ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-112/2021
УИД 75OS0000-01-2021-000191-84
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2021 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Бурака М.Н.,
при секретаре судебного заседания Петровой В.А.,
с участием:
представителя административного истца Хлевова М.В. – Сорокина Д.Д.,
представителя административного ответчика администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Плесиной Н.Г.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Хлевова М. В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов,
установил:
Хлевов М.В. обратился в Забайкальский краевой суд через Сретенский районный суд Забайкальского края с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на длительное неисполнение решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 28 апреля 2019 года, которым за Хлевовым М.В. признано право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; на администрацию городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края (далее также - администрация городского поселения «Усть-Карское») возложена обязанность включить Хлевова М.В. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, на получение государственного жилищного сертификата. На основании исполнительного листа по названному гражданскому делу 05 сентября 2019 года возбуждено исполнительнее производство. В январе 2020 года администрация городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» предоставила пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ. Однако до настоящего времени документы не согласованы с уполномоченными органами в регионе и не высланы на согласование в федеральные Министерства. Общая продолжительность производства по исполнению судебного решения составила 1 год 3 месяца, что не отвечает критерию разумности и нарушает право административного истца на судопроизводство в разумный срок. На основании изложенного Хлевов М.В. просит присудить за счет средств бюджета Забайкальского края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100 000 рублей, возместить расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей и расходы в связи с оказанием юридической помощи в размере 2 000 рублей.
Одновременно заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, мотивированное тем, что об окончании исполнительного производства (9 апреля 2020 года) административного истцу стало известно только 10 февраля 2021 года, когда судьей Забайкальского краевого суда были дополнительно запрошены сведения о возбуждении исполнительного производства, в связи с чем у административного истца отсутствовала возможность своевременной защиты нарушенных прав.
Административный истец Хлевов М.В., надлежаще извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, направил в суд своего представителя Сорокина Д.Д., который заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Плесина Н.Г. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку длительность исполнения решения суда была обусловлена необходимостью сбора соответствующего пакета документов для выдачи жилищного сертификата Хлевову М.В.
Административный ответчик Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю (далее также – ГУ МЧС России по Забайкальскому краю) надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. В ранее направленном письменном отзыве представитель Кочнева Н.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что до 1 января 2020 года выдача бланков государственных жилищных сертификатов высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и в целях исполнения судебных решений, осуществлялась Минфином России в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, подготовленным в установленном порядке МЧС России и согласованным с Минфином России, Минстроем России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Погашение стоимости государственных жилищных сертификатов предусматривалось за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», которое с 1 января 2020 года признано утратившим силу. С 1 января 2020 года выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации производится в соответствии с Положением об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 года № 1846 при наличии соответствующего поручения Председателя Правительства Российской Федерации. Бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации направляются на погашение государственных жилищных сертификатов, выданных и не погашенных Минфином России до 1 января 2020 года. Выдача новых бланков государственных жилищных сертификатов с 1 января 2020 года в настоящее время не предусмотрена. В настоящее время исполнить судебные решения, предусматривающие выдачу государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в июле 2018 года, не представляется возможным.
Административный ответчик Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. В ранее направленном письменном отзыве исполняющий обязанности министра Кривощеков С.А. ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просил отказать, указав, что во исполнение решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года администрацией городского поселения «Усть-Карское» 9 декабря 2019 года принято решение о включении Хлевова М.В. в список на получение государственного жилищного сертификата. 16 марта 2020 года Министерством был подготовлен и направлен на согласование в заинтересованные органы исполнительной власти Забайкальского края проект распоряжения Правительства Забайкальского края об утверждении Сводного реестра и Списка граждан, включающего Хлевова М.В., однако в связи с признанием утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» соответствующее распоряжение Правительством Забайкальского края принято не было. В настоящее время в Правительство Российской Федерации внесен проект постановления «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 года № 1327», предусматривающий распространение действия указанного постановления в отношении граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций, возникших до 1 января 2020 года.
Административные ответчики Правительство Забайкальского края, Комитет по финансам администрации Муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, заинтересованные лица Сретенский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представителей не направили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 1 КАС РФ требования о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства. При этом рассмотрение административных исковых заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок положениями пункта 14 части 1 статьи 20 КАС РФ отнесено к подсудности краевого суда.
Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда влечет ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона).
Аналогичные положения закреплены в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» указано, что право на судебную защиту признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и включает в себя, в том числе, право на исполнение судебного акта в разумный срок, которые реализуются посредством создания государством процессуальных условий для организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее также – Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации, которая, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных органов и их должностных лиц.
Согласно положениям части 1 статьи 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок, в том числе лица, не являющиеся подозреваемыми, обвиняемыми или лицами, несущими по закону материальную ответственность за их действия, при нарушении разумного срока применения меры процессуального принуждения в виде наложения ареста на имущество, или права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 250 КАС РФ лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлен двухмесячный срок для исполнения судебных актов, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства (часть 1 статьи 36).
Как следует из материалов дела, решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года по гражданскому делу № 2-9/2019 исковые требования удовлетворены, за Хлевовым М.В. признано право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; на администрацию городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» возложена обязанность включить Хлевова М.В. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, на получение государственного жилищного сертификата. Данное решение суда 30 июля 2019 года вступило в законную силу.
22 августа 2019 года Хлевовым М.В. в Сретенский районный суд Забайкальского края подано заявление на выдачу исполнительного листа по гражданскому делу № 2-9/2019, одновременно содержащее просьбу о направлении исполнительного листа в Сретенский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее также – Сретенский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю).
26 августа 2019 года на основании названного судебного решения выдан исполнительный лист серии ФС №, который 27 августа 2019 года судом направлен для исполнения в Сретенский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю.
5 сентября 2019 года судебным приставом-исполнителем Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в отношении должника администрации городского поселения «Усть-Карское» возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: признать за Хлевовым М.В. право на получение государственного жилищного сертификата, выдаваемого гражданам, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края; обязать администрацию городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» включить Хлевова М.В. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, на получение государственного жилищного сертификата. Для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, должнику установлен 5-дневный срок.
9 октября 2019 года должником в Сретенский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю предоставлена информация о том, что администрацией городского поселения «Усть-Карское» 2 октября 2019 года подана кассационная жалоба на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 30 июля 2019 года по делу № 2-9/2019.
В связи с неисполнением требований в установленный срок постановлением начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 16 октября 2019 года с должника администрации городского поселения «Усть-Карское» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 30 октября 2019 года.
16 октября 2019 года начальником Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в отношении должника вынесено предупреждение об уголовной ответственности по статье 315 Уголовного кодекса Российской Федерации.
25 октября 2019 года администрация городского поселения «Усть-Карское» обратилась в Сретенский районный суд Забайкальского края с заявлением о приостановлении исполнительного производства №-ИП.
Определением Сретенского районного суда Забайкальского края от 30 октября 2019 года заявление о приостановлении исполнительного производства возвращено, в связи с неподсудностью рассмотрения данного заявления.
08 ноября 2019 года судебным приставом-исполнителем Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю опрошена глава администрации городского поселения «Усть-Карское» Плесина Н.Г., которая пояснила, что требования исполнительного документа не исполнены по причине обжалования решения суда в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
18 ноября 2019 года начальником Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю должнику направлено требование о предоставлении информации о причинах неисполнения требований исполнительного документа.
19 ноября 2019 года администрацией городского поселения «Усть-Карское» дан ответ, согласно которому должником было подано заявление в Сретенский районный суд Забайкальского края о приостановлении исполнительного производства, которое было возвращено, аналогичное заявление подано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, в связи с чем действий по исполнению не предпринимают.
19 ноября 2019 года начальником Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю должнику направлено требование о предоставлении информации о направлении в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции заявления о приостановлении исполнительного производства, с указанием даты отправления, с приложением копий подтверждающих документов.
20 ноября 2019 года должником предоставлена информация о том, что подготавливаются дополнительные документы для отправки в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, которые будут направлены 21 ноября 2021 года.
25 ноября 2019 года начальником Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю в отношении должника администрации городского поселения «Усть-Карское» был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановлением начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 5 декабря 2019 года администрация городского поселения «Усть-Карское» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
6 декабря 2019 года постановлением начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю должнику администрации городского поселения «Усть-Карское» установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 16 декабря 2019 года.
Распоряжением администрации городского поселения «Усть-Карское» от <Дата> № утверждены Реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями в июле 2018 года на территории городского поселения «Усть-Карское», а также Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями, произошедшими в июле 2018 года на территории городского поселения «Усть-Карское». В данный Реестр на основании акта № 7 от 6 марта 2019 года включен дом по адресу: <адрес>; в Список граждан включены Хлевов М.В. и Хлевова Н.В.
Распоряжением администрации городского поселения «Усть-Карское» от <Дата> № жилое помещение по адресу: <адрес>, признанное непригодным для дальнейшего проживания в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле 2018 года, выведено из состава жилищного фонда администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район».
В материалах исполнительного производства отсутствует информация о дате поступления в Сретенский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Распоряжений администрации городского поселения «Усть-Карское» № и № от <Дата>.
6 апреля 2020 года начальником Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю должнику направлено требование о предоставлении информации о причинах неисполнения требований исполнительного документа, с приложением копий подтверждающих документов.
8 апреля 2020 года должником предоставлена информация о том, что документы на получение сертификата на жилье Хлевовым М.В. поданы в полном объеме в Министерство территориального развития Забайкальского края 13 декабря 2019 года и дополнительный пакет документов отправлен 14 февраля 2020 года.
Постановлением начальника Сретенского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю от 9 апреля 2020 года исполнительное производство №-ИП окончено на основании пункта 1 части 1 статьи 47 ФЗ «О исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
Анализируя изложенные обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 250 КАС РФ, части 8 статьи 3 Закона о компенсации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Частью 1 статьи 95 КАС РФ предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный настоящим кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В пунктах 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» разъяснено, что шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о компенсации может быть восстановлен при наличии ходатайства об этом лица, подающего заявление о компенсации.
В обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд Хлевов М.В. указал, что он не получал копию постановления об окончании исполнительного производства, о наличии этого постановления узнал 10 февраля 2021 года после подачи административного искового заявления.
Представленные по запросу суда материалы исполнительного производства не содержат сведений о направлении постановления об окончании исполнительного производства от 9 апреля 2020 года в адрес взыскателя и его получение последним.
В суд с настоящим административным иском Хлевов М.В. обратился 21 мая 2021 года.
Так же суд учитывает то, что административный истец ранее предпринимал попытку реализовать свое право на обращение в суд и подавал административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года в разумный срок, однако определением судьи Забайкальского краевого суда от 23 декабря 2020 года оно было возвращено.
При таком положении, суд полагает возможным восстановить Хлевову М.В. срок на обращение в суд с настоящим административным иском, поскольку указанная административным истцом причина пропуска срока свидетельствует об ее уважительности.
Установленный законом двухмесячный срок исполнения, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства, 5 сентября 2019 года, истек 5 ноября 2019 года.
Общий срок исполнения решения суда с подачи заявления в суд о выдаче исполнительного листа (22 августа 2019 года) до дня окончания исполнительного производства (9 апреля 2020 года) составил 7 месяцев 18 дней, срок исполнения требований исполнительного документа превышен на 5 месяцев 4 дня.
Указанный срок нельзя признать разумным, поскольку, согласно пояснениям представителя административного ответчика администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» и представленным материалам, с момента вступления в законную силу решения Сретенского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года каких-либо конкретных действий по исполнению решения суда указанным административным ответчиков не производилось. Фактически исполнение решения суда сводилось к изданию администрацией городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» распоряжения об утверждении Реестра жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, и Списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, и включение в них жилого помещения административного истца.
Довод администрации городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» о том, что длительность исполнения решения суда была обусловлена необходимостью сбора соответствующего пакета документов для выдачи жилищного сертификата Хлевову М.В. подлежит отклонению, поскольку представленные указанным административным ответчиком материалы за период исполнения решения суда содержат лишь две справки от 10 сентября 2019 года, выданные администрацией городского поселения «Усть-Карское», о составе семьи и нахождении дома Хлевова М.В. в зоне подтопления.
Принимаемые в период исполнения решения суда администрацией городского поселения «Усть-Карское» меры по обжалованию решения суда в суд кассационной инстанции не могут расцениваться в качестве уважительных причин неисполнения решения суда.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что достаточных и эффективных мер, обеспечивающих реальную возможность восстановления жилищных прав административного истца со стороны администрации городского поселения «Усть-Карское» до 9 декабря 2019 года принято не было, что свидетельствует о нарушении права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок и наличии оснований для присуждения компенсации.
При этом каких либо препятствий, с которыми действующее законодательство связывает увеличение продолжительности срока исполнения судебного акта, не установлено.
Следует также отметить, что издание администрацией городского поселения «Усть-Карское» Распоряжения об утверждении Реестра жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации и Списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации лишь 9 декабря 2019 года привело к невозможности реализовать Хлевову М.В. право на получение государственного жилищного сертификата в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», поскольку данное постановление с 1 января 2020 года утратило силу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в отношении административного истца Хлевова М.В. выступающего взыскателем по исполнительному производству, допущено нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, что служит основанием для присуждения в его пользу компенсации.
При определении размера компенсации, подлежащей взысканию в пользу административного истца, суд руководствуется разъяснениями, приведенными в пункте 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11, согласно которым размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Учитывая продолжительность нарушения прав Хлевова М.В. установленный факт неисполнения судебного акта в разумный срок, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, приняв во внимание значимость последствий его неисполнения для взыскателя, суд считает, что требуемая заявителем сумма в 100 000 рублей является чрезмерной, и, с учетом принципов разумности и справедливости, практики Европейского суда по правам человека, определяет размер компенсации равным 10 000 рублей.
При этом следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не предполагает возмещение материального ущерба, компенсации судебных расходов и издержек.
Довод административного истца о том, что решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 29 апреля 2019 года до настоящего времени не исполнено, подлежит отклонению как не основанный на материалах дела, поскольку возложенная указанным решением суда на администрацию городского поселения «Усть-Карское» обязанность включить Хлевова М.В. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации – паводка, вызванного сильными дождями, произошедшими в июле 2018 года на территории Забайкальского края, на получение государственного жилищного сертификата, исполнена путем издания Распоряжения администрации городского поселения «Усть-Карское» от 9 декабря 2019 года № 82. Исполнительное производство было окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа. Доказательств незаконности принятия решения об окончании исполнительного производства в суд не представлено. Доводы о несогласии с постановлением от окончании исполнительного производства от 9 апреля 2020 года не подлежат оценке в рамках настоящего административного дела.
Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» присуждение компенсации представляет собой возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию прав граждан в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов и их должностных лиц, и не предполагает своей целью возмещение имущественного вреда, причиненного неисполнением решения суда, и не заменяет его.
Исходя из положений пункта 3 части 9 статьи 3 Закона о компенсации при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по иску к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо их должностных лиц, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляет соответствующий финансовый орган.
Под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 8 Устава городского поселения «Усть-Карское», принятого решением Совета городского поселения «Усть-Карское» от 9 апреля 2018 года № 98, к вопросам местного значения городского поселения относится в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета городского поселения, утверждение и исполнение бюджета городского поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета городского поселения.
Администрация городского поселения обладает правами юридического лица, является исполнительно-распорядительным органом городского поселения, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения городского поселения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Забайкальского края. Структура администрации городского поселения утверждается Советом городского поселения по представлению главы городского поселения (пункты 1-3 статьи 29 Устава городского поселения «Усть-Карское»).
Из пояснений представителя администрации городского поселения «Усть-Карское» Плесиной Н.Г. в судебном заседании следует, что в структуре администрации городского поселения «Усть-Карское» отдельного финансового органа не имеется.
Учитывая вышеизложенные требования закона и принимая во внимание, что нарушение права Хлевова М.В. на исполнение решения суда в разумный срок было допущено администрацией городского поселения «Усть-Карское», финансируемой за счет средств местного бюджета, компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с администрации городского поселения «Усть-Карское» за счет средств бюджета городского поселения «Усть-Карское».
Частью 4 статьи 4 Закона о компенсации предусмотрено, что судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Понесенные Хлевовым М.В. расходы на оплату юридических услуг по составлению административного искового заявления в размере 2 000 рублей (договор об оказании юридических услуг от 21 февраля 2019 года, квитанция от 27 ноября 2020 года), с учетом обстоятельств дела и фактического объема оказанных услуг, суд признает отвечающими критериям разумности и справедливости, которые в соответствии со статьей 111 КАС РФ подлежат взысканию в его пользу с администрации городского поселения «Усть-Карское» за счет средств бюджета городского поселения «Усть-Карское».
На основании статей 103, 106, 111 КАС РФ подлежат взысканию в пользу Хлевова М.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, поскольку данные расходы подтверждены документально (чек по операции от 12 декабря 2020 года).
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Хлевова М. В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании судебных расходов, удовлетворить частично.
Присудить Хлевову М. В. за счет средств бюджета городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, а также судебные расходы в размере 2 300 (две тысячи триста) рублей, перечислив их на счет Хлевова М. В. №, открытый в Читинском отделении №8600 ПАО Сбербанк (ИНН 7707083893, БИК 047601637, к/с 30101810500000000637).
Решение подлежит исполнению администрацией городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края за счет средств бюджета городского поселения «Усть-Карское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья Забайкальского краевого суда М.Н. Бурак
Решение в окончательной форме изготовлено 28 июля 2021 года.