Дело № 2-1205/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Палатка
Магаданская область 31 мая 2016 года
Хасынский районный суд Магаданской области в составе
председательствующего судьи Зубакиной С.Н.
при секретаре Касауровой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Хасынского района Упоровой С.С.,
представителя ответчика – руководителя МУП «Стекольный–комэнерго» Винкина В.Н., действующего на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ и Устава,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Палатка в поселке Палатка гражданское дело по иску и.о.прокурора Хасынского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Стекольный-комэнерго» Хасынского района Магаданской области об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
И.о.прокурора Хасынского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Стекольный-комэнерго» Хасынского района Магаданской области с иском об обязании оснастить общедомовыми приборами учета тепловой энергии дома №№ по улице <адрес>; оснастить общедомовыми приборами учета водоснабжения (горячего и холодного) многоквартирные дома №№ по улице <адрес>, в срок не позднее четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования мотивированы тем, что в нарушение требований федерального законодательства МУП «Стекольный-комэнерго», основной деятельностью которого является жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика, в том числе производство, продажа, перепродажа, транспортировка электроэнергии, тепловой энергии юридическим и физическим лицам, обеспечение частного сектора топливом (углем); выполнение работ по предоставлению гражданам и юридическим лицам всего перечня коммунальных услуг, не предприняло действий по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии и водоснабжения.
Участвующий в деле прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что МУП «Стекольный-комэнерго» нарушает федеральное законодательство об энергоснабжении, и просил суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора признал, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 ГПК РФ в случаях, предусмотренных кодексом, другими федеральными законами, гражданское дело может быть возбуждено по заявлению лица, выступающего от своего имени в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или в защиту интересов Российской Федерации, её субъектов, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В силу пункта 1 статьи 45 ГПК ПФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации.
Одним из способов защиты гражданских прав, согласно статье 13 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В ходе проверки по исполнению МУП «Стекольный-комэнерго» мероприятий в сфере ТЭК и ЖКХ, прокуратурой Хасынского района установлено нарушение ресурсоснабжающей организацией МУП «Стекольный-комэнерго» законодательства об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 данного Федерального закона расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч.5 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно ч.9 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Так, в соответствии с ч.12 ст.13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах от 06.05.2011 года №354 ресурсоснабжающая организация – это юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также и индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных услуг, исполнитель – юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги.
Согласно Уставу МУП «Стекольный-комэнерго», основной деятельностью данного предприятия является жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика; в том числе производство, продажа, перепродажа, транспортировка электроэнергии, тепловой энергии юридическим и физическим лицам, обеспечение частного сектора топливом (углем); выполнение работ по предоставлению гражданам и юридическим лицам всего перечня коммунальных услуг, не предприняло действий по оснащению многоквартирного дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии. В целях удовлетворения общественных потребностей в продукции, товарах и услугах, для извлечения прибыли, предприятие осуществляет производство, продажу, перепродажу, транспортировку электроэнергии, тепловой энергии юридическим и физическим лицам (пп.3.2 Устава).
В соответствии с вышеуказанными правилами тепловая энергия является коммунальным ресурсом, а деятельность исполнителя по подаче ее потребителям коммунальной услугой, в связи с чем МУП «Стекольнй-комэнерго» является ресурсоснабжающей организацией в отношении поселка Стекольный.
В нарушение указанного законодательства использование тепловой энергии, водоснабжения, поставляемых в многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, осуществляется при отсутствии прибора, обеспечивающего учет потребляемого энергетического ресурса.
Не исполнение ресурсоснабжающей организацией - МУП «Стекольный-комэнерго» обязанности по оснащению прибором учета энергетических ресурсов жилых домов, нарушает интересы Российской Федерации в области энергосбережения, осуществляющей политику эффективного, и рационального использования энергетических ресурсов, являющихся основой функционирования экономики и жизнеобеспечения. Отсутствие прибора учета ведет к невозможности установления количества фактически потребляемых ресурсов и, как следствие, не приводит к экономии средств граждан.
С учетом изложенного, исковые требования и.о.прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
С учетом того, что выполнение ответчиком требований законодательства в сфере электроэнергетики затрагивает интересы неопределенного круга лиц – жителей многоквартирных домов, суд приходит к выводу о том, что срок исполнения указанных действий, определенный прокурором, является разумным и достаточным.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход муниципального образования «Хасынский городской округ».
Поскольку МУП «Стекольный-комэнерго» от уплаты госпошлины не освобождено, прокурором был подан иск в интересах физических лиц, то на основании п.п.3 п.1 ст.333.19, п.п.8 п.1 ст.333.20 НК РФ и ч.1 ст.103 ГПК РФ суд полагает возможным взыскать с ответчика в доход МО «Хасынский городской округ» госпошлину в размере 300рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования и.о.прокурора Хасынского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Стекольный-комэнерго» Хасынского района Магаданской области оснастить общедомовыми приборами учета тепловой энергии многоквартирные дома <адрес>, в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Стекольный-комэнерго» Хасынского района Магаданской области оснастить общедомовыми приборами учета водоснабжения (горячего и холодного) многоквартирные дома <адрес>, в срок не позднее четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Разъяснить, что решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется руководителем в установленный срок.
В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Стекольный- комэнерго» Хасынского района Магаданской области в доход бюджета муниципального образования «Хасынский городской округ» государственную пошлину в размере 300 (трехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Хасынский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 03 июня 2016 года.
Председательствующий подпись С.Н. Зубакина