Решение по делу № 2-3543/2021 от 20.10.2021

Дело №2-3543/2021

25RS0005-01-2021-004403-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13.12.2021 г.                                        г. Владивосток

Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

Председательствующего судьи            Корочкиной А.В.

При помощнике судьи                Воротилиной Д.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю о возложении обязанности

Установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, указав, что Центром ГИМС ГУ МЧС России по ПК произведена государственная регистрация понтона «ПМ1/1», 2010 года постройки, с присвоением идентификационного (бортового) номера , а также ДД.ММ.ГГГГ выдан судовой билет серии . Согласно выписке из реестра маломерных судов понтон принадлежит юридическому лицу – ООО «Малая рыболовная компания». Согласно ст. 3 КВВТ РФ понтон относится к категории плавучий объект – несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном. Таким образом, государственная регистрация в реестре маломерных судов понтона, не являющегося по определению судном, является неправомерной.

Просит суд обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю в лице Центра Государственной инспекции по маломерным судам в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить понтон «ПМ1/1», 2010 года постройки, с присвоением идентификационного (бортового) номера , принадлежащий ООО «Малая рыболовная компания», из реестра маломерных судов; признать судовой билет недействительным.

В судебном заседании заместитель Приморского транспортного прокурора требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, был извещен о дате слушания надлежащим образом. Ходатайств об отложении не заявлял.

Суд, выслушав заместителя прокурора, исследовав представленные материалы дела в совокупности, приходит к следующему.

Согласно п. 4 ст. 6 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) государственный надзор за спортивными парусными судами, прогулочными судами, а также маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и 2 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение),государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Государственная инспекция по маломерным судам) входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России).В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России. Государственная инспекция по маломерным судам руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми и другими актами МЧС России, а также настоящим Положением.

Пунктами 4, 5 Положения установлено, что одной из основных задач Государственной инспекции по маломерным судам является осуществление государственного надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, включая функции по организации контроля за соблюдением правовых актов, регламентирующих порядок пользования маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок; осуществлению в установленном порядке классификации, освидетельствования, государственной регистрации и учету маломерных судов; ведению реестра маломерных судов и государственного учета выдаваемых удостоверений на право управления маломерными судами, регистрационных и иных документов, необходимых для допуска маломерных судов и судоводителей к участию в плавании.

В силу п. 24 Административного регламента МЧС России предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утверждённого приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Регламент),документами, подтверждающими основания для исключения судна из реестра маломерных судов являются, в том числе, судебный акт, вступивший в законную силу.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Центром ГИМС ГУ МЧС России по ПК произведена государственная регистрация понтон «ПМ1/1», 2010 года постройки, с присвоением идентификационного (бортового) номера , а также ДД.ММ.ГГГГ выдан судовой билет серии

Согласно выписке из реестра маломерных судов понтон принадлежит принадлежащий юридическому лицу ООО «Малая рыболовная компания».

Частью 3 ст. 7 КТМ РФ, ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее – КВВТ РФ) установлено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

Согласно ст. 3 КВВТ РФ понтон относится к категории плавучий объект – несамоходное плавучее сооружение, не являющееся судном.

В соответствии со ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации, в том числе реестре маломерных судов.

Таким образом, государственная регистрация в реестре маломерных судов понтона, не являющегося по определению судном, является неправомерной.

Статьей 9 КТМ РФ установлено, что под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенной территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском порту.

Согласно ст. 2 КТМ РФ целями торгового мореплавания, помимо иных, является перевозка грузов, пассажиров и их багажа, в том числе на морской линии, включая операции по погрузке, выгрузке грузов и багажа, посадке, высадке пассажиров.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к объектам инфраструктуры морского порта относятся: портовые гидротехнические сооружения, внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории и (или) акватории морского порта и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения в морском порту государственного контроля (надзора).

Пунктом 4 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2021 № 1108, установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в отношении портовых гидротехнических сооружений, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

В силу Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федеральная служба по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (далее – МТУ Ространснадзора по ДФО), утвержденного приказом Ространснадзора от 26.03.2021 № ВБ-369фс, МТУ Ространснадзора по ДФО осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области торгового мореплавания, эксплуатации портовых гидротехнических сооружений на морском транспорте.

Из информации, представленной МТУ Ространснадзора по ДФО(письмо от 21.06.2021 № 1.12-360), следует, что в соответствии с ГОСТ Р 54523-2011 «Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга режима эксплуатации и технического состояния систем удержания плавучих конструкций» плавучие причалы удерживаются на плаву за счет положительной плавучести понтонов и раскрепляются на акватории с помощью якорных систем. По размерам плавучестей-понтонов различают плавучие причалы из малогабаритных (ПРП, ПРПП, СРПП) и крупногабаритных (ПМ, ПМТ, ПЖТ) понтонов. В причалах из крупногабаритных понтонов каждый понтон является секцией. По водоизмещению обслуживаемых судов плавучие причалы подразделяются на полутяжелые и тяжелые. Плавучие причалы состоят обычно из двух-четырех (чаще - трех) секций и удерживаются якорными системами. С берегом причал, как правило, соединяется съездо-корневой частью, включающей табельный мост и корневую часть. Секции причала обычно имеют размеры: длина 35-50 м, ширина 9-14 м, высота борта 1,7-4,0 м. Большие из приведенных размеров относятся к тяжелым, меньшие - к полутяжелым причалам.

Из заключения МТУ Ространснадзора по ДФО следует, если понтон предназначен для эксплуатации в составе плавпричала, расположен на территории и (или) акватории морского порта и предназначен для обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту или служит для швартовки и стоянки судов, используемых в целях торгового мореплавания, то такой объект относится к объектам инфраструктуры морского транспорта, следовательно, является портовым гидротехническим сооружением и относится к объектам технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Техническим регламентом о безопасности объектов морского транспорта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 (далее – Технический регламент), которым установлены обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта.

Поскольку обозначенный выше понтон «понтон-12», 2016года постройки, идентификационный (бортовой) номер , используется в коммерческих целях для швартовки маломерных судов, а также для посадки на суда и высадки пассажиров с судов маломерного флота, их багажа, следовательно, последний является портовым гидротехническим сооружением (объектом инфраструктуры морского транспорта) и относится к объектам технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Техническим регламентом.

В соответствии с п. 12 Технического регламента объекты морского транспорта и инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.

Пунктом 183 Технического регламента установлено, что эксплуатирующие организации объектов инфраструктуры морского транспорта должны обеспечить выполнение требований безопасности их эксплуатации, предусмотренных п. 184-198 настоящего технического регламента.

Обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться согласно п. 184 Технического регламента на основе выполнения следующих требований:

а) разработка и ведение паспорта объекта инфраструктуры морского транспорта;

б) установление и соблюдение режима эксплуатации с учетом вероятности возникновения затрудняющих производство работ неблагоприятных и опасных гидрометеорологических явлений, изменения режима работ или их прекращения при получении штормового предупреждения;

в) ведение технического надзора за объектом инфраструктуры морского транспорта;

г) своевременное проведение в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий;

д) разработка и соблюдение эксплуатирующей организацией инструкций и других документов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объекта;

е) наличие квалифицированного персонала, обслуживающего объект инфраструктуры морского транспорта;

ж) разрешительный характер эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта.

Техническую эксплуатацию объекта инфраструктуры морского транспорта осуществляет его владелец (п. 185 Технического регламента).

В соответствии с п. 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки судов.

Согласно п. 187 Технического регламента каждый объект инфраструктуры морского транспорта должен иметь технический паспорт сооружения и другие предусмотренные законодательством Российской Федерации документы.

Объект инфраструктуры морского транспорта должен эксплуатироваться при соблюдении установленных для него норм эксплуатационных нагрузок, которые указаны в техническом паспорте сооружения. Увеличение нагрузок на объект инфраструктуры морского транспорта сверх установленных норм запрещается (п. 188 Технического регламента).

Пунктом 189 Технического регламента установлено, что объект инфраструктуры морского транспорта не должен иметь повреждений, которые бы препятствовали его безопасной эксплуатации. Смещения и деформации объекта в период его эксплуатации не должны превышать допустимых значений, устанавливаемых проектом такого объекта. Величины предельных смещений и деформаций при отсутствии их в проекте устанавливаются аккредитованным испытательным центром и отражаются в техническом паспорте сооружения.

Для обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала необходимо выполнять следующие требования (п. 191 Технического регламента):

а) швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам;

б) фактический запас свободной длины причала при швартовке судна должен обеспечивать безопасность судна при его подходе и швартовке к причалу;

в) швартовка судна за отбойные устройства, а также за части сооружения, не предназначенные специально для швартовки, запрещается;

г) не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в техническом паспорте сооружения.

Режим эксплуатации объекта инфраструктуры морского транспорта должен соответствовать его назначению, проектным характеристикам и (или) фактическому техническому состоянию. При возникновении существенных изменений в техническом состоянии объекта инфраструктуры морского транспорта в целях обеспечения безопасной эксплуатации режим эксплуатации должен быть изменен. Изменение режима эксплуатации осуществляет аккредитованный испытательный центр после проведения обследования объекта инфраструктуры морского транспорта. Сведения об изменении режима эксплуатации помещаются в технический паспорт сооружения (п. 195 Технического регламента).

Таким образом, включение понтона в реестр маломерных судов исключает возможность соответствующих государственных органов (Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу) осуществлять контроль за соблюдением владельцем объекта инфраструктуры морского транспорта требований, предъявляемых к технической эксплуатации в соответствии с Техническим регламентом, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью владельцев и пассажиров маломерных судов, швартуемых к данному объекту инфраструктуры морского транспорта – понтону, загрязнение водной акватории и пр.

Учитывая вышеизложенное, понтон «ПМ1/1», 2010 года постройки, идентификационный номер , принадлежащий ООО «Малая рыболовная компания»,подлежит исключению из реестра маломерных судов, ведение которого осуществляется Центром ГИМС ГУ МЧС России по Приморскому краю.

При исключении судна из реестра маломерных судов вносятся соответствующие данные в реестр маломерных судов и автоматизированную информационную систему ГИМС МЧС России, оформляется свидетельство об исключении судна из реестра маломерных судов.

Поскольку требование об исключении понтона «ПМ1/1», 2010 года постройки, идентификационный номер , судовой билет серии из реестра маломерных судов являются обоснованными подлежит признанию недействительным.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда – 30 дней со дня вступления решения суда в законную в силу.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Приморского транспортного прокурора в защита прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю о возложении обязанности – удовлетворить.

Обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> в лице Центра Государственной инспекции по маломерным судам в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда исключить понтон «ПМ1/1», 2010 года постройки, идентификационный номер , принадлежащий ООО «Малая рыболовная компания». из реестра маломерных судов.

Признать судовой билет серии недействительным.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в месячный срок.

В мотивированной форме решение изготовлено 20.12.2021 г.

Судья:                                А.В. Корочкина

2-3543/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Приморский транспортный прокурор в защиту прав,свобод и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Приморскому краю
Суд
Первомайский районный суд г. Владивосток
Судья
Корочкина Анна Владимировна
Дело на странице суда
pervomaysky.prm.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2021Передача материалов судье
27.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2021Подготовка дела (собеседование)
03.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
20.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее