Дело № 2а-4038/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата. г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Мурадовой С.Л.
при секретаре судебного заседания Флегентовой Е.В.,
с участием прокурора Антонова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Чебоксары в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной
у с т а н о в и л :
Административный истец – прокурорг.Чебоксары обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике о признании информации, распространяемой в сети «Интернет» запрещенной. Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района дата проведена проверка интернет сайтов, содержащих информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами. Прокуратурой г. Чебоксары в ходе рассмотрения обращения Калинина Ю.Г. осмотрен интернет-ресурс со следующим URL-адресом, указанный в административном иске. На указанном интернет-ресурсе посетителям предлагается приобрести документы, в том числе дипломы о среднем профессиональном образовании и высшем образовании без прохождения обучения в образовательных организациях. На указанном интернет-ресурсе содержится контактная информация, способы приобретения, в том числе предлагается доставка поддельных документов, а также цена. Воспользоваться услугой мог любой желающий - вход на сайт не требовал регистрации и пароля. Диплом является документом строгой отчетности, процедура его выдачи регламентирована законодательством, в связи с чем, информация о продаже дипломов является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Размещенная на указанном выше сайте информация о возможности приобретения официальных документов фактически побуждает лиц к совершению преступлений по использованию подложных документов. Факт размещения такой информации на указанном интернет-сайте подтверждается актом проверки помощника прокурора района от дата и распечаткой (скриншотом) указанных интернет-страниц. В ходе проверки владелец указанного интернет-сайта не установлен. Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к совершению правонарушений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Обращение прокурора с административным иском в интересах неопределенного круга лиц направлено на исполнение требований действующего законодательства по государственному контролю за размещением на сайтах в сети «Интернет» информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в целях пресечения доступа к таким сайтам. Истец со ссылкой на КАС РФ, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», просит признать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL- адресом: ------ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В ходе судебного заседания административный истец- прокурор Антонов Д.В. исковые требования поддержал в полном объеме, повторно привел суду.
Административный ответчик - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чувашской Республике в суд явку представителя не обеспечил, посредством электронной почты представил отзыв, просил рассмотреть дело без участия представителя.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы прокурора Антонова Д.В., суд приходит к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствие со статьей 60 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документы об образовании и (или) о квалификации оформляются на государственном языке Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», и заверяются печатями организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в порядке, установленном организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики Российской Федерации в интересах детей являются содействие интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их интеллектуальное, нравственное развитие.
Пунктом 5 части 2 статьи5 Федерального закона РФ от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к информации, запрещенной для распространения среди детей.
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, представляющего права либо освобождающего от обязанностей, в целях его использования, либо сбыт такого документа, а также за использование заведомо подложного документа.
В силу п.2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149- ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст.22 КАС административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности. Настоящее административное исковое заявление подано к Управлению Роскомнадзора по Чувашской Республике, располагающемуся по адресу: адрес адрес», что подпадает под территориальную подсудность Ленинского районного суд г. Чебоксары.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что прокуратурой района дата проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 27.07.2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также Федерального закона от 29.12.2010 №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», то есть проверка интернет сайтов, содержащих информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.
Прокуратурой г. Чебоксары в ходе рассмотрения обращения Калинина Ю.Г. осмотрен интернет-ресурс со следующим URL-адресом, указанный в алминистратвином иске. На указанном интернет-ресурсе посетителям предлагается приобрести документы, в том числе дипломы о среднем профессиональном образовании и высшем образовании без прохождения обучения в образовательных организациях. На указанном интернет-ресурсе содержится контактная информация, способы приобретения, в том числе предлагается доставка поддельных документов, а также цена. Воспользоваться услугой мог любой желающий - вход на сайт не требовал регистрации и пароля. Диплом является документом строгой отчетности, процедура его выдачи регламентирована законодательством, в связи с чем, информация о продаже дипломов является запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Размещенная на указанном выше сайте информация о возможности приобретения официальных документов фактически побуждает лиц к совершению преступлений по использованию подложных документов.
Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей к совершению правонарушений, нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
К материалам дела приложены скриншоты страницы вышеуказанного сайта, акт проверки от дата, которыми подтверждаются наличие на интернет ресурса, где предлагается приобрести документы, в том числе дипломы о среднем профессиональном образовании и высшем образовании без прохождения обучения в образовательных организациях.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
В соответствии с частью 1 статьи 15.1 вышеуказанного ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Основаниями для включения в Реестр сведений являются согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 №228.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Признать информацию, размещенную на интернет-сайте с URL- адресом: ------ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В течение трех дней после вступления решения суда в законную силу направить копию решения с отметкой о вступлении в законную силу в Управление Роскомнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, расположенного по адресу: адрес, для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения решения суда через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Мурадова С.Л.