Дело № 12-11/2015 <данные изъяты>
АДМИНИСТРАТИВНОЕ РЕШЕНИЕ
<адрес> 29 апреля 2015 года
Балтачевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Факитдинова Р.А., с участием помощника прокурора Хайруллина Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе ООО «Коммунальное хозяйство» на постановление главного государственного инспектора Балтачевского и <адрес>ов РБ по использованию и охране земель ФИО2 от 18.12.2014 года о привлечении ООО «Коммунальное хозяйство» к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Коммунальное хозяйство» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ за использование земельного участка не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО «Коммунальное хозяйство» подало в районный суд жалобу, где указало, что данное постановление является незаконным в силу следующих обстоятельств: распоряжением Правительства РБ от 01.07.2010 в муниципальную собственность района был передан полигон твердых бытовых отходов (далее ТБО) в <адрес>, который был зарегистрирован в Росреестре по РБ. Полигон находился на земельном участке с кадастровым номером 02:08:020201:3, площадью 50232 кв.м., расположенном в 3 км. юго-восточнее от <адрес>, предоставленного для сельскохозяйственного назначения. Постановлением Администрации МР <адрес> РБ от 08.04.2011 года был утвержден градостроительный план земельного участка для размещения полигона ТБО. Администрацией СП Старобалтачевский сельсовет ведется работа по оформлению перевода земли из сельскохозяйственного назначения в земли промышленности для размещения полигона ТБО с 2011 года, имеется договор № от 01.08.2011 года на оформление землеустроительной документации по переводу земель полигонов ТБО в том числе <адрес>, где заказчиком является СП Старобалтачевский сельсовет, а подрядчиком – ООО «Землемер», также имеется счет-фактура за оформление документации, акт приемки – сдачи выполненных работ, платежное поручение об оплате 76599,40 руб. Ранее, 09.03.2010 года распоряжением главы Администрации СП Старобалтачевский сельсовет ТБО был передан ООО «Коммунальное хозяйство». Общество также указало, что при рассмотрении дела об административном правонарушении вина о не целевом использовании земель сельскохозяйственного назначения установлена не была. ООО «Коммунальное хозяйство» просит восстановить срок для обжалования, поскольку указанное постановление от 18.12.2014 было обжаловано в Арбитражный Суд РБ. Определением Арбитражного суда от 26.02.2015 года производство по делу было прекращено в связи с не подведомственностью данной жалобы Арбитражному суду, в связи с чем срок для его обжалования пропущен.
В судебном заседании представитель ООО «Коммунальное хозяйство» ФИО1 свою жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Главный государственный инспектор Балтачевского и <адрес>ов РБ по использованию и охране земель ФИО2 в судебное заседание просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании помощник прокурора района Хайруллин Д.М. также просил отказать в удовлетворении жалобы.
Как следует из материалов дела, 11.12.2014 проверкой проведенной прокуратурой района установлено, что в нарушении требований ст.ст. 25, 26 и 42 ЗК РФ ООО «Коммунальное хозяйство» использует земельный участок, предоставленного для сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для размещения полигона по адресу: относительно ориентира: РБ, <адрес>, в 3 км. юго-восточнее от <адрес> с кадастровым номером 02:08:020201:3, не по целевому назначению, а именно для размещения полигона ТБО.
Между тем, из материалов дела также следует, что распоряжением Правительства РБ №713-р от 01.07.2010 года полигоны ТБО были переданы в собственность соответствующих муниципальных района РБ.
Постановлением главы Администрации муниципального района от 08.04.2011 года ФИО4 утвержден градостроительный план земельного участка для размещения полигона ТБО в <адрес>.
В соответствии с правоустанавливающими документами земельный участок с кадастровым номером 02:08:020201:3 является муниципальной собственностью с 20.08.2011 года.
В целях оформления правоустанавливающих документов на существующие полигоны ТБО, между администрацией СП Старобалтачевский сельсовет и ООО «Землемер» 01 августа 2011г. составлен договор № по которому ООО «Землемер» обязуется оформить землеустроительную документацию по переводу земель полигонов ТБО. В материалы дела были представлены также счет-фактура за оформление документации, акт приемки – сдачи выполненных работ, платежное поручение об оплате 76599,40 руб.
18.12.2014 года по указанному факту управлением вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N 29, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в районный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав материалы дела, суд находит, что постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от 18.12.2014 незаконным
На основании подпункта 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса (пункт 1).
Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и договорах, предметом которых являются земельные участки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 и пунктом 1 статьи 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации и удостоверяются документами (свидетельством о государственной регистрации, которое выдается правообладателю, арендатору земельных участков) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в статье 2 которого закреплено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 названной статьи, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей.
Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером 02:08:020201:3, где находится полигон ТБО, находится в собственности муниципального района, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права от 02.08.2011 серии <адрес>.
При вынесении постановления были нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ, согласно которой задачами производства по делу об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. При таких обстоятельствах, принятое постановление нельзя признать законным и обоснованными, в связи с чем оно подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ранее вышеуказанное постановление от 18.12.2014 года было обжаловано в Арбитражный суд Республики Башкортостан. Однако определением Арбитражного суда от 26.02.2015 года производство по делу было прекращено ввиду не подведомственности арбитражному суду.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок для обжалования ООО «Коммунальное хозяйство» пропущен по уважительной причине.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить срок для обжалования по жалобе ООО «Коммунальное хозяйство».
Жалобу ООО «Коммунальное хозяйство» удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Балтачевского и <адрес>ов РБ по использованию и охране земель ФИО5 от 18.12.2014 года, вынесенное в отношении ООО «Коммунальное хозяйство» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.
Административное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5 и в ч. 1.1 ст. 30.1 КоАП РФ, в течение 10 дней со дня получения его копии.
<данные изъяты>
Судья: Р.А. Факитдинов