслушав объяснения сторон, суд приходит к следующему.
С введением с 01 марта 2005 года в действие Жилищного кодекса РФ, решение вопроса о постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущего либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан; наличием нуждаемости в жилом помещении \ст.49 ЖК РФ\.
Как следует из фактических обстоятельств данного спора, свое право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, истица Карсакова К.П. связывает с наличием у нее статуса вдовы участника Великой Отечественной войны.
В целях реализации названного права истица обратилась в администрацию Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Как установлено судом ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и имел право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах».
Из справки отдела военного комиссариата Чувашской Республики по Комсомольскому и Яльчикскому районам от ДД.ММ.ГГ № следует, что ФИО, ДД.ММ.ГГ года рождения, являлся участником ВОВ и принимал участие в качестве военнослужащего, не проходившего военную службу в действующей армии, проходил военную службу в период Великой Отечественной войны в воинской части № учеб.стр.полк не входившая в состав действующей армии в период ВОВ, относящейся к МО с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ /л.д.21/. ФИО умер ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии № /л.д.19/.
Подпункт 1 п. 1 ст.2 Федерального закона «О ветеранах» называет перечень военнослужащих, которых относит к участникам Великой Отечественной войны. Военнослужащие, в том числе уволенные в запас \отставку\, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 03 сентября 1945 года не менее шести месяцев названы в подпункте «з» данного перечня.
Действовавшее до 01 января 2005 года нормативно-правовое регулирование и основанная на нем правоприменительная практика приравнивали участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» мер социальной защиты.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О ветеранах» система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки.
Содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона «О ветеранах» в новой редакции сохранили существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных подп.1 п.1 ст.2 Закона. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин \кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий\, мер социальной поддержки инвалидов войны. Более того, в п.2 ст.15 в новой редакции в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, называются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подп.1 п.1 ст.2 Закона.
Как следует из положений ст.ст.27, 28 Федерального закона «О ветеранах», реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленной для каждой категории ветеранов.
ФИО как инвалид Великой Отечественной войны при жизни имел право на льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах», о чем свидетельствует выписка из акта освидетельствования в учреждении государственной службы медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГ об установлении ему третьей группы инвалидности по общему заболеванию, бессрочно /л.д.22/.
Согласно удостоверению, выданному ДД.ММ.ГГ отделом социальной защиты населения Яльчикского района Чувашской Республики, Карсакова К.П. имеет право на льготы и преимущества, установленные ст.21 Федерального закона «О ветеранах», что соответствует категории и статусу вдовы участника войны /л.д.12/.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» нетрудоспособному, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, члену семьи погибшего \умершего\ инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, состоявшему на иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца \имеющему право на ее получение\ в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших \умерших\ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших \умерших\ инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч.4 ст.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений», право на получение жилого помещения по договору социального найма имеют граждане, указанные в ст.14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признанные нуждающимися в жилищных условиях.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РФ, ч.1 ст.3 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» гражданами, нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма, также признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В силу ч.ч.1-4 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев; состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего Кодекса категории граждан; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом, истица зарегистрирована и проживает в принадлежащей ей на праве собственности в жилом доме № по ... /л.д.4/.
Истица Карсакова К.П. согласно свидетельства о заключении брака состояла в браке с ФИО с ДД.ММ.ГГ.
Согласно технического паспорта на жилой ... года постройки по состоянию на ДД.ММ.ГГ, общая площадь указанного жилого дома составляет ... кв. м., жилая ... кв. м. /л.д.5-11/. Общий износ жилого дома составляет ... %.
По свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ жилой дом, находящийся по адресу: ... на праве собственности принадлежит Карсаковой К.П., рождения ДД.ММ.ГГ /л.д.13/.
Постановлением главы Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № Карсаковой К.П. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении со ссылкой на п.2 ч.1 ст.13 «Закона ЧР от 17.10.2005 года №42 «О регулировании жилищных отношений» /л.д.14/.
Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ, основанном на акте обследования помещения, жилого дома, расположенный в ... признан пригодным для проживания /л.д.15-16, 17-18/. Бревенчатое здание и каркасно-засыпной пристрой обшиты кирпичом, ДД.ММ.ГГ постройки. Комиссией дана оценка технического состояния строительных конструкций жилого дома; при принятии решения о проценте износа дома /40 процентов/ члены комиссии ориентировались также данными технического паспорта.
Согласно ч.4 ст.15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с п.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодным \непригодным\ для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодным \непригодным\ для проживания граждан.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности следствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей; при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется фактическое состояние, при этом приводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения \пункты 33, 34 Положения\.
Согласно пунктов 2.2, 2.4 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Минкоммунхоза РСФСР от 05 ноября 1985 года №529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома и дома со стенами из местных материалов с физическим износом свыше 65 процентов; к непригодным для постоянного проживания жилым помещениям следует относить помещения в жилых домах, признанных непригодными для проживания.
Как следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГ величина физического износа жилого дома № по ... на момент производства экспертизы составляет 65 %. Дом является непригодным для проживания, вследствие деформаций несущих конструкций, значительной степени биологических повреждений деревянных конструкций, значительной степени биологических повреждений деревянных конструкций и значительного общего физического износа.
Полномочия экспертного учреждения подтверждены свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Заключение эксперта суд находит аргументированным и объективным, не вызывающим сомнения. Из представленных суду документов следует, что эксперт имел достаточную квалификацию для производства строительно-технической экспертизы и дачи заключения; экспертиза проведена с использованием специального оборудования и технических средств.
Таким образом, принадлежащий Карсаковой К.П. жилой дом №, расположенный по ... является непригодным для проживания. Указанный межведомственной комиссией в заключении процент ветхости дома истицы значительно ниже, чем установлен экспертом. В то же время, в связи с физическим износом в процессе эксплуатации дома в целом, приведшего к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций, межведомственная комиссия признала целесообразным проведение текущего ремонта. Выводы межведомственной комиссии о пригодности жилого дома истицы для постоянного проживания, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В заключении эксперта имеются фотокопии жилого дома, которые свидетельствуют о том, что дом не отвечает установленным для жилых помещений требованиям; осмотром помещения установлено, что фундамент, стены, полы, балки подвального перекрытия, оконные и дверные проемы поражены гнилью, сильное поражение гнилью нижней и верхней части сруба, балок чердачного перекрытия, трещины в кирпичной кладке облицовочного слоя наружных стен дома шириной раскрытия до 11,6 мм в результате неравномерной осадки фундамента, просадка пола местами до 22 мм, уступы и щели между досками пола шириной до 15 мм и т.д..
Учитывая совокупность юридически значимых фактических обстоятельств по делу, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на социальную поддержку, проживает в доме, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, суд приходит к выводу, что у администрации Кильдюшевского сельского поселения имелись все основания для постановки Карсакову К.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. В связи с чем, заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГ о пригодности жилого дома для постоянного проживания и постановление главы Кильдюшевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГ № об отказе в постановке Карсакову К.П. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являются незаконными.
Руководствуясь ст. ст. 173 ч.3, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Карсаковой К.П. к Кильдюшевскому сельскому поселению Яльчикского района Чувашской Республики о признании недействительным постановления и о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, удовлетворить.
Постановление главы Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГ № об отказе Карсаковой К.П. в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отменить.
Возложить на администрацию Кильдюшевского сельского поселения Яльчикского района Чувашской Республики обязанность принять на учет Карсакову К.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, в качестве нуждающейся в жилом помещении и признать за ней право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи жалобы через Яльчикский районный суд Чувашской Республики.
Судья :А.В.Филиппов
...