№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июля 2021 года город Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пархоменко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапуновой А.В.,
с участием (посредством видеоконференц-связи) представителя административного истца Котбашьян С.С.,
представителя административного ответчика Рошки Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осьмака <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (Управление Росреестра по Красноярскому краю) об оспаривании решений от <данные изъяты> о приостановлении государственной регистрации права на нежилое здание и от <данные изъяты> об отказе в государственной регистрации права на нежилое здание,
установил:
Осьмак Л.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к указанному административному ответчику с требованиями о признании незаконным уведомления о приостановлении государственной регистрации права от <данные изъяты> и возложении на административных ответчиков обязанности произвести государственную регистрацию права собственности на нежилое 5-ти этажное здание корпуса главного бетонного завода, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <данные изъяты>, за административным истцом.
В обоснование заявленных требований указав, что административный истец 22.10.2020 обратился в КГБУ МФЦ Структурное подразделение Емельяново с заявлением <данные изъяты>) о государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества) на нежилое здание – 5-ти этажное здание корпуса главного бетонного завода, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <данные изъяты> общей площадью 2453,5 кв.м. Совместно с указанным заявлением подал в МФЦ пакет документов, подтверждающих полномочия и право собственности, которые были приняты и зарегистрированы в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю под <данные изъяты>
06.11.2020 государственная регистрация перехода права собственности на недвижимое имущество была приостановлена в связи с тем, что представленные на регистрацию договор от 09.09.2010 и дополнительное соглашение к договору
№ отдельно стоящего нежилого здания от 05.08.2014 не являются подлинными или содержат недостоверные сведения и не могут являться документом-основанием для регистрации права собственности заявителя.
Доводы регистратора, приостановившего регистрацию права собственности основаны на том, что договор от 09.09.2010 содержит сведения о кадастровом номере объекта недвижимости №, который был присвоен 20.11.2013, и не мог быть указан в названном договоре, поскольку ранее регистрируемый объект имел условный номер <данные изъяты>. Кроме того, на дату составления договора, 09.09.2010, местонахождение объекта было установлено по адресу: <данные изъяты>. Распоряжением Администрации города Норильска Красноярского края от <данные изъяты> зданию был присвоен адрес: <данные изъяты>, на основании обращения Администрации города Норильска <данные изъяты> внесены сведения в ЕГРН.
Уведомление о приостановлении государственной регистрации права получено 10.11.2020. Административным истцом в этот же день представлены документы, подтверждающие достоверность указанных в договоре купли-продажи сведений, путем подачи соответствующего заявления.
С указанными в уведомлении доводами регистратора административный истец не согласился, полагал, что регистратор в нарушение ч.9 ст.29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федерального закона № 218-ФЗ) не предпринял необходимых мер по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждающих подлинность документов, достоверности указанных в них сведений. Не указал, какие действия необходимо совершить заявителю для устранения причин, послуживших основанием для приостановления регистрации права. Кроме того, в нарушение п.3 ч.1 ст.29 названного закона провел правовую экспертизу не всех представленных на регистрацию права документов, исследованы только выписка из ЕГРЮЛ, договор купли-продажи в части предмета договора (п.1.1.) и дополнительное соглашение к договору. При этом регистратором не были учтены сведения, содержащиеся в условиях договора, дополнительном соглашении, а также условия проведенной оплаты и иные представленные документы.
Вместе с тем, в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 14.05.2009 <данные изъяты> ООО ПО Талнахэнерго «Центр энергосберегающих технологий и аудита» приобрело недвижимое имущество в виде здания корпуса главного бетонного завода (инв.№29), общей площадью 2453,5 кв.м., расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, город Норильск, район Талнах. На основании договора купли-продажи 09.08.2010 было зарегистрировано право собственности ООО ПО Талнахэнерго «Центр энергосберегающих технологий и аудита», о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись <данные изъяты>
02.08.2010 на основании решения участника Общества, Осьмака Л.И., изменено наименование ООО ПО Талнахэнерго «Центр энергосберегающих технологий и аудита» на ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита» (далее по тексту – Общество).
09.09.2010 между Обществом и Осьмаком Л.И., который с 08.07.2010 являлся участником Общества с уставным капиталом 500 рублей (4,8%), заключен договор купли-продажи здания главного корпуса бетонного завода. Заключенный договор, расторгнут сторонами 20.02.2013, вследствие чего, у продавца перед покупателем возникла задолженность в размере 5000000 рублей, что подтверждается соглашением о зачете встречных однородных требований от 05.08.2010.
05.08.2014 между Обществом и Осьмаком Л.И. заключен договор <данные изъяты>, в который дополнительным соглашением от 05.08.2014 внесены изменения в части номера, даты договора, а также порядка оплаты. Указанное дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора, вступает в силу с момента подписания и действует до момента исполнения сторонами принятых на себя обязательств. Согласно акту приема-передачи в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2014 Общество передало, а Осьмак Л.И. принял 05.08.2014 5-этажное здание главного корпуса бетонного завода с кадастровым номером № расположенное по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 2453,5 кв.м. Данные сведения сторонами при подписании дополнительного соглашения не менялись, являются достоверными и содержатся в реестре по состоянию на 05.08.2014.
Оплата по договору купли-продажи согласно п.2.1 договора в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2014 произведена путем зачета встречных однородных требований от 05.08.2014, о чем было составлено соглашение от 05.08.2014. Основанием возникновения задолженности перед Осьмаком Л.И. является соглашение от 20.03.2013 о расторжении договора купли-продажи от 09.09.2010 №1-ЗКБЗ/2010. В свою очередь основанием возникновения задолженности Осьмака Л.И. перед Обществом является договор купли-продажи от 05.08.2014 №1-ЗКГБЗ/2014 в редакции дополнительного соглашения от 05.08.2014.
При составлении договора от 05.08.2014 за образец был взят договор от 09.09.2010, в который были внесены изменения п.1.1 в части кадастрового номера и адреса здания, однако, не были исправлены дата и номер договора. Дополнительным соглашением от 05.08.2014, которое является неотъемлемой частью договора, исправлены указанные технические ошибки, следовательно, датой заключения договора купли-продажи следует считать 05.08.2014, а не 09.09.2010, т.е. условия договора не могут содержать недостоверные сведения в части кадастрового номера и адреса объекта.
Вместе с поданными на регистрацию права собственности на недвижимое имущество документами были переданы пояснения от 22.10.2020, которые не были приняты регистратором к сведению при проведении экспертизы. В указанных пояснениях имеются сведения о том, что по заявлению КУВД №001/2020-4800963/3 отказано в государственной регистрации ввиду не предоставления договора, по заявлению КУВД №001/2020-16968376/1 приостановлена государственная регистрация права собственности в связи с предоставлением на регистрацию договора, содержащего недостоверные сведения.
На момент обращения с административным исковым заявлением в суд регистратором не возобновлены учетно-регистрационные действия, в уведомлении о приостановлении регистрации не содержатся сведения о действиях, которые заявитель должен совершить с целью возобновления регистрации права собственности. Регистратором не приняты меры по получению дополнительных документов, сведений в подтверждение подлинности представленных документов, а также достоверности указанных в договоре сведений.
В связи с этим административный истец просил признать незаконным уведомление о приостановлении государственной регистрации права от 06.11.2020 <данные изъяты>, выданное Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии Межмуниципальным Назаровским отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю, кроме того, обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности Осьмака Л.И. на 5-этажное нежилое здание корпуса главного бетонного завода с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенное <данные изъяты>
19.04.2021 представитель административного истца Котбашьян С.С., действующая на основании доверенности от 16.12.2019 77АГ №2913733, в соответствии со ст.46 КАС РФ увеличила административные исковые требования, просила признать незаконным уведомление об отказе государственной регистрации от 09.02.2021 №КУВД-001/2020-21162669/1.
В дополнение позиции административного истца Котбашьян С.С. пояснила, что согласно описи документов, принятых для оказания государственной услуги 23.10.2020 в Росреестр подан полный пакет документов.
24.03.2020 административный истец, как единственный участник Общества, подал заявление на государственную регистрацию права собственности в отношении спорного объекта на официальном сайте Росреестра, которое зарегистрировано под <данные изъяты> 01.04.2020 было вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации права в связи с не предоставлением документов, подтверждающих переход права собственности. Указанное уведомление было получено в августе 2020 года. 02.04.2020 административным ответчиком подготовлен ответ с разъяснением порядка обращения с указанным заявлением и порядка возврата госпошлины.
В связи с вышеизложенным в начале мая 2020 года повторно было подано заявление на регистрацию права собственности с нотариально заверенной подписью заявителя с приложенным пакетом документов, которое было получено административным ответчиком 12.05.2020 и зарегистрировано под <данные изъяты>. Пакет документов, поданный на регистрацию, содержал копию договора купли-продажи от 14.05.2009, свидетельство о налоговом учете и государственном учете, решение о переименовании Общества, свидетельство о государственной регистрации права, выписку из ЕГРЮЛ, Устав, паспорт, свидетельство о регистрации по месту пребывания, чек на оплату госпошлины. Уведомлением от 21.05.2020 регистрация права была приостановлена до 21.08.2020 в связи с наличием поданного 24.03.2020 заявления через сайт Росреестра <данные изъяты>, которое также было приостановлено до 01.07.2020. Административный истец 01.06.2020 через сайт Росреестра подал заявление об отказе регистрации перехода права собственности по заявлению от 24.03.2020 <данные изъяты>, которое было отклонено 05.06.2020 по причине несоблюдения установленных требований. В связи с тем, что по истечении срока приостановки (01.07.2020) административный ответчик не вынес уведомление об отказе в регистрации права, административный истец 06.06.2020 обратился через МФЦ с заявлением о прекращении регистрационных действий по заявлению от 24.03.2020. 21.08.2020 вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права в связи с не предоставлением документа, являющегося основанием для возникновения права собственности, а именно, решения суда о распределении обнаруженного имущества после ликвидации юридического лица. Данный отказ не был оспорен. Однако, по мнению стороны истца ст.ст.63,64 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту – ГК РФ) не могут применяться, поскольку Общество не было ликвидировано, а было исключено из ЕГРН налоговым органом на основании ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129.
28.09.2020 административный истец обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности на спорный объект и предоставил договор купли-продажи от 09.09.2010 с актом приема-передачи и квитанцию к приходно-кассовому ордеру от 09.09.2010 на сумму 5000000 рублей. Уведомлением от 08.10.2020 регистрация права была приостановлена до 08.01.2021 в связи с тем, что сведения в договоре являются недостоверными, при этом уведомление не содержало разъяснений о возможности оспаривания его в суде. От указанного заявления истец отказался, в связи, с чем 13.10.2020 регистратором было вынесено уведомление о прекращении осуществления государственного кадастрового учета. 22.10.2020 административный истец обратился с заявлением о регистрации перехода права собственности, которое также было приостановлено, после чего административный истец подал письменные пояснения, которые не были рассмотрены административным ответчиком. Представитель административного истца полагал, что все действия административного истца свидетельствуют о его намерении реализовать свое законное право собственности на принадлежащее ему имущество. Вместе с тем, регистратор межмуниципального Назаровского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю незаконно вынес уведомление от 06.11.2020 <данные изъяты> о приостановлении государственной регистрации права на нежилое здание без указания рекомендаций по устранению причин приостановления регистрации и, несмотря на оспаривание указанного уведомления в суде, не имея на то законных оснований, вынес уведомление от 09.02.2021 <данные изъяты> об отказе в государственной регистрации права на нежилое здание. Соответственно, своими действиями, выразившимися в ненадлежащем проведении правовой экспертизы представленных на регистрацию документов с оформлением ее результатов в виде заключения, и непринятии необходимых мер по получению дополнительных документов и сведений, подтверждающих подлинность представленных на регистрацию документов, достоверность указанных сведений, нарушил нормы Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также положения административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ от 07.06.2017 №278.
Определением суда от 22.02.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен межмуниципальный Заозерновский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю.
Административный истец Осьмак Л.И., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил для участия в судебном заседании своего представителя.
В судебном заседании представитель административного истца Котбашьян С.С., требования к административному ответчику поддержала по указанным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Красноярскому краю - Граур Н.В., чьи полномочия подтверждаются доверенностью от 23.12.2020 №55/179, в судебном заседании (27.05.2021) заявленные административным истцом требования не признала, поддержала в полном объеме ранее представленные возражения, мотивировав тем, что решение о приостановлении государственной регистрации прав на объект недвижимости от 06.11.2020 принято в полном соответствии с действующим законодательством, процедурой и порядком, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Особенности осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлены главой 3 Федерального закона № 218-ФЗ. В соответствии с п.3 ч.1 ст.29 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо отказа в осуществлении государственной регистрации прав. При проведении проверки на предмет отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Красноярский край, район города Норильска, улица <данные изъяты>, имеется запись о праве собственности за ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита», ИНН 2457056077, которое прекратило деятельность 09.01.2019 и было исключено из реестра ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Согласно сведениям ЕГРН кадастровый номер № заявленному объекту недвижимости был присвоен 20.11.2013, до указанной даты данный объект недвижимости имел условный номер №.
Кроме того, адрес указанному объекту - <данные изъяты>, был присвоен распоряжением Администрации города Норильска Красноярского края от 29.05.2014 №2623 (в ЕГРН от 25.06.2014, обращение <данные изъяты>).
Таким образом, наличие в договоре ссылок на кадастровый номер объекта и адрес, присвоенные объекту недвижимости после даты заключения договора (после 09.09.2010), свидетельствует о том факте, что в указанный период времени представленный договор не мог быть составлен, соответственно договор и дополнительное соглашение к нему не могут являться основанием для регистрации права собственности заявителя.
Основания приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав перечислены в ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ. В соответствии с п.п.5,6 ч.1 ст.26 Федерального закона № 218-ФЗ по решению государственного регистратора прав осуществление действий по государственной регистрации прав в отношении нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> было приостановлено до 06.11.2020 (исх. № КУВД-001/2020-21162669/1 от 06.11.2020). На основании ст.27 Федерального закона № 218-ФЗ в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости было отказано (исх. № КУВД-001/2020-21162669/3 от 09.02.2021).
В судебном заседании, дополнительно, представитель административного ответчика указала, что в уведомлениях от 21.08.2020, 08.10.2020, 06.11.2020 о приостановлении имеется ссылка на п.1, 2 ст.64.2 ГК РФ, в соответствии с которыми административный истец, принимая во внимание, что ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита» исключено из ЕГРЮЛ и имеется зарегистрированное за данным обществом нереализованное имущество, вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества.
В судебном заседании представитель административного ответчика Рошка Т.Ф., действующая на основании доверенности от 23.12.2020 №55/178, поддержала вышеуказанные возражения относительно административного искового заявления, дополнительно пояснив, что у государственного регистратора возникли объективные сомнения в подлинности представленного договора купли-продажи недвижимого имущества (в части даты его составления), поскольку административный истец неоднократно обращался с заявлениями о регистрации права собственности, при первоначальном обращении данный договор у него отсутствовал.
Муниципальный Заозерновский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю, привлеченное к участию в деле Определением Норильского городского суда от 22.02.2021, согласно дополнительным возражениям представителя административного ответчика является территориальным отделом Управления Росреестра по Красноярскому краю, осуществляющим отдельные функции Управления Росреестра по Красноярскому краю на территории Бородино, Ирбейского, Рыбинского, Уярского, Партизанского, и Саянского районов Красноярского края, не является юридическим лицом, ввиду чего административные требования к указанному отделу (как к самостоятельному ответчику) судом не рассматриваются.
Суд не признал явку административного истца в судебное заседание обязательной и считает, что его неявка в судебное заседание не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, в связи с чем находит возможным рассмотреть административное дело в его отсутствие.
Заслушав представителя административного истца и административного ответчика, оценив доводы сторон и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 приведенной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как установлено статьей 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра (пункт 1).
Уполномоченный в соответствии с законом орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество, проверяет полномочия лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации права, законность оснований регистрации, иные предусмотренные законом обстоятельства и документы, а в случаях, указанных в пункте 4 приведенной статьи, также наступление соответствующего обстоятельства (пункт 5).
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами.
Пунктом 6 указанной статьи предусмотрено, что порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с ГК РФ законом о регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» его положения регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Как следует из статьи 3 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, утвержденным Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 02.02.2021 № П/0035 «О внесении изменений в положения о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» органом регистрации прав на территории Красноярского края является Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (далее также – Управление Росреестра по Красноярскому краю).
Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, при этом согласно части 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 2 части 2 указанной статьи основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В соответствии с пунктом 4 части 4 этой статьи государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с переходом права на объект недвижимости.
В силу пункта 3 части 3 статьи 15 Федерального закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению сторон договора – при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено указанным Федеральным законом.
На основании части 1 статьи 18 указанного Федерального закона заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 №883, в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через МФЦ, а также посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении, кроме того, в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
В соответствии с требованиями, установленными в части 4 статьи 18 Федерального закона № 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Положениями статьи 21 Федерального закона №218-ФЗ определены требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемым для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, которые должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе, в случае, если представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны (пункт 6 части 1 статьи 26).
Согласно статье 26 приведенного закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено указанной статьей.
В случае, если осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостановлено по основанию, указанному в пункте 6 части 1 статьи 26 Федерального закона №218, государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных документов и (или) сведений и (или) подтверждению подлинности документов, достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29).
Согласно пункту 70 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 №278 (далее – Административный регламент) уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Данные причины и рекомендации должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен совершить в целях устранения этих причин, а также для подготовки им заявления об обжаловании решения о приостановлении в порядке, установленном Законом №221-ФЗ.
При готовности представить исправленные или недостающие документы заявитель представляет их в порядке, предусмотренном Законом о регистрации и Административным регламентом.
В соответствии со статьей 27 в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 Федерального закона №218.
Приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд (часть 12 статьи 29 Федерального закона №218).
Как следует из материалов дела, ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита», единственным учредителем которого являлся административный истец Осьмак Л.И., исключено из ЕГРЮЛ 09.01.2019 Межрайонной инспекцией ФНС №23 по Красноярскому краю (недействующее юридическое лицо) (л.д.11-22, 23, 24, 25, 26-35 тома 1).
В соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 14.05.2009 №50-198/09 открытое акционерное общество «Норильский горно-металлургический комбинат им. А.П. Завенягина» передало в собственность ПО Талнахэнерго «Центр энергосберегающих технологий и аудита» (на основании решения от 02.08.2010 переименованное – ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита») недвижимое имущество – здание корпуса главного бетонного завода (инв. №29), обще площадью 2453,5 м2, расположенное по адресу: Россия, Красноярский край, г. Норильск, район Талнах (л.д. 36-39 том 1).
Кадастровый номер <данные изъяты> вышеуказанному объекту недвижимого имущества присвоен 20.11.2013, до указанной даты объект недвижимого имущества имел условный номер <данные изъяты>. Адрес указанному объекту – <данные изъяты>, был присвоен распоряжением администрации города Норильска Красноярского края от 29.05.2014 №2623 (в ЕГРН внесен 25.06.2014, обращение 24 док/14-49572 от 25.06.2014).
В настоящее время в ЕГРН зарегистрировано право собственности ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита» в отношении объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного <данные изъяты> (л.д. 107-109 том 1).
Данные обстоятельства сторонами административного судопроизводства не оспариваются.
В судебном заседании установлено, что 22.10.2020 представитель Осьмака Л.И. – Котбашьян С.С., действующая на основании доверенности, обратилась в КГБУ МФЦ Структурное подразделение Емельяново с заявлением о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, которое зарегистрировано под номером <данные изъяты>. Согласно описи документов, принятых для оказания государственных услуг совместно с указанным заявлением были представлены: доверенность от 02.07.2020 <данные изъяты>, договор купли-продажи от 09.09.2010 №1-ЗКБЗ/2010, свидетельство о постановке на налоговый учет от 18.05.2004 <данные изъяты>, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от 18.05.2004 №005840776, выписка из ЕГРЮЛ от 22.10.2020 №ЮЭ9965-20-2262597520, договор купли-продажи недвижимого имущества от 14.05.2009 №б/н, соглашение о зачете встречных однородных требований от 05.08.2014, пояснения от 22.10.2020, уведомление о приостановлении государственной регистрации прав от 08.10.2020, уведомление об отказе государственной регистрации прав от 21.08.2020, решение от 02.08.2010, квитанция от 22.10.2020 №1 (2000 руб. 00 коп.) (л.д. 123-148 том 1).
06.11.2020 государственным регистратором прав Межмуниципального Назаровского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю государственная регистрация прав приостановлена до 08.02.2021, о чем заявителю направлено уведомление <данные изъяты> (л.д. 149 том 1).
Основанием для принятия такого решения послужило следующее, согласно данному уведомлению: при проведении проверки на предмет отсутствия противоречий между заявленными и зарегистрированными правами установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости в отношении нежилого здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты> имеется запись о праве собственности за ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита», ИНН <данные изъяты>, которое прекратило деятельность 09.01.2019 и было исключено из реестра ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо. Согласно сведениям ЕГРН кадастровый номер <данные изъяты> заявленному объекту недвижимости был присвоен 20.11.2013, до указанной даты данный объект недвижимости имел условный номер <данные изъяты>
Кроме того, адрес указанному объекту - <данные изъяты> был присвоен распоряжением Администрации города Норильска Красноярского края от 29.05.2014 №2623 (в ЕГРН от 25.06.2014, обращение 24док/14-49572 от 25.06.2014). На дату составления договора от 09.09.2010 адрес объекта был - <данные изъяты>
Таким образом, государственный регистратор, пришел к выводу, что представленный договор купли-продажи не мог содержать на дату его составления – 09.09.2010 - информацию о кадастровом номере 24:55:0000000:41376 (присвоен только 20.11.2013), а также не мог содержать указание на адрес: <данные изъяты> (присвоен только 29.05.2014).
Осуществление действий по государственной регистрации прав было приостановлено до 08.02.2021.
10.11.2020 представителем Осьмака Л.И. – Котбашьян С.С. в КГБУ МФЦ Структурное подразделение Емельяново было представлено заявление о предоставлении дополнительных документов – пояснений от 10.11.2020 (л.д. 151-156 том 1).
08.12.2020 государственным регистратором прав Межмуниципального Назаровского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю заявителю направлено уведомление № <данные изъяты> о не устранении причин приостановления государственной регистрации прав (л.д. 157 том 1), с указанием на те же несоответствия в договоре купли-продажи.
09.02.2021 государственным регистратором прав Межмуниципального Назаровского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю принято решение об отказе государственной регистрации, о чем представителю административного истца направлено уведомление <данные изъяты> (л.д. 158-160 том 1). В качестве причин отказа указано на следующее: представленный на государственную регистрацию от 09.09.2010 договор и дополнительное соглашение к договору <данные изъяты> купли-продажи отдельно стоящего нежилого здания от 05.08.2014 не являются подлинными или содержат недостоверные сведения и поэтому не могут являться документом-основанием для регистрации права собственности заявителя.
Соглашаясь с выводами государственного регистратора прав о наличии противоречий в представленных на регистрацию документах, вместе с тем, суд приходит к выводу, что решения регистрирующего органа, оформленные в виде уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав от 06.11.2020 и отказе в государственной регистрации прав от 09.02.2021 нельзя признать законными и обоснованными по следующим основаниям.
Стандарт и порядок предоставления государственной услуги по регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги, регламентированы Административным регламентом.
Согласно пункту 70 Административного регламента уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав должно содержать указание на все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с обязательной ссылкой на нормы (пункты, части, статьи) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов, и рекомендации по устранению причин приостановления.
Кроме того, в соответствии с пунктом 71 Административного регламента уведомление об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав должно содержать все причины, послужившие основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, с указанием норм (пунктов, частей, статей) нормативных правовых актов, несоблюдение которых привело к приостановлению, а неустранение этих причин - к отказу в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, и содержание данных норм, а также указание на то, в чем именно заключалось несоблюдение требований указанных нормативных правовых актов.
Данные причины должны быть указаны таким образом, чтобы заявителю, не обладающему специальными знаниями в области права, было ясно без дополнительных разъяснений, на основании каких правовых норм и какие действия он должен был совершить в целях устранения этих причин, неустранение которых привело к принятию решения об отказе в оказании ему государственной услуги, а также для подачи вновь документов на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав или подготовки им заявления в суд, арбитражный суд об обжаловании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В нарушение приведенных пунктов Административного регламента, уведомление от 06.11.2020 не содержит рекомендаций заявителю о том, какие действия он должен совершить в целях устранения причин, послуживших основанием для приостановления, а потом отказа в государственной регистрации прав.
Также суд соглашается с доводами административного истца в той их части, что государственным регистратором при принятии оспариваемых решений, представленным наряду с договором купли-продажи документам, - не дана надлежащая оценка. В соответствующих уведомлениях выводы в указанной части отсутствуют, что, в свою очередь, повлекло правовую неопределенность, лишило возможности заявителя принять меры для устранения причин, послуживших основанием к приостановлению предоставления государственной услуги.
Согласно пункту 2 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.
При этом действующим законодательством не урегулирован порядок регистрации перехода права собственности на основании заявления одной стороны сделки в случае ликвидации второй стороны на момент подачи заявления о государственной регистрации. В связи с этим на основании пункта 1 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации к таким отношениям подлежат применению нормы права, регулирующие сходные отношения, а именно пункта 3 статьи 551 названного Кодекса и пункта 4 статьи 18 Закона регистрации.
Так, в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд, исходя из пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию другой стороны вправе вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. При указанных обстоятельствах государственная регистрация перехода права собственности производится на основании решения суда.
Названная норма права применяется по аналогии и тогда, когда обязанность продавца недвижимости (юридического лица) по участию в государственной регистрации перехода права собственности не может быть исполнена по причине его ликвидации.
Данный вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 №1395/09, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.10.2017 №301-КГ17-14898.
В обоснование возражений представитель административного ответчика указывала на то, что ООО «Центр энергосберегающих технологий и аудита» исключено из ЕГРЮЛ, ввиду чего заявителю необходимо было обратиться с заявлением в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в порядке, предусмотренном пунктом 5.2 статьи 64 ГК РФ.
С указанными доводами согласиться нельзя, поскольку, как следует из оспариваемых решений в форме уведомлений, они содержат только ссылку на пп.1, 2 ст.64.2 ГК РФ, без конкретизации, в связи с какими обстоятельствами, установленными государственным регистратором, которые, в свою очередь, препятствуют оказанию государственной услуги, в уведомлениях имеется данная ссылка на нормы ГК РФ; заявителю не разъяснено на основании каких норм и какие действия он должен совершить в целях устранения причин приостановления регистрации права.
Не могут быть приняты во внимание и доводы административного ответчика о том, что у государственного регистратора возникли объективные сомнения в подлинности представленного договора купли-продажи (а именно – изготовление договора «задним» числом), поскольку они объективно ничем не подтверждены. Договор купли-продажи в гражданско-правовом порядке не оспорен.
В представленных материалах реестрового дела не содержится сведений, указывающих на соблюдение государственным регистратором пункта 218 Административного регламента, согласно которому при проведении правовой экспертизы представленных документов государственный регистратор прав при выявлении причин, препятствующих государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 26 Закона о регистрации, обязан принять меры по получению дополнительных документов (сведений), необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе подтверждению подлинности представленных заявителем документов или достоверности указанных в них сведений (часть 9 статьи 29 Закона о регистрации).
Вместе с тем, довод представителя административного истца о неправомерности вынесения решения об отказе государственной регистрации права собственности на нежилое здание в период оспаривания решения о приостановлении государственной регистрации права в суде, полагаю несостоятельным, поскольку указанное основание не содержится в статье 26 Федерального закона №218 и не может быть учтено с целью продления срока приостановления.
При таком положении, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, с учетом конкретных фактических обстоятельств настоящего административного дела, суд считает, что оспариваемые решения административного ответчика о приостановлении государственной регистрации права от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-21162669/1 и об отказе государственной регистрации права на объект недвижимости от 09.02.2021 №КУВД-001/2020-21162669/1 нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Вместе с тем, административным истцом заявлено требование о возложении на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Осьмака Л.И. на нежилое здание – 5-этажное здание корпуса главного бетонного завода, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 2453,5 кв.м., которое суд находит не подлежащим удовлетворению в силу того, что порядок осуществления государственной регистрации прав регламентирован Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», возложение на административного ответчика обязанности произвести государственную регистрацию без соблюдения установленной законом процедуры будет противоречить положениям приведенного закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск Осьмака <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об оспаривании решений о приостановлении государственной регистрации права от 06.11.2020 № КУВД-001/2020-21162669/1 и об отказе государственной регистрации права на объект недвижимости от 09.02.2021 №КУВД-001/2020-21162669/1, возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности Осьмака Л.И. на нежилое здание – 5-этажное здание корпуса главного бетонного завода, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты>, общей площадью 2453,5 кв.м., удовлетворить частично.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (Межмуниципальный Емельяновский отдел) о приостановлении государственной регистрации права от 06.11.2020 <данные изъяты> и об отказе государственной регистрации права от 09.02.2021 <данные изъяты> на нежилое здание – 5-этажное здание корпуса главного бетонного завода, кадастровый номер <данные изъяты>, расположенное по адресу: <данные изъяты> общей площадью 2453,5 кв.м.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Норильский городской Красноярского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья А.И. Пархоменко
Решение в окончательной форме принято судом 23 августа 2021 года.