Гражданское дело №
УИД 26RS0№-77
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2023 года <адрес>
Красногвардейский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сердюкова А.Г.,
при секретаре ФИО1,
с участием, представителя истца прокурора <адрес> - ст. помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Вступившим ДД.ММ.ГГГГ решением Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов и взыскании судебных расходов, было удовлетворено частично.
Разрешая спор, суд исследовав и оценив представленные в дело доказательства, руководствуясь положениями ст. ст. 1064-1065, 1082 ГК РФ, ст.ст. 13, 39.35, 42 ЗК РФ, ст. ст. 11, 14-15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. ст. 8, 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. ст. 3, 7, 11, 16, 39, 77-78 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Минприроды России и Роскомзема от ДД.ММ.ГГГГ N 525/67, ст. 2 Устава муниципального образования села <адрес>, в редакциях действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, пришел к выводу о возложении на администрацию муниципального образования села <адрес> обязанности разработать в срок до ДД.ММ.ГГГГ проекты рекультивации следующих земельных участков: земельный участок, расположенный в северо-западной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070702, площадью 40000 кв. м. занятый свалкой твердых бытовых отходов; земельный участок, расположенный в восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070814, площадью 20000 кв. м. занятый свалкой твердых бытовых отходов; земельный участок, расположенный в северо-восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070708, площадью 15000 кв. м. занятый свалкой твердых бытовых отходов и провести рекультивацию в соответствии с разработанными проектами с окончанием работ в срок до ДД.ММ.ГГГГ следующих земельных участков: земельный участок, расположенный в северо-западной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070702, площадью 40000 кв. м. занятый свалкой твердых бытовых отходов; земельный участок, расположенный в восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070814, площадью 20000 кв. м. занятый свалкой твердых бытовых отходов; земельный участок, расположенный в северо-восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070708, площадью 15000 кв. м. занятый свалкой твердых бытовых отходов.
Удовлетворяя требования прокурора района, суд исходил из того, что указанные свалка твердых бытовых отходов находятся на исторически сложившейся территории муниципального образования села <адрес>, куда длительное время до ДД.ММ.ГГГГ производится вывоз ТБО, то есть, земельные участки под свалкой твердых бытовых отходов находятся в границах муниципального образования, следовательно в силу изложенных правовых норм, организовать рекультивацию земельных участков после прекращения складирования отходов обязан собственник в лице соответствующего органа местного самоуправления, названные нормы не отстранили органы местного самоуправления сельского поселения от участия в организации деятельности сбора и вывоза твердых бытовых отходов и мусора и не исключили бремени использования земельного участка в соответствии с целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде и не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и влечет обязанность органов местного самоуправления в возмещении причиненного окружающей среде вреда способом восстановления положения, существовавшего до нарушения права предусмотренного ст. 12 ГК РФ.
Данное решение суда муниципальным образованием не было исполнено за счет бюджета муниципального образования, определениями Красногвардейского районного суда <адрес> вступившими в законную силу, неоднократно по заявлению главы территориального управления предоставлялась отсрочка исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, последняя отсрочка предоставлена определением суда ДД.ММ.ГГГГ в части решения о возложении на администрацию обязанность разработать проекты рекультивации данных земельных участков занятых свалкой твердых бытовых отходов на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № создано Дмитриевское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес> в форме муниципального казенного учреждения и наделено правами юридического лица.
Решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Дмитриевском территориальном управлении администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, которое в соответствии с п.п. 1.1, 1.8 является территориальным органом администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, входит в её структуру и осуществляет отдельные полномочия администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, а также является правопреемником администрации муниципального образования села <адрес> в соответствии c решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа <адрес> о правопреемстве.
ДД.ММ.ГГГГ определением Красногвардейского районного суда <адрес>, решение Красногвардейского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования села <адрес> о возложении обязанности по разработке проекта рекультивации и проведению рекультивации земельного участка, занятого свалкой твердых бытовых отходов и взыскании судебных расходов, отменено по новым обстоятельствам.
Разрешая заявленные требования о пересмотре вступившего в законную силу решения суда в связи с новыми обстоятельствами и отменяя его по новым обстоятельствам, суд в своём определении от ДД.ММ.ГГГГ принял во внимание фактические обстоятельства дела, требования действующего законодательства и учел, что Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П, является новым обстоятельством, поскольку содержит иное конституционно-правовое истолкование нормативных положений, примененных в данном гражданском деле и пришел к выводу, что указанные заявителем обстоятельства отвечают признакам нового обстоятельства и имеют существенное значение для правильного разрешения настоящего гражданского дела, способного повлиять на существо принятого решения, которые послужили основанием для удовлетворения заявления и отмены постановленного по настоящему гражданскому делу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу и пересмотре судебного постановления по новым обстоятельствам.
ДД.ММ.ГГГГ определением Красногвардейского районного суда <адрес>, к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Дмитриевскому территориальному управлению администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности разработать расчет стоимости ликвидации свалок твердых бытовых отходов, обеспечить финансирования ликвидации свалок отходов и ликвидации свалки твердых бытовых отходов.
К участию в гражданском деле в качестве соответчиков привлечены администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Дмитриевское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ определением Красногвардейского районного суда <адрес>, к производству суда принято уточненное исковое заявление прокурора <адрес> в порядке ст. 39 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов.
Из числа соответчиков по настоящему гражданскому делу исключены как ненадлежащие ответчики администрация Красногвардейского муниципального округа <адрес>, Дмитриевское территориальное управление администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>.
<адрес> в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, со ссылками на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П, на ст. ст. 4, 22 Федерального закона № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О санитарном эпидемиологическом благосостоянии населения», ст. 6, 51, 80.1, 80.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на Постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>», просил суд возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов на земельных участках, расположенном в северо-западной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070702, площадью 40000 кв.м.; земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070814, площадью 20000 кв.м.; земельном участке, расположенном в северо-восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070708, площадью 15000 кв.м. в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести их ликвидацию.
Требования иска мотивировано тем, что к полномочиям Министерства природных ресурсов и ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в области охраны окружающей среды относится выявление объектов накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена является полномочием органов государственной власти <адрес> в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
Согласно сведениями из ЕГРН несанкционированная свалка расположена на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.
Вывоз твердых бытовых отходов и их хранение осуществлялось на указанном земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, который объектом для размещения отходов не являлся, поверхность которого искусственного, водонепроницаемого покрытия не имеет и не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, ограждение отсутствует. На указанную свалку отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение, подъездные пути с твердым покрытием к ней отсутствуют.
Выявленные нарушения закона посягают на интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Красногвардейского муниципального округа <адрес>.
В судебное заседание, представитель ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом заблаговременно и надлежащим образом, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, сведений о причинах неявки в суд, уважительных причин неявки в судебное заседание, заявления об отложении судебного разбирательства не представлено, при этом к заседанию суда представителем ответчика представлены возражения на иск о не согласии с исковыми требованиями и отказе в удовлетворении иска со ссылками на Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, положения статей Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», а также Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении рекультивации и консервации земель» и пунктов Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, Правил ведения ГРОНВОС, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Возражения на иск мотивирует тем, что федеральным законодательством установлен прямой запрет на возложение обязанности, исполнение которой не предусмотрено компетенцией органа власти. Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> с 2009 года в соответствии с постановлением <адрес> №-п «Об утверждении порядка ведения кадастра отходов производства и потребления <адрес>» ведется кадастр отходов производства и потребления, который включает в себя данные, представляемые органами местного самоуправления <адрес>, а также юридическими лицами, осуществляющими на территории <адрес> деятельность по обращению с отходами.
Для включения ОНВОС в ГРОНВОС необходимо представить заявление с включении объекта в ГРОНВОС. После включения в государственный реестр объекты категорируются в соответствии с установленными критериями, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении критериев и срока категорирования объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке». Учитываются объем и масса накопленных отходов, площадь загрязненной территории, количество населения, на которое оказывается негативное влияние отходов, наличие опасных веществ на объекте и другие факторы.
В администрации городских и муниципальных округов <адрес> были направлены рекомендации по вопросам подготовки заявки о включении ОНВОС в ГРОНВОС, порядок подготовки документации для включения в ГРОНВОС размещен на официальном сайте Министерства в подразделе «Федеральный проект «Чистая страна» раздела «Деятельность» по адресу: http://www.mpr26.ru/deyatelnost/okhrana- okruzhayushchey-sredy/.
Собственником земельного участка, либо установленным лицом, чьи действия повлекли загрязнение земельного участка, самостоятельно принимаются меры, которые должны обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
В кадастр отходов включены 5 ОНВОС в Красногвардейском муниципальном округе <адрес> с кадастровыми номерами: 26:01:010901, 26:01:080309, 26:01:061401, 26:01:131103, 26:01:070814.
Правительство Российской Федерации утвердило перечень новых инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. Одна из которых «Генеральная уборка», срок реализации федерального проекта «Генеральная уборка» 2022 - 2030 гг. После предоставления кадастра отходов в адрес Минприроды России, Минприроды России проводит отбор ОНВОС путем их приоритезации с учетом степени воздействия объектов на здоровье граждан и продолжительность их жизни.
<адрес> в адрес Минприроды России направлены предложения о включении объектов HBOC, расположенных на территории края в проект «Генеральная уборка». В рамках реализации проекта «Генеральная уборка» Роспотребнадзор и Росприроднадзор проводят инвентаризацию и обследование ОНВОС.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в <адрес> в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного заседания извещен судом заблаговременно и надлежащим образом, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, при этом зам. начальника ТФИО3 по СК в <адрес> к заседанию суда представлено заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя отдела.
При таких обстоятельствах, суд в соответствии со ст. ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, учитывая, что информация о дате и времени судебного заседания в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" заблаговременно размещается на интернет-сайте суда.
Суд, огласив исковые требования, выслушав объяснение представителя истца настаивающего на удовлетворении уточненного иска в порядке ст. 39 ГПК РФ по доводам изложенным в нем, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 56, 195, 196 ГПК РФ, суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований и по основаниям, им указанным, основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу статей 12, 56, 67 ГПК РФ состязательность процесса требует того, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений; никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В силу положений статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из материалов гражданского дела следует и судом установлено, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования села <адрес> законодательства об охране окружающей природной среды при обращении с отходами производства и потребления, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения экологического, земельного законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> в адрес главы администрации муниципального образования села <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
ДД.ММ.ГГГГ главой муниципального образования села <адрес> на представление прокурора района подготовлен ответ о рассмотрении представления и проведении работы по устранению нарушений закона, в котором указано, что администрацией постоянно ведется работа по устранению несанкционированных (стихийных) свалок, в местах свалок устанавливаются таблички «Свалка мусора запрещена». На ДД.ММ.ГГГГ свалки на территории ПУ № и ПУ № приведены в порядок.
ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки главой муниципального образования села <адрес> ФИО4, помощником прокурора ФИО5, специалистом 1 категории администрации ФИО6 составлены акты обследования стихийных свалок, согласно которым: в северо-западной части окраины села находиться земельный участок площадью 40 000 кв.м., в кадастровом квартале 26:01:070702, где расположена стихийная свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 20 000 куб.м. ТБО; в восточной части окраины села находиться земельный участок площадью 20 000 кв.м., в кадастровом квартале 26:01:070814, где расположена стихийная свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 20 000 куб.м. ТБО; в северо-восточной части окраины села находиться земельный участок площадью 15 000 кв.м., в кадастровом квартале 26:01:070708, где расположена стихийная свалка, на которой ранее осуществлялось складирование ТБО, на свалке размещено около 10 000 куб.м. ТБО. Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к актам фотоматериалами.
ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального образования села <адрес> ФИО7 сообщил прокурору <адрес> о том, что администрация не может осуществить рекультивацию указанных свалок, в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете на 2018 год, на плановый период 2019-2020 годов.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков.
Действуя в рамках предоставленной ему дискреции, законодатель принял Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ), определивший правовые основы разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, включая основания внесения земельных участков в перечни земельных участков, на которые возникает право собственности соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", предусматривающий, какие земельные участки - в целях разграничения государственной собственности на землю - относятся к федеральной собственности, к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности поселений, городских округов и муниципальных районов (статья 3.1), и определяющий полномочия органов публичной власти в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (статья 3.3). При этом органы местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов были наделены полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории соответственно данных городских поселений и сельских поселений, входящих в состав данных муниципальных районов (на межселенных территориях муниципального района), и полномочиями на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, на принятие решений об их перераспределении и на выдачу разрешения на их использование в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 2 и пункт 4 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ").
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения и муниципального района в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда эта обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения таких мест (площадок) и ведение их реестра, а также организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами; причем органы местного самоуправления муниципального района осуществляют указанные полномочия на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и на межселенной территории (пункты 1 - 3). Кроме того, данный Федеральный закон допускает возможность перераспределения перечисленных полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", т.е. путем принятия закона субъекта Российской Федерации (статья 8.1).
В то же время гораздо более широким объемом полномочий в области обращения с отходами наделены субъекты Российской Федерации, которые, в числе прочего, разрабатывают, утверждают и реализуют региональные программы в области обращения с отходами, включая твердые коммунальные отходы, организуют деятельность по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждают порядок их накопления (в том числе раздельного), регулируют деятельность региональных операторов по обращению с отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора, разрабатывают и утверждают территориальные схемы обращения с отходами и т.д. (абзацы третий и шестнадцатый - девятнадцатый статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления"). При этом в региональной программе в области обращения с отходами субъекты Российской Федерации обязаны предусматривать мероприятия, направленные на выявление мест несанкционированного размещения отходов (абзац пятый пункта 2 статьи 13.2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").
Приведенные законоположения не устанавливают конкретных полномочий органов публичной власти по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов, не освобождают органы местного самоуправления от участия в этой деятельности, но в то же время не возлагают обязанность по ее осуществлению исключительно на указанные органы.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Конституция Российской Федерации исходит из того, что органы местного самоуправления должны решать вопросы, относящиеся к непосредственному обеспечению жизнедеятельности населения муниципального образования (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 32-П).
Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, как следует из его преамбулы, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, а также определяет государственные гарантии его осуществления. К общим принципам организации местного самоуправления, получившим закрепление в данном Федеральном законе, относятся и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение вопросов местного значения, их дифференциацию по видам муниципальных образований, установление полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов и их прав, связанных с решением вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, а также определение порядка и условий наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Согласно данному Федеральному закону местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения; в городских округах в соответствии с законами субъекта Российской Федерации местное самоуправление может осуществляться также на территориях внутригородских районов (часть 1 статьи 10).
Определяя перечни вопросов местного значения по видам муниципальных образований, данный Федеральный закон в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, относил к вопросам местного значения городского поселения организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ). С ДД.ММ.ГГГГ к числу вопросов местного значения городского поселения было отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, а к числу вопросов местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов (пункт 18 части 1 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ).
С ДД.ММ.ГГГГ приведенное правовое регулирование скорректировано Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 503-ФЗ (пункты 1 и 2 статьи 4). В частности, к числу вопросов местного значения городского поселения стало относиться участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов, при этом на территориях сельских поселений, входящих в состав муниципального района, данный вопрос решается органом местного самоуправления соответствующего муниципального района, если его решение не отнесено к ведению органов местного самоуправления сельских поселений законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений; к числу же вопросов местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории соответствующего муниципального района (пункт 18 части 1, части 3 и 4 статьи 14 и пункт 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 503-ФЗ).
Установление федеральным законодателем перечня вопросов местного значения муниципальных образований предполагает, как правило, закрепление лишь предметной сферы их ведения, что обусловливает необходимость - при определении конкретных полномочий органов местного самоуправления, в частности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а также объема финансовых обязательств муниципальных образований, обеспечивающих реализацию этих полномочий, - учитывать компетенцию органов публичной власти иных территориальных уровней, которой они наделены в соответствующей области, а это, в свою очередь, предопределяет обращение помимо приведенных положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к нормам специального отраслевого законодательства, регулирующего соответствующие отношения.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" возлагает осуществление управления в области охраны окружающей среды на органы местного самоуправления (статья 10), относит к субъектам природоохранной деятельности не только указанные органы, но и органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которым предоставляются достаточно широкие полномочия в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (статьи 5 и 6). При этом если до ДД.ММ.ГГГГ данный Федеральный закон предусматривал (пункты 1 и 2 статьи 7 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 458-ФЗ) аналогичное установленному Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" регулирование в части вопросов местного значения городских поселений и муниципальных районов, относящихся к сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, то в действующей редакции он вовсе не определяет конкретные полномочия городских поселений в этой сфере, а к вопросам местного значения муниципального района относит лишь организацию мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (пункт 1 статьи 7 в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 503-ФЗ).
В то же время данный Федеральный закон исходит из принципа ответственности органов всех трех уровней публичной власти за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац одиннадцатый статьи 1 и абзац шестой статьи 3), что согласуется с конституционными предписаниями о единстве системы публичной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие ЗК РФ", пункта 18 части 1, частей 3 и 4 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 10 и 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктов 1 и 2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", а также пунктов 16 - 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами.
Указанные законоположения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой они, действуя в нормативной связи, служат основанием для решения вопроса о возложении на орган местного самоуправления муниципального образования (в частности, городского поселения или муниципального района) обязанности по самостоятельной (за счет средств местного бюджета) ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или о взыскании с данного муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда этот орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно либо не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если указанные места расположены в границах данного муниципального образования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Оспоренные положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, применяемые совокупно или обособленно, являются правовым основанием для возложения на орган местного самоуправления муниципального образования соответствующей обязанности или для взыскания таких расходов в указанном случае, если места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов расположены в границах муниципального образования:
на земельных участках, находящихся в государственной собственности, поскольку не обеспечено финансирование (либо - если доказано, что твердые коммунальные отходы размещены преимущественно населением муниципального образования, - справедливое гарантированное софинансирование) Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации исполнения органами местного самоуправления указанной обязанности;
на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при этом отсутствуют как прямое указание в федеральном законодательстве на полномочия органов местного самоуправления по ликвидации таких мест на указанных землях и земельных участках, сопровождаемое одновременным закреплением форм участия Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в финансовом обеспечении осуществления этих полномочий, так и закон субъекта Российской Федерации о наделении органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями с передачей им финансовых ресурсов;
притом что не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Впредь до внесения соответствующих изменений в правовое регулирование допускается принятие судебных решений, возлагающих на органы местного самоуправления муниципальных образований соответствующую обязанность либо предусматривающих взыскание с муниципального образования таких расходов в указанном случае. В таком судебном решении должно быть указано на условия финансового обеспечения в соответствии с пунктом 1 резолютивной части данного Постановления, в том числе на минимально допустимый, исходя из обстоятельств конкретного дела, объем софинансирования из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если необходимым является справедливое гарантированное софинансирование. Неисполнение такого судебного решения до получения из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации соответствующего финансирования или справедливого (в объеме, не менее установленного в судебном решении) софинансирования и до истечения разумного срока на использование соответствующих средств по целевому назначению не должно быть основанием для взыскания с муниципального образования или органа местного самоуправления исполнительского сбора либо для применения ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом органы местного самоуправления, полностью исполнившие за счет бюджетов муниципальных образований после вынесения данного Постановления соответствующие судебные решения, имеют право на возмещение части расходов, фактически понесенных ими на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (в том числе расходов на оплату соответствующих услуг регионального оператора на основании заключенного с ним договора):
из федерального бюджета - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в федеральной собственности;
из бюджета субъекта Российской Федерации - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований земельных участках, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;
из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (в равных долях) - если такие места находятся на расположенных в границах муниципальных образований землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
При этом такое возмещение возможно, если не установлено, что возникновение или продолжение функционирования места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся в том числе выявление объектов накопленного вреда окружающей среде (абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 449-ФЗ), организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде (абзац введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 449-ФЗ).
Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения относятся выявление объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации накопленного вреда окружающей среде применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующего муниципального образования (п. 5 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 449-ФЗ).
В силу ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно Положения о Дмитриевском территориальном управлении администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов Красногвардейского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № размещенного на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следует, что к полномочиям территориального управления относиться в том числе и участие в организаций мероприятий по охране окружающей среды в границах подведомственной территории.
Согласно кадастровым планам территорий земельных участков 26:01:070814, 26:01:070708, 26:01:070702 в кадастровом квартале находятся объекты недвижимости, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, а также земли населенных пунктов, земли водного фонда, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания и т.д. с различными видами разрешенного пользования.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости - вышеуказанных свалок твердых бытовых отходов, отсутствуют.
Судом установлено, что указанные свалки твердых бытовых отходов находятся на исторически сложившейся территории Дмитриевского территориального управления Красногвардейского муниципального округа <адрес> района, а земельные участки под свалками твердых бытовых отходов находятся в границах данного муниципального образования, государственная собственность на которые не разграничена, на вышеуказанные земельные участки длительное время вывозились и складировались твердые бытовые отходы.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на данные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, также подтверждается сведениями публичной кадастровой карты, находящейся в свободном доступе в сети «Интернет».
В силу положений статьи 1, частей 2, 3 статьи 80.1, статьи 80.2 Закона об охране окружающей среды органы государственной власти субъектов Российской Федерации при организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводят оценку объектов накопления вреда окружающей среде, включающую в себя в том числе установление объема или массы загрязняющих веществ, площади территорий и акваторий, на которых расположен объект накопленного вреда окружающей среде, уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения статей 80.1 и 80.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются в отношении материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступивших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона допускается включение объектов накопленного вреда окружающей среде в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде на основании материалов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, поступивших до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде.
Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий оценку воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан, с привлечением подведомственных ему федеральных государственных бюджетных учреждений в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона осуществляет такую оценку в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Согласно Постановлению <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 221-п (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>" Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в том числе следующие функции в установленной сфере деятельности в области охраны окружающей среды: выявляет объекты накопленного вреда окружающей среде в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации; организует ликвидацию накопленного вреда окружающей среде (пп. 8.1-8.2 введены постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 674-п).
Правила ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 445 (далее - Правила от ДД.ММ.ГГГГ N 445).
Согласно п. 3 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 445 государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде ведется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе материалов выявления и оценки объектов.
Ведение государственного реестра включает в себя рассмотрение материалов выявления и оценки объектов, принятие решения о включении объектов в государственный реестр или об отказе во включении объектов в государственный реестр, категорирование объектов, обновление информации об объекте и исключение из государственного реестра (п. 2 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 445).
По результатам рассмотрения заявления и материалов, представленных заявителем, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня поступления заявления, принимает решение о включении объекта в государственный реестр или об отказе во включении объекта в государственный реестр с указанием причин отказа (п. 7 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 445).
После включения объекта в государственный реестр Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляется категорирование объекта в целях обоснования очередности проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и принятия неотложных мер (п. 9 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 445).
Согласно ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды, вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности.
В соответствии с положениями ст. 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
По смыслу п. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск прокурора, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, исходя из характера спорных правоотношений и установленных по делу вышеприведенных обстоятельств, нового правового регулирования деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, изложенного в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 27-П, проанализировав указанные нормативные правовые акты и руководствуясь приведенными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные правоотношения, суд исходит из того, доводы ответчика о том, что Министерство не является уполномоченным органом по ликвидации несанкционированных свалок твердых бытовых отходов основаны на ошибочном толковании закона и приходит к выводу, что обнаруженные вышеуказанные несанкционированные свалки твердых бытовых отходов расположены на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно из взаимосвязанных положений, приведенных нормативных правовых актов, организация мероприятий по инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде и ликвидация этих свалов твердых бытовых отходов отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, должна быть возложена на указанный уполномоченный орган государственной власти <адрес> в указанный в иске срок, исходя из наличия установленной законом компетенции, а не на орган местного самоуправления, который не является собственником землепользователем, землевладельцем, арендатором данных земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.
Ответчиком не представлены доказательства, в силу которых обязанность по ликвидации выявленных свалок твердых бытовых отходов может быть по решению суда возложена на иное лицо, в связи с чем ответчик может быть освобожден от ответственности за очищение земельных участков и обеспечение ликвидации свалок, методы осуществления которой могут быть определены им самостоятельно, возложение обязанности по устранению причиненного природному объекту вреда на иных лиц, противоречило бы вышеуказанным требованиям закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника и принадлежность твердых бытовых отходов, расположенных на указанных прокурором земельных участках на территории Дмитриевского территориального управления администрации Красногвардейского муниципального округа <адрес>.
Между тем органы местного самоуправления не могут и не должны нести всю полноту ответственности за ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, собственник которых (разместившее их лицо) не установлен, если такие места обнаружены на расположенных в границах соответствующих муниципальных образований земельных участках, находящихся в государственной собственности, и при этом не установлено, что возникновение или продолжение функционирования конкретного места размещения отходов вызвано умышленными неправомерными действиями органа местного самоуправления или должностного лица данного муниципального образования.
Кроме того, наделение органов местного самоуправления полномочиями в отношении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и тем самым возложение на них обязанности без наделения органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями действовать от имени "государственного" собственника не могут рассматриваться как достаточное основание для возложения на эти органы всей полноты ответственности за ликвидацию обнаруженных на таких землях и земельных участках мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Помимо изложенного, суд также находит не состоятельными доводы ответчика о том, что для включения ОНВОС в ГРОНВОС, администрациям городских и муниципальных округов <адрес> необходимо представить заявление с включении объекта в ГРОНВОС, поскольку согласно информации предоставленной в суд администрацией Красногвардейского муниципального округа <адрес> следует, что Минприроды России рассмотрело заявление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о включении объекта накопленного вреда окружающей среде «Несанкционированная свалка, расположенная по адресу: <адрес>» в государственный реестр ОНВОС и сообщило о невозможности о включении данной несанкционированной свалки в ГРОНВОС и отказе во включении объекта в ГРОНВОС, поскольку представленные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> заявление и материалы об объекте не соответствуют пункту 6 Правил, в них отсутствуют материалы (с предоставлением подтверждающей документации), обосновывающие прекращение экономической/или иной деятельности на объекте; отсутствуют достоверные сведения о фактическом местонахождении объекта; в том числе отсутствуют достоверные сведения о праве собственности на объект; отсутствуют достоверные сведения об объеме или массе загрязняющих веществ/отходов, классе их опасности; отсутствуют достоверные сведения о площади территории/площади акватории; отсутствуют достоверные сведения о категории земель и виде разрешенного использования земельного участка; отсутствуют достоверные сведения о наличии на объекте опасных веществ.
Возложения на органы местного самоуправления муниципальных образований безусловной обязанности по ликвидации за счет средств местного бюджета мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или для взыскания с муниципального образования расходов, понесенных региональным оператором в связи с ликвидацией указанных мест в случае, когда орган местного самоуправления не обеспечил такую ликвидацию самостоятельно или не заключил соответствующий договор с региональным оператором, если такие места расположены в границах соответствующих муниципальных образований на земельных участках, находящихся в государственной собственности, либо на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, влечет нарушение принципа самостоятельности местного самоуправления, в том числе в отношении управления муниципальной собственностью, формирования и исполнения местного бюджета, а также нарушение принципа единства системы публичной власти и, кроме того, нарушение конституционных прав граждан на осуществление местного самоуправления и на благоприятную окружающую среду.
Размещение отходов производства и потребления само по себе является одним из видов негативного воздействия на окружающую среду, поэтому с учетом положений п.1 ст.1065 ГК РФ опасность причинения вреда окружающей среде и, как следствие, нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, являются достаточным поводом для обращения в суд с настоящим иском и для исключения вредоносности свалки путем вынесения судебного решения.
Необходимость принятия мер по организации инвентаризации объекта накопленного вреда окружающей среде и ликвидации накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов, принимая во внимание отсутствия в деле доказательств причинно-следственной связи между действиями Министерства и возникновением свалок, их значительную площадь и объемы размещенных отходов, продолжительность нахождения отходов на земле, длительное нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обусловлена непосредственной близостью к свалкам твердых бытовых отходов к селу Дмитриевское Красногвардейского муниципального округа <адрес>, жители которого вынуждены видеть и ощущать на себе их негативное влияние, а неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
Вместе с тем возложение либо не возложение на ответчика указанной обязанности не может быть постановлено в зависимость от наличия либо отсутствия у Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> финансовых средств для ее выполнения.
Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета <адрес>, а также средств федерального бюджета, передаваемых бюджету <адрес> в виде субвенций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в связи с чем доводы представителя ответчика о недопустимости установления органами государственной власти расходных обязательств, исполнения которых не будет обеспечено собственными средствами, суд признает не состоятельными.
При этом ответчик не лишен возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке, рассрочке исполнения решения суда при наличии оснований, предусмотренных Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> о возложении обязанности произвести инвентаризацию объекта накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалки твердых бытовых отходов, удовлетворить.
Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> обязанность произвести инвентаризацию объектов накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов на земельных участках, расположенном в северо-западной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070702, площадью 40000 кв.м.; земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070814, площадью 20000 кв.м.; земельном участке, расположенном в северо-восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070708, площадью 15000 кв.м. в течение 3 месяцев после вступления решения в законную силу и произвести ликвидацию накопленного вреда окружающей среде, свалок твердых бытовых отходов на земельном участке, расположенном в северо-западной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070702, площадью 40000 кв.м., земельном участке, расположенном в восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070814, площадью 20000 кв.м., земельном участке, расположенном в северо-восточной части окраины села Дмитриевского в кадастровом квартале 26:01:070708, площадью 15000 кв.м. в течение 6 месяцев после вступления решения в законную силу.
Лица, участвующие в деле, их представители вправе ознакомиться с протоколом и аудиозаписью судебного заседания или отдельного процессуального действия и в течение пяти дней со дня подписания протокола подать в письменной форме замечания на такие протокол и аудиозапись с указанием на допущенные в них неточности и (или) на их неполноту.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.<адрес>