№ 3а-227/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 октября 2020 годаг. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Галашевой И.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шарманкиной А.Г.
с участием прокурора Филатовой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело поадминистративному исковому заявлениюСеменченя В.Ф. о признании
не действующими в части решения Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года№ XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771
«Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа»,
у с т а н о в и л:
Решением Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 года внесены изменения в Генеральный план г. Петрозаводска, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 г.№428 «О генеральном планег. Петрозаводска»; генеральный план утвержден в новой редакции.
Решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года№26/38-771утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Семенченя В.Ф. обратилсяв суд с административным иском о признании
не действующими названных нормативных правовых актов в части включения в границы второго поясазоны санитарной охраны источника питьевого водоснабженияземельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: (...), а также прилегающего к нему земельного участка, (...) кв.м., имеющего координаты характерных точек границ в системе координат МСК-10: (...).
В обоснование требований административныйистец сослался на противоречие указанных нормативных правовых актов пункту 5 статьи 18 Федерального закона
от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»и пунктам 1.6 и 1.13СанПин 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10, поскольку зона санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, в границах которой находятся вышеуказанные земельные участки, установлена Генеральным планом города Петрозаводска и Правилами землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее границ и ограничений использования земельных участков в границах зоны санитарным правилам.
Административный истецуказывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером (...) и арендатором прилегающего земельного участка с кадастровым номером (...);оспариваемые нормативные правовые акты нарушают его права, являясь препятствием к утверждению схемы расположения земельных участков и получению в собственность прилегающего земельного участка путем его перераспределения.
В судебном заседании представитель административного истца Ермолинская Т.В. поддержала административный иск.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не возражали против рассмотрения дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшей административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что Семенченя В.Ф. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: (...).
Также Семенченя В.Ф. (...) является арендатором земельного участка с кадастровым номером (...), площадью (...) кв.м., расположенного по адресу: (...).
15 мая 2020 года Семенченя В.Ф. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), принадлежащего ему на праве собственности, и земельного участка с кадастровым номером (...), государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом от 19 июня 2020 года ((...)) Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказало Семенченя В.Ф.
в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по мотивам отнесения предполагаемого к образованию земельного участка документами территориального планирования Петрозаводского городского округа к территории второго пояса зоны санитарной охраны источника водоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Учитывая, что оспариваемыми муниципальными правовыми актами осуществлено градостроительное зонирование земельных участков, правообладателем которых является административный истец,Семенченя В.Ф.является лицом, имеющим право обратиться с настоящим административным иском.
Пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет (статья 15 Устава).
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением процедуры принятия и опубликования, что установлено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 25 января 2019 года по административному делу № 3а-2/2019.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Земельный участок с кадастровым номером 10:01:0060123:41, а также прилегающий к нему земельный участок в указанных в административном иске координатах, расположеныв границах второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, что следует из представленных в материалы дела картографических материалов Генерального плана города Петрозаводска и Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретных указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 3 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 Санитарных правил и норм 2.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются, в том числе, определение границ зоны и составляющих ее поясов. Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Карелия от 25 января 2019 года по административному делу № 3а-2/2019 установлено, что отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на оспариваемых картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее границ и ограничений использования земельных участков в границах зоны санитарным правилам.
Кроме того, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям органов местного самоуправления не относит установление размера и границ зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
Таким образом, установив на карте зон с особыми условиями использования территории Петрозаводского городского округа и схеме границ зон с особыми условиями использования территории в составе Генерального плана города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа зону второго пояса санитарной охраны источников водоснабжения, административный ответчик вышел за пределы своей компетенции.
На основании изложенного нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствуют приведенным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, что является основанием для их признания не действующими в части.
Определяя момент, с которого вышеназванные положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которым если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты применялись, нормативные правовые акты подлежат признанию не действующими в части с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В связи с удовлетворением требований административного истца суд на основании статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым при распределении понесенных сторонами судебных расходов взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175–180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Семенченя В.Ф, удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления решения суда в законную силу решение Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 года
«О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 года № 26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения в границы второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения земельного участка с кадастровым номером (...), а также прилегающего к нему земельного участка, расположенного в кадастровом квартале (...), площадью (...) кв.м., координаты характерных точек границ в системе координат МСК-10: (...).
Взыскать с Петрозаводского городского совета в пользу Семенченя В.Ф, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Обязать Петрозаводский городской Совет опубликовать сообщение о принятии решения суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Петрозаводского городского Совета.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.Н. Галашева
Мотивированное решение составлено 30 октября 2020 г.