Решение по делу № 2-96/2023 (2-1147/2022;) от 06.12.2022

Уникальный идентификатор дела

19RS0004-01-2022-001623-71

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз

21 марта 2023 года                     Дело № 2-96/2023 (2-1147/2022)

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи И.Р. Коголовского,

при секретаре Л.А. Торбостаевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Райкова Ю.А., Сербигешевой М.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» о защите прав потребителей,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Пеланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, общества с ограниченной ответственностью «Экохакасвторсырье»,

при участии в судебном заседании истца Райкова Ю.А., представителя ответчика – Гайворонского В.С. на основании доверенности от <дата>, главы Пуланскольского сельсовета – Мамышева В.М.,

У С Т А Н О В И Л :

в рамках дела Райков Ю.А. обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» о защите прав потребителей, просил признать начисление счетов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и пени за период с <дата> по <дата> по лицевому счету незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет по указанному лицевому счету, применить к ответчику меру наказания в виде штрафа и взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В рамках дела Сербигешева М.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» о защите прав потребителей, просил признать начисление счетов по оплате за обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и пени за период с <дата> по <дата> по лицевому счету незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет по указанному лицевому счету, применить к ответчику меру наказания в виде штрафа и взыскать денежную компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

Определением суда от <дата> указанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Исковые требования мотивированы тем, что истцам с <дата> ООО «Аэросити-2000» выставляются счета к оплате за обращение с ТКО и пени. Истцы не согласны с суммой начислений, так как считают, что большая часть начислений незаконна. Истцы указывают, что в <дата> и <дата> в <адрес> не приезжал мусоросборщик. С <дата> по <дата> услуга предоставлялась мешковым способом, то есть способом непосредственной загрузки отходов в мусоровоз. Истцы указывают, что данную услугу не заказывали, ею не пользовались, в связи с чем основания для начисления платы отсутствуют. Истец Райков Ю.А. указал, что лишь с <дата> стал пользоваться данной услугой, в связи с чем указывает о согласии оказывать услуги с данного периода. В <дата> года в <адрес> установили контейнеры для сбора мусора, в связи с чем с указанной даты истцы согласны оплачивать предоставляемую услугу. Истец Сербигешева М.Н., выражая несогласие с произведенными начислениями, указывает, что по данным ответчика в доме проживает человек, тогда так фактически она проживает одна. Истцы считают, что им причинены нравственные страдания и переживания, связанные с необоснованным начислением не оказываемых услуг, необходимостью отстаивания своих прав и законных интересов. В качестве правового обоснования иска ссылаются на положения статей 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Протокольными определениями от <дата>, <дата> к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (Минстрой Хакасии), Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (Минприроды Хакасии), общество с ограниченной ответственностью «Экохакасвторсырье».

Истец Райков Ю.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Сербигешева М.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие в связи с болезнью, ранее в судебном заседании <дата> истец настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление, указав, что ООО «Аэросити-2000» с ООО «Экохакасвторсырье» заключен договор на оказание услуг по транспортировке твёрдых коммунальных отходов в зоне , к которой относится в том числе населенный пункт, где проживают истцы. Данным обществом оказываются услуги надлежащим образом, что в том числе подтверждается скриншотами с системы Глонас, а также актами к названному договору. В части заключения договора указал о том, что данный договор является публичным, его типовые условия размещены в средствах массовой информации и поскольку от истцов какие-либо возражения против его заключения не поступали в установленный срок, следовательно, договор считается заключенным на типовых условиям. Считает, что услуга истцам оказывалась надлежащим образом, просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Третье лицо – глава Пуланскольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия Мамышев В.М. в судебном заседании полагал заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Иные участвующие в деле третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание. Минприроды Хакасии и Минстрой Хакасии просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

Минстрой Хакасии направил в суд отзыв на исковое заявление, в котором со ссылками на Положение об обращении с твердыми коммунальными отходами разъясняет на порядок заключение договора, указав, что предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено ООО «Аэросити» на своем официальном сайте и в СМИ после присвоения ему статуса регионального оператора по обращению с ТКО. При отсутствии письменного договора с региональным оператором, он считается заключенным на условиях типового договора и подлежит оплате согласно установленным тарифам. Также указывает на необходимость составления акта с участием представителя регионального оператора о нарушении или неисполнении региональным оператором своих обязательств. Указывает, что доводы истцом о том, что они услугу по обращению с ТКО мешковым способом не заказывали правового значения для рассмотрения дела не имеют, поскольку возможность пользования данной услугой была предоставлена. Также в отзыве разъясняет порядок определения платы за данную коммунальную услугу. Указывает, что при выявлении нарушений регионального оператора при оказании услуг по обращению с ТКО потребителю необходимо обратиться в адрес Минстроя Хакасии. Полагают, что исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав устные пояснения присутствующих в судебном заседании лиц, исследовав и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного Кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что истцу Райкову Ю.А. на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен индивидуальный жилой дом, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости истцу Сербигешевой М.Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира, расположенная по адресу: <адрес>.

Из представленных ответчиком лицевых счетов, а также представленных истцами счетов за жилищно-коммунальные услуги истцы имеют задолженность по платежам за вывоз ТКО перед ООО «Аэросити-2000».

<дата> между ООО «АЭРОСИТИ-2000» и Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия по итогам конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) заключено соглашение «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Хакасия» территориальной зоны .

Описание территориальной зоны Республики Хакасия приведено в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, РХ (п. 1.1 соглашения). Территория с. Пуланколь Аскизского района Республики Хакасия входит в границы территориальной зоны , схема содержит сведения о местах размещения контейнеров на территории <адрес>.

ООО «АЭРОСИТИ-2000» оказывает коммунальную услугу по вывозу ТКО с <дата> (п.1.5 соглашения).

Согласно п. 3.1. соглашения, региональный оператор в течение месяца со дня наделения его статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан направить лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами (собственниками помещений в многоквартирном доме), собственникам жилых домов, собственникам и законным владельцам зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, земельных участков, на которых происходит образование твердых коммунальных отходов предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора.

В своей деятельности Региональный оператор руководствуется Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> (далее – Правила обращения с ТКО), постановлением Правительства Республики Хакасия от <дата> «Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Республики Хакасия» и иными нормативными правовыми актами в области обращения с отходами Российской Федерации и Республики Хакасия (п. 3.2. соглашения).

Пунктом 3.3 соглашения, региональный оператор обеспечивает сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов в соответствии с направлениями транспортирования, определенными территориальной схемой.

Региональным оператором по обращению с ТКО в <адрес> с <дата> является ООО «АЭРОСИТИ-2000», статус которому присвоен сроком на лет.

Частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <дата> » (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами) следует, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

До дня заключения письменного договора услуга регионального оператора выполняется в соответствии с условиями типового договора и соглашением с органом исполнительной власти и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу.

<дата> в газете «Аскизский труженик», а также на официальном сайте http://аскиз-пресса.рф/news/zhitelyam-rayona-predlagayut-zaklyuchity-dogovor-na-okazanie-uslugi-po-obrashteniyu-s-tverdimi-kommunalynimi-othodami/ опубликовано адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора. Кроме того, вышеуказанная информация опубликована на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет» по адресу http://aerocity-2000.ru.

В установленный срок, а именно в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, истцами не были направлены региональному оператору документы в соответствии с пп. 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.

Соответственно, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с истцами на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.

Таким образом, между ООО «Аэросити-2000» и потребителями (истцами) возникли отношения, связанные с оказанием услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с которыми потребители обязаны надлежащим образом исполнять обязанность по оплате услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора, а исполнитель, в свою очередь, надлежащим образом оказывать услугу.

Пунктом 2.6 договора установлено, что дата начала оказания услуг по обращению с ТКО <дата>.

Коммунальная услуга по обращению с ТКО предоставляется потребителям в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, согласно ст. 148 (34) Правил, рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.

Таким образом, все потребители в многоквартирных или частных жилых домах ежемесячно оплачивают услугу по обращению с ТКО исходя из утвержденных нормативов накопления ТКО, числа постоянно и временно проживающих и установленного тарифа на обращение с ТКО.

Отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг общества по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.

Проверяя довод истца Сербигешевой М.Н. о том, что ей неправомерно начислялась плата за обращение с ТКО за спорный период с <дата> по <дата> исходя из человек, тогда как в жилом доме она проживает одна, суд пришел к следующим выводам.

Согласно выписки из похозяйственной книги по адресу: <адрес>, в жилом помещении зарегистрированы и проживают помимо истца, ее дочь ФИО1, две внучки – ФИО2 и ФИО3 и сын ФИО4

Факт регистрации ФИО1, ФИО3 и ФИО4 в данном жилом помещении подтверждается также адресной справкой, составленной по имеющимся сведениям отделения адресно-справочной работы отдела по работе с гражданами РФ УВМ МВД по <адрес>. При этом, согласно указанной адресной справке сведений о регистрации по месту жительства или пребывания в отношении ФИО2 не имеется.

Истцом в материалы дела представлены свидетельства о регистрации по месту пребывания в отношении ФИО1 и ФИО3 на период с <дата> по <дата>, а также в отношении ФИО2 на период с <дата> по <дата>.

Пунктом 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами "д" и "е" пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

Истец Сербигешева М.Н. в судебном заседании <дата> пояснила, что непосредственно в ООО «Аэросити-2000» с заявление о перерасчете не обращалась, представленные суду документы не предоставляла.

Учитывая изложенное, что истцом не представлено в суд доказательств его обращения к ответчику с заявлением о перерасчете платежей за период временного отсутствия членов своей семьи с предоставлением надлежащих доказательств в подтверждение их временного отсутствия, суд приходит к выводу, что согласно положениям действующего законодательства начисление ответчиком в отношении истца платежей за предоставленные коммунальные услуги исходя из всех зарегистрированных в жилом доме лиц, то есть исходя из человек, являются правомерными, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет по данному основанию предъявленных требований у суда не имеется.

Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации осуществляются региональным оператором в соответствии с региональной программой и территориальной схемой обращения с отходами в соответствии с правилами обращения с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>. Порядок сбора ТКО в <адрес> регулируется постановлением Правительства Республики Хакасия № 328 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Республики Хакасия».

Складирование ТКО потребителями должно осуществляться в местах (площадках) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 8 указанного федерального закона, создание и содержание и мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории, относящейся к муниципальной собственности, в том числе контейнеров и бункеров, определение схемы их размещения, ведение реестра мест накопления ТКО, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84-ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в <адрес>», на сельские поселения возложена обязанность по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию коммунальных отходов.

Таким образом, полномочия по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, в том числе контейнеров и бункеров, определение схемы их размещения, ведение реестра мест накопления ТКО возложены законом на органы местного самоуправления. Участвующими в деле лицами не оспаривается, что до <дата> такие места в <адрес> администрацией обустроены не были, фактически существовала несанкционированная свалка, куда жители села складировали коммунальные отходы.

Следовательно, региональный оператор – ответчик ООО «Аэросити-2000» не может нести ответственность за бездействие администрации, связанное с отсутствием в <адрес> мест (площадок) накопления ТКО в предъявленный спорный период.

При этом пунктом 2.3 типового договора предусмотрены способы складирования ТКО: в контейнеры, расположенные на контейнерных площадках; непосредственно в мусоровоз при прибытии на место сбора.

В соответствии с пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации № 1156, региональный оператор обязан: принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; отвечать на жалобы и обращения потребителей по вопросам, связанным с исполнением настоящего договора, в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.

Кроме того, перечень обязательств регионального оператора ООО «АЭРОСИТИ-2000» установлен соглашением от <дата>, заключенным с Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, а в отношениях с гражданами – договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 5.1 которого: региональный оператор обязан принимать ТКО и иные отходы 4-5 классов опасности в объеме и в месте, которые определены в Приложении к настоящему договору; обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение принятых ТКО и иных отходов 4-5 класса опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставлять потребителю информацию в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с ТКО в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации; рассматривать претензии, жалобы, заявления потребителей услуг в сфере обращения с ТКО, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан; информировать потребителя об изменениях в оказании услуг, о порядке изменения условий договора, об изменении норм накопления отходов, об изменении цены на услуги по обращению с отходами, в том числе путем публикации в СМИ и/или размещении информации на официальном сайте Регионального оператора; в случае, предусмотренном п. 7.1 договора, устранить допущенные нарушения в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления уведомления о нарушении условий договора.

Пунктом 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> предусмотрено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

С 01.03.2021 введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 15 которых допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).

Следовательно, использование так называемого мешкового способа сбора ТКО, о котором указывают истцы, допускается действующим законодательством. Указание истцам о том, что данной услугой они не пользовались не имеет правового значения для рассмотрения указанного спора, поскольку возможность пользоваться данной услугой была истцам предоставлена, следовательно, за нее подлежит начислению плата. Также судом отклоняется довод третьего лица – главы Пуланкольского сельсовета о том, что мешковой способ является неудобным для граждан, поэтому граждане пользовались несанкционированной свалкой, поскольку деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой, сжигание ТКО в печах частного сектора, самостоятельное транспортирование ТКО потребителями, не имеющими соответствующей лицензии, размещение ТКО в несанкционированных местах запрещено.

Следовательно, поскольку истцы не оспаривают фат того, что с марта 2022 года ответчиком оказывалась услуга по обращению с ТКО так называемым мешковым способом, начисление платы за данную услугу является правомерным.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленными ответчиком документами, в частности договором № , заключенным с ООО «Экохакасвторсырье», действующий с <дата> по <дата>, на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов в зоне , акты оказанных услуг по данному договору за период с <дата> по <дата> включительно, а также маршрутами движения мусоровозов в спорный период, в том числе в <дата> и <дата>, что опровергает доводы истцом о том, что в указанные месяцы мусоросборщик не приезжал в <адрес>.

Из ответов Минстроя Хакасия на заявления истцов об освобождении их от оплаты за не оказанные услуги в спорный период, рассматриваемый в рамках настоящего спора, и проведении перерасчета следует, что нарушений действующего законодательства Российской Федерации со стороны ООО «Аэросити-2000» не установлено, оснований для перерасчета не имеется, не правомерность начисления пени не усматривается. К административной ответственности региональный оператор не привлекался.

В силу статей 153 – 155 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса РФ предусмотрена ответственность за несвоевременное и (или) не полностью внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в виде пени.

Перерасчет размера платы за некачественную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги предусмотрен пунктом 150 Правил оказания услуг в случае установления факта нарушения региональным оператором требований к качеству предоставляемых услуг, вследствие предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающую установленную продолжительность.

Таким образом, в ходе рассмотрения настоящего спора не нашел подтверждение факт того, что в спорный период ответчиком не оказывалась либо оказывалась ненадлежащим образом коммунальная услуга по обращению с ТКО, следовательно, правовые основания для признания счетов незаконным и обязании ответчика произвести перерасчет по лицевым счетам истцов, в том числе по пени, поскольку факт наличие задолженности имеет место быть, у суда не имеется.

В силу статьи 15 названного Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как указано в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

В соответствие со статьей 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно части 6 статьи 157 Жилищного кодекса РФ лицо, предоставляющее коммунальные услуги, при нарушении порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязано уплатить собственнику помещения в многоквартирном доме или нанимателю жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда штраф в размере пятидесяти процентов величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника помещения в многоквартирном доме или нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного либо муниципального жилищного фонда или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

Поскольку судом не установлено нарушений прав потребителя, в том числе по необоснованному начислению платы за обращение с ТКО правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания денежной компенсации морального вреда и штрафа у суда не имеется.

В связи с изложенным, в удовлетворении исковых требований Райкова Ю.А. и Сербигешевой М.Н. суд отказывает в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать Райкову Ю.А. и Сербигешевой М.Н. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Аэросити-2000» о признании незаконным начислений за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязании произвести перерасчет, взыскании денежной компенсации морального вреда и штрафа.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Хакасия через Аскизский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий      И.Р. Коголовский

Мотивированное решение изготовлено <дата>

2-96/2023 (2-1147/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Райков Юрий Алексеевич
Ответчики
ООО "АЭРОСИТИ-2000"
Другие
Минстрой Республики хакасия
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия
Пуланкольский сс Республики Хакасия
ООО "ЭКОХАКАСВТОРСЫРЬЕ"
Суд
Аскизский районный суд Республики Хакасия
Судья
Тришканева Инна Сергеевна
Дело на странице суда
akzisky.hak.sudrf.ru
06.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
08.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Подготовка дела (собеседование)
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2023Судебное заседание
06.02.2023Судебное заседание
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2023Судебное заседание
01.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Судебное заседание
21.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее