Решение по делу № 33-4307/2024 от 27.03.2024

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Заверуха О.С.                    Дело № 33-4307/2024

УИД 24RS0048-01-2023-012081-12

2.086г

22 апреля 2024 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Баимовой И.А.

судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Корепиной А.В.

    рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.

    гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Красноярска в интересах Новикова Олега Ивановича к министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности, компенсации морального вреда

    по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомовой Т.Ю.

    на решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 января 2024 года, с учетом определения об устранении описки от 22 января 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Советского района г. Красноярска, действующего в интересах Новикова Олега Ивановича (<данные изъяты>), к Министерству здравоохранения Красноярского края (ОГРН: ) о возложении обязанности, компенсации морального вреда – удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанность возместить Новикову Олегу Ивановичу денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 9 632,93 руб.

Взыскать с Министерства Красноярского края в пользу Новикова Олега Ивановича компенсацию морального вреда в размере в размере 5 000 руб.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г. Красноярска обратился в суд в интересах Новикова О.И. с требованиями к министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности, компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Новикова О.И. по факту нарушения его прав на обеспечение бесплатными лекарственными средствами. В ходе проверки установлено, что Новиков О.И., <дата> г.р., состоит на учете в КГБУЗ «Красноярская межрайонная больница № 2» с диагнозом «<данные изъяты>». Согласно выписке из истории болезни из отделения кардиологии №3 КГБУЗ «Краевая клиническая больница №2» от 05.04.2023 Новикову О.И. рекомендован лекарственный препарат <данные изъяты> 90 мг. по 1 таб. х 2 раза в день не менее 12 месяцев после выписки. Указано на то, что данный лекарственный препарат нельзя отменять по жизненным показаниям. Лекарственный препарат <данные изъяты>, соответствующий торговому наименованию <данные изъяты>, выписан Новикову О.И. КГБУЗ «КМБ №2» 06.04.2023. В этот же день Новиков О.И. обратился в аптеку № 343 Губернские аптеки с рецептом серии 04-23 за получением лекарственного препарата «<данные изъяты>». В связи с отсутствием лекарственного препарата в аптеке рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. В связи с тем, что препарат <данные изъяты> рекомендован в дозировке 90 мг. по 1 таб. х 2 раза в день не менее 12 месяцев сразу после выписки, Новиков О.И. самостоятельно приобрел необходимый ему и являющийся для него жизненно-важный лекарственный препарат «<данные изъяты>» на сумму 4488,35 руб. Поставленный на уполномоченный склад 17.04.2023 лекарственный препарат «<данные изъяты>», закупленный по государственному контракту, был перемещен в аптеку №343, после чего Новиков О.И. 20.04.2023 был обеспечен лекарственным препаратом. 02.08.2023 и 05.09.2023 Новиков О.И. обратился в аптеку №343 с рецептами серии 04-23 от <дата> и серии 04-23 от <дата>, оформленными врачами КГБУЗ «КМБ №2» на отпуск лекарственного препарата <данные изъяты> со скидкой 50%. Указанные рецепты обслужены в день обращения льготополучателя. Таким образом, Новиков О.И. приобрел данный препарат в августе самостоятельно со скидкой 50% за 2544,79 руб., в сентябре со скидкой 50% за 2599,79 руб. По информации министерства здравоохранения Красноярского края Новиков О.И., как ветеран труда, имеет право на льготное лекарственное обеспечение с 50% скидкой. Однако, с апреля 2023 года Новиков О.И. после перенесенного <данные изъяты>, первостепенно должен обеспечиваться необходимым лекарственным препаратом по медицинским показаниям бесплатно. При этом Новикову О.И. не подходит замена препарата <данные изъяты> на <данные изъяты>.

Прокурор просил возложить на министерство здравоохранения Красноярского края обязать возместить затраченные Новиковым О.И. на приобретение лекарственного препарата денежные средства в размере 9632,93 руб., а также взыскать в пользу Новикова О.И. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

    Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

    В апелляционной жалобе представитель министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомова Т.Ю. просит изменить решение суда в части, отказав прокуратуре Советского района г. Красноярска в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств в счет возмещения ущерба в размере 4488,35 руб. и взыскании компенсации морального вреда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, проверив материалы дела, заслушав представителя министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомову Т.Ю., поддержавшую апелляционную жалобу, выслушав процессуального истца прокурора Андрееву А.Г., выразившую согласие с решением суда, заслушав свидетелей Белянину Е.В., Никончук А.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (часть 2).

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

На основании п. 5 ст. 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В силу п. 1 ст. 4 ФЗ от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» основными принципами осуществления обязательного медицинского страхования являются: обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года N 2406-р в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, входят препараты для крови и системы кроветворения, в том числе препарат Тикагрелор (код В01АС).

Право на бесплатное предоставление лекарственным препаратом Тикагрелор имеют, в частности, лица, находящиеся под диспансерным наблюдением, которые перенесли острое нарушение мозгового кровообращения, инфаркт миокарда, страдающие ишемической болезнью сердца в сочетании с фибрилляцией предсердий и хронической сердечной недостаточностью с подтвержденным эхокардиографией в течение предшествующих 12 месяцев значением фракции выброса левого желудочка 40%, а также которым выполнены аортокоронарное шунтирование, ангиопластика коронарных артерий со стентированием и катетерная абляция по поводу сердечно-сосудистых заболеваний, - в отношении установленного перечня лекарств в рамках федерального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" (в течение двух лет с даты постановки диагноза и (или) выполнения хирургического вмешательства). (п. п. 1, 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1640; Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 29.09.2022 N 639н).

Таким образом, одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание гражданам государственной социальной помощи в виде обеспечения за счет средств бюджета жизненно необходимыми лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008г. № 31-п утверждено Положение о Министерстве здравоохранения Красноярского края.

В соответствии с п. 1.1 данного Положения, Министерство здравоохранения Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет: 1) нормативное правовое регулирование и разработку проектов законов Красноярского края, правовых актов Губернатора Красноярского края, правовых актов Правительства Красноярского края в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения, функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов; 2) предоставление государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения, функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, а также в сферах образования, пожарной безопасности (за исключением полномочий иных органов исполнительной власти края); 3) контроль в сферах здравоохранения, лекарственного обеспечения.

Задачами Министерства являются: обеспечение реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на гарантированное получение медицинской помощи, лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, очковой оптики.

К полномочиям Министерства отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности; организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Как видно из дела и правильно установлено судом, Новиков О.И., <дата> г.р., состоит на учете в КГБУЗ «Красноярская межрайонная больница № 2» с диагнозом «<данные изъяты>».

Согласно выписке из истории болезни из отделения кардиологии №3 КГБУЗ «Краевая клиническая больница» от 05.04.2023 Новикову О.И. рекомендован лекарственный препарат <данные изъяты> 90 мг. по 1таб. х 2 раза в день не менее 12 месяцев после выписки. Указано на то, что данный лекарственный препарат нельзя отменять по жизненным показаниям, <данные изъяты>.

Как следует из объяснений Новикова О.И., 06.04.2023 он обратился в аптеку №343 Губернские аптеки с рецептом серии 04-23 за получением лекарственного препарата «<данные изъяты>». В связи с его отсутствием в аптеке, рецепт был поставлен на отсроченное обслуживание. Поставленный на уполномоченный склад 17.04.2023 лекарственный препарат «<данные изъяты>», закупленный по государственному контракту, был перемещен в аптеку №343, после чего Новиков О.И. был обеспечен лекарственным препаратом 20.04.2023.

Вместе с тем, 06.04.2023 Новиковым О.И. на основании рецепта серии 04-23 приобретен препарат «<данные изъяты>» стоимостью 4488,35 руб.

02.08.2023г. и 05.09.2023г. Новиков О.И. обратился в аптеку №343 с рецептом серии 04-23 , оформленным врачом КГБУЗ «КМБ №2», на отпуск лекарственного препарата <данные изъяты> со скидкой 50%. Указанный рецепт обслужен в день обращения льготополучателя.

Согласно выписки из личного кабинета Новикова О.И. 02.08.2023г. произведена оплата в АО Губернские аптеки в размере 2636,65 руб.

По информации, представленной АО «Губернские аптеки» в адрес заместителя прокурора Советского района г. Красноярска, сумму 2636,65 руб. составляет стоимость препарата «<данные изъяты>» по рецепту серии 04-23 в размере 2544,79 руб. и стоимость препарата «<данные изъяты>» стоимостью 91,86 руб.

05.09.2023 Новиков О.И. обратился в аптеку №343 с рецептом серии 04-23 от <дата>, оформленным врачом КГБУЗ «КМБ №2», на отпуск лекарственного препарата <данные изъяты> со скидкой 50%. Указанный рецепт обслужен в день обращения льготополучателя.

Согласно выписки из личного кабинета Новикова О.И. 05.09.2023г. произведена оплата в АО Губернские аптеки в размере 2599,79 руб.

Считая, что права истца Новикова О.И. на получение необходимого ему по жизненным показаниям медицинского препарата бесплатно, а также сроки его выдачи, нарушены, прокурор обратился в суд с иском в интересах Новикова О.И. о возложении на министерство здравоохранения Красноярского края обязанности возместить затраченные Новиковым О.И. на приобретение лекарственного препарата денежные средства в размере 9632,93 руб., а также взыскать в пользу Новикова О.И. компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Разрешая заявленные исковые требования и удовлетворяя их в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что Новиковым О.И. 06.04.2023, после выписки из кардиологического отделения №3 КГБУЗ «Краевая клиническая больница» 05.04.2023, не был получен бесплатно и в эту же дату жизненно необходимый лекарственный препарат «<данные изъяты>.», а также его приобретение 02.08.2023 и 05.09.2023 было произведено с оплатой в размере 50% его стоимости, то отсутствие обеспечения указанным препаратом и не выдача его бесплатно, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме и противоречит приведенному правовому регулированию.

Соглашаясь с выводом суда в части взыскания с министерства здравоохранения денежных средств в размере 5144,58 руб., поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что истцу положен был препарат бесплатно, а он приобрел его за 50% стоимости, что не соответствует правовому регулированию, и что не оспаривается стороной ответчика, и в данной части решение министерством здравоохранения Красноярского края не обжалуется, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда в части взыскания с министерства здравоохранения денежных средств в размере 4488,35 руб. Считает, что в данной части заслуживают внимание доводы апелляционной жалобы ответчика, что ими не нарушены нормы, регулирующие спорные правоотношения.

По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (часть 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

Одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями, в числе которых - оказание лицам, страдающим определенными заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами.

Организация такого обеспечения на территории Красноярского края относится к компетенции Министерства здравоохранения Красноярского края, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному и своевременному обеспечению определенной категории лиц теми лекарственными препаратами, которые им назначены лечебными учреждениями.

Удовлетворяя требования прокурора и возлагая на министерство здравоохранения обязанность возместить Новикову О.И. денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 4488,35 руб., судебная коллегия считает, что судом не учтены следующие обстоятельства.

Так, указывая, что истцу незаконно отказано в получении вышеуказанного жизненно необходимого медицинского препарата в день обращения 06.04.2023, в связи с чем, он вынужден приобрести его за собственные средства, в чем усматривается вина ответчика, судом не учтено, что нарушений действующего правового регулирования, а, соответственно, ненадлежащего исполнения обязательств со стороны министерства не установлено.

Судом не принято во внимание, что Согласно Указам Губернатора Красноярского края от 19.07.2022 № 198-уг «Об утверждении системы исполнительных органов Красноярского края», от 25.07.2022 № 218-уг «О структуре исполнительных органов Красноярского края» министерство является исполнительным органом края, находящимся в подчинении Правительства Красноярского края, осуществляющим свою деятельность на основании положения о нем, утверждаемом Правительством Красноярского края, которым определяется компетенция органа.

Согласно п. 3.25 Положения о министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденном постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 № 31-п, к компетенции министерства отнесена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

В соответствии с п. 2,10 Порядка назначения лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 24.31.2021 № 1094н, при назначении лекарственных препаратов гражданам, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов или получение лекарственных препаратов со скидкой работник, назначивший лекарственный препарат, оформляет назначение лекарственных препаратов на рецептурном бланке в бумажной форме или в форме электронного документа.

    Согласно пункту 18 Порядка назначения лекарственных препаратов, при необходимости немедленного или срочного (в течение двух рабочих дней) отпуска лекарственного препарата пациенту в верхней части рецепта на бумажном носителе проставляются обозначения "cito" (срочно) или "statim" (немедленно). Аналогичные обозначения проставляются в виде отметок при оформлении рецепта в форме электронного документа.

    Обязательства министерства по обеспечению граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания, возникают с момента выписки рецепта лечащим врачом и предъявления его в аптеку.

    Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско- акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее - Правила № 1093н).

    Из п. 12 Правил № 1093н (действовавшего до 01.09.2022) следует, что в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.

    Вместе с тем, на момент выдачи рецепта (06.04.2023) вышеуказанный пункт утратил силу (с 01.09.2022), в связи с чем, с 01.09.2022 применяется общее правило, в соответствии с которым отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил № 1093н). Какой-либо иной нормативный акт, устанавливающий иные сроки обеспечения льготных рецептов, отличающиеся от общих, до настоящего момента не принят.

Так, из дела следует, что на рецепте серии 04-23 от <дата>, предъявленном в аптечное учреждение 06.04.2024, установлен срок действия рецепта 30 дней, Новиков О.И. лекарственным препаратом был обеспечен 20.04.2023, то есть в течение срока его действия (до 06.05.2023), что соответствовало законодательству, действующему на момент обращения пациента с рецептом в аптеку. Никаких иных отметок о выдаче «срочно» или «немедленно» на рецепте не имеется.

Из пояснений свидетеля ФИО8, являющейся лечащим врачом Новикова О.И. в стационаре, следует, что выписанный ему лекарственный препарат <данные изъяты> является жизненно необходимым и должен приниматься без перерывов в течение 12 месяцев. Неприменение данного препарата может привести к летальному исходу. При выписке из стационара пациент не обеспечивается необходимым препаратом.

Из пояснений врача-терапевта ФИО9, выписавшей рецепт, следует, что она видела выписку из стационара о необходимости применения Новиковым О.И. препарата <данные изъяты> по жизненным показаниям, но не указала в рецепте об обеспечении Новикова О.И. данным медицинским препаратом немедленно, так как не знала, что такое возможно.

При таких фактических обстоятельствах, судебная коллегия считает, что поскольку в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что со стороны ответчика не имеется незаконных действий, связанных с невыдачей истцу препарата немедленно, то решение суда в части возложения на министерство здравоохранения обязанности возместить Новикову О.И. затраченные им денежные средства на приобретение лекарственного препарата в размере 4488,35 руб. подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы ответчика, что поскольку не установлено вины ответчика в несвоевременном обеспечении материального истца вышеуказанным лекарственным препаратом, то подлежит отмене решение суда и в части взыскания компенсации морального вреда.

Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с положениями ст. 1101 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Как указано в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

Удовлетворяя требования прокурора Советского района г.Красноярска в интересах Новикова О.И. о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что в нарушение действующего правового регулирования не было организовано бесплатное обеспечение Новикова О.И. необходимым ему лекарственным препаратом, что неизбежно повлекло нарушение прав истца на охрану здоровья, приняв во внимание конкретные обстоятельства дела, характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, принципы разумности и справедливости, пришел к выводу, что компенсация в размере 5000 руб. является достаточной.

Судебная коллегия находит данный вывод суда обоснованным, так как истцу гарантировано государством обеспечение необходимым ему по жизненным показаниям лекарственным препаратом <данные изъяты> бесплатно, вместе с тем, 02 августа и 05 сентября 2023 года ему пришлось приобрести его за собственные денежные средства, что свидетельствует о нарушении прав истца на гарантированный ему государством объем медицинской помощи, в связи с чем, он испытывал переживания. Кроме того, приобретение лекарственного препарата за свой счет повлекло ухудшение его материального положения, так как он является пенсионером. То обстоятельство, что истец должен быть обеспечен вышеуказанным лекарственным препаратом бесплатно министерством здравоохранения Красноярского края в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Соглашаясь с взысканным размером компенсации морального вреда, судебная коллегия считает, что суд обоснованно принял во внимание состояние здоровья и возраст истца, отсутствие наступления негативных для жизни и здоровья истца последствий, характер и длительность переживаний истца по поводу необеспечения его необходимым лекарственным препаратом бесплатно. Взысканная сумма соответствует требованиям разумности и справедливости.

С учетом изложенного доводы стороны ответчика о необоснованном взыскании компенсации морального вреда судебная коллегия находит несостоятельными.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

    На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Советского районного суда г. Красноярска от 15 января 2024 года в части возложения на министерство здравоохранения Красноярского края обязанности возместить Новикову Олегу Ивановичу денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 4488,35 руб., отменить.

    Принять в данной части новое решение:

    В удовлетворении требования прокурора Советского района г. Красноярска о возложении на министерство здравоохранения Красноярского края обязанности возместить Новикову Олегу Ивановичу денежные средства, затраченные на приобретение лекарственного препарата в размере 4488,35 руб. – отказать.

    В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя министерства здравоохранения Красноярского края – Пахомовой Т.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий:                         Баимова И.А.

Судьи:                                    Белякова Н.В.

                                            Сударькова Е.В.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02.05.2024 года.

33-4307/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Новиков Олег Иванович
Прокуратура Советского района г. Красноярска
Ответчики
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Другие
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Красноярскому краю
КГБУЗ Красноярская межрайонная больница № 2
АО Губернские аптеки
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Белякова (Ломова) Наталия Витальевна
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
08.04.2024Судебное заседание
22.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Передано в экспедицию
22.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее