Дело № 2-1170/2023 УИД: 29RS0024-01-2023-000930-80
21 августа 2023 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при секретаре Лёда И.А.,
с участием представителя истца Вехоревой О.В.,
ответчика Квиндт Е.В.,
представителя ответчика Богачева Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» к ФИО1 о взыскании суммы неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
государственное казенное учреждение Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» (далее – ГКУ АО «АОЦЗН») обратилось в суд с иском к ФИО1, просит взыскать сумму неосновательного обогащения в размере 52 153,96 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что 09.02.2022 ответчик посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы. Приказом истца от 17.02.2022 ответчик признан безработной с 09.02.2022. Ей назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 09.02.2022 по 08.08.2022 в следующем порядке: с 09.02.2022 по 08.05.2022 в размере 75% средней заработной платы гражданина, но не выше 15 350,40 руб. в месяц; с 09.05.2022 по 08.08.2022 – в размере 60 % средней зарплаты гражданина, но не выше 6 000 руб. Размер пособия по безработице определен в процентном соотношении к среднему заработку по последнему месту работы. При подаче заявления ответчик последним местом работы указала ООо «Бель Фам», трудовой договор с которым расторгла 06.12.2021. Согласно сведениям, полученным на сайте ФНС России, ответчик с 16.03.2021 по 07.02.2022 была зарегистрирована в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Таким образом, последним местом работы ответчика является не ООО «Бель Фам», а деятельность в качестве самозанятого. Следовательно, ответчик на момент подачи заявления предоставила недостоверные сведения о своем последнем месте работы, скрыла факт того, что она являлась плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятого) в период с 16.03.2021 по 07.02.2022. При подаче заявления ответчик была предупреждена, что в случае получения пособия по безработице обманным путем (в том числе предоставлении недостоверных сведений) центр занятости населения имеет право взыскивать незаконно полученные денежные средства в судебном порядке. Приказом истца от 05.10.2022 №278Д310/2201 были внесены изменения в приказ от 17.02.2022 № 048П122/2001. Приказом от 17.02.2022 на основании новых данных изменены размер и период начисления пособия по безработице ответчику и установлены в следующем порядке: с 09.02.2022 по 08.05.2022 – в размере минимальной величины пособия (1 500 руб.), увеличенной на размер районного коэффициента – 20%, т.е. 1 800 руб. в месяц. ФИО1 после завершения своей деятельности в качестве самозанятой при обращении в органы службы занятости не могла быть отнесена к категории уволенных, т.к. по последнему виду занятости не состояла в трудовых отношениях с работодателем, а самостоятельно обеспечивала себя работой. В связи с этим у ответчика отсутствовали правовые основания для получения пособия по безработице в соответствии с п.1 ст. 30 Закона о занятости. Следовательно, переплата за период с 09.02.2022 по 08.08.2022 составила 52 153,96 руб. Приказом истца от 14.12.2022 ответчик снята с регистрационного учета с 07.12.2022 в связи с признанием гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 Закона о занятости. 02.12.2022 ответчик направил истцу письмо о необходимости возврата пособия по безработице в размере 52 153,96 руб. данная сумма ответчиком не возращена.
В ходе рассмотрения дела истец требования увеличил, просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 54 418,48 руб. При этом указано, что на основании полученных учреждением 26.06.2023 сведении о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица установлено, что между ответчиком и АО «Альфа-Банк» с 01.04.2022 по 30.04.2022 был заключен гражданско-правовой договор, по которому ответчик получила доход 6 000 руб. Приказом истца от 05.07.2023 ответчик исключен из начислений период с 01.04.2022 по 08.08.2022.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска с учетом увеличения настаивала.
Ответчик, ее представитель в судебном заседании против удовлетворения иска возражали.
Третье лицо надлежащим образом извещено о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Право на социальную поддержку, включающую выплату пособия по безработице, предоставлено Законом Российской Федерации № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» только гражданам, которые признаны безработными и не относятся к категории занятых (ст. 2, п. 1 ст. 3, абз. 2 п. 2 ст. 12).
В соответствии со ст. 2 данного Закона занятыми считаются граждане, в том числе, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей).
В силу ч. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане, представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными, а также граждане, перечисленные в ст. 2 настоящего Закона.
Положениями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
Частью 2 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрено, что выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным в ст. 2 настоящего Закона.
По смыслу положений Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице является мерой социальной поддержки лиц, признанных безработными, которые по объективным, не зависящим от них обстоятельствам, лишены средств существования из - за отсутствия возможности трудиться и получать за свою работу вознаграждение, необходимое для поддержания своей жизнедеятельности.
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 460 были утверждены «Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными», которые действовали в момент спорных правоотношений и которыми был установлен порядок обращения в центры занятости граждан в целях поиска подходящей работы в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции путем заполнения заявления в электронном виде в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 09.02.2022 ответчик посредством информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Приказом истца от 17.02.2022 ответчик признана безработной с 09.02.2022. Ей назначено пособие по безработице на 6 месяцев с 09.02.2022 по 08.08.2022 в следующем порядке: с 09.02.2022 по 08.05.2022 в размере 75% средней заработной платы гражданина, но не выше 15 350,40 руб. в месяц; с 09.05.2022 по 08.08.2022 – в размере 60 % средней зарплаты гражданина, но не выше 6 000 руб. Размер пособия по безработице определен истцом в процентном соотношении к среднему заработку по последнему месту работы. При подаче заявления ответчик последним местом работы указала ООО «Бель Фам», трудовой договор с которым расторгла 06.12.2021.
Согласно п. 4 Временных правил центры занятости населения запрашивают с использованием информационно-аналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным, в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации.
Срок подготовки и направления сведений, указанных в пунктах 4 и 4 (1) настоящих Временных правил, по запросу центра занятости населения не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления такого запроса (п. 5 Временных правил).
Пунктом 8 Временных правил предусмотрено, что решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (п. 11).
В случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке (п. 19).
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 данного Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п. 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу указанных положений ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает на то, что ответчик при обращении в службу занятости предоставил недостоверные сведения с целью незаконного получения выплат по безработице в большем размере. По мнению истца, приведенные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестности ответчика.
Как следует из приведенных выше норм, по данному делу юридически значимыми, подлежащими определению и установлению являются: разъяснены ли заявителю порядок и условия назначения и прекращения спорных выплат, в том числе при наличии трудового договора, гражданско-правового договора либо фактического занятия руководящей должности юридического лица; имела ли место со стороны ответчика недобросовестность при обращении в органы службы занятости, и, как следствие, недобросовестность в получении им соответствующих выплат в связи с безработицей, в том числе, принимая во внимание то обстоятельство, что центрами занятости населения подлежали запросу необходимые сведения в органах ПФ, включая сведения о страховом стаже (п. 4 Временных правил № 460) и исполнил ли орган занятости возложенную на него законом обязанность до признания гражданина безработным проверить достоверность сведений, необходимых для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам в целях недопущения необоснованного получения денежных средств.
Поскольку добросовестность гражданина при разрешении требований о взыскании выплат по безработице презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении статуса безработного и предъявлении им в органы службы занятости документов, должно быть возложено на истца, требующего возврата названных выплат.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности.
В сфере предоставления мер социальной поддержки это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении конкретной меры социальной поддержки принимаются уполномоченными органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на меры социальной поддержки, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для предоставления мер социальной поддержки, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться и будут реализованы.
Гражданин не может реализовать свое субъективное право на получение мер социальной поддержки без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему мер конкретного вида и размера, которое и определяет содержание обязанностей органа, предоставляющего меры социальной поддержки, и в силу такого решения у органа перед этим лицом, являющимся участником (субъектом) данного вида правоотношений, возникает обязанность по своевременному и в полном объеме предоставлению мер социальной поддержки.
Истец, являющийся уполномоченным органом на принятие решений о выплате пособия по безработице, наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в этих целях документов. Истец как правоприменительный орган, уполномоченный на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их прав на меры социальной поддержки, обязан основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности и достаточности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям уполномоченных органов.
Из материалов дела следует, что последним местом работы ответчик указала ООО «Бель Фам».
Вместе с тем согласно сведениям ФНС России ответчик с 16.03.2021 по 07.02.2022 была зарегистрирована в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого).
С заявлением о предоставлении государственной услуги содействия граждан в поиске подходящей работы ответчик обратилась 09.02.2022.
Следовательно, на момент обращения ответчик уже не являлась плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятого).
17.02.2022 ответчик заполнила форму к личному делу «Особые отметки», где подтвердила, что в настоящее время работы и заработка не имеет, не является учредителем (участником) организации любой формы собственности, членом производственного кооператива (артели), крестьянского (фермерского) хозяйства, не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, и иного лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, не проходит очный курс обучения в образовательном учреждении, не осужден по решению суда к исправительным работам, а также к назначению наказания в виде лишения свободы.
В данной форме не было указано о том, что ответчик обязана была предоставить сведения о том, что до подачи заявления о предоставлении государственной услуги содействия граждан в поиске подходящей работы она являлась плательщиком налога на профессиональный доход (самозанятого).
Более того, сведения о том, что ответчик с 16.03.2021 по 07.02.2022 была зарегистрирована в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) истец получил самостоятельно на сайте ФНС России. Данные сведения могли быть получены истцом при рассмотрении вопроса о принятии решения по заявлению ответчика о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным.
Учитывая указанные обстоятельства, суд не усматривает со стороны ответчика какой-либо недобросовестности при обращении ее в органы службы занятости.
Истец не в полной мере воспользовался предоставленными ему полномочиями по проверке сведений в отношении заявителя.
Истец не предупреждал ответчика о необходимости сообщить указанные сведения, не просил их предоставить, не предупреждал о последствиях непредоставления данных сведений.
Относительно сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица о том, что между ответчиком и АО «Альфа-Банк» с 01.04.2022 по 30.04.2022 был заключен гражданско-правовой договор, по которому ответчик получила доход 6 000 руб., суд приходит к следующим выводам.
Действительно, из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 следует, что за период с 01.04.2022 по 30.04.2022 (2 квартал) начислена в пользу застрахованного лица сумма в размере 6 000 руб. Работодатель – АО «Альфа-Банк».
Ответчиком представлены документы, подтверждающие тот факт, что договор возмездного оказания услуг с АО «Альфа-Банк» был заключен 22.06.2021. Услуги по данному договору, за которые ответчик получил сумму в размере 6 000 руб., были оказаны в период с 01.10.2021 по 30.11.2021. Данные сведения подтверждаются актом-отчетом № 67602-2/10М/21 от 11.11.2021 и актом-отчетом №67602-2/11М/21 от 08.12.2021.
Данные сведения сообщались ответчиком истцу.
Таким образом, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истца. Какой-либо недобросовестности со стороны ответчика суд не усматривает.
В силу ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что суд освободил истца от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина со сторон не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления государственного казенного учреждения Архангельской области «Архангельский областной центр занятости населения» (ИНН: 2901297167) к ФИО1 (ИНН: №) о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий И.В. Одоева
Мотивированное решение изготовлено 28.08.2023.