Производство № 2-1644/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2023 года Кировский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Николаенко Е.С.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Лузиной А.С.
с участием
истца Калашниковой Т.В., представителя истца Даминовой Е.В., действующей на основании доверенности от /________/ сроком на один год
представителя ответчика Арляповой Ю.А., действующей на основании доверенности от /________/
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по исковому заявлению Калашниковой Татьяны Васильевны к отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения в части отказа включить период работы в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, обязать зачесть период работы для назначения досрочной страховой пенсии, обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, о взыскании компенсации морального вреда
Установил:
Калашникова Т.В. обратилась в суд с иском к отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения в части отказа включить период работы в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, обязать зачесть период работы для назначения досрочной страховой пенсии, обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указано, что /________/ решением ГУ - Отделения пенсионного фонда РФ по Томской области /________/ истцу было отказано в назначении пенсии ввиду отсутствия 30 лет медицинского стажа. Ответчик засчитал 30 лет 1 месяц и 2 дня специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, исключив период работы с /________/ по /________/ в должности исполняющей обязанности главной акушерки общебольничного медицинского персонала, главной акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра Северской клинической больницы ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, так как работа протекала в должности, не предусмотренной Списком от 29.10.2002. Полагает, что отказ во включении данного периода незаконен, поскольку обязанности главной акушерки идентичны с обязанностями старшей акушерки.
Согласно п.3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. № 464 (в дальнейшем Список № 464), а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
В соответствии с положениями вышеприведенного Списка № 464 право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу, независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Если включить вышеназванные спорные периоды в ее стаж для назначения страховой пенсии по п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», то он будет более 30 лет, что позволяет назначить ей досрочную пенсию с первого обращения истца за назначением пенсии.
Истец считает, что действиями ответчика были нарушены ее права, согласно которым она имеет право на выплату возмещения морального вреда. Истец переживает из-за того, что осталась без пенсии гарантированной законодательством, в том числе и Конституцией РФ.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, истец полагает, что с учетом обстоятельств конкретного дела, разумной компенсацией причиненного истцу морального вреда будет являться денежная сумма в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, истец просит суд:
- Признать незаконным решение ГУ - Отделения пенсионного фонда РФ по Томской области /________/ от /________/ в части отказа включить в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения - 1 год 6 месяцев и отказа в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 в виду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности на /________/, и с учетом норм Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ.
- Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области зачесть в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы: с /________/ по /________/ в должности исполняющей обязанности главной акушерки общебольничного медицинского персонала, главной акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра Северской клинической больницы ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России.
- Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области назначить досрочную трудовую пенсию Калашниковой Татьяне Васильевне, в соответствии п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права.
- Взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 50 000 рублей в качестве компенсации морального вреда.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно суду пояснила, что работала в больнице с /________/. Работодатель гарантировал, что занимаемые ей должности дают право на назначение досрочной льготной пенсии. В период занятия ею должности главной акушерки ее должностные обязанности были идентичны должностным обязанностям старшей акушерки. Должностные обязанности были как организационные, так и медицинские. Она организовывала направление сотрудников на обучение, осуществляла табельную работу, проводила рабочий инструктаж, занималась расстановкой персонала, следила за соблюдением техники безопасности, соблюдением иных инструкций и др. Указанные обязанности также были идентичны обязанностям главной медсестры. В медицинские обязанности входило не допустить инфекции, соблюдение санитарного режима, отпуск медикаментов, контроль за их расходование, в том числе наркотических средств, несла ответственность за их использование и утилизацию, контролировала своевременную уборку, делала смывы на обсемененность поверхностей и воздуха. Аналогичные обязанности она осуществляла после ее перевода в должность старшей акушерки, за все время ее работы должностные обязанности не менялись. На момент перевода в должность старшей акушерки в больнице осталась одна главная медсестра, главных акушерок переименовали в старших во всех подразделениях, в перинатальном центре она одна занимала должность главной акушерки.
Представитель истца заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что наименование должности в спорный период было неправильным. Должности главной акушерки, главной медсестры старшей акушерки тождественны, что подтверждается штатным расписанием, должностными инструкциями и пояснениями истца, тождественность в указанном случае может быть установлена при рассмотрении спора судом. Полагала, что оспариваемое решение ответчика незаконно, поскольку ответчиком произведена корректировка сведений по данному периоду, убрана льгота. Поскольку в момент, когда истец исполняла свои обязанности, должность квалифицировалась как льготная, соответственно код льготы должен сохраняться при назначении пенсии.
Представитель ответчика исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск, дополнительно пояснила, что в соответствии со Списками и Правилами от 1999 года и от 29.10.2002 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено работникам учреждений здравоохранения, поименованных в данных Списках. В разделе «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 должность «главная акушерка» не предусмотрена. Согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н об утверждении «Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения», которые не применяются при назначении досрочной пенсии, должность «главная медсестра», указана наряду с другими должностями в одной квалификационной категории работников, таких как главная медицинская сестра, является самостоятельной. Списком от 29.10.2002 предусмотрена должность главной медсестры, в списках должностей медицинских работников, имеющих право на досрочное назначение пенсии, должность главной акушерки отсутствует. Полагала, что в соответствии с пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается. Кроме того, согласно индивидуальному лицевому счету застрахованного лица работодатель не квалифицирует указанный период работы как лечебную деятельность по охране здоровья населения. Также указала, что согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ОСФР по Томской области, у истца стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения выработан /________/ (в соответствии с решением ОСФР по Томской области от /________/ /________/), следовательно, срок назначения досрочной пенсии -/________/.
Третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сибирский Федеральный научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», привлеченное определением судьи от /________/ надлежаще извещение о времени и месте судебного заседания в суд представителя не направило.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив и исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В целях реализации положений 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1, пунктом 3 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяется, в том числе Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
-Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при наличии одновременно двух условий: лицо должно осуществлять лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности, предусмотренной соответствующим Списком, и эта деятельность должна осуществляться в учреждениях здравоохранения, также предусмотренных данным Списком.
Судом первой инстанции установлено, что /________/ Калашникова Т.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления установления пенсий ГУ –отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области Калашниковой Т.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения - 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.
В стаж истца на соответствующих видах работ засчитаны периоды работы: с /________/ по /________/, с /________/ по /________/, с /________/ по /________/ и с /________/ по /________/ в должности медицинской сестры детского сада детской поликлиники, медицинской сестры офтальмологического кабинета детской поликлиники, старшей сестры офтальмологического кабинета детской городской поликлиники, старшей акушерки ПЦ общебольничного медицинского персонала перинатального центра, старшей акушерки консультативно диагностического отделения /________/ перинатального центра, старшей акушерки консультативно диагностического отделения /________/ перинатального центра Северской клинической больницы ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, суммарной продолжительностью периодов, исчисленных в календарном порядке, составляет 29 лет 9 месяцев 3 дня; с /________/ по /________/ в должности акушерки акушерского отделения патологии беременности перинатального центра Северской клинической больницы ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, продолжительностью периода исчисленного в льготном порядке (1 год за 1 год и 6 месяцев) составляет – 3 месяца 29 дней.
Продолжительность стажа истца на соответствующих видах работ по подсчетам пенсионного органа по состоянию на день обращения истца составила 30 лет 1 месяц 2 дня.
В стаж истца не засчитан: период с /________/ по /________/ в должности исполняющей обязанности главной акушерки общебольничного медицинского персонала, главный акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра Северской клинической больницы ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России, так как работа протекала в должности, не предусмотренной Списком от 29.10.2002, а также согласно индивидуальному лицевому счету застрахованного лица работодатель квалифицирует указанный период работы как лечебную деятельность по охране здоровья населения, продолжительностью 1 год 5 месяцев 11 дней.
Калашниковой Т.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности на /________/ и с учетом норм Федерального закона 03.10.2018 № 350-ФЗ.
Не согласившись с решением пенсионного органа, Калашникова Т.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Как установлено судом истец по настоящее время работает в должности старшей акушерки в перинатальном центре Северской клинической больницы, отдел для обеспечения деятельности инфекционного отделения №2, что подтверждается трудовой книжкой.
Истцом в материалы дела представлена справка, уточняющая особый характер работы и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, выданная ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России от /________/, в которой истец в спорные периоды: с /________/ (приказ /________/ от /________/) по /________/ работала исполняющей обязанности главной акушерки общебольничного медицинского персонала Перинатального центра «Центральной медико-санитарной части /________/ на 1 ставку и с /________/ (приказ /________/ от /________/ по /________/ работала главной акушеркой общебольничного медицинского персонала Перинатального центра «Клинической больницы /________/» на 1 ставку. В справке указано, что работа по данному профилю в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год за год.
Согласно пояснениям сторон указанная справка была предоставлена работодателем на момент обращения истца за назначением досрочной пенсии.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела, установлено, что по результатам проверки пенсионного органа в /________/ работодатель ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России скорректировал сведения индивидуального лицевого счета Калашниковой Т.В., указал спорный период работы в должности главной акушерки как общий стаж, без указания на льготу, что подтверждается результатами проверки в виде окончательного ответа начальника отдела ОПП, согласно которому на основании Акта проверки достоверности сведений о трудовом стаже /________/ от /________/ страхователем скорректирован индивидуальный лицевой счет, так как должность главной акушерки не предусмотрена Списками.
Третье лицо, несмотря на вызовы суда, в судебное заседание не явилось, пояснения по данным обстоятельствам не дало, согласно пояснениям истца, она за соответствующими разъяснениями, связанными с корректировкой сведений к работодателю не обращалась.
Вместе с тем, в соответствии со Списками и Правилами от 1999 года и от 29.10.2002 право на досрочное пенсионное обеспечение предоставлено работникам учреждений здравоохранения, поименованных в Списках. Доводы представителя истца о том, что конкретные должности в Списке № 464 не указаны, судом отклоняются, поскольку данный список при назначении пенсии к Калашниковой Т.В. не применим.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрены в разделе "Наименование должностей" средний медицинский персонал: главная медицинская сестра, старшая акушерка.
В разделе «Наименование должностей» Списка от 29.10.2002 должность «главная акушерка» не предусмотрена.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в данном случае не может быть решен в судебном порядке, так как из вышеприведенных обстоятельств и доказательств по делу следует, что главная медицинская сестра, главный акушерка - это не разное наименование одной и той же должности, которая обусловлена осуществлением одной и той же трудовой функции, а самостоятельные должности.
Данное обстоятельство подтверждается Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н (ред. от 09.04.2018) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», должность «главная акушерка», указана наряду с другими должностями в одной квалификационной категории работников, таких как главная медицинская сестра и главный фельдшер, должность старшей акушерки является самостоятельной должностью.
Из материалов гражданского дела следует, что Калашникова Т.В. с должности акушерки была переведена на должность исполняющей обязанности главной акушерки, потом главной акушеркой, затем на должность старшей акушерки, в которой работает по настоящее время.
Судом запрошены должностные инструкции главной акушерки. Согласно ответу ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России на запрос суда от /________/ должностной инструкции главной акушерки и главной медицинской сестры нет в наличии.
Как следует из штатного расписания на /________/, должности главной акушерки на момент назначения Калашниковой Т.В. исполняющей обязанности не было, была должность старшей акушерки. Штатным расписанием на /________/ была введена должность главной акушерки, должность старшей акушерки в штатном расписании нет.
По запросу суда также представлены должностные инструкции старшей акушерки /________/ и от /________/ однако сравнить должностные обязанности главной медицинской сестры и главной акушерки, главной акушерки и старшей акушерки и определить, что в целом обязанности являются аналогичными и в связи с переименованием должности не изменились ввиду отсутствия должностных инструкций главной акушерки, главной медицинской сестры, не представляется возможным.
Судом также установлено, что в организации на тот период времени была должность главной медицинской сестры.
При указанных обстоятельствах, прийти к выводу о тождественности занимаемой должности вышеназванным должностям не имеется оснований.
Кроме того, согласно положению ч.2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пунктом 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Калашникова Т.В. зарегистрирована в системе обязательного государственного пенсионного страхования /________/.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета сведения о работе истца с /________/ по /________/ не содержат указания на код льготы.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 г.№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г.№ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Как установлено выше работодатель ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России скорректировал сведения лицевого счета Калашниковой Т.Н., соответственно подтвердил ошибочность их внесения как лицу работа в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.
Данные действия работодателя истцом в установленном законом порядке не оспорены.
При установленных обстоятельствах оснований для включения в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с /________/ по /________/ не имеется, в связи с чем данное требование истца не подлежит удовлетворению.
Нарушений требований закона при принятии Решения /________/ от /________/ в части не включения спорного периода судом при рассмотрении дела не установлено, в связи чем требование истца о его незаконности суд находит несостоятельным, оно не подлежит удовлетворению.
Согласно решению ГУ - Отделения пенсионного фонда РФ по Томской области /________/ от /________/ Калашниковой Т.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 –ФЗ ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности на /________/, и с учетом норм Федерального закона от 03.10.2018 № 350 – ФЗ. Калашниковой Т.В. рекомендовано обратиться с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию, право на которую возникает с /________/, не ранее /________/.
Суд полагает, что оспариваемое решение в указанной части также соответствует требованиям закона.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, определяющей условия назначения страховой пенсии по старости, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как установлено судом стаж в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения выработан /________/, следовательно, срок назначения досрочной пенсии - /________/.
Таким образом, на день рассмотрения гражданского дела у истца право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ не возникло, в связи с чем требование истца о возложении обязанности на ответчика назначить досрочную трудовую пенсию Калашниковой Т.В., в соответствии п.20 ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения права подлежит оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно п.1, 2 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Принимая во внимание, что действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности взыскания компенсации морального вреда, при этом надлежащих доказательств того, что действиями ответчика нарушены личные неимущественные права истца, суду представлено не было, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда не имеется, в связи с чем в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда следует отказать
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Калашниковой Татьяны Васильевны к отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Томской области о признании незаконным решения в части отказа включить период работы в специальный стаж в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения, обязать зачесть период работы для назначения досрочной страховой пенсии, обязать назначить досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 24.07.2023 года
Судья (подпись) Е.С. Николаенко