Решение по делу № 2-986/2020 от 06.11.2020

Дело № 2-986/2020

УИД: 21RS0001-01-2020-001330-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2020 года г. Алатырь

Алатырский районный суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Легостиной И.Н.,

при секретаре судебного заседания Зольниковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Алатырского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Алатырь» об обязании оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома, с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатыря Чувашской Республики, Общества с ограниченной ответственностью «МВК «Экоцентр»,

УСТАНОВИЛ:

Истец – Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики, обратился в Алатырский районный суд Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчику - Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Алатырь» об обязании оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома, мотивировав свои требования следующим:

Алатырской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики по обращению проекта «Экосреда Чувашии» проведена проверка природоохранного законодательства при оборудовании места сбора твердых коммунальных отходов в деятельности ООО УК «Алатырь».

В ходе проверки 14 октября 2020 г. установлено: по адресу <данные изъяты>, г. Алатырь, расположен многоквартирный дом (МКД), 1997 года постройки. Осмотром установлено, что многоквартирный дом имеет 5 подъездов, 65 квартир, площадь придомовой территории - 650,80 кв.м.

Управление многоквартирным домом осуществляет ООО УК «Алатырь».

В нарушение действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в части организации мест накопления бытовых отходов, на обслуживаемой территории <данные изъяты> отсутствуют организованные в соответствии с санитарными правилами и нормами площадки под установку контейнеров для сбора мусора.

Ранее по результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ директору ООО УК «Алатырь» и.о. Алатырского межрайонного прокурора внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, однако установленные в ходе проверки нарушения до настоящего времени не устранены.

Несоблюдение ООО УК «Алатырь» требований законодательства, предъявляемых к оборудованию и содержанию мест сбора твердых бытовых отходов от находящегося в управлении многоквартирного дома, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 131 ГПК РФ, просит обязать ООО УК «Алатырь» в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить надлежащую организацию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов от находящегося в управлении многоквартирного дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, а именно: оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром, по периметру обустроить ограждение, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом; размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти, и место для складирования крупногабаритных отходов.

Помощник Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении. Против установления шестимесячного срока для исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу не возражала.

Представитель ответчика – директор ООО УК «Алатырь» Киляшова А.Н., в судебном заседании против удовлетворения заявленных прокурором исковых требований не возражала. Суду представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что с 01 января 2019 г. ООО УК «Алатырь» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по <данные изъяты>. На момент перехода дома в ООО УК «Алатырь» и по настоящее время жители вышеуказанного многоквартирного дома пользуются контейнерной площадкой, расположенной на близлежащей муниципальной территории. Плату за вывоз и сбор твердых коммунальных отходов жители осуществляют на основании платежных документов прямыми платежами в адрес регионального оператора ООО МВК «Экоцентр». За время управления домом в управляющую компанию от собственников жилых и нежилых помещений МКД по <данные изъяты> не поступало протокольных решений об оборудовании мест накопления и сбора твердых коммунальных отходов на придомовой территории (контейнерные площадки обязан содержать собственник земельного участка, на которой она расположена: органы местного самоуправления или управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК по заданию собственников помещений в МКД (Постановление Правительства от 03 апреля 2013 г. № 290)).

В силу положений статей 39 и 158 ЖК РФ собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, составной частью которого является сбор и вывоз твердых коммунальных отходов.

Оборудование места накопления и сбора твердых коммунальных отходов для жителей МКД по <данные изъяты> было предварительно включено в проект ремонта дворовой территории Отделом градостроительства, природопользования, транспорта и жилищно-коммунального хозяйства администрации <адрес> по программе «Формирования комфортной городской среды» на 2020 год, о чем имеется протокольное решение жителей МКД. Однако, выполнение данных работ было перенесено на 2021 год.

В настоящее время оборудование места накопления и сбора твердых коммунальных отходов силами ООО Управляющая компания «Алатырь» не представляется возможным в связи с погодными условиями, а именно невозможностью выполнить работы по устройству твердого основания (бетонированию либо асфальтированию), и посадке кустарниковых насаждений вокруг площадки, согласно требований п. 3.7.1 и 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170.

ООО УК «Алатырь» обращалось в администрацию г. Алатырь Чувашской Республики за согласованием создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: <адрес>.

На основании изложенного просила отсрочить исполнение решения суда на шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Алатырь Чувашской Республики Трифонова И.Н., действующая на основании доверенности от 09 января 2020 г., выданной сроком до 31 декабря 2020 г., в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве на исковое заявление. Против установления шестимесячного срока для исполнения решения суда с момента вступления решения суда в законную силу не возражала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ООО «МВК «Экоцентр», в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела в суде своевременно и надлежащим образом, дело просил рассмотреть без участия представителя их учреждения. Суду представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что ответчик ООО УК «Алатырь» является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <данные изъяты>.

В реестре мест размещения контейнерных площадок для сбора ТКО в многоквартирном секторе, размещенном на официальном сайте администрации г. Алатырь, место накопления по адресу: <данные изъяты>, отсутствует.

Считает, что обязанность по организации места накопления ТКО по адресу: <данные изъяты>, напрямую возложена на ответчика.

При создании места накопления по адресу: <данные изъяты>, необходимо соблюсти требования, изложенные в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», Правила благоустройства территории города Алатыря Чувашской Республики, утвержденные решением Собрания депутатов г. Алатыря Чувашской Республики от 31 октября 2017 г. .

В период с 01 января 2020 г. до 01 января 2021 г. действует постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. № 20 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований».

На основании изложенного просил удовлетворить исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики в полном объеме.

Таким образом, предусмотренные законом меры по извещению сторон о слушании дела судом приняты, извещение следует считать надлежащим, в связи с чем у суда имеются все основания, предусмотренные ст. 167 ГПК РФ для рассмотрения дела в отсутствие неявившегося лица по имеющимся доказательствам.

Заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, изучив письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Поскольку охрана окружающей среды затрагивает интересы граждан, постоянно проживающих и временно находящихся на территории поселения, установить круг лиц, чьи права нарушаются невозможно, поэтому прокурор вправе обратиться с данным иском в суд в защиту нарушенного права.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что по обращению проекта «Экосреда Чувашии» помощником Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики Куликовой Е.С. с участием директора ООО УК «Алатырь» проведена проверка природоохранного законодательства при оборудовании места сбора твердых коммунальных отходов в деятельности ООО УК «Алатырь» (акт проверки от 14 октября 2020 г.).

В ходе указанной проверки было выявлено, что в нарушение действующего санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об отходах производства и потребления в части организации мест накопления бытовых отходов, на обслуживаемой ООО УК «Алатырь» территории дома, расположенного по адресу: <данные изъяты>, отсутствуют организованные в соответствии с санитарными правилами и нормами площадки под установку контейнеров для сбора мусора.

В силу ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1); органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2); граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст. 8); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22).

Частью 2.3. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем.

В соответствии с ч. 2 ст. 162 ЖК РФ к обязанностям управляющей организации по договору управления многоквартирным домом относится выполнение работ и (или) оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

Согласно ч. 1.1 той же статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Требования к содержанию общего имущества предусмотрены п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила № 491).

В соответствии с п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно пп. д. и «д(2)» п. 11, пп. «а» п. 16 Правил № 491, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе путем членства собственников помещений в указанных организациях - в соответствии с разделами V и VI ЖК РФ; заключения собственниками помещений, не являющимися членами указанных организаций, договоров о содержании и ремонте общего имущества с этими организациями - в соответствии с п. 2 ст. 138 ЖК РФ.

Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с п. 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2013 г. № 290, в состав услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

В силу положений пунктов 24 и 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно частям 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно Правилам благоустройства территории города Алатыря, утвержденным решением Собрания депутатов города Алатыря шестого созыва от 31 октября 2017 г. , размещение контейнерных площадок для сбора ТКО и КГМ предусматривается на придомовых территориях и/или на отведенных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в установленном порядке земельных участках.

При этом не допускается образование совмещенных, укрупненных для нескольких Управляющих компаний, ТСЖ, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей контейнерных площадок.

В случае невозможности размещения контейнерных площадок на придомовых территориях и/или отведенных земельных участках, за Управляющими компаниями, ТСЖ, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями закрепляются земельные участки для размещения и обслуживания контейнерных площадок на земельных участках, предоставляемых им администрацией города Алатыря для указанных целей, с исключением при этом образования совмещенных, укрупненных контейнерных площадок.

На контейнерных площадках, расположенных на территории города Алатыря, размещаются сведения о наименовании организаций и контактах лиц, ответственных за качественную и своевременную работу по содержанию площадки и своевременное удаление отходов.

Размер контейнерной площадки определяется исходя из задач, габаритов и количества контейнеров, используемых для складирования отходов, но не более предусмотренного санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, также предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Постановлением администрации г. Алатырь Чувашской Республики от 02 июня 2020 г. утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Алатыря Чувашской Республики, определяющие порядок создания обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Алатыря Чувашской Республики.

В соответствии с п. 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории города Алатыря Чувашской Республики, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица (далее - заявитель) согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с администрацией города Алатыря Чувашской Республики, в лице отдела архитектуры, градостроительства, транспорта, природопользования и ЖКХ, на основании письменной заявки.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 11 октября 2019 г. № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» разъяснено, что под «организацией мест накопления» понимается создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. При этом плата за организацию и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, входит в состав платы за содержание жилого помещения, оплачиваемой собственниками помещения в многоквартирном доме.

Согласно п. 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

Анализируя приведенные выше нормы действующего законодательства, следует, что обязанность по обеспечению организации, обустройства и содержания мест временного накопления отходов от многоквартирного дома, в соответствии с действующим законодательством, возлагается именно на управляющую организацию, управляющую общим имуществом в многоквартирном доме.

Как установлено судом и представителем ответчика не оспорено, управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Чувашская Республика, <данные изъяты><данные изъяты>, осуществляет ОО УК «Алатырь».

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170 (далее - Правила № 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.

В соответствии с подп. 3.7.1 Правил № 170 на Компанию, как управляющую организацию спорного жилого дома, возложена обязанность обеспечить: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

Согласно п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

Требования к мероприятиям по сбору твердых бытовых отходов, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

В соответствии с п.п. 1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.10 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР, зам. Министра здравоохранения СССР 05 августа 1988 г. № 4690-88, организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих санитарных правил. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Ответственность за содержание камеры, мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несет организация, в ведении которой находится дом.

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства ООО УК «Алатырь» на территории многоквартирного дома <данные изъяты> г. Алатырь Чувашской Республики не оборудованы специальные площадки для установки контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» и СанПиН 42-128-469080 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», что подтверждается актом проверки, фотоснимками, а также не оспорено представителем ответчика.

Довод представителя ответчика о том, что оборудование места накопления и сбора вывоза твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома <данные изъяты> Отделом градостроительства, природопользования, транспорта и ЖКХ администрации г. Алатырь Чувашской Республики уже было включено в проект ремонта дворовой территории по программе «Формирование современной городской среды» на 2020 г., суд не принимает во внимание, так как на момент рассмотрения настоящего гражданского дела комплексное благоустройство дворовой территории спорного жилого дома, в том числе обустройство места (площадки) сбора твердых коммунальных отходов, не выполнено, период выполнения обустройства места (площадки) сбора твердых коммунальных отходов не определен.

Также не принимается судом довод представителя ответчика о невозможности оборудования контейнерной площадки по причине не поступления в управляющую компанию соответствующего решения собственников помещений в спорном доме, поскольку приняв на себя обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (что представителем ответчика не оспаривается) и принимая плату за данные услуги, управляющая организация обязана организовать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов.

При этом наличие контейнерной площадки, расположенной на близлежащей муниципальной территории, которой пользуются жители спорного многоквартирного дома, не снимает с управляющей организации обязанности по организации установки на придомовой территории сборников для твердых отходов в силу исполнения обязательных требований п. 3.7.1 Правил № 170.

Доказательств того, что ООО УК «Алатырь» принимались меры для согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей многоквартирного дома по адресу: г. Алатырь, <данные изъяты>, в материалы дела не представлено.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов лежит на ООО УК «Алатырь», что исключает наличие такой обязанности у администрации г. Алатырь Чувашской Республики. Несоблюдение ООО УК «Алатырь» требований законодательства, предъявляемых к оборудованию и содержанию мест сбора твердых бытовых отходов от находящегося в управлении многоквартирного дома, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

При таких обстоятельствах исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики являются законными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая, что ответчику в целях обеспечения надлежащей организации контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 необходимо время для согласования места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, оборудования площадки для сбора твердых бытовых отходов бетонным или асфальтовым покрытием, установления контейнеров, а также погодные условия, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения суда – 6 месяцев, поскольку считает данный срок разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Алатырского межрайонного прокурора Чувашской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Алатырь» об обязании оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов для жильцов многоквартирного дома – удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Алатырь» обеспечить надлежащую организацию контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов от находящегося в управлении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <данные изъяты>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, а именно: оборудовать площадку для сбора твердых бытовых отходов бетонным или асфальтовым покрытием, ограничить бордюром, по периметру обустроить ограждение, предусмотреть подъездной путь для автотранспорта, соблюсти расстояния размещения контейнерной площадки до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом; размер площадки должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти, и место для складирования крупногабаритных отходов, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Алатырский районный суд Чувашской Республики.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено – 11 декабря 2020 года.     

2-986/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Алатырский межрайонный прокурор Чувашской Республики
Ответчики
ООО УК "Алатырь"
Другие
Отдел архитектуры, Градостроительства, транспорта, природопользования и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Алатырь Чувашской Республики
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами га территории Чувашской Республики - ООО "МВК" Экоцентр"
Суд
Алатырский районный суд Чувашии
Судья
Легостина
Дело на странице суда
alatirsky.chv.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2020Передача материалов судье
10.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2020Судебное заседание
07.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее