Судья Журкина - Бородина Л.В. Дело № 33-6930/2022
УИД 3429 0019-01-2021-004680-93
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 06 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Данилова А.А.,
судей Федоренко И.В., Волковой И.А.,
при секретаре Буйлушкиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-139/2022 по иску Колесникова Ю. А. к Муниципальному унитарному предприятию «Ритуальные услуги для населения» о возложении обязанности по выделению земельного участка для создания семейного (родового) захоронения,
по апелляционной жалобе Колесниковой Н. Ю.
на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года, которым удовлетворен иск Колесникова Ю. А. к МУП «Ритуальные услуги для населения» о возложении обязанности по выделению земельного участка для создания семейного (родового) захоронения.
На МУП «Ритуальные услуги для населения» возложена обязанность выделить Колесникову Ю. А. земельный участок, примыкающий к участку № 2 в секторе № 1, для создания семейного (родового) захоронения в границах земельного участка, расположенного по адресу: Волгоградская область,
г. Камышин, примерно 500 м. на северо - запад от земельного участка с кадастровым номером 34:36:000014:1157, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – ритуальная деятельность, код 12.1.
Заслушав доклад судьи Федоренко И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Колесников Ю.А. обратился с иском к МУП «Ритуальные услуги для населения» о возложении обязанности по выделению земельного участка для создания семейного (родового) захоронения.
В обоснование заявленных требований указал, что после того, как ему стало известно о волеизъявлении его матери К. Н.В. быть похороненной рядом с могилой внучки К.Л.Ю. им было подано в МУП «Ритуальные услуги для населения» заявление о предоставлении свободного земельного участка, находящегося рядом с могилами дочери истца К.Л.Ю. и К.Л.А. для организации семейного (родового) захоронения.
В ответе на заявление директор МУП «Ритуальные услуги для населения» указал, что помимо заявления истца зарегистрировано заявление Колесниковой Н.Ю. о предоставлении свободного участка для создания семейного захоронения рядом с захоронением К.Л.А. и К.Л.Ю. (участок № 2 сектор № 1). Вопрос о предоставлении свободного участка для создания семейного захоронения является спорным, так как директор МУП «Ритуальные услуги для населения» не имеет полномочий для определения степени родства. Для определения возможности выделения свободного участка возле захоронения К.Л.А. и К.Л.Ю. директор МУП «Ритуальные услуги для населения» рекомендовал истцу обратиться в суд.
Истец организовывал и оплачивал похороны своей дочери К.Л.Ю., умершей в 1999 году, а также на основании его согласия ответчиком выдано разрешение на подзахоронение в могилу К.Л.Ю. её матери К.Л.А.
Полагает, что он обратился с заявлением о предоставлении земельного участка для организации семейного (родового) захоронения в соответствии с регламентом и действующим законодательством, в связи с чем просил суд обязать МУП «Ритуальные услуги для населения» выделить ему (Колесникову Ю.А.) земельный участок для семейного (родового) захоронения, примыкающий к участку № 2 в секторе № 1, в границах действующего городского кладбища г. Камышина Волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Колесникова Н.Ю., оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Колесникова Ю.А. – Семёнов Д.В. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на то, что приведенные в жалобе доводы являются необоснованными, вынесенное судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав третье лицо Колесникову Н.Ю. и её представителя Нестеренко Д.К., поддержавших доводы жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», согласно положениями пункта 1 статьи 2 которого законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статьей 21 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что гражданам Российской Федерации могут предоставляться участки земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 10, 11 Закона Волгоградской области от 03 апреля 2007 года № 1436-ОД «О погребении и похоронном деле в Волгоградской области», устанавливающего гарантии погребения, а также основы организации похоронного дела и мест погребения в Волгоградской области, под родственными захоронениями (подзахоронения) следует понимать места погребения, предоставляемые на безвозмездной основе непосредственно при погребении умершего таким образом, чтобы гарантировать на этом же месте захоронение супруга или близкого родственника.
Под будущие захоронения места родственных захоронений не предоставляются.
Семейные (родовые) захоронения - места погребения, предоставляемые на платной основе на общественных кладбищах для погребения трех и более умерших родственников.
Места для создания семейных (родовых) захоронений (далее - семейные захоронения) предоставляются как непосредственно при погребении умершего, так и под будущие захоронения.
Перечень кладбищ, где предоставляются места для создания семейных захоронений, утверждается органами местного самоуправления.
Площадь зоны семейных захоронений не может превышать 1/3 территории общественного кладбища.
Для решения вопроса о предоставлении места для создания семейного захоронения в орган местного самоуправления представляются следующие документы: заявление; копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; подтверждающие родство свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (представляются гражданами в случае регистрации актов гражданского состояния компетентными органами иностранного государства).
Орган местного самоуправления запрашивает в порядке межведомственного информационного взаимодействия подтверждающие родство сведения о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния.
Заявитель вправе по собственной инициативе представить в орган местного самоуправления подтверждающие родство документы (сведения) о государственной регистрации актов гражданского состояния. В случае представления таких документов (сведений) заявителем их запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия не осуществляется.
Решение о предоставлении места для создания семейного захоронения выносится не позднее двух недель со дня подачи заявления.
Уведомление о предоставлении места для создания семейного захоронения вручается или отправляется по почте с уведомлением о его вручении (далее - направляется с уведомлением) заявителю в письменной форме в срок, установленный в пункте 4 статьи 11 Закона Волгоградской области от 03 апреля 2007 года № 1436-ОД «О погребении и похоронном деле в Волгоградской области», с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты платежа за резервирование места под будущие захоронения.
Уведомление об отказе в предоставлении места для создания семейного захоронения вручается или направляется с уведомлением заявителю в письменной форме в срок, установленный в пункте 4 статьи 11 Закона Волгоградской области от 03 апреля 2007 года № 1436-ОД «О погребении и похоронном деле в Волгоградской области», с указанием причин отказа, предусмотренных настоящим пунктом.
Отказ в предоставлении места для создания семейного захоронения допускается в случаях, если: заявитель является недееспособным лицом; в представленных заявителем документах выявлены недостоверные (искаженные) сведения; заявитель не представил документы, указанные в пункте 4 статьи 11 Закона Волгоградской области от 03 апреля 2007 года № 1436-ОД «О погребении и похоронном деле в Волгоградской области».
Заявитель вправе обжаловать отказ в предоставлении места для создания семейного захоронения в судебном порядке.
На основании статьи 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» похоронное дело в Российской Федерации является самостоятельным видом деятельности, организация которого осуществляется органами местного самоуправления.
Решением Камышинской городской Думы Волгоградской области от 31 мая 2001 года № 32 «О содержании муниципальных кладбищ» утверждены Правила содержания муниципальных кладбищ, в соответствии с пунктом 1 которых муниципальные общественные кладбища находятся в ведении МУП «Ритуальные услуги для населения».
Постановлением главы администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области от 04 апреля 2006 года № 541-р функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского округа город Камышин возложены на МУП «Ритуальные услуги для населения».
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, 01 ноября 2021 г. Колесников Ю.А. обратился в МУП «Ритуальные услуги населению» с заявлением о выделении свободного участка, находящегося рядом с могилой его дочери К.Л.Ю., умершей ДД.ММ.ГГГГ, сектор № 2 участок № 1, размером 3х4 м.
В этот же день заявление аналогичного содержания поступило от Колесниковой Н.Ю. и КолесН.й Н.В., 08 ноября 2021 года аналогичное заявление подано Шелудяковой Т.П.
Указанные заявления рассмотрены директором МУП «Ритуальные услуги для населения» 10 ноября 2021 года, в ответах констатировано наличие свободного участка в испрашиваемом месте, однако ввиду наличия нескольких заявлений с целью определения очередности выделения участка рекомендовано обратиться в суд.
26 ноября 2021 года Колесников Ю.А. обратился в МУП «Ритуальные услуги для населения» с заявлением о предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения под будущие захоронения на Камышинском городском кладбище 7 км, рядом с могилой дочери К.Л.Ю. и супруги К.Л.А. (участок № 2 сектор № 1), размером 3 м на 4 м. К заявлению он приложил копию свидетельства о смерти дочери К.Л.Ю. и копию справки об ответственном за могилу.
Ответом от 30 ноября 2021 года за подписью директора МУП «Ритуальные услуги для населения» К.В.А. в предоставлении участка для указанных в заявлении целей отказано, в обоснование чего указано на то, что помимо истца с заявлением аналогичного содержания обратилась Колесникова Н.Ю. При этом, должностным лицом указано на отсутствие полномочий по установлению родства между заявителями, в связи с чем рекомендовано для решения спорного вопроса обратиться в суд.
Между тем, указанные выше заявления рассмотрены директором МУП «Ритуальные услуги для населения» К.В.А. без учета положений статьи 11 Закона Волгоградской области от 03 апреля 2007 года № 1436-ОД «О погребении и похоронном деле в Волгоградской области», где строго регламентированы основания для принятия решения об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения.
В частности такой отказ допускается в случаях, если: заявитель является недееспособным лицом; в представленных заявителем документах выявлены недостоверные (искаженные) сведения; заявитель не представил документы, указанные в пункте 4 статьи 11 Закона Волгоградской области от 03 апреля 2007 года № 1436-ОД «О погребении и похоронном деле в Волгоградской области» (заявление; копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность; подтверждающие родство свидетельства о государственной регистрации актов гражданского состояния, выданные компетентными органами иностранного государства, и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык (представляются гражданами в случае регистрации актов гражданского состояния компетентными органами иностранного государства).
В рассматриваемом случае при наличии свободного участка должностным лицом принято решение об отказе в предоставлении места для создания семейного захоронения в связи с невозможностью установить степень родства между заявителями.
С учетом изложенных выше положений закона решение директора МУП «Ритуальные услуги для населения» К.В.А. об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения нельзя считать законным и обоснованным.
В данном случае из материалов дела усматривается, что Колесников Ю.А. приходится отцом умершей ДД.ММ.ГГГГ К.Л.Ю., а также бывшим супругом К.Л.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ. При этом, согласно справке МУП «Ритуальные услуги для населения» Колесников Ю.А. является ответственным за могилу умершей К.Л.Ю. (участок № 2 сектор № 1).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что с исковым заявлением об оспаривании отказа в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения обратился только Колесников Ю.А., именно у него по настоящее время сохраняется интерес в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения. При условии, что его родство с умершими К.Л.Ю. и К.Л.А. подтверждено документально, суд первой инстанции удовлетворил его требование о предоставлении места для создания семейного захоронения.
Судебная коллегия соглашается с постановленным по делу решением.
Доводы апелляционной жалобы Колесниковой Н.Ю. о том, что правом на выделение земельного участка под семейное захоронение наделена только администрация городского округа - город Камышин, не могут повлечь отмену постановленного решения. Расширения сложившихся границ кладбища при предоставлении Колесникову Ю.А. места под родовое захоронение не происходит, а само по себе указанное решение, которым фактически подтверждено его право на предоставления места, не препятствует ему обратиться с соответствующим заявлением в администрацию городского округа. Кроме того, отказ МУП «Ритуальные услуги для населения» в предоставлении Колесникову Ю.А. места для семейного захоронения не был связан с отсутствием у МУП полномочий по предоставлению такого места (л.д.12).
Ссылка в жалобе на то, что суд первой инстанции в решении не указал размер выделяемого участка, какая часть его должна быть предоставлена бесплатно, а какая на платной основе, в материалах дела не имеется доказательств наличия технической возможности выделения такого участка, судебная коллегия не принимает, поскольку ни МУП «Ритуальные услуги для населения», ни администрация городского округа – город Камышин постановленное по делу решение не оспаривают.
Оснований для отмены постановленного решения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 25 марта 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесниковой Н. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: