Дело № 2-1470/2022
42RS0001-01-2021-000266-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Гурьяновой В.И.,
при секретаре Семеновой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
08 декабря 2022 года
гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения - Центр занятости населения города Анжеро-Судженска к Дубровской Карине Владимировне о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженская обратилось в суд с иском к ответчику о взыскании денежных средств. Свои требования мотивировал тем, что 21.04.2020 ответчик обратился к истцу с целью подбора подходящей работы, трудоустройства и регистрации в качестве безработной в электронной форме, посредством заполнения заявления в личном кабинете Информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России». Заявление № подано 21.04.2020. При подаче указанного заявления в электронной форме и получения статуса безработного гражданина, информация о заработной плате и сведения о трудовой деятельности застрахованного лица на портале «Работа в России» отсутствовали.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, Правительством РФ от 8 апреля 2020 N 460 утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными».
В период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, граждане, в целях поиска подходящей работы, обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме.
В соответствии с п.2 Временных правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации.
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ.
При подаче заявления в электронной форме о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы, гражданин подтверждает, что он не относится к категориям граждан, которые не могут быть признаны безработными: работает по трудовым договорам; выполняет оплачиваемую работу или реализует продукцию по договорам; является индивидуальным предпринимателем, нотариусом, адвокатом или самозанятым и др.
При заполнении заявления в электронной форме, гражданин уведомляется, о том, что все указанные им сведения будут проверены, и если окажутся ложными или недостоверными, гражданин может быть привлечен к ответственности, в том числе к уголовной, а также подтверждает, что он предупрежден, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в т.ч. при предоставлении недостоверных сведений) центр занятости вправе взыскать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
Постановка граждан на регистрационный учет с последующим присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения осуществляется в центре занятости населения по месту их постоянной прописки (в заявлении в электронной форме дано пояснение, что в соответствии с Законом о занятости населения, признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина), подтвержденному документом (паспортом) с отметкой о регистрационном учете по месту жительства (в заявлении также дано пояснение, на каких страницах паспорта указывается адрес постоянного места жительства).
На момент обращения Дубровской К.В. в центр занятости населения г.Анжеро-Судженска (подачи заявления в электронной форме) и получения статуса безработного гражданина, информация о заработной плате и сведения о трудовой деятельности застрахованного лица на портале «Работа в России» отсутствовали.
В связи с этим, с Дубровской К.В. связались по телефону и попросили выслать по электронной почте копию трудовой книжки и справку о заработной плате. На основании представленной 28.04.2020 по электронной почте копии трудовой книжки, установлено, что Дубровская К.В. уволена из <...> 31.01.2020 по ст. <...> ТК РФ и в настоящее время место ее пребывания <адрес>.
Дубровская Карина Владимировна признана в качестве безработной с 28.04.2020, с момента предоставления полного пакета документов. Пособие по безработице назначено на период 6 месяцев с 28.04.2020 по 27.10.2020 в размере 15769 рублей.
В связи с введением режима «Повышенная готовность» на территории Кемеровской области – Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», перерегистрация безработных граждан проводилась удаленно, путем опроса безработных граждан по телефону, получения информации, документов или сведений о состоянии занятости от безработных граждан, представленных через личный кабинет интерактивного портала, электронной почте, почтовым отправлением или по телефонам «горячей линии».
При проверке посредством системы межэлектронного взаимодействия (СМЭВ) от 24.09.2020 из Пенсионного фонда РФ получена информация о том, что в мае-июне 2020 у Дубровской имеются периоды трудовой деятельности, о которых она не сообщила в центр занятости населения.
24.09.2020 центром занятости населения был направлен запрос исх. № в <...>», где по сведениям ПФР, работала гр. Дубровская К.В.
06.11.2020 по электронной почте из <...>» пришел ответ на запрос, где сообщалось, что Дубровская К.В. выполняла работы по договору гражданско-правового характера в период с мая по июнь 2020.
Информация о приеме на работу Дубровской К.В. на Единый портал «Работа в России» не поступала.
Дубровская К.В. не сообщила в центр занятости населения о факте ее трудоустройства в <...> в связи с чем она получила пособие по безработице обманным путем за период с 28.04.2020 по 17.08.2020 в сумме 57531,42 рублей.
<дата> Дубровской К.В. было направлено посредством почтовой связи уведомление о необходимости возврата незаконно полученного пособия. Дубровская К.В. незаконно полученные денежные средства в сумме 57531,42 рублей до настоящего времени не возместила.
Принимая во внимание, что Дубровская К.В. не приняла надлежащих мер к возмещению ущерба, причиненного государственной собственности, на основании статей 2, 35 Закона «О занятости населения в РФ», статьи 1064 Гражданского кодекса РФ, статей 3, 28, 131, 132 ГПК РФ.
С учетом уточненных требований просили суд взыскать с ответчика незаконно полученное пособие по безработице в размере 57 531,42 рублей.
В судебном заседании представитель истца Гаевая Л.А., действующая на основании приказа, исковые требования поддержала, просила суд заявленные исковые требования удовлетворить, при этом пояснила, что Дубровская К.В приказом ГКУ ЦЗН от 30.04.2020 была зарегистрирована в качестве безработного гражданина с 28.04.2020 и состояла на учете в качестве такового по 27.10.2020, в связи с чем ей выплачивалось пособие по безработице. Однако впоследствии было установлено, что Дубровская К.В. выполняла работы по договору гражданско-правового характера о возмездном оказании услуг с <...> с 11.04.2020, у нее не имелось права на получение пособия по безработице. Поскольку пособие по безработице ответчиком было получено в отсутствие к тому оснований, денежные средства, выплаченные истцом, подлежат возврату.
В судебном заседании представитель ответчика – Дубровская Г.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, суду пояснила, что электронная форма заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы введенное в связи с необходимостью реализации мер направленных на предотвращение распространение новой короновирусной инфекции не содержит в себе информацию о необходимости предоставления сведений о том, что заявитель каким-то образом пытается найти работу и делает попытки для заключения договора. Говорить о злоупотреблении или об обмане нет оснований, поскольку имеют место быть обстоятельства, которые свидетельствуют об отсутствии недобросовестности со стороны ответчика и об отсутствии злоупотребления и обмана. Обращает внимание на справку <...>», которая говорит о том, что договор гражданско-правового характера с мая по июнь. Сам заказчик не оценивал апрель в качестве периода, когда у него работает какой-то сотрудник и когда этот сотрудник выполняет оплачиваемую работу. Потом он пишет, что договор был расторгнут в июне, потому неисполнение оказания услуг не является основанием считать его расторгнутым. <...> на сегодняшний день не понимает в какой период для него Дубровская осуществляла услуги и за какой период состоялась оплата. Говорить о том, что Дубровская не поставила центр занятости в известность о том, что она работает при таких обстоятельствах не представляется возможным. Подпись с одной стороны не свидетельствует о заключении договора. Это договор, который не содержит техзадание, объем выполненных работ не был обусловлен, а это существенное условие. Нельзя говорить о заключении договора при таких обстоятельствах. Считает, что <...>» сам не знает кто и когда работал. Не было повода говорить центру занятости о том, что устроена на работу, оснований не было, договор подписанный не вернулся, оплаты не было. Просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать полностью.
Ответчик Дубровская К.В. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежаще. просила дело рассмотреть в ее отсутствие, с участием представителя.
Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяет Закон РФ от 19 апреля 1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
В силу ст. 3 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 3 указанной статьи, не могут быть признаны безработными граждане, считающиеся занятыми.
Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации», пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Согласно ст. 3 Закона № 1032-1 от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом, в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 1). Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости (пункт 2). Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона (абзац 8 пункта 3).
К числу граждан, перечисленных в статье 2 Закона от 19.04.1991 апреля N 1032-1, относятся граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.
Выплата пособия по безработице осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (п. 2 ст. 7.1 Закона).
Пунктом 1 ст. 1102 Гражданского Кодекса РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
Исходя из приведенных нормативных положений неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 Гражданского Кодекса РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского Кодекса РФ правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством РФ (абз. 2 п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абз. 2 п. 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (абз. 1 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты РФ (абз. 2 п. 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно п. 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (п. 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу п. 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (п. 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Как следует из п. 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с 3 мая 2020 до 31 декабря 2020, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В силу п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абз. 2 п. 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абз. 2 п. 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Поскольку добросовестность гражданина по требованиям о взыскании пособия по безработице презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получения пособия по безработице на основании вышеизложенных норм закона лежит на истце.
Судом установлено, что 21.04.2020 ответчик обратилась в ГКУ - Центр занятости населения г. Анжеро-Судженска с заявлением о постановке на учет в качестве безработного, что подтверждается карточкой персонального учета гражданина, ищущего работу (т.1 л.д.15-16).
При подаче заявления ответчик подтвердила, что на дату обращения с заявлением о предоставлении ей государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы является незанятым гражданином. В графе «последнее место работы» ответчиком указано <...>». Дата увольнения – <дата> (расторжение трудового договора по инициативе работника <...> Трудового кодекса РФ). Данная информация подтверждается копией трудовой книжки (т.1 л.д.13-14).
Приказом ГКУ – Центр занятости населения г. Анжеро-Судженска от 30.04.2020 № ответчик признана безработной, ей назначено пособие по безработице: на период с 28.04.2020 по 27.10.2020 в размере 75 % средней заработной платы (46 000 рублей) 34 500 рублей, но не выше 15 769 рублей с 28.04.2020 по 27.07.2020; в размере 60% средней заработной платы гражданина (46 000 рублей) 27 600 рублей, но не выше 15 769 рублей с 28.07.2020 по 27.10.2020 (т.1 л.д.27).
За период с 28.04.2020 по 17.08.2020 ответчику начислено и выплачено пособие в общей сумме 57 531,42 рубль, что подтверждается выпиской по счету (т.1 л.д.34), реестрами о перечислении денежных средств (т.1 л.д.46-50), в том числе:
- 1 576,90 рублей за период с 28.04.2020 по 30.04.2020;
- 10 173,55 рубля за период с 01.05.2020 по 20.05.2020;
- 18 736,28 рублей за период с 21.05.2020 по 25.06.2020;
- 14 327,75 рублей за период с 26.06.2020 по 23.07.2020;
- 12 716,94 рублей за период с 24.07.2020 по 17.08.2020.
24 сентября 2020 г. ГКУ «Центр занятости населения г. Анжеро- Судженска» из Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации получены сведения об уплате <...> за Дубровскую К.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование во II квартале 2020 г. (т.1 л.д.59-63).
Приказом директора ГКУ «Центр занятости населения города Анжеро- Судженска» от 2 октября 2020 г. № Дубровская К.В. снята с регистрационного учета с <дата> в связи с получением пособия по безработице обманным путем (т.1 л.д.28).
Приказом директора ГКУ «Центр занятости населения города Анжеро- Судженска» от 2 октября 2020 г. № Дубровской К.В. прекращена выплата пособия по безработице (т.1 л.д.29).
Таким образом, основанием для вынесения приказа о прекращении выплаты пособия по безработице явилось установление факта выполнения Дубровской К.В. работ по договору гражданско-правового характера, заключенного ею с <...>
Из материалов дела усматривается, что согласно сведениям <...> ответчик фактически выполняла работы по договору гражданско-правового характера, заключенного ею с <...> в период с 11.04.2022 по 04.05.2020, в связи с чем договор был датирован 11.04.2022, при этом договор подписывался сторонами путем обмена электронного документа, Дубровской К.В. договор был подписан и направлен в адрес <...> не позднее 20.04.2022, сведения о направлении подписанного <...> договора в адрес Дубровской К.В. не имеется (т.3 л.д. 83, т.3 л.д.108).
По запросу суда, <...> был предоставлен договор возмездного оказания услуг от 11.04.2020 заключенный между <...> и Дубровской К.В., при этом договор подписан только одной стороной – Дубровской К.В.
Также предоставлены технические задания и акт оказанных услуг, подписанных только Дубровской К.В.
Представлено уведомление о расторжении договора, согласно которого Дубровская К.В. была уведомлена, что компанией принято решение о расторжении Договора возмездного оказания услуг с 01.07.2020.
Согласно сведениям АО «Тинькофф Банк» от <дата> (т.1 л.д. 205) на карту ответчика произведено перечисление <...> 11.06.2020 в сумме 12 922,00 рублей с указанием назначения платежа – зарплата.
На момент обращения Дубровской К.В. к истцу с заявлением о регистрации ее в целях поиска подходящей работы и признания безработной, действовали Правила регистрации безработных, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".
Пунктом 6 указанных Правил было предусмотрено право государственных учреждений службы занятости населения направлять запросы, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, с целью подтверждения достоверности сведений и подлинности документов, предъявленных зарегистрированными гражданами для признания их безработными, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными, в том числе в случае представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным (подпункт "д" пункта 9 Правил).
Следовательно, факт отсутствия у гражданина работы, являющееся одним из обязательных условий для признания его безработным и назначения ему соответствующего пособия, должен быть проверен и достоверно установлен именно службой занятости населения, оказывающей соответствующую государственную услугу.
С целью установления указанного обстоятельства, а также исключения иных обстоятельств, не позволяющих признать такое лицо безработным, и предусмотрено установленное пунктом 6 Правил регистрации безработных, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года N 891, право учреждения занятости населения направлять запросы, в том числе в электронной форме в органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения и организации. Однако указанным правом учреждение занятости населения не воспользовалось.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 были утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее также - Временные правила), которыми существенно упрощен порядок обращения граждан, потерявших работу, в органы службы занятости в период действия на территории субъектов РФ режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
По смыслу положений, изложенных в пунктах 1 - 3 Временных правил, граждане в целях поиска подходящей работы могли обращаться в органы службы занятости дистанционно, а именно в электронной форме, заполняемой ими в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России", либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Пунктом 4 указанных Временных правил предусмотрено, что центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом ГКУ Центр занятости населения г. Анжеро-Судженска от 30.04.2020 № ответчик была признана безработной.
В формате заявления о постановке на учет в качестве безработного, которое было заполнено ответчиком в электронном виде, не предусмотрено указание сведений о выполнении работ по гражданско-правовому договору, доказательств, подтверждающих, что ответчику было известно, что при заключении такого договора он в соответствии с законодательством считается занятым, в связи с чем ответчик действовал недобросовестно истцом не представлено. Доказательств, подтверждающих, что такие разъяснения ответчику сотрудниками истца были даны, не представлено.
Более того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что при постановке на учет, ответчику не было известно о том, что она осуществляет трудовую деятельность, так как договор не был заключен. Ей был предоставлен бланк договора без подписи представителя ООО «Юником», техническое задание не выдавалось.
В материалы дела <...> также представлен договор без подписи заказчика.
Принимая во внимание установленную законом презумпцию добросовестного поведения ответчика, наличие обстоятельств, свидетельствующих о том, что на дату обращения в ГКУ ЦЗН г. Анжеро-Судженска ответчик достоверно не знала о трудовых отношениях с <...> суд не усматривает со стороны ответчика недобросовестного, противоправного поведения при реализации права на предоставление ей государственной услуги содействия в поиске подходящей работы,
Пунктом 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 на центры занятости населения была возложена обязанность ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направлять запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности и на основании полученной информации осуществлять перерегистрацию граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
Доказательств, что истцом осуществлялась ежемесячно указанная обязанность в отношении ответчика, в том числе и при проверке его заявления при признании его безработным и назначении ему пособия, суду не представлено.
Как следует из материалов дела, запрос в Пенсионный фонд РФ был направлен только 4 сентября 2020 г. и получены сведения об уплате <...>» за Дубровскую К.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование во II квартале 2020 г.
Анализируя предоставленные сторонами доказательства, в том числе и показания сторон в судебном заседании в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что на 30.04.2020 на дату издания приказа о признании ответчика безработной и назначении ей пособия по безработице, имелись все законные основания для признания ответчика таковой. Суд, анализируя предоставленный договор на оказание гражданско-правовых услуг в период рассмотрения дела, а также сведения <...> приходит к выводу, что ответчику с достоверностью не было неизвестно о действительном заключении указанного договора с ней. При этом, суд принимает во внимание, что сведения об отчислениях в Пенсионный фонд РФ <...>» за ответчика истцом получены в сентябре 2020, на ответчика обязанность по проверке сведений, отчисляемых работодателями (заказчиками) в УПФР и предоставлении указанных сведений органу занятости населения, законом не возложено.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в бездействии ответчика отсутствует обман с целью получения пособия по безработице.
Таким образом, суд не усматривает со стороны ответчика недобросовестного, противоправного поведения при реализации права на предоставление ей государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, признания безработной и отказывает в удовлетворении исковых требований.
При рассмотрении заявления Дубровской К.В. о повороте исполнения решения Анжеро-Судженского городского суда от 24.02.2022, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 443 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае отмены решения суда, приведенного в исполнение, и принятия после нового рассмотрения дела решения суда об отказе в иске полностью или в части либо определения о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения ответчику должно быть возвращено все то, что было с него взыскано в пользу истца по отмененному решению суда (поворот исполнения решения суда).
Предусмотренный положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации институт поворота исполнения судебного акта призван восстановить права ответчика, которые были нарушены в результате исполнения судебного акта, впоследствии отмененного судом вышестоящей инстанции или тем же судом, пересмотревшим дело по вновь открывшимся обстоятельствам, то есть данный институт направлен на устранение ошибки правоприменительного органа.
Решением Анжеро-Судженского городского суда от 24.02.2022 было взыскано с Дубровской К.В. в пользу ГКУ ЦЗН 30486,73 руб. пособия по безработице и государственная пошлина в размере 1114,60 руб. в доход местного бюджета.
Были выданы исполнительные листы, на основании которых возбуждены исполнительные производства.
04.08.2022 и 29.08.2022 исполнительные производства окончены, в связи с исполнением требований в полном объеме.
30.08.2022 решение суда отменено в кассационном порядке, дело направлено на новое рассмотрение.
Таким образом, денежные средства, взысканы стороной истца по исполнительным листам и добровольно не возвращенные им до момента поворота исполнения судебного акта, в связи с чем суд считает, что имеются основания для удовлетворения заявления о повороте исполнения решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Анжеро-Судженска к Дубровской Карине Владимировне о взыскании денежных средств, отказать.
Произвести поворот исполнения Анжеро-Судженского городского суда от 24.02.2022 по делу №2-120/2022 по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Анжеро-Судженска к Дубровской Карине Владимировне о взыскании денежных средств.
В порядке поворота исполнения Анжеро-Судженского городского суда от 24.02.2022 по делу №2-120/2022
взыскать с Государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Анжеро-Судженска ОГРН 1024200509123, дата регистрации 07.12.2002, ИНН 4201009770, адресу: Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск, ул.Ленина, 17, в пользу Дубровской Карины Владимировны <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, денежные средства в размере 30486 рублей 73 копейки;
возвратить Дубровской Карине Владимировне <дата> года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, государственную пошлину в размере 1114 рубля 60 копеек из бюджета Анжеро-Судженского городского округа.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 13.12.2022.