Дело № 2-681/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года г. Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Полупан Г.Ю.,
при секретаре Трегубовой А.С.,
с участием представителя истца ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ляховой А.Г.,
представителя ответчика Лубенченко Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) (далее – ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску) к Лубенченко А.И. о возмещении материального ущерба,
установил:
в обоснование заявленных требований истец в исковом заявлении указал на то, что Лубенченко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ и федеральной социальной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Лубенченко А.И. обратилась с заявлением о продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца и о продлении федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с исполнением 18-летнего возраста. В указанных заявлениях отражены обязательства о своевременном сообщении об изменениях, влияющих на выплату пенсии и федеральной социальной доплаты к пенсии, то есть оставления очной формы обучения, трудоустройстве. В подтверждение факта обучения Лубенченко А.И. представлена справка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет культуры и искусства» № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ Лубенченко А.И. на основании приказа №-у от ДД.ММ.ГГГГ отчислена из числа студентов 1-го курса очной бюджетной формы обучения. Ответчик своевременно не сообщила о своем отчислении, в результате образовалась переплата средств на выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 116 730 рублей 34 копеек, федеральной социальной доплаты за тот же период в сумме 54 626 рублей 21 копейка и единовременной выплаты в размере 5 000 рублей. Просили взыскать с Лубенченко А.И. переплату трудовой пенсии по случаю потери кормильца в сумме 116 730 рублей 34 копеек, федеральной социальной доплаты в сумме 54 626 рублей 21 копейки, сумму единовременной выплаты в размере 5 000 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4 727 рублей 13 копеек.
Представитель истца Ляхова А.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Лубенченко Е.И. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
В судебное заседание ответчик Лубенченко А.И., будучи надлежащим образом извещённой о его времени и месте, не явилась, направив своего представителя.
С учётом положений ст. 167 ГПК РФ и мнения лиц, участвующих в деле, суд полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, оценив доказательства в совокупности с учётом требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, суд считает, что истец в условиях состязательного процесса доказал законность своих требований по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причинённых ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Таким образом, ГК РФ предусматривает понятие реального ущерба, как части убытков.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Конституцией РФ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Из п. 1 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.
Как установлено пп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются: дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Судом установлено, что Лубенченко А.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающая по адресу: <адрес>, является получателем трудовой пенсии по случаю потери кормильца с ДД.ММ.ГГГГ и федеральной социальной доплаты к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Лубенченко А.И. обратилась с заявлением о продлении выплаты пенсии по случаю потери кормильца и о продлении федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с исполнением 18-летнего возраста. В подтверждение факта обучения Лубенченко А.И. представлена справка Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Красноярский государственный университет культуры и искусства» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из сведений предоставленных Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» следует, что приказом ректора № от ДД.ММ.ГГГГ Лубенченко А.И. отчислена по собственному желанию из числа студентов 1-го курса очной бюджетной формы обучения по направлению подготовки: №. – искусство народного пения (хоровое народное пение) ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 января 1999 года (редакция от 07 марта 2018 года) «О государственной социальной помощи» социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
На основании ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ от 17 января 1999 года (редакция от 07 марта 2018 года) «О государственной социальной помощи» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В результате того, что ответчик своевременно не сообщила о своем отчислении, образовалась переплата средств на выплату пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 116 730 рублей 34 копеек, федеральной социальной доплаты за тот же период в сумме 54 626 рублей 21 копейки и единовременной выплаты в размере 5 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлена досудебная претензия с требованиями погасить в добровольном порядке образовавшуюся переплату пенсии, федеральной социальной доплаты и единовременной выплаты в общей сумме 176 356 рублей 55 копеек, на которую ответчик не отреагировал.
Представитель ответчика Лубенченко Е.И. исковые требования ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску признала в полном объеме.
Суд принимает признание представителем ответчика Лубенченко Е.И. исковых требований ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску, так как оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» разъяснено, что в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 указанного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в ч. 1 указанной статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Факт получения трудовой пенсии по потере кормильца, федеральной социальной доплаты к пенсии и единовременной выплаты к ней Лубенченко А.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не оспорен и подтверждается материалами гражданского дела.
Доказательств обратного суду в условиях состязательности гражданского процесса стороной ответчика не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
В действиях ответчика усматривается недобросовестность с учётом всей совокупности изложенных выше и установленных судом обстоятельств.
Принимая во внимание то обстоятельство, что переплата бюджетных средств в размере 176 356 рублей 55 копеек осуществлена переводом на счёт ответчика истцом, то есть ответчик в отсутствие правового основания получил эту сумму от истца, последний вправе требовать возврата ему излишне уплаченной суммы на основании ст. 1102 ГК РФ.
Назначение пенсии, перерасчёт её размера и перевод с одного вида пенсии на другой производятся по заявлению гражданина, к которому последний должен приложить документы, подтверждающие, в том числе, изменившиеся обстоятельства, то есть назначение и перерасчет пенсии носят заявительный характер.
Исходя из заявительного порядка назначений пенсий, установленного федеральным законодательством, истец без получения заявления и документов, подтверждающих факт обучения ответчика в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры», не мог самостоятельно назначить трудовую пенсию, федеральную социальную доплату и единовременную выплату к пенсии Лубенченко А.И., поскольку расчёт пенсии обусловлен наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
С учётом изложенного выше, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд по ее письменному ходатайству присуждает возмещение с другой стороны понесенных по делу расходов, в связи с чем, с ответчика Лубенченко А.И. в пользу истца ГУ УПФ РФ по г. Пятигорску подлежит взысканию сумма в размере 4 727 рублей 13 копеек в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, размер которой рассчитан в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту <адрес> (межрайонное) к Лубенченко А.И. о возмещении материального ущерба удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с Лубенченко А.И. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) излишне уплаченную сумму трудовой пенсии по потере кормильца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 116 730 рублей 34 копеек, федеральной социальной доплаты за тот же период в сумме 54 626 рублей 21 копейки и единовременной выплаты в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Лубенченко А.И. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) сумму в размере 4 727 рублей 13 копеек в счёт возмещения расходов по уплате государственной пошлины.
Указанные суммы подлежат перечислению по следующим реквизитам:
Управление Федерального казначейства по Ставропольскому краю (Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской федерации по Ставропольскому краю); банк получателя: отделение Ставрополь; расчетный счет №; ИНН №; КПП №; БИК №; КБК №; ОКТМО №.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Пятигорский городской суд <адрес> путём подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Ю. Полупан