Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 сентября 2023 года г.Н.Новгород
Московский районный суд г. Н. Новгорода (***, ул.М. шоссе, ***) в составе:
председательствующего судьи Айдовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Жуйковой Я.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по *** к АО "Домоуправляющая К. М. ***" об обязании к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику об устранении нарушений санитарного законодательства и обязании совершить действия, в обосновании иска указав, что в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Канавинскому, М., ***м г.Н.Новгорода и г.о. *** поступают многочисленные жалобы на качество горячей воды: по адресу: г.Н.Новгород, ***.
Согласно сведениям информационной системы ГИС ЖКХ организацией осуществляющей управление данным многоквартирным домом является АО «Домоуправляющая К. М. ***».
На основании поступивших обращений специалистами ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по *** в Канавинском, М., ***х г.Н.Новгорода и г.о.***" по поручению территориального отдела Управления Роспотребнадзора был произведен отбор проб воды горячего водоснабжения в указанном многоквартирном доме.
По итогам исследований были получены следующие результаты:
- г.Н.Новгород, *** – запах при 60?С составляет 3 балла, запах при 20?С составляет 3 балла (протокол испытаний проб воды * от 06.02.2023г., экспертное заключение 12-213 от 09.02.2023гн.);
- г.Н.Новгород, *** – мутность составила 11,9+ 1,7 мг/дм3, содержание железа – 3,3+0,5 мг/дм3 (протокол испытаний проб воды * от 15.02.2023г., экспертное заключение 12-270 от 15.02.2023г.).
Согласно разделу III СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" п.1,3,5 таблицы 3.1, п.556 таблицы 3.13 содержание железа должно быть не более 0,3 мг/дм3, мутность не более 1,5 мг/дм3 запах при температуре воды 20?С и 60?С не более 2 баллов.
Учитывая, что качество горячей воды по указанному адресу не соответствует нормативу по мутности, содержанию железа и запаху, установленному соответствию СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по содержанию железа, мутности, цветности, запаху, вода не пригодна для использования в пищу и для хозяйственных нужд.
Истец с учетом изменений исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ просит суд:
1.Обязать АО "ДК М. ***" разработать и осуществлять программу производственного контроля качества воды горячего водоснабжения по адресу: ***, на предмет соответствия требованиям СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» п.1,5 таблицы 3.1, п.556 таблицы 3.13, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
2. Обязать АО "ДК М. ***" разработать комплекс мероприятий по обеспечению на постоянной основе подачи горячей воды конечным потребителям в жилом доме, соответствующей требованиям п. 1,5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13. СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-2021 по адресу: ***, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
3. Обязать АО "ДК М. ***" обеспечить на постоянной основе подачу горячей воды конечным потребителям в жилом доме соответствующей требованиями п. 1, 5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13. СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-2021 по адресу: ***, в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что качество горячей воды не соответствует требованиям СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21, поскольку горячая вода несоответствующего качества поступает непосредственно от ресурсоснабжающей организации АО «Теплоэнерго».
Представитель привлеченного к участию в качестве третьего АО "Теплоэнерго" в судебном заседании исковые требования поддержал.
Привлеченные к участию в качестве третьих лиц Русов М.Ю. и Черняева Е.И., надлежащим образом извещенные о дне судебного заседания, в суд не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кроме того информация о дате и времени судебного заседания размещена на официальном интернет-сайте М. районного суда *** - http://moskovsky.nnov.sudrf.ru/.
Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ч.6 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно п.1 ст.161 ЖК РФ Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства * от ЧЧ*ММ*ГГ* утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Согласно ст.1 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно ч.1,2 ст.19 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
2. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от ЧЧ*ММ*ГГ* N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно абз.3 п.150 Постановления Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно п.76 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 3 (ред. от ЧЧ*ММ*ГГ*) "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (вместе с "СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21. Санитарные правила и нормы...") При несоответствии качества подаваемой питьевой и горячей воды, за исключением показателей качества питьевой воды и горячей воды, характеризующих ее безопасность хозяйствующим субъектом, осуществляющим водоснабжение, организуются и проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивающие:
выявление и устранение причин ухудшения ее качества и безопасности обеспечения населения питьевой водой;
отсутствие угрозы здоровью населения в период действия временных отступлений, подтвержденной результатами санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
максимальное ограничение срока действия временных отступлений, установленного по результатам санитарно-эпидемиологической оценки риска здоровью населения;
информирование населения о введении временных отступлений и сроках их действия, отсутствии риска для здоровья населения, а также рекомендациях для населения по использованию питьевой и горячей воды.
Согласно п.77 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 3 Хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от ЧЧ*ММ*ГГ* N 10 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 523) и приложениями N 2 - N 4 к Санитарным правилам.
Разделом III Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ЧЧ*ММ*ГГ* N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" (вместе с "СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21. Санитарные правила и нормы...") (Зарегистрировано в Минюсте России ЧЧ*ММ*ГГ* N 62296) установлены нормативы качества и безопасности воды.
Судом установлено, что в адрес территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Канавинскому, М., ***м *** и г.о. *** от жителей М. *** г.Н.Новгорода поступают многочисленные жалобы на качество горячей воды: по адресу: г.Н.Новгород, ***.
Согласно сведениям информационной системы ГИС ЖКХ организацией осуществляющей управление многоквартирными домами по данным адресам является АО «Домоуправляющая К. М. ***», что подтверждается представленными в материалы дела договором управления в отношении вышеуказанного многоквартирного дома.
На основании поступивших обращений специалистами ФФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по *** в Канавинском, М., ***х г.Н.Новгорода и г.о.***" по поручению территориального отдела Управления Роспотребнадзора был произведен отбор проб воды горячего водоснабжения по адресам: г.Н.Новгород, ***.
По итогам исследований были получены следующие результаты:
- г.Н.Новгород, *** – запах при 60?С составляет 3 балла, запах при 20?С составляет 3 балла (протокол испытаний проб воды * от 06.02.2023г., экспертное заключение 12-213 от 09.02.2023гн.);
- г.Н.Новгород, *** – мутность составила 11,9+ 1,7 мг/дм3, содержание железа – 3,3+0,5 мг/дм3 (протокол испытаний проб воды * от 15.02.2023г., экспертное заключение 12-270 от 15.02.2023г.).
Качество горячей воды по указанному адресу не соответствует нормативу по мутности, цветности, содержанию железа, установленному соответствие СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" по содержанию железа, мутности, цветности, запаху, вода не пригодна для использования в пищу и для хозяйственных нужд.
Указанные факты также подтверждаются протоколами и экспертными заключениями ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по *** в Канавинском, М., ***х г.Н.Новгорода и г.о.***": экспертные заключения <данные изъяты>
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что в силу действующего законодательства на ответчике как управляющей организации лежит обязанность по обеспечению благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
При этом, доказательств, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя, ответчиком не представлено.
Доводы представителя ответчика АО «ДК М. ***» о том, что качество горячей воды в квартирах потребителей данного многоквартирного дома не соответствует требованиям СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21, поскольку горячая вода несоответствующего качества поступает непосредственно от ресурсоснабжающей организации АО «Теплоэнерго», суд находит несостоятельными, поскольку согласно представленным в материалы протоколам испытания горячей воды на вводе в многоквартирный дом и в квартирах потребителей следует, что в квартирах потребителей показатели железа, мутности запаха превышают показатели на вводе в многоквартирный дом.
Доказательств, что указанные нарушения устранены, суду также не представлены.
Согласно ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что решение состоялось в пользу истца, истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления по данной категории дел, суд, в соответствии с абз. 3 п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ определяет размер подлежащей взысканию госпошлины в размере 6000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО "ДК М. ***" (ИНН 5259047735) разработать и осуществлять программу производственного контроля качества воды горячего водоснабжения по адресу: ***, на предмет соответствия требованиям СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» п.1,5 таблицы 3.1, п.556 таблицы 3.13, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать АО "ДК М. ***" (ИНН 5259047735) разработать комплекс мероприятий по обеспечению на постоянной основе подачи горячей воды конечным потребителям в жилом доме, соответствующей требованиям п. 1,5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13. СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-2021 по адресу: ***, в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Обязать АО "ДК М. ***" (ИНН 5259047735) обеспечить на постоянной основе подачу горячей воды конечным потребителям в жилом доме соответствующей требованиями п. 1, 5 таблицы 3.1, п. 556 таблицы 3.13. СанПиН ЧЧ*ММ*ГГ*-2021 по адресу: ***, в течение 1 года 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд, через районный суд, в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Решение изготовлено в окончательной форме ЧЧ*ММ*ГГ*.