Решение принято в окончательной
форме 02 ноября 2015 года
Дело № 2- 7052/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2015 года город Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего Киселевой Е.А.,
при секретаре Зенцовой К.С.,
с участием представителя истца Ильина В.Н.,
представителя ответчика Смирновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Е.В. к Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства <адрес>» о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты (стоимости ГЖС), понуждении произвести перерасчет субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Ильина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства <адрес>» (далее - ГОКУ «УСК») о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты, понуждении произвести перерасчет субсидии.
В обоснование указала, что ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес от ответчика поступило письмо с информацией о том, что размер социальной выплаты будет уменьшен на стоимость отчужденных жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, и составит <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ею в адрес ответчика подано заявление о несогласии с уменьшением размера социальной выплаты с требованием выдать жилищную субсидию без уменьшения ее размера на стоимость отчужденных жилых помещений. ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в удовлетворении ее требований.
Просит суд признать решение ГОКУ «УКС» о снижении размера социальной выплаты незаконным, признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата выпуска ДД.ММ.ГГГГ без уменьшения размера социальной выплаты на сумму <данные изъяты> рублей, обязать ответчика произвести перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму <данные изъяты> рублей.
Истец Ильина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд своего представителя.
Представитель истца в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГОКУ «УКС МО» в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Указала, что письмом ГОКУ «УКС» № от ДД.ММ.ГГГГ Ильина Е.В. была первоначально проинформирована, что в случае отчуждения жилых помещений принадлежащих ей и членам ее семьи на праве собственности, сумма сделок по отчуждению жилья будет вычитаться из суммы сертификата, в связи с чем при расчете размера выплаты с учетом данных из Управления Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ об отчуждении Ильиной Е.В. жилых помещений, размер жилищная субсидии составил составила <данные изъяты> рублей, сумма вычета составила <данные изъяты> рублей. Просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы учетного дела Ильиной Е.В. №, суд приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.
Возникшие между сторонами отношения регулируются Федеральным законом РФ № 125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей», который устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Статья 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» устанавливает, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Согласно статье 6 Федерального закона № 125-ФЗ, в редакции Федерального закона от 17.07.2011 № 212-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2012, условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В соответствии со статьей 7 ранее действующего Федерального закона от 25.07.1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утратившим силу с 01.01.2003 в связи с принятием Федерального закона № 125-ФЗ, жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли - продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья.
В силу статьи 10 Федерального закона № 125-ФЗ Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждается Правительством Российской Федерации.
На основании подпункта «з» статьи 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153. право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации:, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно абзацу 3 пункта 16.2 Правил, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
Судом установлено, что на основании решения Октябрьского районного суда г.Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в силу ДД.ММ.ГГГГ, и изданного во исполнение решения суда распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, Ильина Е.В. поставлена на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», категория очередности – инвалиды, состав семьи- 1 человек (л.д.65 учетного дела).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ГОКУ «УКС», Ильина Е.В. была проинформирована о том, что в случае отчуждения ею жилых помещений, принадлежащих ей и членам ее семьи на праве собственности, сумма сделок по отчуждению жилья будет вычитаться из суммы сертификата (л.д. 26).
Согласно данным Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Управления Росреестра по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ у Ильиной Е.В. в собственности находились помещения, расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ, а также помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, государственная регистрация прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-28).
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес> продана за <данные изъяты> рублей (л.д. 21); из договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес> продана по согласованию сторон за <данные изъяты> рублей (л.д. 22-24).
На основании справки из ГУПТИ от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость квартиры на ДД.ММ.ГГГГ, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес> составляла <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек (л.д. 25).
Из трудовой книжки Ильиной Е.В. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она осуществляла трудовую деятельность в Районах Крайнего Севера, Ильина Е.В. имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера 29 лет 9 месяцев.
Согласно расчету представителя ответчика Ильиной Е.В. жилищная субсидия рассчитывалась на состав семьи 1 человек – 33 кв.м, норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ – <данные изъяты> рублей, стаж работы на севере 29 лет 9 месяцев – 90 % от стоимости сертификата и повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ – 1,2. При применении всех данных сумма жилищного сертификата Ильиной Е.В. составила <данные изъяты> рублей.
Однако, в соответствии с действующим законодательством и применением статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" из суммы сертификата были вычтены сделки по отчуждению жилых помещений, принадлежащих Ильиной Е.В. на праве собственности. Сумма вычета составила <данные изъяты> рублей. Сумма государственного жилищного сертификата к получению Ильиной Е.В. составила <данные изъяты> рублей.
При этом при расчете размера жилищной субсидии ответчиком учитывались все сделки, совершенные истцом, как участником подпрограммы по отчуждению жилых помещений, принадлежащих на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок.
Анализируя представленные сторонами доказательства, положения действующего законодательства, суд приходит к выводу, что расчет размера субсидии, произведенный ответчиком на дату подачи Ильиной Е.В. заявления, произведен в соответствии с положениями действующего законодательства.
Ссылку истца на то, что при расчете субсидии должны учитываться гражданско-правовые сделки за период, предшествующий выдаче ей сертификата, установленный законом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, но не менее чем за 5 лет, суд находит несостоятельной, поскольку норма абзаца 1 пункта 16.2 Правил об учете давности совершаемых сделок распространяется на категории граждан, указанных подпунктах "а", "б", "е" или "ж" пункта 5 Правил, к которым истица не относится, поскольку относится к категории граждан, указанных в подпункте «з».
Доводы представителя истца о том, что положения ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не должны распространяться на данные правоотношения, поскольку указанные требования закона действуют с ДД.ММ.ГГГГ, то есть после отчуждения жилых помещений, судом не могут быть приняты во внимание, ввиду следующего.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (п. 1). К отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2).
Отчуждение принадлежащего истице недвижимого имущества произведено в период действия прежней редакции Закона (сделка по отчуждению квартиры в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ), а также в период ранее действовавшего Закона № 131-ФЗ (сделка по отчуждению квартиры в <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ), вместе с тем, право на получение жилищного сертификата возникло у Ильиной Е.В. и расчет субсидии произведен в силу действующей редакции п.4 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ, следовательно, размер субсидии не может быть определен в соответствии с нормами материального права, утратившими силу на время принятия решения органа исполнительной власти о социальной выплате.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 25.01.2012 N 156-О-О, требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на строительство или приобретение жилья и определяя условия его возникновения, вправе, как это следует и статей 37 (часть 3), 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и различные условия предоставления субсидий в зависимости от наличия у граждан в собственности жилья. Подобное правовое регулирование, допускающее возможность оказания социальной поддержки не только гражданам, не имеющим жилья, но и владельцам жилых помещений при условии выполнения ими установленных законом требований, не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Кроме того, из содержания Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 следует, что утвержденные Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и регулируют особый вид правоотношений между государством и гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера, связанных не с предоставлением жилья в натуре, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации, а также пунктами 2 и 6 Правил определено, что предоставление субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, а участие в подпрограмме является добровольным.
С учетом этого следует признать, что гражданин, реализуя сертификат, действует на рынке жилья самостоятельно. Государство в данном случае не несет обязанности по приобретению ему жилого помещения с полной оплатой его стоимости за счет средств федерального бюджета. Гражданин не ограничен в праве свободного выбора качественных характеристик и месторасположения жилья и имеет возможность приобрести готовое жилье, как на первичном, так и на вторичном рынке с использованием либо без использования собственных или кредитных денежных средств, в связи с чем довод представителя истца о том, что на указанную сумму сертификата невозможно приобрести жилье истцу в другом регионе, правового значения для разрешения дела не имеет.
Таким образом, исковые требования Ильиной Е.В. удовлетворению не пожлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ильиной Е.В. к Государственному областному казенному учреждению «Управление капитального строительства <адрес>» о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты, понуждении произвести перерасчет субсидии – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий________________