Дело №2-284/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 мая 2021 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Косолаповой В.Г.,
с участием
представителя истца Токаревой С.В.,
действующей на основании доверенности от 14.09.2020 года,
при секретаре Лиждвой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Токаревой Светланы Валентиновны в интересах Томенко Олега Васильевича к Администрации Карасукского района Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда,
У С Т А Н О В И Л:
Токарева С.В. обратилась в суд в интересах Томенко О.В. с иском к Администрации Карасукского района Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в обоснование искового требования указав, что на основании постановления администрации Карасукского района Новосибирской области № от 24.03.2015 года Томенко О.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. До настоящего времени жильем истец не обеспечен.
Представитель истца просит обязать Администрацию Карасукского района Новосибирской области предоставить Томенко О.В. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренным законодательством.
Исковое требование представитель истца основывает на положениях ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Новосибирской области от 21.11.2014 года №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями».
В судебное заседание истец Томенко О.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен, доверил представление своих интересов Токаревой С.В.
Представитель истца Токарева С.В. в судебном заседании поддержала доводы и исковое требование. Она пояснила, что истец является ее племянником, проживает в принадлежащей ей квартире по <адрес>, где помимо нее также проживают ее супруг, дочь и приемная дочь, еще один племянник. Квартира имеет площадь 57 кв.м., всем проживать тесно. В браке Томенко О.В. не состоит. Кроме ее квартиры истцу проживать негде, в собственности он жилья никогда не имел.
Представитель ответчика - Администрации Карасукского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом. От главы Карасукского района Новосибирской области Гофмана А.П. поступило возражение на исковое заявление Токаревой С.В. в интересах Томенко О.В., из которого следует, что ответчик просит отказать в удовлетворении искового требования. Кроме того, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.
Представитель третьего лица – Министерства труда и социального развития Новосибирской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представил письменное возражение на исковое заявление, в котором полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
Суд, выслушав представителя истца Токареву С.В., свидетеля ФИО 1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п.«ж» ч.1 ст.72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Частью 3 ст.40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно положениям ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно положениям ст.1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 года №331-ОЗ (ред. от 14.07.2020 года) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда (далее - специализированный жилищный фонд) по договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением строительства жилых помещений для предоставления указанной категории граждан, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), на территории Новосибирской области осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В случае наделения законом Новосибирской области органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области полномочием, установленным абзацем первым части 1.1 настоящей статьи, списки, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в порядке и срок, установленные Правительством Новосибирской области, направляются в уполномоченный орган, который формирует сводный список по Новосибирской области.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении в список, устанавливается Правительством Новосибирской области.
При перемене места жительства лиц, указанных в абзаце первом части 1 настоящей статьи, прием заявлений об исключении их из списка по прежнему месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации и включении их в список по новому месту жительства на территории Новосибирской области (далее - заявления) осуществляется уполномоченным органом.
В случае наделения законом Новосибирской области органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области полномочием по формированию списка прием заявлений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Лицам, указанным в абзаце первом части 1 настоящей статьи, достигшим возраста 18 лет, по их заявлению в письменной форме жилые помещения предоставляются по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Форма заявления утверждается уполномоченным органом.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законодательством, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом законодательством не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
В судебном заседании установлено, что Томенко О.В. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
24.03.2015 года постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области № Томенко О.В. был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Из ответа прокуратуры Карасукского района Новосибирской области от 21.07.2020 года на обращение Токаревой С.В. следует, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что на момент подачи заявления – 26.02.2015 года Томенко О.В. был включен в список под №78. По состоянию на 15.07.2020 года он состоит в списке под №101.
По состоянию на 29.03.2021 года Томенко О.В. числится в сводном списке под №107, что следует из возражений представителя ответчика на исковое заявление.
Права Томенко О.В. на объекты недвижимого имущества не регистрировались, что следует из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений.
В судебном заседании исследованы предоставленные представителем истца Токаревой С.В. свидетельство о государственной регистрации права собственности Токаревой С.В. в отношении квартиры № по <адрес>, площадью 57,3 кв.м.; домовая поквартирная книга для регистрации граждан по указанному адресу, согласно записям которой, в названном жилом помещении состоят на регистрационном учете Токарева С.В., ФИО 2, ФИО 3, ФИО 4, ФИО 5, ФИО 6
В судебном заседании допрошена свидетель ФИО 1, пояснившая, что Токарева С.В. является ее матерью, Томенко О.В. ее двоюродным братом. В настоящее время Томенко О.В. служит в <адрес>, в отпуске приезжает к ее матери, которая воспитывала Томенко О.В. много лет. Своего жилья Томенко О.В. не имел и не имеет. По <адрес> проживает ее мама, супруг мамы ФИО 2, их дочь ФИО 3, приемные дети ФИО 5 и ФИО 7. Также приезжают приемные дети Томенко Олег и ФИО 4. Места для всех в квартире недостаточно, тесно.
Из материалов дела усматривается, что Томенко О.В. достиг 22 лет.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма Томенко О.В., состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло, тем самым истец, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований не имеется.
Факт регистрации Томенко О.В. в квартире, принадлежащей Токаревой С.В. не свидетельствует об обеспеченности истца жилой площадью, в силу закона, Томенко О.В. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма.
Довод представителя ответчика о том, что предоставление жилого помещения должно осуществляться согласно дате постановки на учет в сводном списке, не может повлиять на решение по делу, так как исходя из смысла ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия специализированного жилищного фонда, а также от времени включения указанных граждан в список и соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Предоставление специализированных жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 названной статьи обстоятельств (достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а при наличии заявления - после завершения обучения в образовательных организациях профессионального образования, окончания военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях).
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данном случае установление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Довод третьего лица об отсутствии финансирования на исполнение решения суда, не влияет на право Томенко О.В. на обеспечение его жилым помещением.
Поскольку субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются из федерального бюджета и областного бюджета Новосибирской области, что согласуется с положениями ч. 1 ст. 6 Закона №490-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению граждан жилыми помещениями», в силу которой, финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется путем предоставления местным бюджетам субвенций из областного бюджета Новосибирской области, обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30 кв.м., возлагается на ответчика за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
На основании указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требование представителя истца подлежит удовлетворению, так как истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Токаревой Светланы Валентиновны в интересах Томенко Олега Васильевича удовлетворить.
Обязать Администрацию Карасукского района Новосибирской области предоставить Томенко Олегу Васильевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты>, по договору найма специализированных жилых помещений жилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров на одного человека за счет средств областного бюджета Новосибирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято 9 мая 2021 года.
Судья: подпись
Копия верна
Судья Карасукского районного суда
Новосибирской области В.Г. Косолапова