Судья Приходько П.В. дело № 33-10620/2024
УИД 24RS0056-01-2023-003802-78
2.130
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 сентября 2024 года г.Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Плаксиной Е.Е.,
судей Беляковой Н.В. и Елисеевой А.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Востриковой К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Плаксиной Е.Е.
гражданское дело по иску Ландиной В.И., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2 к администрации города Красноярска, администрации Советского района города Красноярска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, возложении обязанности предоставить жилое помещение на условиях договора социального найма,
по апелляционным жалобам администрации г.Красноярска и администрации Советского района г.Красноярска
на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 2 мая 2024 года, которым признано незаконным решение администрации Советского района г.Красноярска от 3 июля 2023 года об отказе в постановке на учёт и включении Ландиной В.И., ФИО1, ФИО2 в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди; на администрацию г.Красноярска возложена обязанность предоставить Ландиной В.И., ФИО1, ФИО2 во внеочередном порядке на условиях социального найма жилое помещение, общей площадью не менее 45 кв.м, расположенное в пределах г.Красноярска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г.Красноярска.
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ландина В.И., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, предъявила в суде иск к администрации г.Красноярска, администрации Советского района г.Красноярска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учёт и включении в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма.
Требования мотивированы тем, что в 1988 году матери Ландиной В.И. – Минаевой Л.Б. по месту работы в пользование предоставлена квартира в доме <адрес> Минаева Л.Б. и Ландина В.И. вселились в эту квартиру, где проживали и состояли на регистрационном учёте вместе другими членами семьи, несли расходы по содержанию и ремонту квартиры, оплачивали все коммунальные расходы, содержали квартиру в исправном состоянии. Жилой дом <адрес> имел площадь 406 кв.м., состоял из 5 квартир, являлся ведомственным и принадлежал Бадалыкскому шахтоуправлению. После приватизации предприятия дом не был передан в муниципальную собственность в установленном законом порядке, право собственности на дом и квартиры в доме ни за кем не зарегистрировано. Ландина В.И. со своими детьми проживала в этом доме отдельно от своих родственников, вела раздельное с ними хозяйство. 8 февраля 2020 года в доме произошел пожар, после которого дом стал непригодным для проживания, Ландиной В.И. и её детям для проживания предложено жилое помещение из маневренного фонда, площадью 12 кв.м. Согласно решению Солонцовского сельсовета народных депутатов от 17 января 1992 года населённый пункт <данные изъяты> передан в Советский район г.Красноярска. Ландина В.И. обратилась в администрацию Советского района г.Красноярска с заявлением о постановке на учёт и включении её и детей ФИО1, <дата> года рождения, и ФИО2, <дата> года рождения, в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, так как дом, в котором они проживали сгорел, однако 15 марта 2023 года её составом семьи 3 человека (Ландина В.И., ФИО1, ФИО2) поставили на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в общую очередь Возможности получить заключение межведомственной комиссии о признании дома непригодным для проживания у Ландиной В.И. не имеется, так как указанный дом и квартира в муниципальной или частной собственности не находились. Сестра Ландиной В.И. - Минаева Н.С. обращалась в Департамент городского хозяйства администрации г.Красноярска с заявлением о признании жилого дома <адрес> в установленном порядке непригодным для проживания, в рассмотрении которого отказано в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на утраченный в результате пожара дом. Поскольку отсутствует решения межведомственной комиссии о признании жилого дома непригодным для проживания, Ландину В.И. и её детей ФИО1 и ФИО2 не включают в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Так как Ландина В.И. и её дети вселены в жилое помещение по <адрес> и поставлены на регистрационный учёт на законных основаниях, нормы жилищного законодательства по своему конституционному правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключают возможности предоставления во внеочередном порядке жилых помещений малоимущим гражданам, чьи жилые помещения уничтожены пожаром, она просит признать незаконным решение администрации Советского района г.Красноярска от 3 июля 2023 года об отказе в постановке на учёт и включении её и детей ФИО1, ФИО2 в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди; возложить на администрацию г.Красноярска обязанность предоставить ей и несовершеннолетним ФИО1, ФИО2 во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение, расположенное в пределах г.Красноярска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г.Красноярска, общей площадью не менее 45 кв.м.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Красноярска в лице представителя Покидышевой М.В. просит решение отменить и в иске истцу отказать, ссылаясь на отсутствие решения уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и документов, подтверждающих законность вселения и проживания Ландиной В.И. и членов её семьи в жилом помещении по <адрес> на условиях социального найма. Указывает, что вопрос о включении Ландиной В.И. в список граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилым помещением, жилищной комиссией не рассматривался; сама по себе регистрация в жилом помещении, которое является непригодным для проживания, не даёт права на внеочередное предоставление жилого помещения. Кроме того, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 августа 2022 года на администрацию г.Красноярска возложена обязанность предоставить сестре Ландиной В.И. – Минаевой Н.С. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение, при рассмотрении этого гражданского дела иные состоящие на регистрационном учёте по <адрес> члены семьи аналогичные требования не заявляли, у администрации г.Красноярска обязанность предоставлять жилые помещения по количеству зарегистрированных в доме лиц отсутствует. Так как право муниципальной или частной собственности на помещение, сгоревшее в пожаре, не зарегистрировано, а правоустанавливающие документы на него у Ландиной В.И. отсутствуют, то оснований для предоставления ей жилого помещения на условиях социального найма не имеется.
В апелляционной жалобе администрация Советского района г.Красноярска в лице представителя Пудовкиной Е.Н. просит решение отменить и Ландиной В.И. в иске отказать, указывая на отсутствие документов, подтверждающих её право истца на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и на то, что жилым помещением Ландина В.И. будет обеспечена в соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ в порядке очерёдности, исходя из времени принятия на жилищный учёт, так как каких-либо исключений и отступлений от предусмотренного Жилищным кодексом РФ порядка предоставления муниципального жилья не допускается. Кроме того, выводы суда в части признания незаконным решения администрации района от 3 июля 2023 года несостоятельны, так как администрацией района распоряжение о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди Ландиной В.И. не издавалось, а 3 июля 2023 года дан ответ на её заявление.
Минаевой Н.С. представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых указывается на необоснованность изложенных в жалобах доводов.
Ландина В.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, Минаева Л.Б., представители администрации Советского района г.Красноярска, Департамента градостроительства администрации г.Красноярска, Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска, Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска, отдела опеки и попечительства администрации Советского района г.Красноярска, отдела опеки и попечительства администрации Центрального района г.Красноярска, прокуратуры Центрального района г.Красноярска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, заявлений либо ходатайств об отложении дела не представили, информация о времени и месте рассмотрения дела размещена и на официальном сайте Красноярского краевого суда. На основании ч.3 ст.167, ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснение Минаевой Н.С., представителя Ландиной В.И. – Волковой С.В., представителя администрации г.Красноярска – Покидышевой М.В., проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.
В соответствии со ст.49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч.1). Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (ч.2).
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).
На основании ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 названной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ).
Из материалов дела усматривается, Ландина В.И. является матерью несовершеннолетних ФИО1, <дата> года рождения, и ФИО2, <дата> года рождения.
По информации отдела по вопросам миграции отдела полиции №9 МУ МВД России «Красноярское» и отдела адресно – справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Красноярскому краю на регистрационном учёте по адресу: <адрес>, состоят: ФИО2, <дата> года рождения, – с 16 июня 2018 года по настоящее время, ФИО1, <дата> года рождения, - с 4 февраля 2012 года по настоящее время, Ландина В.И. – с 18 октября 1989 года по настоящее время, Минаева Л.Б. – с 29 августа 1988 года по настоящее время, Минаева Н.С. – с 15 июня 2000 года по настоящее время.
Решением Солонцовского сельсовета народных депутатов Емельяновского района от 17 января 1992 года населённый пункт <данные изъяты> передан в Советский район г.Красноярска.
Исходя из ответа Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска от 12 марта 2008 года на обращение Минаевой Л.Б., здание №, расположенное по <адрес>, в муниципальную собственность не принималось.
Согласно техническому паспорту Красноярского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» жилого здания по <адрес>, составленному по состоянию на 2 декабря 2008 года, указанный дом состоял из пяти квартир, которые имели отдельные входы.
В соответствии со справкой Красноярского отделения филиала по Красноярскому краю ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» №38 от 29 января 2009 года, правоустанавливающие документы Минаевой Л.Б. на самовольно выстроенный одноэтажный бревенчатый пятиквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не оформлены.
В выписке из ЕГРН от 19 июня 2023 года указано, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, снят с кадастрового учета 28 апреля 2011 года.
8 февраля 2020 года в доме <адрес> произошёл пожар, в результате которого уничтожено одно строение и погиб 1 человек – ФИО3
В справке старшего участкового уполномоченного полиции ОП № 9 МУ МВД России «Красноярское» указано, что Ландина (Тюленева) В.И., её сестра Минаева Н.С. и мать Минаева Л.Б. проживали по адресу: <адрес>, в частном доме (типа барак), в разделённых помещениях до 8 февраля 2020 года и вели раздельное хозяйство.
В ответе от 19 марта 2020 года на обращение Ландиной (Тюленевой) В.И. администрацией Советского района в г.Красноярске сообщено, что одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, сгоревший 8 февраля 2020 года, соответствует адресу: <адрес>. Правоустанавливающие документы на данный жилой дом Солонцовским сельсоветом в администрацию не передавались.
По сведениям МКУ «Архив Емельяновского района» и администрации Емельяновского района Красноярского края какая-либо информация об объекте, расположенном по адресу: <адрес>, а также информация об организации кооператива «Наука» РАЙПО Емельяновского района отсутствуют.
Приказом Управления социальной защиты населения администрации г.Красноярска №238-усзн от 10 августа 2020 года Ландина (Тюленева) В.И., ФИО1 и ФИО2 признаны малоимущими.
Согласно ответу Департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска от 25 августа 2021 года на обращение Минаевой Н.С., по информации Управления Росреестра по Красноярскому краю в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о наличии собственности в отношении правообладателя Минаевой Н.С. Кроме того, объект недвижимости по <адрес> 28 апреля 2011 года снят с кадастрового учёта. По состоянию на 16 марта 2021 года в реестре муниципальной собственности указанное помещение не числится, поэтому основания для обращения с заявлением о признании непригодным для проживания помещения, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют.
Исходя из акта обследования земельного участка Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска № 387 от 24 мая 2021 года, объекты недвижимости по адресу: <адрес>, на учёте в ЕГРН отсутствуют. В границах ограждённой территории расположен разрушенный в результате пожара жилой дом, имеющий четыре отдельных входа. Самовольного занятия, нецелевого использования земельного участка по указанному адресу не установлено.
27 октября 2022 года между ФИО4 и Ландиной В.И. заключён договор безвозмездного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации Советского района в г. Красноярске №456 от 15 марта 2023 года Ландина В.И. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по единому списку граждан, составом семьи из 3 человек: Ландина В.И., ФИО1 – дочь, ФИО2 – дочь.
Согласно ответу администрации Советского района в г.Красноярске от 3 июля 2023 года на обращение Ландиной В.И., по состоянию на 28 июня 2023 года в Едином списке граждан, состоящих на жилищном учёте по г.Красноярску, семья Ландиной В.И. числится под порядковым номером 6 161, и поскольку документов, подтверждающих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма от Ландиной В.И. не поступало, жилым помещением она будет обеспечена в соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ – в порядке очередности исходя из времени принятия на жилищный учёт, после обеспечения граждан, которые были приняты на жилищный учёт до 15 марта 2023 года.
Решением Управления социальной защиты населения администрации г. Красноярска №601-усзн от 5 декабря 2023 года Ландина В.И. и члены её семьи ФИО1, ФИО2 признаны малоимущими в целях реализации положений жилищного законодательства.
В соответствии с ответом Департамента городского хозяйства и транспорта администрации г.Красноярска от 28 марта 2024 года на судебный запрос, Ландина В.И. 19 марта 2020 года обращалась в департамент с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда в связи с пожаром в доме <адрес>. 25 марта 2020 года Ландина В.И. в телефонном режиме отказалась от вселения в жилое помещение маневренного фонда, а 21 апреля 2020 года направила письменный отказ от предоставления жилых помещений маневренного фонда, при этом членам семьи Ландиной В.И. (матери и сестре) в 2020 году жилые помещения маневренного фонда были предоставлены. 19 марта 2024 года в Департамент поступило заявление Ландиной В.И. о предоставлении жилого помещения маневренного фонда в связи с вышеуказанным пожаром, произошедшим 8 февраля 2020 года. Поскольку к заявлению не были приложены все необходимые документы, в том числе копии документов, подтверждающих права граждан на ранее занимаемые жилые помещения, а также выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных объектах собственности в г.Красноярске, Ландиной В.И. направлен ответ о необходимости предоставления недостающих документов.
По информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах недвижимости, принадлежащих Ландиной В.И., ФИО1 и ФИО2
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, Ландина В.И. и несовершеннолетние ФИО1 и ФИО2 вселены в жилой дом и поставлены на регистрационный учёт по <адрес> на законных основаниях, проживали в указанном жилом доме отдельной семьёй длительное время до его уничтожения пожаром 8 февраля 2020 года, а также то, что у Ландиной В.И. и её несовершеннолетних детей иного жилого помещения на каком-либо праве не имеется, распоряжением администрации Советского района в г.Красноярске №456 от 15 марта 2023 года Ландина В.И. и члены её семьи ФИО1, <дата> года рождения, и ФИО2, <дата> года рождения, приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признанных в установленном законом порядке малоимущими, пришёл к правильному выводу о наличии у Ландиной В.И. права на внеочередное предоставление жилого помещения и, признав незаконным решение администрации Советского района г.Красноярска от 3 июля 2023 года об отказе в постановке на учёт и включении Ландиной В.И. и её несовершеннолетних членов семьи ФИО1 и ФИО2 в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, возложил на администрацию г.Красноярска обязанность предоставить указанным лицам во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 45 кв.м, расположенное в пределах г.Красноярска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г.Красноярска,
Не соглашаясь с принятым по делу решением, представитель администрации г.Красноярска и представитель администрации Советского района в г.Красноярске в апелляционных жалобах ссылаются на отсутствие со стороны истца доказательств, подтверждающих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, в том числе на отсутствие решения уполномоченного органа о признании жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и документов, подтверждающих законность вселения и проживания Ландиной В.И. и членов её семьи в жилом помещении по <адрес> на условиях социального найма.
Как было указано выше, согласно п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации № 376-О-П от 5 марта 2009 года «По жалобе гражданина Алексеева Романа Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации», в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Обращаясь в суд с иском, Ландина В.И. указывала, что в 1988 году её матери Минаевой Л.Б. по месту работы в пользование предоставлена квартира в доме <адрес>; Ландина В.И. вместе с матерью и другими членами семьи вселилась в эту квартиру, состоит на регистрационном учёте по этому адресу и проживала в жилом доме до его уничтожения пожаром.
Согласно представленным в дело похозяйственным книгам, Минаева Л.Б. вселена в указанное жилое помещение с ФИО5 и тремя детьми – сыном ФИО3, дочерьми Минаевой Н.С. и Ландиной (Куритковой) В.И., которая состоит на регистрационном учёте по данному адресу с 18 октября 1989 года.
Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации г.Красноярска, само по себе отсутствие правоустанавливающих документов на указанный дом не свидетельствует как о самовольном характере его постройки, так и о незаконности вселении в него Ландиной В.И., доказательств, подтверждающих незаконность вселения ни администрацией г.Красноярска, ни администрацией Советского района в г.Красноярске не представлено.
При этом, тот факт, что Ландина В.И. длительное время имеет регистрацию по указанному адресу, позволяет сделать вывод о том, что на момент её вселения в жилой дом и постановки на регистрационный учёт у неё имелись документы, подтверждающие право владения и пользования жилым помещением.
Из технического паспорта жилого помещения по <адрес> по состоянию на 2 декабря 2008 года следует, что дом состоял из пяти квартир, которые имели отдельные входы.
По информации старшего участкового уполномоченного полиции ОП № 9 МУ МВД России «Красноярское» Ландина (Тюленева) В.И., её сестра Минаева Н.С. и мать Минаева Л.Б. проживали по адресу: <адрес>, в частном доме (типа барак), в разделённых помещениях до 8 февраля 2020 года и вели раздельное хозяйство.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 1 августа 2022 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 ноября 2022 года, признано незаконным решение администрации Советского района г.Красноярска №М-1064 от 28 сентября 2021 года об отказе в постановке на учёт и включении Минаевой Н.С. в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди; на администрацию г.Красноярска возложена обязанность предоставить Минаевой Н.С. во внеочередном порядке на условиях договора социального найма жилое помещение, расположенное в пределах г.Красноярска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям г.Красноярска, общей площадью не менее 18 кв.м.
Указанным судебным актом установлено, что Ландина В.И., её сестра Минаева Н.С. и мать Минаева Л.Б., проживающие в жилом доме по адресу: <адрес>, занимали отдельные помещения в этом доме и вели раздельное хозяйство.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы представителя администрации г.Красноярска о том, что при рассмотрении гражданского дела по иску Минаевой Н.С. иные состоящие на регистрационном учёте по <адрес> члены семьи аналогичные требования не заявляли и у администрации отсутствует обязанность предоставлять жилые помещения по количеству зарегистрированных в доме лиц, подлежат отклонению, поскольку в ходе рассмотрения дела судом установлен факт проживания Ландиной В.И. и её несовершеннолетних детей отдельной семьёй.
Как было указано выше, в результате произошедшего 8 февраля 2020 года пожара жилой дом <адрес> уничтожен.
Из дела видно, что до настоящего времени на регистрационном учёте по адресу: <адрес>, состоят Ландина В.И. и несовершеннолетние ФИО2, <дата> года рождения, ФИО1, <дата> года рождения.
Отказывая в постановке на учёт и включении Ландиной В.И. и её несовершеннолетних детей в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, администрация Советского района в г.Красноярске в своём решении (ответе) от 3 июля 2023 года указала на то, что документов, подтверждающих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, от Ландиной В.И. не поступало, жилым помещением она будет обеспечена в соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ – в порядке очередности исходя из времени принятия на жилищный учет, после обеспечения граждан, которые были приняты на жилищный учет до 15 марта 2023 года.
Вместе с тем, реализация права Ландиной В.И. на предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен сгоревшего не может быть поставлена под условие добросовестного исполнения собственником жилищного фонда обязанностей по своевременному принятию решения о признании жилого дома непригодным для проживания.
Так, актом обследования земельного участка № 387 от 24 мая 2021 года, установлено, что в границах ограждённой территории по адресу: <адрес>, расположен разрушенный в результате пожара жилой дом, имеющий четыре отдельных входа.
Достаточным и бесспорным доказательством непригодности жилого помещения для постоянного проживания служит факт уничтожения в результате пожара жилого дома, в котором Ландина В.И. и её несовершеннолетние дети постоянно проживали до пожара.
При этом, поскольку указанный жилой дом уничтожен пожаром, то он не может быть признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, подлежащим ремонту либо реконструкции.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Ландина В.И. и её несовершеннолетние дети были вселены в жилое помещение по <адрес> на законных основаниях, проживали в нём длительное время, указанный жилой дом уничтожен в результате пожара 8 февраля 2020 года, иного жилого помещения ни Ландина В.И., ни её несовершеннолетние дети ФИО1 и ФИО2 не имеют, решением Управления социальной защиты населения администрации г.Красноярска №601-усзн от 5 декабря 2023 года Ландина В.И. и члены её семьи ФИО1, ФИО2 признаны малоимущими, районный суд правомерно признал наличие у Ландиной В.И. права на внеочередное предоставление жилого помещение по договору социального найма, и принял решение о возложении на администрацию г.Красноярска обязанности предоставить ей и членам её семьи ФИО1 и ФИО2 жилое помещение во внеочередном порядке на условиях социального найма.
Поэтому как указанные доводы апелляционных жалоб, так и иные доводы жалоб администрации г.Красноярска и администрации Советского района в г.Красноярске, в том числе о том, что сама по себе регистрация в жилом помещении, которое является непригодным для проживания, не даёт права на внеочередное предоставление жилого помещения, не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению.
Вопреки доводам апелляционной жалобы представителя администрации Советского района г.Красноярска то обстоятельство, что Ландиной В.И отказано в постановке на учёт и включении в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди не решением администрации, а письмом от 3 июля 2023 года, выводы суда первой инстанции о наличии у Ландиной В.И. права на внеочередное предоставление жилого помещение по договору социального найма и о необоснованном отказе ей в постановке на такой учёт не опровергает и не влечёт отмену принятого решения.
Таким образом, судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не противоречат материалам дела и требованиям закона, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено и оснований для отмены решения по доводам апелляционных жалоб не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 2 мая 2024 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации г.Красноярска и администрации Советского района г.Красноярска – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 сентября 2024 года