Решение по делу № 2а-542/2018 от 03.04.2018

Дело № 2а-1-542/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 апреля 2018 года                                                                                                г. Вольск

Вольский районный суд Саратовской области, в составе:

председательствующего судьи Маштаковой М.Н.,

при секретаре Засыпкине И.Ю.,

с участием ст. помощника прокурора Ивановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Вольске административное дело по административному исковому заявлению Вольского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области об обязании поставить на кадастровый учет места погребения,

установил:

Вольский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области об обязании поставить на кадастровый учет места погребения, указывая, что в ходе проведенной проверки земельного законодательства, установлено административным ответчиком не в полной мере выполняются требования земельного законодательства, при эксплуатации земельных участков, используемых для организации мест погребения. Так, на территории Колоярского муниципального образования Вольского района расположено 4 кладбища: 1 кладбище в <адрес>, 1 кладбище- в <адрес>, 1 кладбище -в <адрес>, 1 кладбище- <адрес>

Однако, в нарушении положений Земельного Кодекса РФ, Федерального закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» площадь, границы и местоположения земельных участков точно не определены, сведения об участках отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Отсутствие установленных границ земельных участков, занимаемых под кладбища, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребений в целях безопасности жизни и здоровья населения. Межрайонной прокуратурой 17 октября 2017 года в адрес главы администрации Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения. 25.10.2017 года по результатам рассмотрения данного представления виновные лица, допустившие нарушение требований действующего законодательства, были привлечены к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Однако выявленные нарушения не устранены до настоящего времени.

В связи с чем административный истец просит обязать администрацию Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района <адрес> поставить на кадастровый учет 4 места погребения: 1 кладбище в <адрес>, 1 кладбище- в <адрес>, 1 кладбище -в <адрес>, 1 кладбище- в <адрес>.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дав пояснения, алогичные по содержанию исковому заявлению.

Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрении дела, явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в поступившем заявлении просил рассмотреть дело в отсутствии представителя, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Выслушав прокурора, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом Российской Федерации. Земельные участки, отнесены к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.

В силу ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Закона места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения, в том числе, статья дополнена частью 3, закрепляющей вопросы местного значения сельского поселения, среди которых вопросов, предусмотренных п. 22 ч. 1 данной статьи (организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения) не значится.

Исходя из положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплен за сельскими поселениями.

Законом Саратовской области от 30.09.2014 N 108-ЗСО (ред. от 25.11.2015) "О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области" в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" за сельскими поселениями Саратовской области дополнительно закреплены вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

В п.19 ч.1 ст. 3 Устава Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области к вопросам местного значения Колоярского поселения относится также организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Таким образом, на административного ответчика в соответствии с положениями действующего законодательства, возложены обязанности по организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области.

В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со ст. 16 вышеуказанного закона выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Из пункта 4 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, на территории Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области существующие 4 кладбища, расположенные: <адрес>

Документы, подтверждающие отвод земельных участков для гражданских захоронений, отсутствуют. Земельные участки, используемые для размещения мест погребения, на кадастровый учет не поставлены.

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.

Исходя из анализа норм данного Федерального закона, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него.

Отсутствие в установленном законом порядке решений по отведению земельных участков для размещения кладбищ, находящихся на территории Колоярского муниципального образования, не постановка их на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на данные земельные участки, приводит к нарушению прав жителей муниципального образования на организацию и благоустройство территории кладбищ.

При осуществлении захоронений умерших на обезличенной территории - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.

Поскольку, отсутствие определенных границ земельных участков препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд,

решил:

обязать администрацию Колоярского муниципального образования Вольского муниципального района Саратовской области поставить на кадастровый учет 4 места погребения, расположенные: 1 кладбище в <адрес>, 1 кладбище- в <адрес>, 1 кладбище -в <адрес>, 1 кладбище- <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вольский районный суд.

                

          Судья                                                                                             М.Н. Маштакова            

2а-542/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Вольская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Колоярского муниципального образования
Суд
Вольский районный суд Саратовской области
Дело на сайте суда
volsky.sar.sudrf.ru
03.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
03.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
03.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
03.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2018[Адм.] Судебное заседание
20.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.05.2020Регистрация административного искового заявления
03.05.2020Передача материалов судье
03.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.05.2020Судебное заседание
03.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.01.2020Дело оформлено
21.01.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее