Дело №а-1848/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 декабря 2021 года пгт Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Буровой А.В., при секретаре ФИО3, с участием прокурора ФИО4,
рассмотрев административное дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить определённые действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не проведении инвентаризации зеленых насаждений, а также ФИО1 административного ответчика в течении 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ. внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. инвентаризация зеленых насаждений на территории муниципального образования не проведена. Отсутствие учета зеленых насаждений, их систематического обследования приводит к возможности незаконного, без разрешительных документов сноса зеленых насаждений удовлетворительного состояния, не позволяет надлежащим образом осуществлять содержание и охрану зеленых насаждений, обеспечивать своевременное выявление аварийно-опасных деревьев и сухостойных деревьев, принимать обоснованные решения об их вырубке. Бездействие административного ответчика нарушает требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О растительном мире», в связи с чем прокурор обратился в суд с данным административным иском.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, против удовлетворения иска не возражал.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, ФИО1 доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Часть 9 указанной статьи предусматривает, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следуем из материалов дела, прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым законодательства в сфере охраны и содержания зеленых насаждений, по результатам которой установлено, что административным ответчиком инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес ФИО2 внесено представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства, по результатам рассмотрения которого разрешен вопрос о привлечении виновного лица к дисциплинарной ответственности.
Вместе с тем, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. инвентаризация зеленых насаждений на территории муниципального образования не проведена.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Сохранение зеленых насаждений является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного ст. 42 Конституции РФ. Невыполнение названных требований законодательства создает угрозу потери таких насаждений, что не способствует нормализации экологической обстановки и созданию благоприятной окружающей среды на соответствующих территориях.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
К основным принципам охраны окружающей среды Закон относит, в том числе и ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ).
В силу ст. 61 указанного Федерального закона зеленый фонд сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений. Охрана зеленого фонда сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
Отношения в сфере охраны зеленых насаждений на территории Республики Крым также регулируются Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «О растительном мире», принятым в целях защиты конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и нормализации экологической обстановки в населенных пунктах Республики Крым.
Положениями ст. 3 Закона №-ЗРК определено, что под охраной зеленых насаждений понимается система правовых, организационных и экономических мер, направленных на сохранение зеленых насаждений.
Стоимостная оценка конкретных деревьев (кустарников), травяного и иного напочвенного растительного покрова в денежном эквиваленте устанавливается с целью определения размера компенсации за их удаление (снос, уничтожение), с учетом их ценности, экологической и социальной значимости и фактического жизненного состояния.
В соответствии с п.п. 5.1-5.5 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999г. N 153, система оценки состояния озелененных территорий предусматривает комплекс организационных, инженерно-планировочных, агротехнических и других мероприятий, обеспечивающих эффективный контроль, разработку своевременных мер по защите и восстановлению озелененных территорий, прогноз состояния зеленых насаждений с учетом реальной экологической обстановки и других факторов, определяющих состояние зеленых насаждений и уровень благоустройства.
Основными составляющими системы оценки озелененных территорий являются: - оценка (долгосрочная, ежегодная, оперативная) качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на озелененной территории и элементов благоустройства; - выявление и идентификация причин ухудшения состояния зеленых насаждений; - разработка программы мероприятий, направленных на устранение последствий воздействия на зеленые насаждения негативных причин и устранения самих причин, а также мероприятий по повышению уровня благоустройства; - прогноз развития ситуации (долгосрочный, ежегодный, оперативный).
Оценка состояния озелененных территорий осуществляется: - долгосрочная оценка - один раз в 10 лет; - ежегодная (плановая) оценка - два раза в год; - оперативная оценка - по специальному распоряжению.
Обследование проводится по единым утвержденным методикам, показатели состояния фиксируются в установленном порядке.
Долгосрочная оценка ситуации осуществляется по результатам инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с "Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений" (Минстрой России, 1997).
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 4 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления», к вопросам местного значения сельских поселений отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Уставом муниципального образования ФИО1 сельское поселение <адрес> Республики Крым предусмотрено, что ФИО1 сельского поселения решает вопросы в области охраны окружающей среды, благоустройства территории, включая озеленение.
Таким образом, проведение инвентаризации зеленых насаждений на территории ФИО1 муниципального образования входит в компетенцию административного ответчика - ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым инвентаризация зеленых насаждений, то есть долгосрочная оценка качественных и количественных параметров состояния зеленых насаждений на территории муниципального образования ФИО1 сельское поселение не проводилась, паспорта объектов зеленых насаждений не оформлялись, реестр зеленых насаждений в установленном порядке на бумажном и электронном носителе не ведется.
Указанные обстоятельства не опровергались административным ответчиком, а также подтверждены представленными суду документами.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, выразившееся в не проведении инвентаризации зеленых насаждений.
ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения природоохранного законодательства посредством проведения долгосрочной оценки (инвентаризации) зеленых насаждений.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Мотивированное решение суда составлено 13.12.2021г.
Судья А.В. Бурова