Дело № 2а-139/2022
УИД 29RS0005-01-2021-001507-03
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2022 года г. Архангельск
Исакогорский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Белой Н.Я.,
при секретаре судебного заседания Антипиной В.Н.,
с участием старшего помощника Архангельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рипачева А.Н.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № 7 УФСИН России по Архангельской области» Максимова В.В.,
административного ответчика Забитова Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Исакогорского районного суда города Архангельска с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» об установлении административного надзора в отношении Забитова Р. М.,
у с т а н о в и л:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с указанным административным иском, попросив установить осужденному Забитову Р.М. административный надзор на срок два года, а также установить ему на этот период административные ограничения в виде обязательной явки четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование требования указано, что срок отбывания наказания в местах лишения свободы у Забитова Р.М. оканчивается 14 мая 2022 года, он имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Указанное обстоятельство в силу закона является основанием для установления административного надзора.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области Максимов В.В. административное исковое заявление поддержал.
Административный ответчик Забитов Р.М. в суде с установлением в отношении него административного надзора согласился, просил уменьшить количество явок на регистрацию.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области о дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом, своего представителя в суд не направило.
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 64-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом; административное ограничение - временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Задачей административного надзора является предупреждение совершения лицами, указанными в ст. 3 указанного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
На основании ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ в отношении указанного лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Закона административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Пункт 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ определяет, что срок административного надзора исчисляется в отношении лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, при наличии основания, предусмотренного п. 1 ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
В судебном заседании установлено, что Забитов Р.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, осужден приговором Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 15 ноября 2018 года по п. «г» ч. 2 ст. 161, ч. 2 ст. 228 УК РФ, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 15 ноября 2018 года, зачтено в срок лишения свободы время содержания Забитова Р.М. под стражей в период с 15 ноября 2018 года до вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговор вступил в законную силу 04 февраля 2019 года.
По представлению администрации ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области постановлением начальника названного исправительного учреждения от 06 февраля 2021 года Забитов Р.М. за нарушение установленного порядка отбывания наказания признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В настоящее время Забитов Р.М. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Архангельской области, где характеризуется отрицательно, срок отбывания наказания оканчивается 14 мая 2022 года.
Принимая во внимание, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжких преступлений, административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, суд приходит к выводу об установлении в отношении Забитова Р.М. административного надзора.
Так, Забитов Р.М., являясь совершеннолетним, освобождается из мест лишения свободы, имеет неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, при этом в период отбывания наказания в местах лишения свободы он признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего подпадает под действие ч.ч. 1, 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ.
Из материалов дела видно, что злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания Забитов Р.М. признавался за нарушение установленного порядка отбывания наказания уполномоченным должностным лицом.
Принятие такого решения предусмотрено ст. 116 УИК РФ, в суде указанное постановление не оспаривалось, незаконным оно не признавалось.
Суд находит обоснованной позицию исправительного учреждения, предложившего установить Забитову Р.М. административное ограничение в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Однако принимая во внимание поведение административного ответчика в период отбывания наказания (имеет 64 взыскания за нарушение установленного порядка отбывания наказания, поощрений не имеет), степень опасности совершенных им преступлений, применительно к положениям ч. 8 ст. 272 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что Забитову Р.М. следует установить административное ограничение в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Также суд полагает необходимым установить Забитову Р.М. административное ограничение в виде запрещения выезда за установленные судом пределы территории, исходя из следующего.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ обязательным является установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Поскольку из пояснений административного ответчика следует, что он регистрации по месту жительства или пребывания на территории Российской Федерации не имеет и при этом изъявил желание после освобождения из мест лишения свободы проживать в <адрес>, то суд полагает необходимым установить административное ограничение в виде запрещения поднадзорному лицу выезжать за пределы <адрес>.
Указанные ограничения будут в наибольшей степени отвечать задачам административного надзора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор Забитову Р.М. следует установить на срок два года.
Также необходимо отметить, что суд на основании ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 64-ФЗ в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
На основании изложенного, для предупреждения совершения Забитовым Р.М. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» удовлетворить.
Установить Забитову Р. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, административный надзор на срок два года.
На период административного надзора установить Забитову Р. М. административные ограничения в виде:
- обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации в соответствии с установленным данным органом графиком
- запрещения выезда за пределы <адрес>.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Забитова Р. М. на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы и представления через Исакогорский районный суд города Архангельска.
Председательствующий Н.Я. Белая