Судья – Лях Д.Г. Дело № 33- 25133/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2016 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.
по докладу судьи краевого суда Кузьминой А.В.
при секретаре <...>
при участии прокурора Давыдова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ткаченко П.И. на решение Крымского районного суда от 30 мая 2016 года по делу по иску Ткаченко П.И. к администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района о восстановлении на работе, компенсации времени вынужденного прогула и морального вреда,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Ткаченко П.И. обратился в суд с иском к администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района о восстановлении на работе, компенсации времени вынужденного прогула и морального вреда. В обоснование иска указано, что ему не было известно о наличии оснований, препятствующих ему в занятии должности муниципальной службы.
Обжалуемым решением суда в иске отказано.
В апелляционной жалобе Ткаченко П.И. просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что он предпринимал все зависящие от него меры для выхода из участников общества.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района просил решение суда оставить без изменения, Ткаченко П.И. поддержал доводы жалобы. Прокурор просил решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия полагает, что решение Крымского районного суда от 30 мая 2016 года является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в январе 2016 года Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения должностными лицами администрации муниципального образования Крымский район законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции.
В результате прокурорской проверки установлено, что Распоряжением администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 09.01.2013г. <...> в соответствии с Законом Краснодарского края от 8 июня 2007 года №1244-КЗ «О муниципальной службе в Краснодарском крае» и на основании заявления Ткаченко П.И. от 09.01.2013г. Ткаченко П.И. принят на должность заместителя главы администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района с 9 января 2013года.
На основании данного распоряжения представителем нанимателя в лице главы администрации Нижнебаканского сельского поселений Кукосом А.А., действующего на основании Устава Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, с одной стороны, и гражданином Российской Федерации (Муниципальный служащий Краснодарского края) Ткаченко П.И., с другой стороны, 9 января 2013 года заключен трудовой договор о прохождении муниципальной службы Краснодарского края.
В соответствии с данным договором муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы Краснодарского края, а Представитель нанимателя обязуется обеспечить Муниципальному служащему прохождение муниципальной службы Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края о муниципальной службе.
Муниципальный служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности заместителя главы, в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего Краснодарского края.
В реестре должностей муниципальной службы Краснодарского края, должность, замещаемая Муниципальным служащим, отнесена к группе «Высшие» должностей муниципальной службы Краснодарского края.
В силу пункта 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2012г. № 280-ФЗ) на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Согласно ч.1 ст. 10 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в РФ» (в ред. Федерального закона № 231-ФЗ от 03.12.2012г.) муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Как следует из материалов дела, результатом прокурорской проверки соблюдения должностными лицами администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района законодательства о муниципальной службе и противодействия коррупции явилось представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и о противодействии коррупции, поступившее в администрацию Нижнебаканского сельского поселения Крымского района 20.01.2016г.
В частности, муниципальным служащим Ткаченко П.И. в анкете, заполненной собственноручно, указано, что последнюю должность в коммерческом предприятии он занимал в ООО «Черноморская Торговая Компания», находящимся в ст. Нижнебаканской, Крымского района до декабря 2012г.
Вместе с тем установлено, что истец до настоящего времени является соучредителем настоящего общества, что является нарушением действующего антикоррупционного законодательства, а также законодательства о государственной и муниципальной службе.
Доводы жалобы заявителя о том, что он вышел из участников общества, несостоятельны по следующим основаниям.
Действительно, истцом Ткаченко П.И. суду представлено заявление на имя генерального директора ООО «Черноморская Транспортная Компания» Корчебного В.А. об увольнении по собственному желанию с занимаемой должности директора «Черноморской Торговой Компании» от 17.12.2010 года, в котором он также свою часть уставного капитала безвозмездно передает ООО «Черноморская Торговая Компания».
Вместе с тем, согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.05.2016г. Общество с ограниченной ответственностью «Черноморская Торговая Компания», сокращенное наименование ООО «ЧТК» зарегистрировано под номером <...>.
В разделе «Сведения об учредителях (участниках) юридического лица - физических лицах» в качестве учредителя (участника) указан Ткаченко П.И.
Данные сведения Ткаченко П.И. в ежегодные справки о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в 2013-2015 годах не вносил. Следовательно, Ткаченко П.И. нарушил Федеральный закон № 25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ».
Во исполнение представления прокурора 02.02.2016г., главой администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Кукосом А.А. в Комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района и урегулированию конфликта интересов (далее Комиссия) внесено представление под № 50 о нарушениях законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции со стороны муниципального служащего Ткаченко П.И., в котором дано поручение установить, являются ли сведения представленные муниципальным служащим Ткаченко П.И. в соответствии с Положением о предоставлении гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, и муниципальными служащими муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения Крымского района сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 10 марта 2010 года № 39, достоверными (недостоверными) и (или) полными (неполными), а также дать рекомендации относительно возможности привлечения Ткаченко П.И. к дисциплинарной ответственности.
Как следует из протокола заседания от 02.02.2016года Комиссия признала указанный акт прокурорского реагирования обоснованным и подлежащим удовлетворения. В представлении при наличии к тому оснований правомерно указано на имеющиеся нарушения норм федерального законодательства. В связи с отсутствием Ткаченко П.И. на рабочем месте и невозможностью для него принятие участия в работе по болезни, отложить рассмотрение вопроса о деятельности и полноте сведений, предоставленных Ткаченко П.И. в соответствии с Положением «О предоставлении гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Нижнебаканское сельское поселение Крымского района, и муниципальными служащими муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 10 марта 2010 года № <...>, до выхода Ткаченко П.И. на работу.
По итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования, администрацией поселения принято решение за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, привлечь к дисциплинарной ответственности специалиста 2 категории администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Ахрютину Н.Г.
В связи с принятым решением Комиссии 11.04.2016г. Ткаченко П.И. на имя главы администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района составлена объяснительная в которой указано, что в декабре 2010 года он, находясь на должности директора ООО «Черноморская Торговая Компания» подал заявление на имя генерального директора о его увольнении по собственному желанию и выходе из состава учредителей ООО «ЧТК», при этом он безвозмездно передавал свою часть уставного капитала данному обществу. Через две недели он забрал свою трудовую книжку у генерального директора, и после этого с ним больше не общался. С того момента он считал себя полностью вышедшим из состава указанного общества. Никаких уведомлений ему с тех пор не поступало. О факте его соучредительства в ООО «ЧТК» он узнал из представления прокуратуры. Просит также учесть тот факт, что указанное выше Общество никой финансовой деятельности не осуществляло, доходов никогда не имело.
12.04.2016г. в Комиссию главой Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Кукосом А.А. внесено представление о нарушениях законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции со стороны муниципального служащего Ткаченко П.И. которым поручено Комиссии установить являются ли сведения предоставленные муниципальным служащим Ткаченко П.И. в соответствии с Положением о предоставлении гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Нижнебаканское сельское поселение Крымского района, и муниципальными служащими муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 10 марта 2010 года № 39, достоверными (недостоверными) и (или) полными (неполными), а также дать рекомендации относительно возможности привлечения Ткаченко П.И. к дисциплинарной ответственности.
В тот же день (12.04.2014г.) Комиссия рассмотрела представление главы администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Кукоса А.А. и установила, что сведения, предоставленные муниципальным служащим Ткаченко П.И. в соответствии с Положением «О предоставлении гражданами Российской Федерации, претендующими на замещение должностей муниципальной службы муниципального образования Нижнебаканское сельское поселения Крымского района и муниципальными служащими муниципального образования Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района от 10 марта 2010 года № <...> являются недостоверными и неполными. Рекомендовано главе Нижнебаканского сельского поселения Крымского района в связи с невозможностью продолжения Ткаченко П.И. трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства, прекратить его по основанию, предусмотренному пунктом 7.1 статьи 81 ТК РФ.
13.04.2016 года подписано Распоряжение главы администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района Кокоса А.А. <...> которым на основании рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, руководствуясь п. 2 ст. 27.2 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» и подпункта 1 пункта 1 ст. 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции»:
Уволить Ткаченко П.И. с должности заместителя главы администрации Нижнебаканского сельского поселения Крымского района, по основанию предусмотренному пунктом 7.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации 13 апреля 2016 года, с выплатой денежной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск. Распоряжение вступило в силу со дня его подписания.
В тот же день в трудовой книжке Ткаченко П.И. сделана запись «Уволен по п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с утратой доверия со стороны работодателя» (основание Распоряжение от 13.04.2016г. № 19 р/к).
Статьей 12 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007года «О муниципальной службе в РФ» определены обязанности муниципального служащего, среди которых муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи (п. 8 ч.1).
В силу пункта 8 части 1 статьи 13 гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае: представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу.
Аналогичные нормы содержатся в Законе Краснодарского края «О муниципальной службе в Краснодарском крае» от 08.06.2007г. № 1244-КЗ. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007года «О муниципальной службе в РФ» (в ред. от 03.12.2012г. № 231-ФЗ») в связи с прохождением муниципальной службы муниципальному служащему запрещается состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
В редакции Федерального закона от 05.10.2015г. № 285-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» пункт 1 части 1 статьи 14 утратил силу с 01.01.2015г.
Тем не менее, пунктом «з» части 2 статьи 14 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007года «О муниципальной службе в РФ» муниципальному служащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищностроительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией.
При рассмотрении дела суд первой инстанции обоснованно указал, что попытка передать свою долю в уставном капитале обществу через заявление также нельзя расценивать как достаточную меру, принятую для полного выхода из общества.
При подаче заявления о замещении руководящей должности в администрации Нижнебаканского сельского поселения Ткаченко П.И. обязан был предоставить самостоятельно проверенные достоверные сведения.
Утверждение Ткаченко П.И. об увольнении из ООО «Черноморская Торговая Компания», уступке своей доли в уставном капитале общества, неполучение заработной платы и прибыли в данной коммерческой организации, не может служить основанием для непредоставения этой информации в ежегодном отчете.
Федеральное законодательство однозначно устанавливает в качестве меры по государственному принуждению сторон трудовых правоотношений к соблюдению антикоррупционного законодательства, невозможность продолжения ими трудового договора, заключенного с нарушением антикоррупционного законодательства и прекращения его в соответствии с п. 7Л статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и ч. 2 ст. 27.1 Федерального закона от 27.03.3007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», т.е. увольнения в связи с утратой доверия.
Таким образом, учитывая, что Ткаченко П.И. уволен на законных основаниях с соблюдением процедуры увольнения, оснований к отмене обжалуемого судебного постановления не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Крымского районного суда от 30 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ткаченко П.И. – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 26 сентября 2016 года.
Председательствующий:
Судьи:
Судья – Лях Д.Г. Дело № 33- 25133/16
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>