Дело № 2-550/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 4 сентября 2024 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,
при секретаре Ильиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Базановой М.М. к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», муниципальному унитарному предприятию «Нименьгское коммунальное хозяйство» о взыскании убытков, судебных расходов,
установил:
Базанова М.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», Муниципальному унитарному предприятию «Нименьгское коммунальное хозяйство» о взыскании вреда (убытков), издержек связанных с рассмотрением дела.
В обоснование иска указала, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от <Дата> она является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>. <Дата> в <Адрес> сильным ветром одиннадцать многоквартирных домов были лишены кровли с крыш фактически был полностью сорван кровельный материал (шифер), в том числе с вышеуказанного многоквартирного дома. Главой муниципального образования «Онежский муниципальный района Максимовым Ю.А. лишь <Дата> в соответствии с его постановлением ...-пг на территории муниципального образования «Нименьгское», где находится <Адрес>, был введен режим чрезвычайной ситуации. При этом в течение месяца, в период с <Дата> по <Дата>, вследствие ненадлежащего исполнения главой муниципального образования «Онежский муниципальный район» Максимовым Ю.А. своих должностных обязанностей по своевременному введению режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Нименьгское» и принятию первоочередных мер к проведению работ по монтажу временного укрывного кровельного материала на поврежденных крышах, а также бездействием МУП «Нименьгское коммунальное хозяйство» по ремонту кровель, значительное количество жилых помещений (квартир), включая занимаемой ею жилое помещение, были приведены в непригодное для проживания состояние. После введения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Нименьгское» на поврежденных крышах многоквартирных домов произведен монтаж временного укрывного кровельного материала, данный факт не предотвращал поступления осадков. Факт бездействия главы муниципального образования «Онежский муниципальный район» Максимова Ю.А. был также установлен прокуратурой <Адрес> (письмо прокуратуры <Адрес> от <Дата>). В соответствии с проведенной оценкой, стоимость затрат на восстановительный ремонт квартиры составила 90 668 руб. В счет указанной суммы подлежит зачету сумма в размере 1 327 руб. 47 коп., на которую ответчиком МУП «Нименьгское коммунальное хозяйство» был сделан перерасчет. Расходы на оценку составили 8 000 руб., на оплату юридических услуг – 7 000 руб. просит взыскать с ответчика МКУ «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район» в счет возмещения убытков 72 534 руб. 40 коп., издержек связанных с рассмотрением дела – 12 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины – 2 613 руб. 45 коп., с МУП «Нименьгское коммунальное хозяйство» в счет возмещения убытков – 16 806 руб. 13 коп., издержек связанных с рассмотрением дела – 3 000 руб.
В судебном заседании истец Базанова М.М. поддержала исковые требования.
Другие лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В материалы дела представлен отзыв администрации МО «Онежский муниципальный район» об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что в случае подтверждения понесенных расходов на устранение недостатков жилого помещения, истец может требовать либо уменьшения платы за жилое помещение, либо возмещения своих расходов на устранение недостатков в счет платы за наем. Кроме того, не все квартиры в многоквартирном жилом доме находятся в муниципальной собственности. Администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» были предприняты все необходимые меры для скорейшего устранения последствий ураганного ветра и града, повредившего кровли 11 многоквартирных домов в <Адрес>, вплоть до введения режима чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании «Нименьгское» <Дата> С этой целью было проведено обследование пострадавших домов, определена стоимость восстановительных работ, выделены необходимые денежные средства для закупки, завоза и установки временного укрывного кровельного материала. Временные затраты были связаны с тем, что <Адрес> является труднодоступным населенным пунктом и с ним отсутствует постоянная автомобильная дорога. Администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» было инициировано проведение капитального ремонта кровель указанных домов, в результате которого между некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <Адрес>» и ООО «ДС-Строй» <Дата> заключен договор на выполнение указанных работ. Представленный истцом договор заключенный с ИП Назарецким А.Е. и заключение о рыночной стоимости работ и материалов, необходимых для устранения ущерба датированы <Дата>, то есть спустя полгода произошедших событий, данный период времени является продолжительным, в течение которого происходит значительный физический износ имеющегося имущества в квартире. Следовательно, данный документы нельзя считать надлежащими доказательствами по делу, так как они не отражают реальную стоимость материалов, необходимых на момент залива квартиры.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд находит возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с пунктами 6 - 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме: а) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации; б) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации; в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.
Порядок деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам «б», «в» пункта 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы в режиме повышенной готовности являются, в том числе принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления в режиме чрезвычайной ситуации являются, в том числе организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.
При возникновении чрезвычайной ситуации муниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций и органов местного самоуправления муниципального района решением главы местной администрации муниципального района устанавливается местный уровень реагирования.
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ предусмотрено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно положениям статей 23 – 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.
Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм права, следует, что обязательным условием для возложения обязанности по возмещению вреда является наличие юридического состава, включающего в себя противоправность действия (бездействия) причинителя вреда, виновность, наличие вреда, а также прямой причинной связи между действием либо бездействием и наступившими последствиями.
В свою очередь ответчик, возражающий против удовлетворения иска, должен доказать отсутствие своей вины в причинении ущерба, поскольку в силу положений пункта 2 статьи 1064 ГК РФ именно это обстоятельство служит основанием для освобождения его от ответственности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела Iчасти первой Гражданского кодекса Российской Федерации», отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Если лицо несет ответственность за нарушение обязательства или за причинение вреда независимо от вины, то на него возлагается бремя доказывания обстоятельств, являющихся основанием для освобождения от такой ответственности (например, пункт 3 статьи 401, пункт 1 статьи 1079 ГК РФ).
Судом установлено, что на основании договора социального найма жилого помещения от <Дата> Базанова М.М. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес>.
Собственником квартир № <Адрес> расположенных по адресу: <Адрес>, является муниципальное образование «Онежский муниципальный район».
<Дата> вследствие сильного ветра нанесен ущерб одиннадцати многоквартирным домам в <Адрес>, среди которых жилой <Адрес>, находящийся по адресу: <Адрес> жилому дому нанесен ущерб, что повлекло необходимость проведения капитального ремонта кровли дома.
Согласно справке Федерального государственного бюджетного учреждения «Северное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» от <Дата>, по данным метеостанции <Адрес> (ближайшая к <Адрес>) <Дата> максимальная скорость ветра наблюдалась 25 м/с (данная скорость ветра является опасным метеорологическим явлением).
Согласно подпункту 29 пункта 3.1 раздела 3 Положения о муниципальном казенном учреждении «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов от <Дата> ... организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории Онежского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, относятся к компетенции администрации Онежского муниципального района.
В силу пункта 5 статьи 42 Устава администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», финансовое обеспечение деятельности администрации осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджета Онежского муниципального района.
Распоряжением главы муниципального образования «Онежский муниципальный район» от <Дата> ...-рг был утвержден состав комиссии по проведению осмотра многоквартирных домов, расположенных на территории <Адрес> получивших повреждения в результате стихийного бедствия.
<Дата> указанной комиссией было проведено обследование технического стояния кровли <Адрес> в <Адрес> на предмет определения возможности дальнейшей ее эксплуатации. В результате обследования было установлено, что после стихийного бедствия в виде сильного ветра, дождя и града кровельному покрытию данного дома нанесен следующий ущерб: отсутствует 30 листов 6 – волнового шифера (48 кв.м.); повреждены элементы фермы 50 мм х 150 мм. 6,5 м.п., множественные повреждения шиферных листов (трещины, сколы); потеря целостности кровельного покрытия в целом; видны множественные прогибы обрешетки, покрытие крыши выполнено шифером 6 – волнового профиля 54 х 200.
В соответствии с заключением данной комиссии: кровля требует установки кровельного покрытия общей площадью 48 кв.м., замены элементов фермы. Ввиду того, что данный шифер не является складской позицией требуется дополнительное время на его поиск, замену, доставку. В связи с этим, требуется замена покрытия крыши целиком с применением шифера 8- волнового профиля 40 х 150, а также замены обрешетки целиком.
Из протокола заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального образования «Онежский муниципальный район» ... от <Дата> следует, что вследствие неблагоприятного явления сопровождающегося шквалистым, ураганным ветром <Дата>, в <Адрес> ввести с <Дата> на территории муниципального образования «Нименьгское» <Адрес> режим «повышенной готовности». МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» в течение 24 часов необходимо обеспечить укрытие разрушенных участков кровли домов временным покрытием; в кратчайшие сроки организовать проведение восстановительных работ на поврежденных домах <Адрес>; направить обращение о выделении денежных средств в адрес некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <Адрес>»; в кратчайшие сроки заключить муниципальный контракт на проведение работ по восстановлению разрушенной кровли многоквартирных домов, указанных в докладе.
В соответствии с постановлением главы муниципального образования «Онежский муниципальный район» от <Дата> ...-пг на территории муниципального образования «Нименьгское» введен режим чрезвычайной ситуации муниципального характера, установлен местный уровень реагирования, до устранения причин, способствующих возникновению сложившейся ситуации. МКУ «Управление по инфраструктурному развитию и ЖКХ» в срок до <Дата> направить обращение в адрес некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <Адрес>» о выделении денежных средств на проведение ремонтно – восстановительных работ в многоквартирных домах <Адрес>.
<Дата> в адрес некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <Адрес>» поступило письмо исполняющего обязанности заместителя главы администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» о выделении денежных средств на проведение ремонтно – восстановительных работ в многоквартирных домах <Адрес> в соответствии постановлением <Адрес> от <Дата> ... – пп «Об утверждении порядка принятия решений по вопросам капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в случае возникновения в нем аварий, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».
<Дата> между некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов <Адрес>» (заказчик) и ООО «ДС – Строй» (подрядчик) был заключен договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (крыш) в <Адрес>, в том числе <Адрес>.
<Дата> работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (крыш) в <Адрес>, в том числе <Адрес>, были приняты комиссией по актам приемки оказанных и (или) выполненных работ.
Из сведений муниципального казенного учреждения «Управление жилищно – коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» от <Дата> ... следует, что резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район» до <Дата> не создавались.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «Онежский муниципальный район» в течение месяца до <Дата> достаточных мер по ликвидации в короткие сроки чрезвычайной ситуации в отношении поврежденного жилища истца не принималось, в том числе не были заблаговременно созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, не была организована реализация мероприятий утвержденных протоколом заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Онежского муниципального района от <Дата> по обеспечению в течение 24 часов укрытия разрушенных участков кровли домов временным покрытием, по организации в кратчайшие сроки проведения восстановительных работ на поврежденных домах в <Адрес>.
Вопреки доводам администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, данным ответчиком не представлены достаточные доказательства того, что им были предприняты все необходимые меры для скорейшего устранения последствий сильного ветра и града, повредивших кровлю <Адрес>, вплоть до введения <Дата> режима чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании «Нименьгское». Длительное время не было проведено обследование пострадавших домов, определение стоимости восстановительных работ, выделение необходимых денежных средств для закупки, доставки необходимого укрывного материала, также выполнения работ по укрытию разрушенных участков кровли домов временным покрытием. Нахождение в <Адрес> приватизированной квартиры не освобождало администрацию от обязанности провести действия необходимые при возникновении чрезвычайной ситуации.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу положений части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1.1 указанной нормы надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно подпунктам «а», «б» пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> ... «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
На основании пункта 7 части 1 Постановления Правительства Российской Федерации от <Дата> ... «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов, в частности, относятся: выявление деформации и повреждений несущих кровельных конструкций, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, креплений элементов несущих конструкций крыши, водоотводящих устройств и оборудования, слуховых окон, выходов на крыши, ходовых досок и переходных мостиков на чердаках, осадочных и температурных швов, водоприемных воронок внутреннего водостока.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госкомитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от <Дата> ..., техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств. Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров.
Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1.1). Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке) (пункт 4.6.1.2).
Согласно пунктам 6.1, 6.2, 6.3 Устава МУП «Нименьгское КХ», предприятие приняло в хозяйственное видение от собственника объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности; осуществляет содержание и обслуживание жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что МУП «Нименьгское КХ», обязанное осуществлять содержание и обслуживание жилищного фонда, в том числе <Адрес> в <Адрес>, работы по герметизации повреждений кровельного покрытия многоквартирных домов, которые были повреждены в результате штормового ветра стало производить только после <Дата>
Бездействие администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» и управляющей организации МУП «Нименьгское КХ» по организации ремонта кровель многоквартирных домов, в том числе <Адрес> в <Адрес>, послужило основанием для внесения Онежским межрайонным прокурором <Дата> и <Дата> представлений главе администрации и руководителю управляющей организации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие вину вышеуказанных ответчиков в причинении истцу ущерба в результате их бездействия, противоправности их поведения, наличия причинной связи между причиненным истцу ущербом и бездействием данных ответчиков.
Из представленного стороной истца заключения эксперта-оценщика Назарецкого А.Е. от <Дата>, стоимость затрат на восстановительный ремонт помещений квартиры, расположенной по адресу: <Адрес> по состоянию на дату заключения договора (<Дата>), без учета износа материалов составляет 90 668 руб. В результате залития наблюдаются: в комнате площадью 17, 9 кв.м. – на потолке и поверхности стен выявлены следы высохшей влаги в виде пятен, в комнате 7, 7 кв.м. – на потолке обои отклеились от основания, в прихожей на потолке и поверхности стен выявлены следы высохшей влаги в виде пятен и подтеков, в кухне на потолке и поверхности стен также наблюдаются пятна от высохшей влаги, на тыльной стороне линолеума, панелей ДВП пятна черного цвета по внешнему виду плесень /грибок, на мебели наблюдается разбухание материала, выявлены пятна темного цвета по внешнему виду плесень/грибок.
Доказательств, подтверждающих иной размер ущерба, ответчиками в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ, в материалы дела не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы заявлено не было. При этом, у истца отсутствовала обязанность проводить экспертизу стоимости затрат на восстановительный ремонт помещений квартиры незамедлительно после залития жилого помещения.
В силу статьи 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Из содержания указанной правовой нормы следует, что для возникновения ответственности по статье 1080 ГК РФ за причиненный вред необходимо, чтобы вред являлся нераздельным результатом совместных действий (бездействия) нескольких лиц. Только такой признак указывает на наличие причинной связи между действиями (бездействием) всех причинителей вреда и наступившим результатом.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, в том числе свидетельствующие о принятии мер для минимизации ущерба в период с 9 по <Дата> только со стороны ответчика МУП «Нименьгское КХ», исследовав и оценив представленные по делу доказательства, установив наличие вины ответчиков в произошедшем причинении ущерба истцу, учитывая характер нарушений, суд приходит к выводу о совместной ответственности ответчиков и определяет степень вины ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в размере по 80 % (ущерб в большей степени причинен истцу из-за бездействия данного ответчика, не принявшего всех оперативных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации) и ответчика МУП «Нименьгское КХ» в размере 20 %, а также о праве истца требовать возмещения убытков в долевом порядке с администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» в размере 72 534 руб. 40 коп. (80 % от 90 668 руб.) и с МУП «Нименьгское КХ» в размере 16 806 руб. 13 коп. (90 668 руб. Х 20% - 1 327 руб. 47 коп. – перерасчет по оплате за найм).
Положением о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно – коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», утвержденным решением Собрания депутатов от <Дата> ... не предусмотрены функции Управления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования «Онежский муниципальный район».
На основании ст. ст. 94, 98, 100 ГПК РФ в пользу истца с ответчиков МКУ «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», МУП «Нименьгское коммунальное хозяйство» подлежат взысканию судебные расходы по оценке ущерба (8 000 руб.), расходы на оплату услуг представителя в размере 7 000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 880 руб. 22 коп., исходя из 80 % и 20 % степени вины соответственно.
Излише уплаченную государственную пошлину в размере 386 руб. 59 коп. следует возвратить истцу.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Базановой М.М. к муниципальному казенному учреждению «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район», Муниципальному унитарному предприятию «Нименьгское коммунальное хозяйство» о взыскании убытков, судебных расходов удовлетворить.
Взыскать с муниципального казенного учреждения «Администрация муниципального образования «Онежский муниципальный район»
(ИНН 2906002459) в пользу Базановой М.М., <Дата> г.р. (<Адрес>) убытки в размере 72 534 руб. 40 коп., расходы на оценку в размере 6 400 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 5 600 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 304 руб. 18 коп., всего взыскать
86 838 руб. 58 коп.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Нименьгское коммунальное хозяйство» (ИНН 2906007552) в пользу Базановой М.М., <Дата> г.р. (...) убытки в размере 16 806 руб. 13 коп., расходы на оценку в размере 1600 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 1 400 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 576 руб. 04 коп., всего взыскать
20 382 руб. 17 коп.
Возвратить Базановой М.М. излишне уплаченную государственную пошлину в размере 386 руб. 59 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Онежский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись С.Ю. Карелина
<Дата>
<Дата>