77RS0016-02-2021-005898-32
Дело №2-2003/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Боричевой У.Н.
при секретаре судебного заседания Акимовой П.А.
с участием представителя истца – заместителя Воркутинского транспортного прокурора Смирнова А.В.,
представителя ответчика – Бугайчука Д.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Воркуте
24 августа 2021 года гражданское дело по иску Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить дефекты и неисправности металлического железнодорожного моста через реку Уса,
установил:
Истец обратился с иском, в обоснование которого указал, что Воркутинской транспортной прокуратурой с 21.10.2020 по 30.10.2020 проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте при эксплуатации металлического моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в деятельности Дистанции инженерных сооружений – СП Северной дирекции инфраструктуры – СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД». Установлено, что мост длиной 610,90 м построен и введен в эксплуатацию в 1945 году, срок его эксплуатации составляет 75 лет, при этом все опоры моста построены в период с 1941 по 1943 г.г. из бетона. По результатам проведенного обследования Мостоиспытательной станцией №13 дано заключение о том, что из-за дефектности опор и опорных частей мост является дефектным. Состояние опор моста с каждым годом ухудшается; его состояние и содержание являются неудовлетворительными. Согласно отчёту, составленному по результатам проведенного Мостоиспытательной станцией № 13 обследования, необходимо выполнить капитальный ремонт опор моста по причине следующих неисправностей: отсутствие облицовки ледорезов опор №№ 1-10; наличие на ледорезах опор №№ 1-9 вертикальных трещин (поперёк оси моста) с раскрытием более 5 мм, разрушение бетона над ледорезами. Глубокие штрабы и ниши на ледорезах, стёска поверхности ледоходом на глубину до 40 см; наличие на опорах №№ 2-9 выше ледорезной части и на наращенных частях опор №№ 1 и 10 разрушений бетона, трещин, раковин, сколов бетона с обнажением арматуры, следов выщелачивания; наличие на боковых поверхностях опоры № 10 вертикальных трещин (вдоль оси моста) с обеих сторон опоры от карниза подферменной площадки до середины высоты опоры с раскрытием в верхней части более 5-ти мм, в нижней части опоры №10 такие же трещины, идущие от обреза фундамента вверх с раскрытием в нижней части 1-2 мм; наличие на боковых поверхностях опор №№ 1-9 вертикальных и горизонтальных трещин раскрытием до 5 мм, стёска поверхности ледоходом, глубокие ниши и штрабы по всему периметру опор. В связи с выявленными нарушениями законодательства начальнику Северной дирекции инфраструктуры – СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» 26.10.2020 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако до настоящего времени указанные неисправности не устранены, капитальный ремонт опор не проведен. Перечисленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании указанного истец просит обязать ОАО «РЖД» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить путем проведения капитального ремонта опор металлического железнодорожного моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута следующие дефекты и неисправности: отсутствие облицовки ледорезов опор №№ 1-10; наличие на ледорезах опор №№ 1-9 вертикальных трещин (поперёк оси моста) с раскрытием более 5 мм, разрушение бетона над ледорезами. Глубокие штрабы и нишина ледорезах, стёска поверхности ледоходом на глубину до 40 см; наличие на опорах №№ 2-9 выше ледорезной части и на наращенных частях опор №№ 1 и 10 разрушений бетона, трещин, раковин, сколов бетона с обнажением арматуры, следов выщелачивания; наличие на боковых поверхностях опоры №10 вертикальных трещин (вдоль оси моста) с обеих сторон опоры от карниза подферменной площадки до середины высоты опоры с раскрытием в верхней части более 5-ти мм, в нижней части опоры №10 такие же трещины, идущие от обреза фундамента вверх с раскрытием в нижней части 1-2 мм; наличие на боковых поверхностях опор №№ 1-9 вертикальных и горизонтальных трещин раскрытием до 5 мм, стёска поверхности ледоходом, глубокие ниши и штрабы по всему периметру опор.
В судебном заседании представитель истца – заместитель Воркутинского транспортного прокурора Смирнов А.В. заявленные требования поддержал, приведя в обоснование доводы изложенные в иске.
Представитель ответчика ОАО «РЖД» Бугайчук Д.Ф. в судебном заседании требования не признал. Полагал, что выявленные нарушения не угрожают безопасности неопределенного круга лиц и, возможно, не приведут, к неблагоприятным последствиям.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст.15 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» установлен, что железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, документов по стандартизации, правил и техническим нормам.
В силу ст.7 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ст.36 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (ч.1).
Приказом Минтранса России от 21.12.2010 №286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
В соответствии с п.16 Правил инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии. Ответственными за содержание и исправное техническое состояние сооружений и устройств железнодорожного транспорта с обеспечением сроков их службы, установленных нормативно-технической документацией, являются работники железнодорожного транспорта, непосредственно их обслуживающие. Работники железнодорожного транспорта в соответствии с должностными обязанностями должны знать правила эксплуатации технических средств и состояние сооружений и устройств, систематически проверять их и обеспечивать надлежащее качество содержания, технического обслуживания и ремонта с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований для сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования, включая метрологические требования.
Как следует из положений п.17 Правил, сооружения, устройства, механизмы, оборудование железнодорожного транспорта, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать техническим регламентам, нормам и правилам, регулирующим отдельные вопросы эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нормы и правила), требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической и пожарной безопасности, санитарным нормам и законодательству Российской Федерации об охране окружающей среды, а также настоящим Правилам. Техническое обслуживание, ремонт (включая межремонтные сроки) и содержание сооружений и устройств инфраструктуры и железнодорожных путей необщего пользования осуществляются в порядке, установленном владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании настоящих Правил, проектной (для вновь строящихся и реконструируемых объектов), ремонтной и эксплуатационной документации.
Пунктом 34 Приложения №1 к Правилам предусмотрено, что осмотру и проверке железнодорожного пути, сооружений и устройств подлежат все элементы железнодорожного пути (верхнее строение, земляное полотно, искусственные сооружения, путевые устройства, рельсовые цепи, переезды, полоса отвода). Владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования определяются виды, периодичность, порядок проведения и оформления осмотров и проверок железнодорожного пути и сооружений. Задачами осмотров и проверок являются: определение соответствия фактического технического состояния элементов железнодорожного пути, его сооружений и устройств скоростям и нагрузкам, которые установлены для проверяемого участка; выявление неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов с установленными скоростями и принятие мер по их устранению; оценка качества содержания железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна и других устройств по каждому километру, объекту (при весеннем и осеннем осмотрах железнодорожного пути).
В материалы дела представлено Положение о дистанции инженерных сооружений – структурном подразделении Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД», утв. 13.01.2014. В соответствии с Положением основной задачей дистанции инженерных сооружений является выполнение работ по содержанию, ремонту и реконструкции искусственных сооружений на современном организационном, техническом и технологическом уровне, позволяющем обеспечить их эксплуатационную надежность и долговечность, в целях обеспечения безопасного и бесперебойного движения поездов. Дистанция инженерных сооружений в соответствии с возложенной на неё задачей, в том числе: обеспечивает текущее содержание искусственных сооружений с целью безопасного и бесперебойного движения поездов, пешеходных мостов, тоннелей, несущих конструкций автодорожных путепроводов, находящихся на балансе ОАО «РЖД»; выполняет работу по капитальному ремонту и реконструкции искусственных сооружений и земляного полотна.
Из материалов дела усматривается, что 26.05.2020 Мостоиспытательной станцией № 13 (г.Котлас) Ярославского центра диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры СП Дирекции диагностики и мониторинга и инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» проведено ежегодное обследование металлического моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута.
В ходе обследования установлено, что мост длиной 610,90 м построен и введен в эксплуатацию в 1945 году, срок его эксплуатации составляет 75 лет, при этом все опоры моста построены в период с 1941 по 1943 г.г. из бетона.
Согласно отчёту, составленному по результатам проведенного Мостоиспытательной станцией №13 обследования, необходимо выполнить капитальный ремонт опор моста по причине наличия следующих неисправностей: отсутствие облицовки ледорезов опор №№ 1-10; наличие на ледорезах опор №№ 1-9 вертикальных трещин (поперёк оси моста) с раскрытием более 5 мм, разрушение бетона над ледорезами. Глубокие штрабы и ниши на ледорезах, стёска поверхности ледоходом на глубину до 40 см; наличие на опорах №№ 2-9 выше ледорезной части и на наращенных частях опор №№ 1 и 10 разрушений бетона, трещин, раковин, сколов бетона с обнажением арматуры, следов выщелачивания; наличие на боковых поверхностях опоры №10 вертикальных трещин (вдоль оси моста) с обеих сторон опоры от карниза подферменной площадки до середины высоты опоры с раскрытием в верхней части более 5-ти мм, в нижней части опоры №10 такие же трещины, идущие от обреза фундамента вверх с раскрытием в нижней части 1-2 мм; наличие на боковых поверхностях опор №№ 1-9 вертикальных и горизонтальных трещин раскрытием до 5 мм, стёска поверхности ледоходом, глубокие ниши и штрабы по всему периметру опор.
По результатам проведенного обследования Мостоиспытательной станцией №13 дано заключение, в соответствии которым из-за дефектности опор и опорных частей мост является дефектным сооружением. Состояние опор моста с каждым годом ухудшается; его состояние и содержание являются неудовлетворительными.
В целях повышения качества работ по надзору за состоянием, содержанию и ремонту искусственных сооружений железных дорог ОАО «РЖД» распоряжением ОАО «РЖД» от 02.10.2020 N 2193/р была утверждена Инструкция по содержанию искусственных сооружений, пунктом 5.20 которой определено, что все искусственные сооружения должны быть обследованы мостоиспытательными станциями; мостоиспытательные станции должны контролировать устранение неисправностей, выявленных ими при осмотрах и обследованиях.
В период с 21.10.2020 по 30.10.2020 Воркутинской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте при эксплуатации металлического моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в деятельности Дистанции инженерных сооружений – СП Северной дирекции инфраструктуры – СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД». Задачами проверки в том числе являлись: определение соответствия фактического технического состояния элементов железнодорожного пути, его сооружений и устройств скоростям и нагрузкам, которые установлены для проверяемого участка; выявление неисправностей, угрожающих безопасности движения поездов с установленными скоростями и принятие мер по их устранению; оценка качества содержания железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна и других устройств по каждому километру, объекту (при весеннем и осеннем осмотрах железнодорожного пути).
В связи с выявленными нарушениями законодательства при эксплуатации металлического моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута начальнику Северной дирекции инфраструктуры – СП Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» 26.10.2020 внесено представление.
В ответ на внесённое представление начальник Северной дирекции инфраструктуры – структурного подразделения филиала ОАО «РЖД» Центральной дирекции инфраструктуры сообщил, что по данным фактам проведено служебное расследование. По результатам расследования установлено, что причинами неустранения неисправностей, указанных в отчётах Котласской мостоиспытательной станции, послужили некачественная организация работ мостового мастера и начальника участка производства, которые были привлечены к дисциплинарной ответственности в форме выговора. Также отмечено, что с целью недопущения подобных случаев на основании «Методики ранжирования объектов искусственных сооружений и земляного полотна для оценки приоритетности их включения в капремонт», утв. распоряжением ОАО «РЖД» №948/р от 29.04.2020, будет проведено ранжирование дефектных сооружений, в том числе и металлического моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута.
В то же время, как указано в иске и пояснил в судебном заседании представитель истца, представление до сих пор не исполнено, выявленные нарушения не устранены.
В свою очередь, допустимых доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, исковые требования Воркутинского транспортного прокурора основаны на приведенных выше положениях закона и подкреплены относимым и допустимым доказательством. Тогда как доводы представителя ответчика о том, что выявленные нарушения не угрожают безопасности неопределенного круга лиц и, возможно, не приведут, к неблагоприятным последствиям, суд находит голословными. При установленных обстоятельствах, принимая во внимание исследованные доказательства, суд находит доказанным факт того, что неудовлетворительное состояние моста и его статус дефектного сооружения представляют опасность для неопределенного круга лиц. Невыполнение требований законодательства по обеспечению безопасности эксплуатации металлического моста через реку Уса безусловно может привести к наступлению неблагоприятных последствий в виде причинения вреда жизни и здоровью граждан. При таких обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования обоснованным и подлежащими удовлетворению.
Не влияет на вывод суда о необходимости устранения недостатков и довод ответчика о выявлении факта нарушений структурным подразделением ОАО «РЖД», каковым является Мостоиспытательная станция № 13 (г. Котлас), поскольку в рассматриваемом случае доказательств, подтверждающих отсутствие необходимости устранения выявленных недостатков, ответчиком не представлено. При этом, как следует из пояснений самого представителя ответчика, ОАО «РЖД» предпринимаются меры к устранению таких недостатков, что свидетельствует об их наличии.
Применительно к положениям ч.2 ст.206 ГПК РФ, с учётом объёма подлежащих устранению нарушений, суд считает разумным и достаточным срок, указанный истцом для исполнения ответчиком заявленных требований (в течение одного года со дня вступления решения законную силу), учитывая при этом, что о необходимости устранения выявленных недостатков ответчику было известно с момента обследования моста – с 26.05.2020.
При подаче иска в интересах неопределенного круга лиц прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 300 руб., которая согласно ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика с зачислением в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Воркутинского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности устранить дефекты и неисправности металлического железнодорожного моста через реку Уса удовлетворить.
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить путем проведения капитального ремонта опор металлического железнодорожного моста через реку Уса на 2095 км линии Коноша-Воркута следующие дефекты и неисправности:
- отсутствие облицовки ледорезов опор №№ 1-10;
- наличие на ледорезах опор №№ 1-9 вертикальных трещин (поперёк оси моста) с раскрытием более 5 мм, разрушение бетона над ледорезами. Глубокие штрабы и ниши на ледорезах, стёска поверхности ледоходом на глубину до 40 см;
- наличие на опорах №№ 2-9 выше ледорезной части и на наращенных частях опор №№ 1 и 10 разрушений бетона, трещин, раковин, сколов бетона с обнажением арматуры, следов выщелачивания;
- наличие на боковых поверхностях опоры № 10 вертикальных трещин (вдоль оси моста) с обеих сторон опоры от карниза подферменной площадки до середины высоты опоры с раскрытием в верхней части более 5 мм, в нижней части опоры №10 такие же трещины, идущие от обреза фундамента вверх с раскрытием в нижней части 1-2 мм;
- наличие на боковых поверхностях опор №№ 1-9 вертикальных и горизонтальных трещин раскрытием до 5 мм, стёска поверхности ледоходом, глубокие ниши и штрабы по всему периметру опор.
Взыскать с открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в бюджет муниципального образования городского округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения, т.е. с 27.08.2021.
Судья У.Н. Боричева