Судья Ковалева Т.В. Дело № 33-3509/2016 А-57
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 апреля 2016 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Зинченко И.Н.
судей: Малякина А.В., Александрова А.О.
при секретаре Сафине Р.Р.
с участием прокурора Грековой Л.Р.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Александрова А.О. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туруханского района, действующего в интересах РФ, к АИКБ «Енисейский объединенный банк» о возложении обязанности по предоставлению сведений,
по апелляционному представлению и.о. прокурора Туруханского района Красноярского края Беликова А.С.
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении искового заявления прокурора Туруханского района, действующего в интересах РФ, к АИКБ «Енисейский объединенный банк» о возложении обязанности по предоставлению сведений - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Туруханского района Красноярского края, действуя в интересах РФ, обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконным отказ АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) в предоставлении сведений о наличии у муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений Туруханского района, открытых в указанном банке счетов и остатка средств на них по состоянию на 31.12.2014 года, обязать АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) предоставить сведения о наличии у муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений Туруханского района согласно приложению к запросу от <дата> №, открытых в указанном банке счетов и остатка средств на них по состоянию на 31.12.2014 года.
Требования мотивированы тем, что в соответствии с положениями действующего законодательства РФ прокурор осуществляет контроль за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Согласно пункту 2.1 ст. 4 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных. Согласно п. 1 ст. 22 указанного Закона, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами», контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. С целью осуществления мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, прокуратурой Туруханского района ежегодно проводится проверка соответствия доходов и расходов муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений, в связи с чем в регистрирующие органы и банки направляются запросы в соответствии со ст. ст. 6, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». 11 июня 2015 года в адрес АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) прокурором района направлен запрос о предоставлении сведений о наличии открытых счетов и средств на них по состоянию на 31.12.2014 года у лиц, согласно приложения на 11 листах. 07 июля 2015 года прокуратурой района получен ответ АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений со ссылками на ст. 857 ГК РФ, ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Прокурор полагает, что отказ в предоставлении указанной информации не соответствует требованиям закона.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Туруханского района Красноярского края Беликов А.С. просит решение суда от 19 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым требования прокурора удовлетворить в полном объеме. В обоснование апелляционного представления указано на то, что судом неправильно применены нормы материального права. В силу требований пункта 6 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 03.12.2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами», контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Кроме того, одним из способов противодействия коррупции является деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие расследование коррупционных правонарушений (п.п. «а», «б» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ). Пунктом 8.2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» от 07.12.2007 года № 95 (ред. от 10.02.2012) определено, что при осуществлении надзора исполнением законов необходимо особое внимание уделять вопросам исполнения законодательства при реализации приоритетных национальных проектов, законности распоряжения государственным имуществом, выявления и пресечения фактов легализации преступных доходов, противодействию коррупции. Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору за исполнением Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ, вправе с целью проведения соответствующих проверок затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона, поскольку прокурор является специально уполномоченным лицом, на которого возложены функции надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе и противодействия коррупции. Кроме того судом указано на непредоставление суду данных, свидетельствующих о направлении в Банк требования в пределах определенного предмета конкретной проверки в отношении конкретного лица или круга лиц, однако данный вывод суда также не основан на законе.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционного представления на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Грекову Л.Р., поддержавшую доводы апелляционного представления и.о. прокурора Туруханского района Красноярского края Беликова А.С., представителя АИКБ «Енисейский объединенный банк» (АО) Салямова Р.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда от 19 ноября 2015 года, исходя из следующего.
Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно п. 6 ст. 5 названного Закона, Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В п. 2 ст. 12 Федерального закона от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" указано, что контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 ст. 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с настоящим Федеральным законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлена обязанность государственных и муниципальных служащих представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Как правильно установлено судом первой инстанции, 25.06.2015 в Красноярский филиал ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» поступило требование прокурора Туруханского района от 11.06.2015 № 7/1-01/3-2015 о предоставлении Банком в срок до 10.07.2015 года сведений о наличии открытых счетов и средств на них по состоянию на 31.12.2014 года у лиц согласно приложению в связи с проводимой прокуратурой проверкой исполнения требований ФЗ от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Письмом от 25.06.2015 года № 5217 АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) отказал прокурору в предоставлении запрашиваемой информации со ссылкой на положения статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", которая содержит исчерпывающий перечень лиц, имеющих право получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну, в число которых прокурор не входит, а также со ссылкой на ст. 857 ГК РФ.
Разрешив дело, оценив доказательства и дав им надлежащую оценку, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Статья 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности", регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. Указом Президента РФ от 02.04.2013 года № 309 утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации. При этом органы Прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне.
Согласно ст. 857 ГК РФ, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не содержит норм, предоставляющих органам Прокуратуры Российской Федерации и их должностным лицам право получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.
В п. 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 8-П указано, что из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении.
Исходя из п. 6 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 15 указанного Закона, запросы о представлении сведений, составляющих банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, запросы в правоохранительные органы о проведении оперативно-разыскных мероприятий в отношении граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей таких граждан и муниципальных служащих в интересах муниципальных органов направляются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, положениями указанных выше норм, также не предусмотрено право территориальных органов прокуратуры на получение от банков сведений, составляющих банковскую тайну, в том числе сведения по счетам третьих лиц.
Правильным является и вывод суда первой инстанции о том, что отказ АИКБ «Енисейский объединенный банк» (ЗАО) в предоставлении территориальным органам прокуратуры сведений по счетам сам по себе не препятствует прокуратуре реализации возложенных на него функции контроля за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам, так как данные функции должны реализоваться в порядке и способами, строго соответствующими требованиям законодательства.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 № 2-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу предполагают, в том числе проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов лицами, в отношении которых осуществляется проверка, в пределах определенного предмета конкретной проверки, а также предполагают возможность запроса прокурором у руководителей и должностных лиц документов и материалов, непосредственно обусловленных целями и предметом конкретной проверки.
При этом, как правильно указано судом первой инстанции, прокурор не представил суду данных, свидетельствующих о направлении в Банк требования в пределах определенного предмета конкретной проверки в отношении конкретного лица или круга лиц.
Доводы, изложенные апелляционном представлении и.о. прокурора Туруханского района Красноярского края Беликова А.С., не могут послужить основанием к отмене или изменению решения суда от 19 ноября 2015 года, поскольку они сводятся к повторному изложению правовой позиции прокурора в суде первой инстанции и направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, а также обстоятельств, ставящих под сомнение законность решения, в апелляционном представлении не приведено.
Как правильно установлено судом первой инстанции, в данном случае правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по представлению прокурору сведений по счетам третьих лиц не имелось.
Кроме того, п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" прямо предусмотрено, что при осуществлении надзора в сферах, на которые распространяется действие законодательства о банковской и иной охраняемой законом тайне, прокуроры должны руководствоваться установленным законодательством порядком.
Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление и.о. прокурора Туруханского района Красноярского края Беликова А.С. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: