Решение по делу № 21-435/2024 от 13.08.2024

11RS0016-01-2024-000893-14     21-435/2024 (12-90/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Пешкин А.Г., при секретаре судебного заседания Нечаевой Л.И., рассмотрев в г. Сыктывкаре в открытом судебном заседании 9 октября 2024 года жалобу Коншина А.В. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского и Корткеросского районов от 13 мая 2024 года №<Номер обезличен> и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 5 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского и Корткеросского районов от 13 мая 2024 года №<Номер обезличен>, оставленным без изменения решением судьи Сыктывдинского районного суда от 5 июля 2024 года, заместитель руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Коншин А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Коншин А.В. просит отменить указанные акты, производство по делу прекратить.

В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми прокурор Елфимова О.С. с жалобой не согласилась.

Иные участники производства по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились.

Заслушав прокурора, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (все цитируемые нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения лица к административной ответственности) предусмотрено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Закона №7-ФЗ).

Запрещаются, в числе прочего сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2 статьи 51 Закона №7-ФЗ).

Согласно пунктам 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона №89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Исходя из пункта 2 статьи 13 Закона №89-ФЗ, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений пунктов 1, 3, 6 статьи 13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон №52-ФЗ) предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно пункту 3 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Статьей 2.4 КоАП РФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» от 8 октября 2019 года №10/1241 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории муниципального района «Сыктывдинский», в соответствии с которым ответственным лицом за их содержание является администрация МР «Сыктывдинский».

Прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой осуществлен осмотр мест (площадок) размещения ТКО на территории сельского поселения «Выльгорт» по адресам: в районе домов №№198, 126, 110а, 17, 7 по ул. Д. Каликовой; в районе дома №13 по ул. Луговая; в районе дома №14 по ул. Мичурина; в районе домов №№5а, 11, 21а по ул. Рабочая; в районе домов №38 и №39 по ул. Тимирязева; в районе дома №10 по ул. Советская; в районе дома №11 по ул. Школьный переулок; в районе дома №25 по ул. Лесной переулок; в районе дома №16 по ул. Трудовая; в районе домов №№14, 38, 50 по ул. Гагарина; в районе домов №№4, 2а по ул.СПТУ-2; в районе домов №12а и №16 по ул. Северная.

Согласно акту осмотра от 1 апреля 2024 года контейнерная площадка в районе дома №198 по ул. Д. Каликовой имеет несанкционированное скопление ТКО, повреждения ограждения с левой стороны, твёрдое покрытие разрушено; площадка в районе дома №126 по ул. Д. Каликовой имеет заполненный накопитель ТКО, твердое покрытие под накопителем и его ограждение отсутствуют; площадка в районе дома №110а по ул. Д. Каликовой имеет несанкционированное скопление ТКО, повреждение ограждения слева, нет твердого покрытия; площадка в районе дома №17 по ул. Д. Каликовой имеет несанкционированное скопление ТКО, повреждение ограждения справа, отсутствует один контейнер на 0,75 куб.м.; площадка в районе дома №7 по ул. Д. Каликовой имеет несанкционированное скопление ТКО, повреждение ограждения слева; площадка в районе дома №38 по ул. Тимирязева имеет обильное несанкционированное скопление ТКО; площадка в районе дома №39 по ул. Тимирязева не имеет ограждения с трех сторон и твердого покрытия; площадка в районе дома №5а по ул. Рабочая имеет обильное несанкционированное скопление ТКО; площадка в районе дома №11 по ул. Рабочая имеет несанкционированное скопление ТКО, твёрдое покрытие разрушено; площадка в районе дома №21а по ул. Рабочая имеет несанкционированное скопление ТКО, ограждение с задней и правой стороны повреждено; площадка в районе дома №14 по ул. Мичурина имеет несанкционированное скопление ТКО, ограждение с задней и правой стороны повреждено; площадка в районе дома №13 по ул. Луговая имеет несанкционированное скопление ТКО, ограждение повреждено с трех сторон, твердое покрытие отсутствует; площадка в районе дома №10 по ул. Советская имеет несанкционированное скопление ТКО, ограждение повреждено слева; площадка в районе дома №11 по ул. Школьный переулок имеет несанкционированное скопление ТКО, ограждение с задней стороны повреждено; площадка в районе дома №25 по ул. Лесной переулок имеет несанкционированное скопление ТКО, ограждение с задней стороны повреждено; площадка в районе дома №16 по ул. Трудовая имеет несанкционированное скопление ТКО; площадка в районе дома №14 по ул. Гагарина имеет несанкционированное скопление ТКО, накопитель размещен не на твердом покрытии; площадка в районе дома №38 по ул. Гагарина имеет несанкционированное скопление ТКО, не убраны остатки старого кирпичного ограждения; площадка в районе дома №50 по ул. Гагарина имеет несанкционированное скопление ТКО; площадка в районе дома №4 по ул. СПТУ-2 имеет несанкционированное скопление ТКО; площадка в районе дома №2а по ул. СПТУ-2 твердое покрытие под правый накопитель отсутствует; площадка в районе дома №16 по ул. Северная имеет несанкционированное скопление ТКО; на площадке в районе дома №12а по ул. Северная отсутствует контейнер на 0,71 куб.м.

Координацию деятельности администрации муниципального района «Сыктывдинский» по направлению организации сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; управления жилищно-коммунального хозяйства, к функциям которого относится организация мероприятий по охране окружающей среды, осуществляет заместитель руководителя администрации Коншин А.В.

Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности как того требует статья 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 названного Кодекса установлены наличие события административного правонарушения, должностное лицо органа местного самоуправления, допустившее нарушение, его виновность в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Действия (бездействие) Коншина А.В., не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, всех зависящих от него мер для соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, квалифицированы по части 1 статьи 8.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и положениями законодательства в означенной области.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесено уполномоченным должностным лицом Минприроды Республики Коми. В постановлении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Изложенные Коншиным А.В. в письменных объяснениях от 12 апреля 2024 года, а также в жалобах доводы, правильности выводов должностного лица и судьи районного суда, приведенных в оспариваемых актах, не опровергают.

Доводы об отсутствии события и состава вменяемого административного правонарушения опровергается исследованными по делу доказательствами.

Из доводов Коншина А.В. и его защитника не следует, что допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Обстоятельств, указывающих на отсутствие у Коншина А.В. возможности принятия исчерпывающих мер по соблюдению требований в области охраны окружающей среды при сборе отходов производства и потребления, и исключающих административную ответственность должностного лица за совершение вменяемого административного правонарушения, не установлено.

Материалы дела не подтверждают наличие оснований для применения положений части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.

Довод о привлечении к административной ответственности дважды за одно и то же деяние несостоятелен, поскольку постановлением должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Коми от 4 июня 2024 года №<Номер обезличен> Коншин А.В. привлечен к ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ за совершение иных действий (бездействия), выразившихся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В целом доводы Коншина А.А. и его защитника направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, каких-либо новых данных, не учтенных судьей районного суда при пересмотре постановления по делу об административном правонарушении, и обстоятельств, которые могут послужить основанием для отмены принятых по делу актов в жалобе не содержится.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Оснований для переоценки выводов должностного лица Минприроды Республики Коми и судьи районного суда не имеется, выводы о виновности Коншина А.В. в совершении административного правонарушения являются мотивированными и правильными. Неустранимых сомнений по делу не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.

С учетом значимости охраняемых отношений и конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения основания для признания деяния малозначительным отсутствуют.

Пересмотр постановления судьей районного суда осуществлен в соответствии с положениями статьи 30.6 КоАП РФ.

Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям части 1 статьи 29.10, статьи 30.7 названного Кодекса.

Нарушений прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе права на защиту, не усматривается.

Обстоятельств, которые в силу части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи, не установлено.

Руководствуясь статьями 30.7-30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Сыктывдинского и Корткеросского районов от 13 мая 2024 года №<Номер обезличен> и решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 5 июля 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя руководителя администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми Коншина А.В. оставить без изменения, жалобу Коншина А.В. - без удовлетворения.

Судья А.Г. Пешкин

21-435/2024

Категория:
Административные
Ответчики
Коншин Андрей Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Пешкин А.Г.
Статьи

8.2

Дело на сайте суда
vs.komi.sudrf.ru
13.08.2024Материалы переданы в производство судье
21.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Судебное заседание
09.10.2024Судебное заседание
16.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024Дело оформлено
16.10.2024Дело передано в экспедицию
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее