Дело №2а-1069/2022
УИД 33RS0011-01-2022-001482-64
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ковров 22 июня 2022 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Никифорова К.С.,
при секретаре Алекаевой А.А.,
с участием административных истцов Булавина Павла Ивановича, Булавиной Александры Витальевны,
представителя административного ответчика администрации города Коврова Овчинниковой Ларисы Владимировны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Булавина Павла Ивановича и Булавиной Александры Витальевны к администрации города Коврова Владимирской области о признании недействительным постановления от 17.12.2018 № 3078 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Коврова Владимирской области» в части утверждения реестровой записи <№> Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Ковров,
установил:
Булавин Павел Иванович и Булавина Александра Витальевна обратились в Ковровский городской суд Владимирской области с административным исковым заявлением к администрации города Коврова Владимирской области о признании недействительным постановления от 17.12.2018 № 3078 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Коврова Владимирской области» в части утверждения реестровой записи <№> Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Ковров.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что административные истцы проживают в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г. Коврова от 17.12.2018 № 3078 утверждён реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Коврова Владимирской области (далее - Реестр), согласному которому реестровой записью <№> утверждено место размещения контейнерной площадки по адресу: <адрес>. Булавин П.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Жилой дом заявителя расположен в 24 метрах от установленного места складирования твёрдых коммунальных отходов <адрес>. Вследствие отсутствия надлежащего подъездного пути к указанному месту накопления твёрдых коммунальных отходов специализированной техники, забор отходов осуществляется непосредственно у <адрес>. Кроме того, несоблюдение кратности вывоза отходов, промывки и дезинфекции контейнеров, контейнерной площадки, а также не проведение профилактических дезинсекционных и дератизационных работ в нарушение требований СанПиН приводит к появлению грызунов, распространению отходов (мусора) на сопряжены территории, неприятного запаха. Проведёнными государственными органами проверками по обращению Булавина П.И. выявлены факты нарушения требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твёрдых коммунальных отходов. Из содержания ответов на обращения Булавина П.И., в том числе в администрацию Владимирской области, ТО Роспотребнадзора в г. Коврове, Ковровском, Камешковском районах Владимирской области, заключение о соответствии места накопления твёрдых коммунальных отходов от 30.07.2021 № 33-04-00/10-2257-21, выданное на основании запроса администрации г. Коврова от 12.07.2021 и заявки о согласовании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов от председателя совета <адрес> Фадеевой С.В. признано недействительным. Возможность свободного маневрирования специализированной техники ввиду сложившейся плотной застройки в месте расположения контейнера отсутствует. При указанных обстоятельствах административные истцы считают реестровую запись <№> нарушающей их права, поскольку место расположения контейнера для сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов избрано без учёта вышеуказанных обстоятельств и вопреки действующим нормативным требованиям.
В судебном заседании административные истцы Булавин П.И., Булавина А.В. поддержали заявленные административные исковые требования в полном объёме. Дополнительно пояснили, что в январе 2022 года Булавиной А.В. было получено письмо ТО Роспотребнадзора в г. Коврове, Ковровском, Камешковском районах Владимирской области от 20.01.2022, из содержания которого следует, что заключение о соответствии места накопления твёрдых коммунальных отходов от 30.07.2021 № 33-04-00/10-2257-21, выданное на основании запроса администрации г. Коврова от 12.07.2021 и заявки о согласовании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов от председателя совета <адрес> Фадеевой С.В. признано недействительным. При этом в период с сентября 2021 года по март 2022 года Булавин П.И. находился в зарубежной командировке, что подтверждается представленными в материалы дела копиями документов (справка о нахождении на судне за пределами Российской Федерации). Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, а также тот факт, что в оспариваемое в части постановление администрации г. Коврова 17.11.2021 вносились изменения, просили суд принять во внимание, что установленный законом срок на подачу административного искового заявления ими соблюдён, так как достоверно о нарушении их прав и законных интересов им стало известно в январе 2022 года, а ранее марта 2022 года административное исковое заявление Булавиным П.И. подано быть не могло по уважительной причине, подтверждённой документально.
Представитель административного ответчика администрации г. Коврова Овчинникова Л.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований. Пояснила суду, что при принятии решения о включении контейнерной площадки в районе <адрес> в Реестр были собраны необходимые документы, получено в установленном законом порядке заключение о соответствии места накопления твёрдых коммунальных отходов от 30.07.2021 № 33-04-00/10-2257-21, выданное ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области на основании запроса администрации г. Коврова от 12.07.2021 и заявки о согласовании места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов от председателя совета <адрес> Фадеевой С.В. Законом не регламентированы требования к содержанию подъездных путей к контейнерным площадкам для сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов. Таким же образом не предусмотрена возможность отзыва ранее выданного заключения Роспотребнадзора либо признания его недействующим (недействительным) в административном порядке. Контейнерная площадка соответствует действующим нормативным требованиям, имеет твёрдое покрытие, оборудована навесом, имеет подъездной путь и согласованный график вывоза (2 раза в неделю) твёрдых коммунальных отходов. Вывоз отходов осуществляется специализированной организацией ООО «ЭкоГрад», имеющей необходимую технику. Факты переполнения контейнера отсутствуют, равно как и факты ненадлежащего содержания контейнерной площадки. Кроме того, обратила внимание суда на то обстоятельство, что административными истцами пропущен установленный законом срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, поскольку о нарушении их прав и законных интересов им было известно на протяжении длительного периода времени, в частности, с даты утверждения реестровой записи <№>.
Представитель административных истцов Филиппов О.С., заинтересованные лица председатель совета многоквартирного <адрес> Фадеева С.В., Управление городского хозяйства администрации г. Коврова, ООО «ЭкоГрад», ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Заслушав объяснения сторон, показания свидетеля ОАН, исследовав письменные материалы дела, видеозаписи, представленные суду лицами, участвующими в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно ст. 5 Федерального закона № 89-ФЗ к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится, в том числе установление единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов, в том числе в отношении выбора мест размещения таких объектов, используемых материалов и технологических решений.
В свою очередь, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относится, в том числе определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ).
В силу п. 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила).
Как следует из пунктов 3-8 Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (далее - заявка).
Уполномоченный орган рассматривает заявку в срок не позднее 10 календарных дней со дня ее поступления.
В целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов уполномоченный орган запрашивает позицию соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - запрос).
По запросу уполномоченного органа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, подготавливает заключение и направляет его в уполномоченный орган в срок не позднее 5 календарных дней со дня поступления запроса.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
Основаниями отказа уполномоченного органа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов являются:
- несоответствие заявки установленной форме
- несоответствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов требованиям правил благоустройства соответствующего муниципального образования, требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что административные истцы Булавин П.И., Булавина А.В. проживают в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации г. Коврова от 17.12.2018 № 3078 утверждён реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Коврова Владимирской области (далее - Реестр), согласному которому реестровой записью <№> утверждено место размещения контейнерной площадки по адресу: <адрес> (в редакции постановления от 17.11.2021 № 2371).
Ранее в соответствии с постановлениями администрации г. Коврова от 01.11.2019 № 2574, от 26.02.2021 № 404 место расположения контейнерной площадки по <адрес>, числилось в Реестре под номерами <№> и <№>.
В материалы дела представлена копия заявки от председателя совета <адрес> Фадеевой С.В. о согласовании места расположения контейнерной площадки, а также копия схемы её расположения, согласованной 17.04.2017 (с учётом актуализации сведений по состоянию на июль 2021 года).
В материалах дела также имеется копия заключения ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области от 30.07.2021 № 33-04-00/10-2257-2021, из содержания которого следует, что уполномоченный орган полагает возможным размещение контейнерной площадки <адрес> при условии соблюдения кратности промывки, дезинфекции, вывоза твёрдых коммунальных отходов и наличия навеса в обязательном порядке.
Решением № 24 от 30.07.2021, принятым начальником Управления городского хозяйства администрации г. Коврова, дано согласие на создание места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов по указанному адресу.
В материалах дела имеются сведения о том, что жилой <адрес>, в котором проживают административные истцы, расположен в пределах нормативного расстояния от установленного места складирования твёрдых коммунальных отходов <адрес> (31,2 м), что подтверждается актом обследования от 12.05.2022, составленного с участием административного истца Булавиной А.В. Также из содержания данного акта следует, что спорная контейнерная площадка, площадью 2 кв.м, размещена на придомовой территории <адрес>. Площадка обустроена твёрдым покрытием, огорожена с трёх сторон металлическим профилем, имеет навес, на площадке размещён пластиковый контейнер с крышкой, объёмом 0,36 куб.м. Ширина проезжей части <адрес> составляет приблизительно 4 м, ширина межквартального проезда от <адрес> по направлению к контейнерной площадке - приблизительно 3,5 м.
В материалах дела также имеется копия письма ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области от 20.01.2022, направленного в ответ на обращение Булавина П.И., из содержания которого следует, что уполномоченный орган оставляет за собой считать ранее выданное заключение от 30.07.2021 недействительным по причине отсутствия у контейнерной площадки навеса, несоблюдения ежедневного вывоза твёрдых коммунальных отходов.
Как следует из отзыва ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области, представленного в материалы дела, в настоящее время выявленные недостатки устранены путём обустройства навеса, согласованием периодичности вывоза мусора дважды в неделю, что, при условии соблюдения требований приложения № 1 к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21), позволяет считать выданное заключение от 30.07.2021 действующим.
При этом ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском и Камешковском районах Владимирской области указано, что кратность вывоза твёрдых коммунальных отходов 2 раза в неделю является достаточной для переполнения контейнера согласно расчётам норм накопления <адрес>.
Между тем, в материалы дела представлены фотографии и видеозаписи, из содержания которых следует, что часть твёрдых коммунальных отходов складируется в пакетах вне используемого для этих целей контейнера, что не соответствует утверждению об отсутствии фактов переполнения контейнера.
Из объяснений представителя административного ответчика администрации г. Коврова Овчинниковой Л.В., данных в судебном заседании, следует, что подъездной путь, в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, к спорной контейнерной площадке имеется. Конкретные требования к содержанию подъездных путей к контейнерным площадкам законодательством не регламентированы.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ОАН, являющийся должностным лицом ООО «ЭкоГрад», пояснил суду, что для вывоза твёрдых коммунальных отходов ООО «ЭкоГрад» используются двухосные и трёхосные грузовые автомобили, относящиеся к специализированной технике. Подъезд специализированного транспорта к спорной контейнерной площадке обеспечен ввиду наличия подъездного пути с твёрдым покрытием. Вывоз мусора осуществляется согласно установленному графику.
В материалы дела ООО «ЭкоГрад» представлена видеозапись, демонстрирующая подъезд специализированного транспорта к спорной контейнерной площадке.
Вместе с тем, на данной записи отсутствует фиксация подъезда специализированного транспорта непосредственно к контейнерной площадке.
При этом в материалах дела имеются видеозаписи, представленные административными истцами, из содержания которых следует, что специализированный транспорт ООО «ЭкоГрад» не имеет возможности подъехать к месту расположения контейнерной площадки, водители поясняют, что ограничены в маневрировании ввиду недостаточной ширины проезда. Специализированный транспорт совершает остановку возле дома, принадлежащего Булавину П.И., сотрудники ООО «ЭкоГрад» вручную осуществляют доставку контейнера и пакетов с мусором с контейнерной площадки до грузового транспортного средства, производят забор и выгрузку твёрдых коммунальных отходов в непосредственной близости от дома административных истцов. Вследствие совершения названных действий в сторону дома и земельного участка административных истцов летит пыль, отдельные части твёрдых коммунальных отходов, что соотносится с обстоятельствами, изложенными в административном исковом заявлении, и объяснениями Булавина П.И., Булавиной А.В.
Отсутствие свободного маневрирования специализированной техники подтверждено, в том числе и письмом администрации Владимирской области от 18.11.2021 в адрес Булавина П.И., копия которого представлена в материалы дела с административным исковым заявлением.
Кроме того, в материалах дела имеется справка специалиста ХОВ, согласно которой требования к подъездным путям на тупиковых дорогах, в пунктах разгрузки и погрузки регламентированы СП 37.13330.2012 «промышленный транспорт», в том числе на предмет наличия разворотной площадки; для специализированного транспорта КАМАЗ (мусоровоз) требуется минимальный радиус круговой кривой единого радиуса при сопряжениях дорог в местах пересечений или примыканий - 15,0 м.
Суд отмечает, что в силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Решением Совета народных депутатов города Коврова от 26.07.2017 № 162 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Ковров Владимирской области (далее - Правила).
Согласно п.п. 3.3.2, 3.3.3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются администрацией города Коврова, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Администрация города создает места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями настоящих Правил, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Администрация города определяет схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведет реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Подъездные пути к контейнерной площадке должны быть пригодными для свободного проезда и маневрирования транспортных средств.
Подъездные пути должны быть освещены и постоянно поддерживаться в пригодном для транспортного движения состоянии.
Таким образом, действующее нормативное регулирование, в том числе установленное представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Ковров Владимирской области, предусматривает требования к подъездным путям к контейнерной площадке, в том числе в части пригодности для свободного проезда и маневрирования транспортных средств.
Суд считает доказанным то обстоятельство, что вследствие отсутствия надлежащего подъездного пути к указанному месту накопления твёрдых коммунальных отходов специализированной техники, забор отходов осуществляется непосредственно у <адрес>. Доказательств обратного в материалы дела административным ответчиком, вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ, административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Доводы административного ответчика администрации г. Коврова, заинтересованного лица Фадеевой С.В. о наличии решений общего собрания собственников помещений в <адрес> о согласовании избранного места размещения контейнерной площадки, с учётом требований ст.ст. 44, 46 Жилищного кодекса РФ, не могут служить безусловным основанием для размещения контейнерной площадки с нарушением нормативных требований и сохранения её в указанном месте, поскольку решение общего собрания подлежит принятию в установленном законом порядке и не должно вступать с ним в противоречие.
В части доводов представителя административного ответчика Овчинниковой Л.В. о том, что административными истцами пропущен установленный законом срок для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя, установлено следующее.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, если названным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемая административными истцами запись <№> в Реестре утверждена в редакции постановления администрации г. Коврова от 17.11.2021 № 2371.
Письмо ТО Роспотребнадзора в г. Ковров, Ковровском, Камешковском районах Владимирской области, содержащее сведения о том, что уполномоченный орган оставляет за собой право считать выданное 30.07.2021 заключение недействительным, направленное 20.01.2022 Булавину П.И., получено административными истцами в январе 2022 года.
Кроме того, в материалах дела имеется копия справки от 06.03.2022 о стаже работы Булавина П.И. <данные изъяты> за пределами Российской Федерации в период с 15.09.2021 по 06.03.2022, в связи с чем административный истец не мог обратиться в суд с административным исковым заявлением ранее марта 2022 года.
Административное исковое заявление, подписанное Булавиным П.И., Булавиной А.В. поступило в суд 17.03.2022, в связи с чем оснований для применения положений статьи 219 КАС РФ не усматривается.
В соответствии с положениями ст. 111 КАС РФ с администрации города Коврова Владимирской области за счет средств местного бюджета в пользу Булавина Павла Ивановича, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, Булавиной Александры Витальевны, <дата> года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины (л.д. 7, 8) в размере 150 (сто пятьдесят) рублей каждому из административных истцов.
При таких обстоятельствах административные исковые требования Булавина П.И., Булавиной А.В. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Булавина Павла Ивановича, Булавиной Александры Витальевны удовлетворить.
Признать недействительным постановление администрации г. Коврова Владимирской области от 17.12.2018 № 3078 «Об утверждении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Коврова Владимирской области» в части утверждения реестровой записи <№> Реестра мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования города Ковров.
Взыскать с администрации города Коврова Владимирской области за счет средств местного бюджета в пользу Булавина Павла Ивановича, <дата> года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, Булавиной Александры Витальевны, <дата> года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 150 (сто пятьдесят) рублей каждому из административных истцов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд Владимирской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья К.С. Никифоров
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года.