Решение по делу № 21-268/2022 от 25.02.2022

Судья Никулина Л.Н.

Дело № 7-494/2022 / 21-268/2022

УИД 59RS0013-01-2021-000642-66

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 марта 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Толстова Тараса Викторовича на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13.01.2022, постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Толстова Тараса Викторовича,

у с т а н о в и л а:

постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.08.2021 №02-05/81-21, оставленным без изменения решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13.01.2022, индивидуальный предприниматель Толстов Т.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, Толстов Т.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу актов как незаконных и необоснованных.

В рассмотрении жалобы в краевом суде Толстов Т.В., извещенный надлежащим образом, участие не принимал, ходатайств не заявлял.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В силу ч.ч. 1, 8 ст.29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным кодексом.

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1132, далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).

Часть 1 ст.8.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Из разъяснений, сформулированных в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.99 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, согласно договору аренды лесного участка от 17.12.2008 №**, заключенному между Агентством по природопользованию Пермского края (в дальнейшем Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) и ИП Толстовым Т.В., последнему для заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 829 га местоположением: ****. Договор аренды лесного участка от 17.12.2008 ** расторгнут решением Арбитражного суда Пермского края от 08.09.2020 № А50-13471/2020, вступившим в законную силу 11.12.2020.

В период с 06.03.2019 по 05.03.2020 согласно лесной декларации от 05.03.2019 № 0183/1 ИП Толстов Т.В осуществлял заготовку древесины способом сплошных рубок на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества (площадь лесосеки – 7,2 га); объем вырубаемой древесины предусмотрен следующий: ель – 522 куб.м, пихта – 314 куб.м, береза 97 куб.м, липа – 117 куб. м, - всего 1050 куб.м).

10.11.2020 и.о. лесничего Б1. составлен акт о лесонарушении №17, согласно которому выявлено на названном выше лесном участке лесонарушение, выразившееся в рубке с превышением задекларированного объема древесины, согласно примечанию к которому объем вырубленных деревьев породы «ель» составил 995,89 куб.м (превышение на 473,89 куб.м).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Толстова Т.В. как индивидуального предпринимателя протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда правомерно исходил из того, что факт незаконной вырубки деревьев зафиксирован и установлен при производстве по делу об административном правонарушении; действия Толстова Т.В. правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и судье районного суда прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вина Толстова Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; договором аренды лесного участка от 17.12.2008 № **; лесной декларацией № 0183/1 от 05.03.2019; актом о лесонарушении от 10.11.2020, примечанием к нему; расчетом ущерба за незаконную рубку в лесах ****; расчетом ликвидной кубомассы вырубленной древесины (по итогам перечета 02.11.2020), протоколом осмотра места происшествия от 02.11.2020, составленным оперуполномоченным ОП (дислокация с. Большая Соснова) МО МВД России «Очерский» С. с участием и.о. лесничего Б1., инженера ОЗД У., мастера леса К., следователя А., актом приема-передачи лесного участка от 02.11.2020, подписанного представителем Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ИП Толстовым Т.В. и заместителем руководителя, директором Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», в котором имеется указание на то, что в период использования лесного участка для заготовки древесины выявлены нарушения лесного законодательства (вопреки доводам заявителя), и другими имеющимися в деле доказательствами.

Как следует из расчета представленного расчета ликвидной кубомассы вырубленной древесины, при расчете объема вырубленной древесины учитывался объем деревьев по количеству пней 847, что соответствует протоколу осмотра от 02.11.2020, в котором указано, что при производстве сплошного пересчета пней деревьев на лесной делянке осмотрено 847 единиц (в части породы «ель»), а также приведены сведения об их диаметре.

То обстоятельство, что при осмотре 02.11.2020 не выявлено нарушений границ разрабатываемой лесной делянки, завизирной рубки, на квалификацию вмененного административного правонарушения не влияет, поскольку заявитель жалобы привлечен к административной ответственности за незаконную рубку, выразившуюся в превышении задекларированного объема древесины породы «ель».

Часть 4 статьи 29 Лесного Кодекса Российской Федерации запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Согласно п.9 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Исходя из п.5 Правил заготовка древесины арендаторами лесных участков должна осуществляться не только в соответствии с проектом освоения лесов, но и в соответствии с лесной декларацией.

Таким образом, рубка лесных насаждений с объемом вырубленной древесины по породам, превышающим задекларированный (значит, разрешенный), является незаконной, так как у ИП Толстова Т.В. фактически отсутствовали законные основания для вырубки деревьев определенной породы в количестве большем, чем заявлено в лесной декларации.

При этом следует отметить, что ИП Толстов Т.В., осуществляя сплошную рубку спелых и перестойных лесных насаждений (согласно приложению к лесной декларации), как арендатор лесного участка несет ответственность по охране, отводу в рубку, таксации лесосек и контролю за осуществлением работ на отведенных в рубку лесных участков. Незаконной признается рубка лесных насаждений, в том числе, с нарушением объема заготовки, для квалификации действий по ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ является достаточным то обстоятельство, что на арендуемой лесосеке выявлен факт рубки деревьев породы «ель» с превышением объема заготовки, указанных в лесной декларации.

В соответствии ч.3 ст.17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Таким образом, доводы, направленные на то, что на делянке вырубались деревья с учетом предполагаемой сплошной рубки (рубка всех деревьев без исключения с оставлением подроста), не соответствуют приведенному понятию.

Относительно доводов о том, что фактически рубка осуществлялась Б2., которому ИП Толстов Т.В. передал права арендатора лесного участка на основании договора переуступки от 07.11.2018, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку договором аренды лесного участка от 17.12.2008 № ** предусмотрена возможность передачи прав и обязанностей по настоящему договору другим лицам только с согласия арендодателя (п. 18.4 договора). Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.09.2020 № А50-13471/2020 с ИП Толстова Т.В. в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края взыскана задолженность по данному договору за период с мая 2018 года по март 2020 года, указанный договор расторгнут. В названном решении также содержится вывод о том, что переуступка права аренды лесного участка Б2. была произведена Толстовым Т.В. в нарушение п. 18.4 договора аренды. Законность и обоснованность указанного решения подтверждена постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 № 17АП-13195/2020-ГК.

Подача лесной декларации № 0183/1 от 06.03.2019 Б2. не ставит под сомнение законность и обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Толстова Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 8.28 КоАП РФ. Декларация подана от имени ИП Толстова Т.В. Б2. на основании доверенности от 11.02.2019. Данному обстоятельству судьей районного суда дана надлежащая оценка.

Кроме того, указанные решение Арбитражного суда Пермского края, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, подписанный 02.11.2020 акт приема-передачи лесного участка, подписанный Толстовым И.П. свидетельствуют о том, что лесопользователем в отношении делянки ** выдела ** в квартале ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества являлся именно ИП Толстов Т.В., которому следовало принимать все меры, препятствующие осуществлению противоправной вырубки лесных насаждений на арендованном им лесном участке, а также осуществлять контроль за действиями лиц, производящими рубку на задекларированном лесном участке.

В данном случае Толстов Т.В. не представил доказательств невозможности выполнения требований действующего законодательства при осуществлении рубки, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области лесного законодательства.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административное наказание Толстову Т.В. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.28 КоАП РФ для должностных лиц, к которым применительно к данной норме ст.2.4 КоАП РФ, примечанием к ней отнесены лица. осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Доводы о том, что 20.07.2020 Толстов Т.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не влечет назначение ему административного наказания как гражданину, поскольку правонарушение совершено им в рамках осуществления предпринимательской деятельности, в рамках действия договора аренды лесного участка, заключенного Толстовым Т.В. как индивидуальным предпринимателем. Кроме того, согласно лесной декларации от 05.03.2019 № 0183/1 период лесозаготовительных работ на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества установлен с 06.03.2019 по 05.03.2020, то есть в период, когда Толстов Т.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Постановление о привлечении Толстова Т.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

По своему характеру допущенное правонарушение является длящимся, что не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в судебных актах (например, постановления от 02.08.2021 № 4-АД21-17-К1, от 18.01.2019 № 44-АД18-23).

Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае вопреки доводам жалобы незаконная рубка, выразившаяся в превышении разрешенного объема вырубленной древесины породы «ель», выявлена не в ходе осмотра места рубки в соответствии с графиком осмотра лесосек, а в ходе проведенных позднее контрольных мероприятий, в том числе по результатам сплошного перечета пней от 02.11.2020.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Толстова Т.В. допущено не было.

Доводы о том, что вынесенное 27.12.2021 начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края определение (л.д. 215 т.1) об исправлении описки (опечатки) не было получено Толстовым Т.В., на законность постановления не влияют, в том числе, с учетом устранения в резолютивной части данного акта описки в номере делянки (ошибочно указана делянка ** в выделе ** квартала **) при том, что место совершения правонарушения правильно установлено как в протоколе об административном правонарушении, так и по тексту постановления, то есть все имеющие значение обстоятельства по делу установлены, дополнительное указание на существо нарушения в резолютивной части постановления в этом случае не требуется.

Не принимается довод Толстова Т.В. о подведомственности рассмотрения его жалобы арбитражному суду, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.28 КоАП РФ, образует нарушение правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Наличие у субъекта ответственности статуса юридического лица, осуществление им предпринимательской деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения дела с его участием к подведомственности арбитражного суда.

В жалобе не приводится доводов, которые могли бы повлиять на законность принятых по делу в отношении Толстова Т.В. актов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения как постановления должностного лица, так и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.08.2021, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13.01.2021 оставить без изменения, жалобу Толстова Тараса Викторовича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

Судья Никулина Л.Н.

Дело № 7-494/2022 / 21-268/2022

УИД 59RS0013-01-2021-000642-66

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 29 марта 2022 года

Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев жалобу Толстова Тараса Викторовича на решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13.01.2022, постановление исполняющего обязанности начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя Толстова Тараса Викторовича,

у с т а н о в и л а:

постановлением и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.08.2021 №02-05/81-21, оставленным без изменения решением судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13.01.2022, индивидуальный предприниматель Толстов Т.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд, Толстов Т.В. ставит вопрос об отмене принятых по делу актов как незаконных и необоснованных.

В рассмотрении жалобы в краевом суде Толстов Т.В., извещенный надлежащим образом, участие не принимал, ходатайств не заявлял.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В силу ч.ч. 1, 8 ст.29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено названным кодексом.

Пунктом 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 01.01.2021 в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1132, далее - Правила заготовки древесины), заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением указанных в данной норме случаев).

Часть 1 ст.8.28 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Из разъяснений, сформулированных в п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», следует, что незаконной является рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.99 Лесного кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, согласно договору аренды лесного участка от 17.12.2008 №**, заключенному между Агентством по природопользованию Пермского края (в дальнейшем Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края) и ИП Толстовым Т.В., последнему для заготовки древесины предоставлен в аренду лесной участок площадью 829 га местоположением: ****. Договор аренды лесного участка от 17.12.2008 ** расторгнут решением Арбитражного суда Пермского края от 08.09.2020 № А50-13471/2020, вступившим в законную силу 11.12.2020.

В период с 06.03.2019 по 05.03.2020 согласно лесной декларации от 05.03.2019 № 0183/1 ИП Толстов Т.В осуществлял заготовку древесины способом сплошных рубок на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества (площадь лесосеки – 7,2 га); объем вырубаемой древесины предусмотрен следующий: ель – 522 куб.м, пихта – 314 куб.м, береза 97 куб.м, липа – 117 куб. м, - всего 1050 куб.м).

10.11.2020 и.о. лесничего Б1. составлен акт о лесонарушении №17, согласно которому выявлено на названном выше лесном участке лесонарушение, выразившееся в рубке с превышением задекларированного объема древесины, согласно примечанию к которому объем вырубленных деревьев породы «ель» составил 995,89 куб.м (превышение на 473,89 куб.м).

Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении Толстова Т.В. как индивидуального предпринимателя протокола об административном правонарушении по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья районного суда правомерно исходил из того, что факт незаконной вырубки деревьев зафиксирован и установлен при производстве по делу об административном правонарушении; действия Толстова Т.В. правильно квалифицированы по ч.1 ст.8.28 КоАП РФ.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволили должностному лицу административного органа и судье районного суда прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Вина Толстова Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, подтверждается представленными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении; договором аренды лесного участка от 17.12.2008 № **; лесной декларацией № 0183/1 от 05.03.2019; актом о лесонарушении от 10.11.2020, примечанием к нему; расчетом ущерба за незаконную рубку в лесах ****; расчетом ликвидной кубомассы вырубленной древесины (по итогам перечета 02.11.2020), протоколом осмотра места происшествия от 02.11.2020, составленным оперуполномоченным ОП (дислокация с. Большая Соснова) МО МВД России «Очерский» С. с участием и.о. лесничего Б1., инженера ОЗД У., мастера леса К., следователя А., актом приема-передачи лесного участка от 02.11.2020, подписанного представителем Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, ИП Толстовым Т.В. и заместителем руководителя, директором Очерского лесничества ГКУ «Управление лесничествами Пермского края», в котором имеется указание на то, что в период использования лесного участка для заготовки древесины выявлены нарушения лесного законодательства (вопреки доводам заявителя), и другими имеющимися в деле доказательствами.

Как следует из расчета представленного расчета ликвидной кубомассы вырубленной древесины, при расчете объема вырубленной древесины учитывался объем деревьев по количеству пней 847, что соответствует протоколу осмотра от 02.11.2020, в котором указано, что при производстве сплошного пересчета пней деревьев на лесной делянке осмотрено 847 единиц (в части породы «ель»), а также приведены сведения об их диаметре.

То обстоятельство, что при осмотре 02.11.2020 не выявлено нарушений границ разрабатываемой лесной делянки, завизирной рубки, на квалификацию вмененного административного правонарушения не влияет, поскольку заявитель жалобы привлечен к административной ответственности за незаконную рубку, выразившуюся в превышении задекларированного объема древесины породы «ель».

Часть 4 статьи 29 Лесного Кодекса Российской Федерации запрещает заготовку древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины).

Согласно п.9 Правил заготовки древесины заготовка древесины осуществляется в пределах расчетной лесосеки лесничества, лесопарка по видам целевого назначения лесов, хозяйствам и преобладающим породам.

Исходя из п.5 Правил заготовка древесины арендаторами лесных участков должна осуществляться не только в соответствии с проектом освоения лесов, но и в соответствии с лесной декларацией.

Таким образом, рубка лесных насаждений с объемом вырубленной древесины по породам, превышающим задекларированный (значит, разрешенный), является незаконной, так как у ИП Толстова Т.В. фактически отсутствовали законные основания для вырубки деревьев определенной породы в количестве большем, чем заявлено в лесной декларации.

При этом следует отметить, что ИП Толстов Т.В., осуществляя сплошную рубку спелых и перестойных лесных насаждений (согласно приложению к лесной декларации), как арендатор лесного участка несет ответственность по охране, отводу в рубку, таксации лесосек и контролю за осуществлением работ на отведенных в рубку лесных участков. Незаконной признается рубка лесных насаждений, в том числе, с нарушением объема заготовки, для квалификации действий по ч.1 ст. 8.28 КоАП РФ является достаточным то обстоятельство, что на арендуемой лесосеке выявлен факт рубки деревьев породы «ель» с превышением объема заготовки, указанных в лесной декларации.

В соответствии ч.3 ст.17 Лесного кодекса Российской Федерации сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников.

Таким образом, доводы, направленные на то, что на делянке вырубались деревья с учетом предполагаемой сплошной рубки (рубка всех деревьев без исключения с оставлением подроста), не соответствуют приведенному понятию.

Относительно доводов о том, что фактически рубка осуществлялась Б2., которому ИП Толстов Т.В. передал права арендатора лесного участка на основании договора переуступки от 07.11.2018, то они не могут быть приняты во внимание, поскольку договором аренды лесного участка от 17.12.2008 № ** предусмотрена возможность передачи прав и обязанностей по настоящему договору другим лицам только с согласия арендодателя (п. 18.4 договора). Решением Арбитражного суда Пермского края от 08.09.2020 № А50-13471/2020 с ИП Толстова Т.В. в пользу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края взыскана задолженность по данному договору за период с мая 2018 года по март 2020 года, указанный договор расторгнут. В названном решении также содержится вывод о том, что переуступка права аренды лесного участка Б2. была произведена Толстовым Т.В. в нарушение п. 18.4 договора аренды. Законность и обоснованность указанного решения подтверждена постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 № 17АП-13195/2020-ГК.

Подача лесной декларации № 0183/1 от 06.03.2019 Б2. не ставит под сомнение законность и обоснованность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Толстова Т.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 статьи 8.28 КоАП РФ. Декларация подана от имени ИП Толстова Т.В. Б2. на основании доверенности от 11.02.2019. Данному обстоятельству судьей районного суда дана надлежащая оценка.

Кроме того, указанные решение Арбитражного суда Пермского края, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, подписанный 02.11.2020 акт приема-передачи лесного участка, подписанный Толстовым И.П. свидетельствуют о том, что лесопользователем в отношении делянки ** выдела ** в квартале ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества являлся именно ИП Толстов Т.В., которому следовало принимать все меры, препятствующие осуществлению противоправной вырубки лесных насаждений на арендованном им лесном участке, а также осуществлять контроль за действиями лиц, производящими рубку на задекларированном лесном участке.

В данном случае Толстов Т.В. не представил доказательств невозможности выполнения требований действующего законодательства при осуществлении рубки, а также доказательств принятия достаточных и своевременных мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области лесного законодательства.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Административное наказание Толстову Т.В. назначено в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.28 КоАП РФ для должностных лиц, к которым применительно к данной норме ст.2.4 КоАП РФ, примечанием к ней отнесены лица. осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отвечает принципам соразмерности и справедливости.

Доводы о том, что 20.07.2020 Толстов Т.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не влечет назначение ему административного наказания как гражданину, поскольку правонарушение совершено им в рамках осуществления предпринимательской деятельности, в рамках действия договора аренды лесного участка, заключенного Толстовым Т.В. как индивидуальным предпринимателем. Кроме того, согласно лесной декларации от 05.03.2019 № 0183/1 период лесозаготовительных работ на делянке ** в выделе ** квартала ** Большесосновского участкового лесничества Очерского лесничества установлен с 06.03.2019 по 05.03.2020, то есть в период, когда Толстов Т.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

Постановление о привлечении Толстова Т.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.28 КоАП РФ, вынесено в пределах годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

По своему характеру допущенное правонарушение является длящимся, что не противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации, неоднократно изложенной в судебных актах (например, постановления от 02.08.2021 № 4-АД21-17-К1, от 18.01.2019 № 44-АД18-23).

Согласно ч.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 данной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, выраженной в п.14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В данном случае вопреки доводам жалобы незаконная рубка, выразившаяся в превышении разрешенного объема вырубленной древесины породы «ель», выявлена не в ходе осмотра места рубки в соответствии с графиком осмотра лесосек, а в ходе проведенных позднее контрольных мероприятий, в том числе по результатам сплошного перечета пней от 02.11.2020.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Толстова Т.В. допущено не было.

Доводы о том, что вынесенное 27.12.2021 начальником отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края определение (л.д. 215 т.1) об исправлении описки (опечатки) не было получено Толстовым Т.В., на законность постановления не влияют, в том числе, с учетом устранения в резолютивной части данного акта описки в номере делянки (ошибочно указана делянка ** в выделе ** квартала **) при том, что место совершения правонарушения правильно установлено как в протоколе об административном правонарушении, так и по тексту постановления, то есть все имеющие значение обстоятельства по делу установлены, дополнительное указание на существо нарушения в резолютивной части постановления в этом случае не требуется.

Не принимается довод Толстова Т.В. о подведомственности рассмотрения его жалобы арбитражному суду, поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.28 КоАП РФ, образует нарушение правил, регулирующих общественные отношения по поводу охраны окружающей среды и природопользования. Выполнение лицом требований в области охраны окружающей среды и природопользования не может расцениваться как предпринимательская или иная экономическая деятельность. Наличие у субъекта ответственности статуса юридического лица, осуществление им предпринимательской деятельности сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения дела с его участием к подведомственности арбитражного суда.

В жалобе не приводится доводов, которые могли бы повлиять на законность принятых по делу в отношении Толстова Т.В. актов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения как постановления должностного лица, так и решения судьи районного суда не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л а:

постановление и.о. начальника отдела государственного лесного надзора управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 12.08.2021, решение судьи Большесосновского районного суда Пермского края от 13.01.2021 оставить без изменения, жалобу Толстова Тараса Викторовича - без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья – подпись

21-268/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Толстов Тарас Викторович
Другие
Чмыхун Татьяна Александровна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Филатова Екатерина Сергеевна
Статьи

8.28

Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
25.02.2022Материалы переданы в производство судье
29.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
30.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2022Дело оформлено
11.04.2022Дело передано в экспедицию
29.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее