Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г. Хабаровск
Кировский районный суд города Хабаровска в составе; председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре ФИО6, с участием прокурора Лозовицкой А.А., представителя, истца, по доверенности ФИО10, представителя ответчика ВК-ХК по доверенности ФИО7, представителя ответчика МО РФ по доверенности Ковалевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, Министерству обороны РФ о признании права пользования медицинскими учреждениями, отнесёнными к ведению Министерства обороны Российской Федерации, признании потерпевшим, взыскании ежемесячной компенсации в размере МРОТ,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес> о признании. права пользоваться медицинскими учреждениями, отнесенными к ведению Министерства обороны Российской Федерации, в обоснование указав, что на основании Указа Президента РФ от 29.09.2016г. № был призван на военную службу в ряды Российской армии. Военным ФИО2 <адрес> был направлен в город Хабаровск для прохождения медицинского освидетельствования, на основании пригодности для прохождения ФИО2 службы 25.10.2016г. был направлен в воинскую часть ФИО11 расположенную в г. Хабаровске, где во время прохождения ФИО2 службы в результате несчастного случая получил черепно-мозговую травму и с диагнозом «Объемное образование правой теменной кости» был помещен в ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ, откуда эвакуирован в целях продолжения лечения в медучреждении ГВКГ им. Акад. ФИО8 <адрес>. С 09.01.2017г. по 19.01.2017г. на основании решения комиссии 66 нейрохирургического отделения ФГКУ «ГВКГ имени академика ФИО8» был направлен в филиал 2 ФГБУ 3 ЦВКГ им. ФИО9 МО РФ, где в соответствии с переводным эпикризом № находился на обследовании и лечении в отделении психофизической реабилитации. Лечащие врачи утверждали о необходимости повторного стационарного обследования и дальнейшей операции по истечении полутора-двух лет после выписки. Между тем, по заключению ФИО2-врачебной комиссии истец не годен к ФИО2 службе, на основании чего по прибытию в г.Хабаровск в/ч № был демобилизован, после чего при попытках обратиться за оказанием медицинской помощи в ФГКУ «301 ВКГ» истца не пускали дальше КПП по причине не отнесения ФИО1 к числу военнослужащих.
На указанных основаниях просит признать за истцом, получившим травму во время прохождения ФИО2 службы в рядах Российской армии - право медицинского обслуживания в ФИО2-медицинских учреждениях МО РФ как по месту регионального проживания, так и в центральных медучреждениях МО РФ г. Хабаровска; признать за ФИО1 право пользования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.1994г. № «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медикопсихологической реабилитацией военнослужащих» и приказа Министра обороны РФ от
16.01.2006г. № «Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» медицинской помощью, отнесенной к ведению Министерства обороны РФ.
Определением от 21.11.2018г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «ОСК ВВО», Главное военномедицинское управление Министерства обороны Российской Федерации.
Определением суда, отраженным в протоколе судебного заседания от 27.12.2018г., процессуальный статус Министерства обороны Российской Федерации изменен с третьего. лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - на ответчика.
В ходе судебного заседания 24.01.2019г. истец в лице представителя, воспользовавшись правом, предусмотренным ст.39 ГПК РФ увеличил исковые требования, просил признать ФИО1, получившего во время прохождения ФИО2 службы черепно-мозговую травму - потерпевшим. Обязать МО РФ выплачивать потерпевшему ФИО1 30.04.1998г.р., получившему во время прохождения ФИО2 службы в рядах Российской армии МО РФ ежемесячную компенсацию в размере минимальной оплаты труда.
Определением суда от 18.04.2019г. производство по гражданскому делу по иску ФИО1 к ФИО2 <адрес>, ФИО2 <адрес>, Министерству обороны РФ о признании права пользования медицинскими учреждениями, отнесёнными к ведению Министерства обороны Российской Федерации, признании потерпевшим, взыскании ежемесячной компенсации в размере МРОТ, - прекращено по основанию, предусмотренному абз. 2 ст.220 ГПК РФ, в части требования ФИО1 о признании его потерпевшим
В судебное заседание истец не явился (согласно заявлению, просит о рассмотрении дела в свое отсутствие), его представитель по доверенности ФИО10 поддержал заявленный иск, настаивал на удовлетворении всех требований.
Военный ФИО2 <адрес>, как следует из выписки ЕГРЮЛ по состоянию на 23.11.2018г., прекратил деятельность в качестве юридического лица путем реорганизации в форме присоединения, дата прекращения деятельности 11.06.2010г., сведения о правопреемнике - Военный ФИО2 <адрес>.
Представитель ФИО2 <адрес> против иска возражала, ссылаясь на письменные возражения против иска, в которых указано следующее. Так, согласно Положению о военных ФИО2, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012г. № на военные ФИО2, в части направления граждан в ФИО2-медицинские организации, возлагаются следующие задачи: - организация совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и представителями медицинских организаций (ФИО2-медицинских учреждений) медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу (военные сборы), и осуществление контроля за прохождением ими медицинского обследования (п. 20 Положения); - проведение при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и при участии медицинских организаций (ФИО2-медицинских учреждений) мероприятий: по медицинскому осмотру граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения ФИО2 службы; по контрольному медицинскому освидетельствованию граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с медицинским заключением об их годности к ФИО2 службе; по медицинскому освидетельствованию граждан, не проходящих военную службу и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации, граждан, изъявивших желание пройти обучение и обучающихся в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования по программе ФИО2 подготовки для прохождения ФИО2 службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, граждан, изъявивших желание пройти обучение и обучающихся на военных кафедрах при организациях высшего образования по программе ФИО2 подготовки офицеров запаса, программе ФИО2 подготовки сержантов, старшин запаса либо программе ФИО2 подготовки солдат, матросов запаса, граждан, изъявивших желание пройти обучение и обучающихся в военных образовательных организациях высшего образования по программе ФИО2 подготовки сержантов (п. 21 Положения); проведение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, медицинского освидетельствования граждан из числа студентов, обучающихся по очной форме" обучения в организациях высшего образования, изъявивших желание пройти обучение на военных кафедрах при организациях высшего образования по программе ФИО2 подготовки офицеров запаса, программе ФИО2 подготовки сержантов, старшин запаса либо программе ФИО2 подготовки солдат, матросов запаса, или обучающихся в военных образовательных организациях высшего образования по программе ФИО2 подготовки сержантов, старшин запаса либо программе ФИО2 подготовки солдат, матросов запаса (п. 41.1 Положения).
Таким образом, на военные ФИО2 не возложены задачи по направлению граждан, уволенных с ФИО2 службы, в ФИО2-медицинские организации Министерства обороны Российской Федерации для оказания медицинской помощи
Согласно пункту 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.01.2006г. № "Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации" принятие на обследование и лечение граждан, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения ФИО2 службы осуществляется по территориальному принципу.
Таким образом, гражданам уволенным с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения ФИО2 службы, за оказанием медицинской помощи в медицинских учреждениях, дислоцированных в <адрес>, необходимо обращаться к начальнику Главного ФИО2-медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации.
Ссылка истца на нормы, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДАТА № "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" является несостоятельной, поскольку основана на неверном толковании норм права. Положения вышеуказанного Постановления Правительства № распространяются только на военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы (офицеры, уволенные с ФИО2 службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ФИО2 службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность ФИО2 службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности ФИО2 службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения). Поскольку ФИО1 не относится ни к одной из указанных категорий, то не имеет права на возмещение расходов, связанных санаторно-курортным лечением.
Министерство обороны РФ и ФКУ «ОСК ВВО» возражая против заявленных исковых требований, считали их незаконными и необоснованными по следующим основаниям. Так, в соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от ДАТА № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей ФИО2 службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба Согласно ст. 16 Федерального закона от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий ФИО2 службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов ФИО2 службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих, обязанность командиров. На них возлагается-обеспечение, требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и ФИО2 техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей ФИО2 службы. Граждане, уволенные с ФИО2 службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей ФИО2 службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с ФИО2 службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения ФИО2 службы, могут приниматься на обследование и лечение в ФИО2-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № «Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что необходимо принимать на обследование и лечение в ФИО2-медицинские подразделения, части и учреждения Министерства обороны без ущерба для граждан, указанных в пункте 1 настоящего Приказа: а) граждан, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей ФИО2 службы; б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах; в) граждан, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения ФИО2 службы. В соответствии с п. 3 Приказа, организация оказания медицинской помощи лицам, указанным в пункте 1 настоящего Приказа, осуществляется по территориальному принципу, а также принятие на обследование и лечение лиц, указанных в пункте 2 настоящего Приказа возлагается на: а) начальника Главного ФИО2 медицинского управления Министерства обороны Российской Федерации - начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации - в ФИО2-медицинских учреждениях Министерства обороны, дислоцированных в <адрес>, вне зависимости от их подчиненности; б) командующих войсками военных округов, флотами - в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны по согласованию с заинтересованными центральными, органами ФИО2 управления. Как следует из материалов дела, ДАТА решением призывной комиссии <адрес> (по ФИО4 <адрес>) истец призван на срочную военную службу. На основании заключения ФИО2-врачебной комиссии ФГКУ «ГВКГ им. ФИО8» Министерства обороны РФ от ДАТА № истцу присвоена категория давности к ФИО2 службе «Д» - не годен к ФИО2 службе. Приказом командира войсковой части 59313-45 от ДАТА Ха 20 истец как досрочно уволенный с ФИО2 службы-по призыву, исключен из списков личного состава войсковой части с ДАТА, Истец не обращался в органы ФИО2 управления за медицинской помощью после * увольнения с ФИО2 службы. За оказанием медицинской помощи в ФИО2-медицинских
учреждениях Министерства обороны, дислоцированных в <адрес> истцу необходимо обращаться к начальнику Главного ФИО2-медицинского управления Министерства - обороны Российской Федерации, а по месту жительства - к Командующему войсками Восточного ФИО2 округа. Кроме того, у истца не возникло права на возмещение расходов, связанных с санаторно-курортным лечением, поскольку Постановлением Правительства РФ от ДАТА № «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» в. предусмотрен. Определенный перечень лиц, для которых установлен порядок возмещения указанных расходов, в который истец не входит. Таким образом, полагая, что Министерство обороны РФ и ФКУ «Объединенное стратегическое командование» не нарушали прав и законных интересов истца, просили в иске ФИО1 отказать.
Сторона третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного ФИО2-медицинского управления Министерства обороны РФ, в возражениях ссылалась на приказ Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № «Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации», согласно п.3 которого оказание медицинской помощи лицам, указанным в пункте 1 Приказа №, в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и организациях ФИО3, дислоцированных на территории военных округов (флотов), организация осуществляется по территориальному принципу соответствующих командующих войсками военных округов, флотами. Права граждан, уволенных с ФИО2 службы, на, бесплатное получение медицинской помощи установлены Федеральным законом от ДАТА № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ граждане из числа офицеров, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на ФИО2 службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность ФИО2 службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности ФИО2 службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на ФИО2 службе, состоянию здоровья - или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность ФИО2 службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в ФИО2-медицинских организациях ФИО3.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 17 Положения о военных ФИО2, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДАТА №, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с ФИО2 службы, и, членов их семей, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам, возлагается на военные ФИО2.
В этой связи, выдача гражданам документов, подтверждающих наличие у них права на бесплатное получение медицинской помощи в ФИО2-медицинских организациях ФИО3, осуществляется военными ФИО2.
Согласно пунктам 4 и 7 Положения о военных ФИО2, утвержденного Указ Президента Российской Федерации от ДАТА №, являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов. Руководство служебной деятельностью военных ФИО2 осуществляется Министерством обороны Российской Федерации через командующих войсками военных округов.
Таким образом, решение вопроса о наличии у ФИО1 права на бесплатное получен медицинской помощи в ФИО2-медицинских организациях ФИО3 за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом ФИО3, относится к компетенции ФИО2 по месту воинского учета ФИО1, который подчиняется командующему войсками Восточного ФИО2 округа.
Одновременно указали, что вопросы выплаты военнослужащим и отдельным категориям граждан, уволенным с ФИО2 службы, денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного его здоровью (страховых сумм), регулируются Федеральным законом от ДАТА № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении -»* -Аим. отдельных выплат»,- Федеральным законом, от 28 мартам 1998г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» и к компетенции Главного военномедицинского управления Министерства обороны Российской Федерации не относятся.
Кроме того, ГВМУ МО РФ указало, что ФИО2-медицинские организации ФИО3 оказывают за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом ФИО3, бесплатную медицинскую помощь тем категориям граждан, которые имеют на неё право в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании документов, подтверждающих наличие данных прав. Главное ФИО2-Медицинское управление ФИО3 не наделено полномочиями разъяснять требования нормативных правовых актов Российской Федерации и ФИО3.
Вместе с тем, согласно пункту 3 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДАТАг. № «Об организации оказания медицинской помощи в военномедицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской. Федерации» оказание медицинской помощи лицам, указанным в пункте 1 Приказа №, в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и организациях ФИО3, дислоцированных на территории военных округов (флотов), организуется по территориальному принципу соответствующими командующими войсками военных округов, флотами.
Права граждан, уволенных с ФИО2 службы, на бесплатное получение медицинской помощи, установлены Федеральным законом от ДАТАг. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральным законом от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ граждане из числа офицеров, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на ФИО2 службе состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность ФИО2 службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при обшей продолжительности ФИО2 службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения, а также прапорщиков и мичманов, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации по достижении ими предельного возраста пребывания на ФИО2 службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность ФИО2 службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи в ФИО2-медицинских организациях ФИО3.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА № «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и “ граждан, уволенных с ФИО2 службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» граждане, уволенные с ФИО2 службы и указанные в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона № 76-ФЗ, медицинскую помощь в ФИО2-медицинских организациях ФИО3 получают бесплатно за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФИО3.
По мнению Главного ФИО2-медицинского управления ФИО3, законодательством Российской Федерации не предусмотрено право граждан, проходивших военную службу по призыву и уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил Российской Федерации, на бесплатное получение медицинской помощи в военномедицинских организациях ФИО3 за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание ФИО3.
В соответствии с подпунктом 40 пункта 7 Положения о военных ФИО2 утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДАТА №, реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с ФИО2 службы, и членов их семей, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам, возлагается на военные ФИО2.
В этой связи, выдача гражданам документов, подтверждающих наличие у них права на бесплатное получение медицинской помощи в ФИО2-медицинских организациях ФИО3, осуществляется военными ФИО2.
Прокурором дано заключение об обоснованности иска и его удовлетворении.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса, выслушав пояснения, изучив материалы дела, судом установлено следующее.
ФИО1 с 27.01.2015г. состоял на воинском учете в отделе ФИО2 <адрес> (по ФИО4 <адрес>), 25.10.2016г. решением призывной комиссии <адрес> призван на срочную военную службу, с указанного времени проходил службу в войсковой части 59313-45 в звании рядового.
28.10.2016г. ФИО1 доставлен СМП в приемный покой ФГКУ «301 ВКГ» МО РФ, госпитализирован в неврологическое отделение 301 ВКГ для обследования и лечения с жалобами на боли в шейно-грудном и поясничном отделах позвоночника, где находился на лечении по 14.11.2016г.
24.11.2016г. по направлению медицинского пункта войсковой части (Командира в/ч) ФИО1 поступил в ФГКУ «301 ВКГ» с диагнозом направления: сотрясение головного мозга. 24.11.2016г. истцу поставлен диагноз «Объемное образование правой теменной кости». .
С 24.11.2016г. по 15.12.2016г. ФИО1 находился на лечении в нейрохирургическом отделении ФГКУ «301 ВКГ» с диагнозом: <данные изъяты> (<данные изъяты>?). В связи с наличием заболевания освидетельствован ВВК 08.12.2016г. Заключение ВВК от ДАТА: на основании пункта 7 «в», «г» Положения о ФИО2-врачебной экспертизе утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА № и директивы ГВМУ № от 10.01.2006г. для продолжения лечения нуждается в переводе в ГВКГ им. Ак. ФИО8 <адрес>.
15.12,2016г. ФИО1 поступил в ГВКГ им. ФИО8 переводом из 301 ВКГ ФИО3, где был установлен диагноз по данным КТ головы от 27.11.2016г.
При первой госпитализации 27.12.2016г. выполнена операция: резекция пораженного участка кости с первичной краниопластикой титановой сеткой. Для реабилитационного лечения переводился во 2 филиал 3 ЦВКГ им. А.А. ФИО3 с возвращением в Главный госпиталь 19.01.2017г.
В связи с наличием дефекта черепа, 27.01.2017г. ФИО1 был представлен на ФИО2-врачебную комиссию для определения годности к ФИО2 службе и на основании ст.80 пункта «а» гр. П расписания болезней и Требований к состоянию здоровья отдельных категорий граждан признан: «Д» - не годен к ФИО2 службе.
Таким образом, судом установлено, что на основании заключения ФИО2-врачебной комиссии ФГКУ «ГВКГ им. ФИО8» Министерства обороны Российской Федерации
№ от 27.01.2017г. ФИО1 P.B. присвоена категория годности к ФИО2 службе «Д» - не годен к ФИО2 службе, заболевание получено в период ФИО2 службы. После чего, приказом командира войсковой части 59313-45 от 02.02.2017г. № ФИО1 уволен с ФИО2 службы.
Учитывая изложенное истцом заявлено требование к ответчикам о признании права пользования медицинскими учреждениями, отнесёнными к ведению Министерства обороны Российской Федерации, признании его потерпевшим и понуждении Министерства обороны РФ выплачивать ФИО1 как потерпевшему, получившему черепно-мозговую травму во время прохождения ФИО2 службы ежемесячную компенсацию в размере Минимального размера оплаты труда.
Вместе с тем, судом также установлено, что в 57 ФИО2 прокуратуре гарнизона прокурорская проверка по факту получения травмы ДАТА в в/ч № военнослужащим по призыву рядовым ФИО1 не проводилась. При этом, какие- либо обращения от граждан (военнослужащих), а также материалы служебного разбирательства и процессуальные решения из в/ч ДАТА по данному вопросу в 57 военную прокуратуру гарнизона до настоящего времени не поступали.
По вопросу оказания медицинской помощи в медицинских организациях, отнесенных к ведению Министерства обороны РФ ФИО1 обращался в адрес командующего войсками Восточного ФИО2 округа, Министру обороны и Президенту Российской Федерации.
Начальник медицинской службы Восточного ФИО2 округа А. Бальжинимаев сообщил истцу, что в соответствии с Приложением к указаниям начальника ГВМУ МО РФ. от 14.03.2011г. № «Порядок организации амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи гражданам, имеющим право на бесплатную медицинскую помощь в ФИО2-медицинских учреждениях МО РФ», бесплатная медицинская помощь оказывается членам семей кадровых офицеров и офицеров, уволенных с ФИО2 службы и имеющих льготу на лечение в ВМУ. Граждане, проходившие военную службу по призыву и уволенные в запас, такого права не имеют. ФИО1 рекомендовано обратиться за медицинской помощью в ВМУ по системе обязательного медицинского страхования с полисом ОМС. При наличии возможности оплатить лечение указано о необходимости письменно обратиться в ГВКГ им. ФИО8, где истец проходил лечение и был освидетельствован на категорию годности к ФИО2 службе. При отсутствии возможности оплаты лечения указано на необходимость обратиться в ЦРБ ФИО4 <адрес> за направлением для лечения в краевой больнице № (г. Хабаровск).
Врио начальника 1 управления Главного ФИО2-медицинского управления С. Сушильников сообщил ФИО1, что решение вопроса о наличии у последнего права на бесплатное получение медицинской помощи в ФИО2-медицинских организациях ФИО3 за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом ФИО3, относится к компетенции ФИО2 по месту воинского учета. Отдельно истцу указано, что согласно части 2 статьи 19 Федерального закона №- ФЗ он имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования.
Из Управления президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, 26,02.2019г. ФИО1 дан ответ, согласно которого суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только закону. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Действующим законодательством не предусмотрена подчиненность и подконтрольность судов иным государственным органам и иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации.
Учитывая наличие в материалах дела доказательств неоднократных обращении истца в различные ведомства, подчинённые Министерству обороны РФ, а также сведения об отказах в предоставлении ФИО1 медицинской помощи в медицинских учреждениях, отнесённых к ведению Министерства обороны РФ, суд усматривает наличие спора о праве истца на бесплатную медицинскую помощь в подведомственных МО РФ медицинских учреждениях, в связи с чем приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 25 Федерального закона от ДАТА № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения -обязанностей ФИО2 службы-.(служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Согласно ст. 16 Федерального закона от ДАТА № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий ФИО2 службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов ФИО2 службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и ФИО2 техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей ФИО2 службы.
Граждане, уволенные с ФИО2 - службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей ФИО2 службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с ФИО2 службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения ФИО2 службы, могут приниматься на обследование и лечение в ФИО2-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны " Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДАТА № «Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» установлено, что необходимо принимать на обследование и лечение в ФИО2-медицинские подразделения, части и учреждения Министерства обороны без ущерба. Для граждан, указанных в пункте 1 настоящего Приказа: а) граждан, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей ФИО2 службы; б) членов семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах; в) граждан, уволенных с ФИО2 службы из Вооруженных Сил вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения ФИО2 службы.
В соответствии с п. 3 Приказа, организация оказания медицинской помощи лицам, указанным в пункте 1 настоящего Приказа, осуществляется по территориальному принципу, а также принятие на обследование и лечение лиц, указанных в пункте 2 настоящего Приказа возлагается на: а) начальника Главного ФИО2-медицинского управления Министерства обороны
Российской Федерации - начальника медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации - в ФИО2-медицинских учреждениях Министерства обороны, дислоцированных в <адрес>, вне зависимости от их подчиненности; б) командующих войсками военных округов, флотами - в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и
ГяГ^и^ГГёлГГлЦ^ГьГмеГиГ™" П0~К “ Ч. —НИИ
службу по контракту в Вооруженных Силах ¦ m военнослУжащих > проходящих военную Вооруженных Сил вследств^^нь^; ^ ^нные с ФИО2 службы из
ФИО2 службы (п.9). Приём на обследование ил^"ТвШ^ Пр°Х0Ждения
Приказа Министра обороны Российской Федерации В ПуНКТе 2
территориальному принципу с разрешения Л P^L2°°6 № осуществляется по
округа (флота), начальника центрального воешПе^нот^™"^ В°енН0Г0
медицинских показаний и предоставлении ™ ^ учреждения, при наличии
ФИО2 службы вследствие увечья (ранещ^™°В’ П°ДтаерЖДающих Увольнение с
по^енньш ими при исполнениГобязаан^ сте^ио?^^^^ ^ заболевав**>
SSSL* ФеДераЛЬНЫМИ
само увечье (ранение, травма, контузия или едованне н лечение является не
—нием тражданам^обя^^воеТой^lEST*! ПР™ВНМ «
службы. и служоы либо прохождением
При этом указанная категория принимаете*! и rxxv (ранения, травмы, контузии) или заболевания нгпел.. »’ К&К правило> для лечения увечья ФИО2 службы, их следствий дГ^ онн бьшн уволены с
(протезирования) или для устранения ранее допущенных в Р“ающего этапного лечения дефектов в лечении больного (пункт 39) ^ В ФИО2-лечебных учреждениях
76-ФЗ «О статусе во^нносл^^^ от 27.05.1998г. №
оказания медицинской помощи в ФИО2 мелишт°Т 6,01"06г‘ № <<06 организации Учреждениях Министерства обороны Российской ™Дразделенш1Х>
начальника ГВМУ МО РФ от ы пт олЦ Й >? Д?РЩИИ)>) Приложением к
s * Ф f ( - f f * ч1 ¦ *
г t KHc.ai+1.
или в центральных госпиталях ФИО3. Если такой рекомендации нет, Военный ФИО2 должен направить ходатайство о госпитализации ФИО1 в* ближайшее территориальное ВЛУ (301 -ВКГ, г. Хабаровск), также приложив все имеющиеся медицинские документы. После рассмотрения представлены документов главными специалистами 301 ВКГ ФИО1 будет либо обоснованно отказано в госпитализации, либо спланирован день поступления на обследование и лечение.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об обоснованности иска ФИО1 в части требований, предъявленных к ФИО2 Хабаровского. края, Министерству обороны РФ о признании права пользования медицинскими чучреждениями,: отнесёнными,jc- ведению Министерства;обороны,:Р.оссийской ^Федерации.. В - связи с чем суд считает необходимым признать за ФИО1 право на бесплатную медицинскую помощь в ФИО2-медицинских учреждениях МО РФ без ущерба для граждан, "пользующихся правом на получение медицинской помощи в ВЛУ, указанных в п.1 приказа Министра обороны РФ от ДАТА № «Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации».
Рассматривая требования истца о понуждении МО Ф выплачивать потерпевшему ФИО1, получившему черепно-мозговую травму во время прохождения роенной службы, ежемесячную компенсацию в размере МРОТ, суд приходит к следующим выводам.
Частью 13 статьи 3 Федерального закона от ДАТА № 306-ФЗ «О денежном довольствии ^ военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» определено, что При установлении военнослужащему или гражданину, призванному" на военные сборы, в период прохождения-ФИО2 службы (военных сборов) либо после увольнения с ФИО2 службы"(отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие ФИО2 травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей - инвалиду I группы; 2) 7 000 рублей - инвалиду П группы; 3) 2 800 рублей - инвалиду III группы. /" " ‘
‘ Частью 16 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрено, что размеры единовременных пособий,-установленные частями 8 и 12 настоящей статьи, и размеры ежемесячной денежной компенсации, установленные частями 9, 10 и 13 настоящей статьи, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год ‘ и плановый период. Решение об увеличении(индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
Под понятием ФИО2 травмы понимается увечье (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученные военнослужащим при исполнении обязанностей ФИО2 службы (ч.8 ст.З Федерального закона от ДАТА№-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от ДАТА № 181 -ФЗ «01 социальной защите, инвалидов в Российской Федерации», признание лица инвалидом осуществляется Федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок финансирования и осуществления выплат. Установленных частями 9, 10, 13 настоящей / статьи, определяется Правительством Российской Федерации (ч.17 ст.З Федерального закона № 306-ФЗ).
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ № от ДАТА «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.9, 10 и 13 ст.З. Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных гарантий» (в редакции Постановления № от ДАТА), которым утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации.
111! _
• * > ". ¦ *. ‘
. -.iiw. C-V.1-1 :*3-,. .
Положения указанных Правил „ устанавливают, что ежемесячная денежная компенсация выплачивается, в том числе, военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения ФИО2 службы (военных сборов) либо после увольнения с ФИО2 службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие ФИО2 травмы.
В соответствии с пунктом 7 Разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации «Об определении федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности», утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДАТА №з причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется гражданам,. уволенным с ФИО2, службы (далее — бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузий) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением ФИО2 службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей ФИО2 службы.
Причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний,
А так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
. Согласно пункту 8 вышеназванных Разъяснений причина инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период ФИО2 службы» определяется в случаях, если инвалидность бывшего военнослужащего наступила вследствие. заболевания, полученного в период ФИО2 службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей ФИО2 службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей ФИО2 службы (служебных обязанностей).
Как установлено судом на основании пояснений истца, его представителя, показаний свидетелей, ФИО1 в установленном порядке инвалидность не устанавливалась, тем самым каких-либо оснований для выплаты истцу пенсии по инвалидности, а также ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью на основании ч.13 ст.З Федерального закона от ДАТА № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» не имеется, в связи с чем в данной части исковых требований ФИО1 надлежит отказать.
Относительно заявленного искового требования ФИО1 о признании за ним права пользования санаторно-курортным лечением в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.1994г. № «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» суд отмечает, что у истца не возникло право на возмещение расходов, связанных с санаторнокурортным лечением, поскольку Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994г. № «О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторнокурортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих» предусмотрен определенный перечень лиц, для которых установлен порядок возмещения указанных расходов, в который истец не входит. Положения вышеуказанного Постановления Правительства № распространяются только на военнослужащих и граждан, уволенных с ФИО2 службы (офицеры, уволенные с ФИО2 службы по достижении ими предельного возраста пребывания на ФИО2 службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность ФИО2 службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и ¦ более, а при общей продолжительности ФИО2 службы 25 лет и более вне зависимости от
основания увольнения). Тем самым оснований для удовлетворения иска в данной части у суда не имеется
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 <адрес>, Министерству обороны РФ о признании права пользования медицинскими учреждениями, отнесёнными к ведению Министерства обороны Российской Федерации - удовлетворить. <данные изъяты>
Признать за ФИО1, ДАТА года рождения, право на бесплатную медицинскую помощь в ФИО2-медицинских учреждениях МО РФ без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи в ВЛУ, указанных в п.1 Приказа Министра обороны РФ от ДАТА № «Об организации оказания медицинской помощи в ФИО2-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации».
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 <адрес>, Министерству обороны РФ о взыскании ежемесячной компенсации в размере МРОТ - отказать,
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ФИО2 <адрес>, Министерству обороны РФ о признании права пользования санаторно-курортным лечением - отказать. .
Решение может быть обжаловано" в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме вынесено 25.04.2019г.
Судья