Решение по делу № 2-302/2024 от 01.07.2024

Дело № 2-1-302/2024                         УИД

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес>                                                 10 июля 2024 года

Выгоничский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи                       Сайфутдиновой Е.В.,

при секретаре                                                 Пыталевой О.Е.,

с участием

представителя Брянского природоохранного прокурора - помощника прокурора <адрес>                                   Корнеенко И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ к Хутор-Борской сельской администрации о понуждении к совершению действий по приведению контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка исполнения Хутор-Борской сельской администрации <адрес> обязанностей в области обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой выявлены нарушения требований федерального законодательства. Так, по <адрес>, вблизи <адрес> размещена площадка с установленными контейнерами для сбора твердых коммунальных отходов. На данной площадке отсутствует ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки, а также основание площадки не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, что нарушает права и законные интересы жителей сельского поселения и иных граждан на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду. Брянской природоохранной прокуратурой в адрес Хутор-Борской сельской администрации внесено представление, однако до настоящего времени нарушения законодательства не устранены. Просил обязать Хутор-Борскую сельскую администрацию провести мероприятия по приведению площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> исковые требования поддержал и, сославшись на обстоятельства, указанные в иске, просил обязать ответчика провести требуемые мероприятия до <дата>.

Представитель ответчика Хутор-Борской сельской администрации в судебном заседании не присутствовал, о дате, месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются соответствующие доказательства, от него поступило письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие ответчика. В этом же заявлении ответчик согласился с исковыми требованиями, просил предоставить срок для исполнения решения.

Суд, заслушав объяснения явившихся сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Исковые требования Брянского природоохранного прокурора основаны на несоблюдении требований законодательства, регулирующего вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, благоприятной окружающей среды, что влечет возможность причинения вреда жизни и здоровью людей.

В соответствии с ч.2 ст.7, ст.20, ч.1 ст.41, ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на защиту жизни, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отношения в области обеспечения благоприятной окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подзаконными актами.

Согласно ст. 3, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с Федеральным законом № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.22 вышеуказанного Закона).

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в силу положений Закона Брянской области от 05 декабря 2014 года №80-З «О вопросах местного значения сельских поселений в Брянской области», к вопросам местного значения поселений относятся в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Федеральный закон № 89-ФЗ от 24 июня 2006 года определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно ст. 1 вышеуказанного закона объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона №89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Правилами обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039, вступившими в силу 01 января 2019 года, закреплена обязанность органов местного самоуправления по созданию площадок для накопления отходов и ведению реестра.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 2, 3 вышеуказанных правил).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (ред. от 14.02.2022) утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В соответствии с п. 3 Санитарных правил на территориях городских и сельских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

В соответствии с п. 9 Санитарных правил при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Хутор-Борской сельской администрацией полномочия по организации деятельности по оборудованию контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов надлежащим образом не реализованы.

Согласно Сводному реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «<адрес>», утвержденному постановлением администрации <адрес> от <дата> , на территории Хутор-Борского сельского поселения числится 12 контейнерных площадок.

Согласно указанного реестра по <адрес> вблизи <адрес> размещена площадка для накопления твердых коммунальных отходов с установленными на ней контейнерами для сбора отходов. Данная площадка не имеет целостного ограждения, а также основание площадки не имеет твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

В связи с выявленными нарушениями <дата> в адрес Хутор-Борской сельской администрации Брянским природоохранным прокурором было внесено представление.

Вышеуказанные нарушения законодательства до настоящего времени ответчиком в полном объеме не устранены, что подтверждается материалами дела.

Исследовав доказательства дела в их совокупности, суд находит, что отсутствие организации деятельности по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, нарушает права и законные интересы жителей Хутор-Борского сельского поселения, иных граждан на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Поскольку Хутор-Борская сельская администрация не организовала деятельность по обустройству контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по <адрес> вблизи <адрес>, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований и считает их подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Поскольку для исполнения решения Выгоничского районного суда ответчику требуются временные и финансовые затраты, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда до <дата>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Брянского природоохранного прокурора в порядке статьи 45 ГПК РФ удовлетворить.

Обязать Хутор-Борскую сельскую администрацию в срок до <дата> провести мероприятия по приведению площадки накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно: оградить; обустроить твердое (асфальтное или бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.

Об исполнении решения ответчику сообщить в суд и Брянскому природоохранному прокурору Брянской области в течение одного месяца со дня окончания установленного судом срока для исполнения.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Брянского областного суда в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается в апелляционную инстанцию через Выгоничский районный суд.

Председательствующий:                         Е.В. Сайфутдинова

2-302/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Брянский природоохраный прокурор
Ответчики
Хутор-Борская сельская администрация
Суд
Выгоничский районный суд Брянской области
Судья
Сайфутдинова Елена Валентиновна
Дело на странице суда
vigonichsky.brj.sudrf.ru
01.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.07.2024Передача материалов судье
03.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2024Судебное заседание
10.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2024Дело оформлено
26.08.2024Дело передано в архив
10.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее