Решение по делу № 2-2590/2024 от 07.12.2023

УИД 65RS0001-01-2023-011567-13

Дело № 2-2590/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 июля 2024 года                                                      г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе: председательствующего судьи Плесковой В.А., при ведении протокола помощником судьи Ли З.М.,

с участием истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к министерству здравоохранения Сахалинской области о признании незаконным решение от 13 июля 2023 года признании незаконным бездействие, возложении обязанности оформить и выдать заключение о нуждаемости в медицинских услугах,

установил:

07 декабря 2023 года, с уточнением от 26 декабря 2023 года, ФИО обратился в суд с иском к министерству здравоохранения Сахалинской области

- о признании незаконным решение министерства здравоохранения Сахалинской области от 13 июля 2023 года ) об отсутствии у истца нуждаемости в оказанных ему дорогостоящих медицинских услугах и отказе в выдаче положительного заключения для возможности получения их компенсации в виде дополнительной меры социальной поддержки от министерства социальной защиты Сахалинской области на основании п. 2.1 постановления Правительства Сахалинской области от 29 сентября 2017 года ;

- признании незаконным бездействие министерства здравоохранения Сахалинской области, вследствие которого в Сахалинской области отсутствует медицинское оборудование, необходимое для оказания истцу медицинских услуг, а именно, аппарат высокоинтенсивный лазер «<данные изъяты> и аппарат высокоинтенсивной магнитотерапии <данные изъяты>» и не подготовлены специалисты для возможности оказания медицинских услуг, указанных в договорах истца и <данные изъяты>», а именно специалистов – неврологов надлежащей квалификации, соответствующей квалификации врача-невролога <данные изъяты> и специалистов, обладающих подготовкой в совокупности и в физиолечении и в иглоукалывании и по лечебному массажу;

- возложении обязанности на министерство здравоохранения Сахалинской области устранить допущенные нарушения и на основании назначений профильных специалистов врачей-неврологов оформить и выдать истцу положительное заключение о его нуждаемости в медицинских услугах, указанных в договорах с <данные изъяты>».

В обоснование иска указано, что истец является <данные изъяты>, в 2016 году ему поставлен диагноз: <данные изъяты> Со временем боль в <данные изъяты> усиливалась, изменились ее формы. Поскольку эффективного лечения истец не получал, в 2021 году он обратился в частное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>, где был поставлен диагноз «<данные изъяты>».

В 2022 году в <данные изъяты> указанный диагноз был подтвержден и назначено лечение, оплаченное истцом самостоятельно. Следующий курс лечения назначен в 2023 году, и для его оплаты истец обратился в службу социальной защиты для получения дополнительной меры социальной поддержки, оказываемой на основании постановления Правительства Сахалинской области от 29 сентября 2017 года .

Ответом от 10 января 2023 года министерство социальной защиты Сахалинской области отказало в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки на оплату дорогостоящих медицинских услуг в связи с отсутствием положительного заключения министерства здравоохранения Сахалинской области.

На обращение в министерство здравоохранения Сахалинской области о предоставлении положительного заключения для получения социальной услуги, ответом от 20 февраля 2023 года истцу было разъяснено, что согласно решению врачебной комиссии <данные изъяты>, не подведомственной министерству здравоохранения Сахалинской области, истец не нуждается в назначении дорогостоящих медицинских услуг.

Указанное решение врачебной комиссии истец считает незаконным, принятым некомпетентными специалистами, обжаловал его в <данные изъяты> суд.

Кроме того, истец не просил назначить ему дорогостоящие медицинские услуги, а компенсировать уже понесенные,    назначенные профильным специалистом врачом –неврологом.

Кроме того, отказ истца в 2007 году от дополнительного лекарственного обеспечения по заболеванию (<данные изъяты>.

На повторное обращение к ответчику о выдаче положительного заключения о нуждаемости в дорогостоящих медицинских услугах, был получен отказ от 13 июля 2023 года.

Определением судьи Южно-Сахалинского городского суда от 10 января 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика, привлечены: <данные изъяты>

В судебном заседании истец поддержал исковые требования.

Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, которая устанавливает перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, базовую программу обязательного медицинского страхования, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В рамках Программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная медицинская помощь;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную медицинскую помощь, а также паллиативная специализированная медицинская помощь.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи (далее - перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи), согласно приложению N 1.

По <данные изъяты>) медицинская помощь оказывается в условиях стационара и дневного стационара.

Из материалов дела следует, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, установлена <данные изъяты> по общему заболеванию, бессрочно.

По договорам оказания платных медицинских услуг в 2022 году ФИО получал медицинские услуги в обществе с ограниченной ответственностью <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> ФИО;

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Одним из требований иска ФИО просит признать незаконным бездействие министерства здравоохранения Сахалинской области, вследствие которого в Сахалинской области отсутствует медицинское оборудование, необходимое истцу, а именно, высокоинтенсивная <данные изъяты>, и не подготовлены специалисты с квалификацией, соответствующей квалификации специалиста врача-невролога <данные изъяты>.

Между тем, доказательств того, что указанное оборудование предусмотрено в качестве обязательного в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в материалы дела не представлено.

Квалификационные требования к врачу- неврологу установлены приказом Минтруда России от 29.01.2019 N 51н "Об утверждении профессионального стандарта "Врач-невролог". Доказательств отсутствия в Сахалинской области врачей- неврологов с установленными указанным приказом требованиями к образованию и квалификации в материалы дела также не представлено.

При этом, истец в силу положений приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2012 г. N 406н и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. N 1342н, вправе    открепиться от лечебного учреждения, в котором отсутствует нужный ему специалист, и прикрепиться к иному лечебному учреждению.

В связи с чем, заявленное требование не обосновано и удовлетворению не подлежит.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 29.09.2017 N 461 "Об установлении дополнительной меры социальной поддержки в Сахалинской области" утвержден Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации".

В соответствии с пунктом 2 Порядка к трудной жизненной ситуации, применительно к настоящему Порядку, относятся следующие обстоятельства, объективно нарушающие жизнедеятельность граждан (семей), которые они не могут преодолеть самостоятельно (за счет собственных доходов):

2.1. нуждаемость в получении (приобретении) дорогостоящих медицинских услуг (за исключением зубопротезирования), дорогостоящих лекарственных препаратов, дорогостоящих изделий медицинского назначения (за исключением зубных протезов).

К дорогостоящим медицинским услугам относятся медицинские услуги, стоимость которых составляет более 50000 рублей, к дорогостоящим лекарственным препаратам - лекарственные препараты, общая стоимость которых с учетом периода их применения (не более 6 месяцев) составляет более 20000 рублей, к дорогостоящим изделиям медицинского назначения - изделия медицинского назначения, стоимость которых составляет более 30000 рублей;

Оказание дополнительной меры социальной поддержки в случаях, указанных в пунктах 2.1 - 2.4 настоящего Порядка, осуществляется по двум основаниям:

- по фактически понесенным в текущем году расходам, а также по расходам за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев перед датой обращения с заявлением о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки;

- исходя из предварительной стоимости.

Пунктом 4 Порядка указано, что критериями отбора граждан для оказания дополнительной меры социальной поддержки являются:

4.1. для получения (приобретения) дорогостоящих медицинских услуг, дорогостоящих лекарственных препаратов, дорогостоящих изделий медицинского назначения:

- наличие заключения министерства здравоохранения Сахалинской области о необходимости получения (приобретения) заявителем либо несовершеннолетним ребенком заявителя, подопечным, находящимся под патронажем заявителя, дорогостоящих медицинских услуг, дорогостоящих лекарственных препаратов, дорогостоящих изделий медицинского назначения и отсутствии возможности их получения за счет иных средств в рамках действующего законодательства;

- среднедушевой доход семьи заявителя (за исключением ветеранов Великой Отечественной войны) ниже 4 величин прожиточного минимума, определенного в соответствии с Законом Сахалинской области от 29 июня 2011 года N 56-ЗО "О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Сахалинской области".

В целях получения дополнительной меры социальной поддержки граждане обращаются с заявлением в министерство социальной защиты Сахалинской области (далее - уполномоченный орган). (п.7)

Согласно пункту 8 уполномоченный орган в течение 3 дней со дня приема заявления и прилагаемых к нему документов запрашивает в порядке межведомственного взаимодействия:

8.1. в министерстве здравоохранения Сахалинской области:

- заключение о необходимости получения (приобретения) заявителем либо несовершеннолетним ребенком заявителя, подопечным, находящимся под патронажем заявителя, дорогостоящих медицинских услуг, дорогостоящих лекарственных препаратов, дорогостоящих изделий медицинского назначения, высокотехнологичной медицинской помощи - трансплантации почки в связи с длительным ожиданием операции по трансплантации почки в федеральных государственных учреждениях здравоохранения (более шести месяцев) и отсутствием возможности ее получения за счет иных средств в рамках действующего законодательства.

01 декабря 2022 года ФИО обратился в министерство социальной защиты Сахалинской области с заявлением о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки в соответствии с Постановлением № 461. Письмом от 03 июля 2023 года Министерство сообщило, что в результате межведомственного взаимодействия министерством здравоохранения Сахалинской области представлены сведения об отсутствии у ФИО нуждаемости в дорогостоящих медицинских услугах. В связи с чем, решением Министерства от 29 декабря 2022 года № 630 ему отказано в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки на получение дорогостоящих медицинских услуг в соответствии с Постановлением .

В ответе от 13 июля 2023 года министерство здравоохранения Сахалинской области ФИО на обращение    от 29 июня 2023 года разъяснило, что по данным медицинской информационной системы <данные изъяты> врачами-специалистами неврологом и нейрохирургом консультативной поликлиники <данные изъяты>» ему было рекомендовано наблюдение и лечение врачом-неврологом по месту жительства, медикаментозная терапия, физиолечение- амплипульстерапия <данные изъяты>, 10 процедур, реабилитационное лечение 1 раз в год в условиях реабилитационных центров Сахалинской области. По вопросам организации оказания медицинской помощи, в том числе, высокотехнологичной, он вправе обратиться к главному врачу <данные изъяты>, где проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 3.2.8. Положения о министерстве здравоохранения Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 16.02.2012 N 86, к полномочиям Министерства отнесено, в том числе, организация направления граждан Российской Федерации, проживающих в Сахалинской области, в федеральные медицинские учреждения и учреждения здравоохранения субъектов Российской Федерации, оказывающие высокотехнологичную и специализированную медицинскую помощь, в случае отсутствия возможности оказания медицинской помощи на территории Сахалинской области.

В силу п. 11. Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава России от 02.10.2019 N 824н, медицинские показания к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи определяет лечащий врач медицинской организации, в которой пациент проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, с учетом права на выбор медицинской организации.

Наличие медицинских показаний к оказанию высокотехнологичной медицинской помощи подтверждается решением врачебной комиссии указанной медицинской организации, которое оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.

Между тем, доказательств принятия врачебной комиссией медицинской организации, в которой ФИО проходит диагностику и лечение в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи и (или) специализированной медицинской помощи, решения о наличии у истца медицинских показаний к получению заявленного лечения в материалы дела не представлено.

Из выписки из протокола врачебной комиссии от 16 декабря 2022 года федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «<данные изъяты>, следует, что предметом рассмотрения комиссии является необходимость в назначении     ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, дорогостоящих медицинских услуг.

Комиссия, рассмотрев материалы медицинской документации, согласно которой установлен диагноз код <данные изъяты>, обусловленная дегенеративно-дистрофическими изменениями в <данные изъяты>, пришла к выводу о том, что пациент отказался от дополнительного лекарственного обеспечения. Препараты и процедуры, назначенные неврологом, не входят в перечень Территориальной программы ОМС. Возможность получения дорогостоящих медицинских процедур за счет иных средств, отсутствует.

Принято решение, что пациент ФИО не нуждается в назначении дорогостоящих медицинских услуг. Рекомендована консультация областного невролога.

Приобщенное в материалы дела заключение эксперта , выполненное автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательским институтом судебной экспертизы – СТЭЛС», не является допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку согласно постановлению Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 деятельность по производству судебно-медицинских экспертиз подлежит лицензированию. Доказательств наличия у данной организации лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеется.

Анализируя изложенное, оснований для удовлетворения иска не установлено.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО () к министерству здравоохранения Сахалинской области () отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Южно-Сахалинский городской суд.

Председательствующий судья                                                  В.А. Плескова

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-2590/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Примич Игорь Геннадьевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Сахалинской области
Другие
ГБУЗ "Холмская ЦРБ"
Министерство социальной защиты Сахалинской области
ООО МЛДЦ "Диагност"
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Плескова Виктория Александровна
Дело на странице суда
u-sahalinsky.sah.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.12.2023Передача материалов судье
14.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.03.2024Предварительное судебное заседание
06.06.2024Судебное заседание
15.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2024Дело оформлено
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее