Дело № 2-1388/2024
УИД 24RS0046-01-2023-003387-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2024 года г. Красноярск
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Корнийчук Ю.П.,
при секретаре Адамчуке Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска к индивидуальном предпринимателю Сахарову Александру Валерьевичу о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска, действуя в интересах Российской Федерации, обратился в суд с требованиями к ИП Сахарову А.В. о возложении обязанности поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, расположенного по адресу: ХГ, в срок не позднее 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка исполнения требований законодательства об охране окружающей среды в деятельности индивидуального предпринимателя Сахарова Александра Валерьевича У У осуществляющего хозяйственную деятельность в помещении по адресу: 660064, Х Г. В указанном здании функционирует центр по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
В рамках осуществления деятельности ИП Сахарова А.В. в автосервисе образуются различные виды отходов: отходы незагрязнённые, отходы масел (использованных), отходы обтирочного материала, отходы резиновых изделий, отходы упаковочного
В судебном заседании помощник прокурора Назарук А.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям.
В судебное заседание ответчик ИП Сахаров А.В. не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом, представитель ответчика и третьего лица на стороне ответчика ИП Тартаковского А.Г. - Мевцов О.В. исковые требования признал частично, пояснив, что объект на государственный учет не поставлен.
Представители третьих лиц на стороне истца администрации г. Красноярска, администрации Свердловского района в городе Красноярске, Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания были извещены.
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3, ч. 1 ст. 35, ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена необходимость соблюдения требования законодательства об охране окружающей природной среды, в том числе при сборе, накоплении, утилизации, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления.
В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-Ф З «Об охране атмосферного воздуха» установлены обязанности для юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, имею щ их стационарные источники и передвижные источники, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимы х нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняю щ их веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В силу ч. 1 ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях получения достоверной информации об объектах, оказываю щ их негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора осуществляется государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно ч. 2 той же статьи государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя, в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняю щ их) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
На основании ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказываю щ их негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов. Форма заявки о постановке на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказываю щ их негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняю щ их) веществ в атмосферный воздух, документирую т и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
В соответствии с ч. 2 названной статьи инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствие с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.
Согласно ч. 2 той же статьи предельно допустимые выбросы определяются а отношении загрязняю щ их веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.
Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора. Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняю щ их веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняю щ их веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России 28.11.2019 № 811, требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категорий, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружаю щ ей среды (далее - категории, ЗНВ), на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Мероприятия по уменьшению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и реализуются юридическими лицами и индивидуальны ми предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
При получении прогнозов неблагоприятны х метеорологических условий хозяйствующие субъекты обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняю щ их веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
В соответствии с п. 7 Порядка проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в городах и иных населенных пунктах Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края 17.05.2012 № 195-п, разработку мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий осуществляют субъекты хозяйственной деятельности.
Согласно п. 8 Порядка согласование мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, разработанных субъектами хозяйственной деятельности, осуществляет министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.
В судебном заседании установлено, что входе проведенной прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, установлено, что ИП Сахаров А.В. осуществляет хозяйственную деятельность в помещении по адресу: ХГ, в указанном здании функционирует центр по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
Как следует из материалов дела, ИП Сахаровым А.В. арендовано в ООО «Карп» нежилое помещение № 4, общей площадью 1685,7 кв.м. на 1 этаже нежилого одноэтажного здания литера Г4, расположенного по адресу: ХГ.
Согласно договору аренды оборудования № О-1 от 25.12.2020г. и дополнительному соглашению к нему от 30.10.2023, заключенным между ИП Тартаковским А.Г. и ИП Сахаровым А.В., последнему во временное владение и пользование предоставлено оборудование в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, для ведения предпринимательской деятельности по ТО и ремонту автомобилей в автосервисах «Сакура Моторс» на срок три года один месяц.
Договор аренды не расторгнут, не оспорен, недействительным не признан.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Свердловского района г. Красноярска установлено, что ИП Сахаров А.В. осуществляет деятельность по ремонту автотранспорта в автотехническом центра «Сакура-Моторс» по адресу: ХГ. В ходе деятельности центра образуются следующие виды отходов: отходы незагрязненные, обтирочный материал, отходы резиновых изделий, фильтры (масляные, топливные), отходы шин, покрышек, камер автомобильных, упаковочный материал из под использованных запчастей, отходы дезинфицирующих и моющих средств, и др.
В нарушение требований законодательства об охране окружающей среды ИП Сахаровым А.В. не вносилась плата за негативное воздействие на окружающую среду в установленный законом срок (ежегодно), что является нарушением положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Кроме того, в нарушение ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-Ф З «Об охране атмосферного воздуха» автотехническом центре «Сакура -Моторс» в период объявления НМУ не проводятся мероприятия по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух, а именно: снижение одновременного пребывания автомобилей в ремонтном боксе до 85 % (не более пяти автомобилей), исключение окрасочных работ (подготовительный участок), исключение окрасочных работ (окрасочная кабина), исключение окрасочных работ (теплогенератор), не ведется журнал регистрации НМУ, в который вносятся сведения о проводимых мероприятиях. Каких либо документов по осуществлению данной деятельности на момент проверки, не представлено.
В связи с выявлением указанных нарушений 07.07.2023 ИП Сахарову А.В. выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Из представленных в суд документов и пояснений представителя ответчика в судебном заседании ответчиком следует, что приняты меры по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды.
Со стороны ответчика приняты меры по устранению нарушений, указанных в предписании.
Вместе с тем, согласно программно-технического обеспечения учета объектов,
оказывающих негативное воздействие на окружающую среду https://ksv.v2.rpn.gov.ru/rpn/pto-uonvos/onv_registry) в реестре объектов ОНВОС отсутствуют объекты HBOC, эксплуатируемые ИП Сахаровым А.В.
Согласно актов проверки прокуратуры Свердловского района г. Красноярска от 12.06.2023, 12.02.2024 при осуществлении деятельности ИП Сахаровым А.В. образуются выбросы загрязняющих веществ от эксплуатационных источников, при этом объекты негативного воздействия на государственный учет не поставлены.
При таких обстоятельствах, поскольку в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что ИП Сахаров А.В., на которого в силу закона возложена обязанность поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, данные обязанности, как и предписание по устранению выявленных нарушений законодательства по охране окружающей среды и законодательства об отходах производства и потребления в деятельности не выполнил, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска подлежат удовлетворению, при этом срок для исполнения обязанности по постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, 4 месяца со дня вступления решения суда в законную силу суд считает с учетом положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, разумным, обоснованным и достаточным.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, государственная пошлина в размере 6000 рублей за подачу искового заявления неимущественного характера, подлежит взысканию с ИП Сахарова А.В. в доход бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233- 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска к индивидуальном предпринимателю Сахарову Александру Валерьевичу о возложении обязанности -удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Сахарова Александра Валерьевича (У) обязанность в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на государственный учет объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую вреду, расположенный по адресу: ХГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Копия верна.
Председательствующий Ю.П. Корнийчук
Мотивированное заочное решение изготовлен 29.03.2024 г.