Решение по делу № 33-2973/2023 от 15.03.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

судья ФИО2

дело №

УИД-05RS0-96

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 апреля 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО6,

судей ФИО3 и ФИО4

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании произвести работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» на заочное решение Советский районный суд г. Махачкалы от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании произвести работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, компенсации морального вреда, в обосновании которого указано, что ФИО1, <дата> г.р., является инвалидом-колясочником первой группы. При пересечении улицы <адрес>, 3, 5, 6, 9 столкнулась с трудностями и нарушениями законодательства, в части доступности тротуаров и пешеходных путей для маломобильных групп населения, а именно: тротуары, расположенные по указанным адресам не оборудованы надлежаще установленными бордюрными пандусами и спуститься к пешеходному пути не представляется возможным, также присутствуют ямочность и выбоины.

Заочным решением Советский районный суд г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Удовлетворить исковое заявление ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «УЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала».

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» произвести работы по ремонту тротуаров и установлению бордюрных пандусов по адресу: <адрес>, Леваневского 3, Леваневского 5, Леваневского 6, Леваневского 9, и приведению их в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.

Взыскать солидарно с Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей».

На данное решение Администрацией ГОсВД «город Махачкала» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Считают заочное решение подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкала был дан ответ истцу на ее досудебную претензию.

Судом при рассмотрении дела не дана оценка тому, что истец ссылается в исковом заявлении на ненадлежащее состояние пандусов, на несоответствие требованиям законодательства, однако фактических доказательств указанным доводам не приведены.

Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, связан ли моральный вред с характером причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также не исследовал степень вины причинителя вреда.

Кроме того, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Управление является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. (п. 3 Положения Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы»).

Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения, касающиеся самостоятельности указанного юридического лица.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Махачкалы является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно.

Имеется сложившаяся практика, в соответствии с которой суд высшей инстанции установил, что муниципальное образование не является ответственным лицом за те обязательства, для исполнение которых муниципальное образование создало муниципальные казенные учреждения (постановление Верховного Суда РФ от <дата> - АД - 12).

Что касается требований о компенсации морального вреда, то вопрос определения судом размера компенсации морального вреда носит оценочный характер. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит четких критериев для его определения. По общему правилу, судьи выносят решения в рамках предоставленной им законом свободы усмотрения (Определение Конституционного Суда РФ от <дата> ).

Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, связан ли моральный вред с характером причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также не исследовал степень вины причинителя вреда.

Кроме того, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Более того, суд первой инстанции не учел указанное положение закона.

В случае, если суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости проверить обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции в полном объеме, апелляционное определение в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ должно содержать мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому выводу.

Учитывая изложенное, просят суд при рассмотрении апелляционной жалобы выйти за пределы приведенных нами доводов.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и СНиП 35-01-2001, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

Согласно абзаца 2 статьи 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В силу абзацев 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

Согласно уведомлению .10/08-6416/22 Управление ЖКХ г.Махачкалы, рассмотрев обращение ФИО1 по вопросу несоответствия съездов на тротуарах для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по адресам: г.Махачкала, <адрес>, 3, 5, 6, 9, сообщает, сто Управлением ЖКХ г.Махачкалы дано задание в МБУ «Махачкала-1» привести данные участки тротуаров в соответствии с нормами для маломобильных групп населения.

Представленные истцом и исследованные судом первой инстанции доказательства, а именно фотографии <адрес>, 3, 5, 6, 9, а также ответ МКУ «УЖКХ Махачкала» подтверждают, что по адресу <адрес>, 3, 5, 6, 9, не произведены ремонты тротуара и не установлены бордюрные пандусы.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В связи с тем, что выявление правонарушений в сфере благоустройства на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не исполнены надлежащим образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании морального вреда.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о взаимосвязи морального вреда с характером причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также не исследовал степень вины причинителя вреда, не может являться основанием для отмены решения, поскольку отсутствие условий для безопасного и беспрепятственного передвижения нарушило право ФИО1, имеющей индивидуальные особенности, что повлекло ее обращение за судебной защитой.

Необоснованным является и довод жалобы о том, что МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации ГОсВД «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно, поскольку в силу положений федерального законодательства федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

заочное решение Советский районный суд г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГОсВД «город Махачкала» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

Советский районный суд г. Махачкалы

судья ФИО2

дело №

УИД-05RS0-96

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 апреля 2023 года, , г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО6,

судей ФИО3 и ФИО4

при секретаре судебного заседания ФИО5

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании произвести работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе Администрации ГОсВД «город Махачкала» на заочное решение Советский районный суд г. Махачкалы от <дата>,

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» об обязании произвести работы по ремонту тротуаров, установлению бордюрных пандусов и приведению их в надлежащее состояние, компенсации морального вреда, в обосновании которого указано, что ФИО1, <дата> г.р., является инвалидом-колясочником первой группы. При пересечении улицы <адрес>, 3, 5, 6, 9 столкнулась с трудностями и нарушениями законодательства, в части доступности тротуаров и пешеходных путей для маломобильных групп населения, а именно: тротуары, расположенные по указанным адресам не оборудованы надлежаще установленными бордюрными пандусами и спуститься к пешеходному пути не представляется возможным, также присутствуют ямочность и выбоины.

Заочным решением Советский районный суд г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«Удовлетворить исковое заявление ФИО1 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «УЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала».

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» произвести работы по ремонту тротуаров и установлению бордюрных пандусов по адресу: <адрес>, Леваневского 3, Леваневского 5, Леваневского 6, Леваневского 9, и приведению их в надлежащее состояние в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020.

Взыскать солидарно с Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы», МКУ "Управление административно-технической инспекции" Администрации ГОсВД «г.Махачкала» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (пять тысяч) рублей».

На данное решение Администрацией ГОсВД «город Махачкала» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Считают заочное решение подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильного применения норм материального права.

Управлением жилищно-коммунального хозяйства г.Махачкала был дан ответ истцу на ее досудебную претензию.

Судом при рассмотрении дела не дана оценка тому, что истец ссылается в исковом заявлении на ненадлежащее состояние пандусов, на несоответствие требованиям законодательства, однако фактических доказательств указанным доводам не приведены.

Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, связан ли моральный вред с характером причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также не исследовал степень вины причинителя вреда.

Кроме того, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Управление является муниципальным казенным учреждением, созданным для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. (п. 3 Положения Муниципального казенного учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы»).

Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы обладает правами юридического лица, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде. Управление имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, бюджетную смету, обеспечивает исполнение своих обязательств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Указанное подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, которая содержит сведения, касающиеся самостоятельности указанного юридического лица.

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Махачкалы является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно.

Имеется сложившаяся практика, в соответствии с которой суд высшей инстанции установил, что муниципальное образование не является ответственным лицом за те обязательства, для исполнение которых муниципальное образование создало муниципальные казенные учреждения (постановление Верховного Суда РФ от <дата> - АД - 12).

Что касается требований о компенсации морального вреда, то вопрос определения судом размера компенсации морального вреда носит оценочный характер. Это связано с тем, что действующее законодательство не содержит четких критериев для его определения. По общему правилу, судьи выносят решения в рамках предоставленной им законом свободы усмотрения (Определение Конституционного Суда РФ от <дата> ).

Суд первой инстанции не исследовал вопрос о том, связан ли моральный вред с характером причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также не исследовал степень вины причинителя вреда.

Кроме того, степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Более того, суд первой инстанции не учел указанное положение закона.

В случае, если суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости проверить обжалуемое судебное постановление суда первой инстанции в полном объеме, апелляционное определение в соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 329 ГПК РФ должно содержать мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к такому выводу.

Учитывая изложенное, просят суд при рассмотрении апелляционной жалобы выйти за пределы приведенных нами доводов.

Проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и СНиП 35-01-2001, пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):

1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;

2) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);

Согласно абзаца 2 статьи 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

В силу абзацев 5 и 6 статьи 15 Федерального закона от <дата> №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для мобильных групп населения. СНиП 35-01-2001. Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.

Согласно уведомлению .10/08-6416/22 Управление ЖКХ г.Махачкалы, рассмотрев обращение ФИО1 по вопросу несоответствия съездов на тротуарах для беспрепятственного передвижения маломобильных групп населения по адресам: г.Махачкала, <адрес>, 3, 5, 6, 9, сообщает, сто Управлением ЖКХ г.Махачкалы дано задание в МБУ «Махачкала-1» привести данные участки тротуаров в соответствии с нормами для маломобильных групп населения.

Представленные истцом и исследованные судом первой инстанции доказательства, а именно фотографии <адрес>, 3, 5, 6, 9, а также ответ МКУ «УЖКХ Махачкала» подтверждают, что по адресу <адрес>, 3, 5, 6, 9, не произведены ремонты тротуара и не установлены бордюрные пандусы.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

В связи с тем, что выявление правонарушений в сфере благоустройства на территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» не исполнены надлежащим образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о частичном удовлетворении требований о взыскании морального вреда.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о взаимосвязи морального вреда с характером причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также не исследовал степень вины причинителя вреда, не может являться основанием для отмены решения, поскольку отсутствие условий для безопасного и беспрепятственного передвижения нарушило право ФИО1, имеющей индивидуальные особенности, что повлекло ее обращение за судебной защитой.

Необоснованным является и довод жалобы о том, что МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» является надлежащим ответчиком по указанному делу и участие Администрации ГОсВД «город Махачкала» в качестве ответчика по данному делу бессмысленно, поскольку в силу положений федерального законодательства федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) условия для беспрепятственного доступа к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, поэтому изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.

Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

заочное решение Советский районный суд г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации ГОсВД «город Махачкала» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Судьи:

33-2973/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Алиева Сабрина Самировна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
МКУ УЖКХ г.Махачкалы
Другие
Сулейманов с.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
16.03.2023Передача дела судье
05.04.2023Судебное заседание
04.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Передано в экспедицию
05.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее