Дело № 2а-353/2020
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Южноуральск 25 июня 2020 года
Южноуральский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,
при секретаре Матушкиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области к Ванцову Денису Евгеньевичу о взыскании задолженности по налогам, пени,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 15 РїРѕ Челябинской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Ванцову Р”.Р•., РІ котором просила взыскать СЃ административного ответчика РІ бюджет пени РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц Р·Р° 2016 РіРѕРґ РІ размере 03 СЂСѓР±. 04 РєРѕРї., задолженность РїРѕ транспортному налогу СЃ физических лиц Р·Р° 2016 РіРѕРґ РІ размере 2 227 СЂСѓР±. 02 РєРѕРї. Рё пени РІ размере 58 СЂСѓР±. 63 РєРѕРї., всего 2 288 СЂСѓР±. 69 РєРѕРї.
В обоснование иска указано, что административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате указанных налогов и пени, а также требование налогового органа об их уплате. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Южноуральска Челябинской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с пропуска срока такого обращения. В связи с чем, просит восстановить срок обращения в суд за взысканием задолженности, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ.
В судебном заседании представитель административного истца не участвовал, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, просил рассмотреть административное исковое заявление без участия представителя налогового органа, о чем указал в административном иске.
Административный ответчик Ванцов Д.Е. в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежаще извещен.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что требования административного истца РЅРµ подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса РФ.
В ст. 401 Налогового кодекса РФ указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии со ст. 402 Налогового кодекса РФ (в редакции, подлежащих применению к спорным правоотношениям) налоговой базой по налогу на имущество физических лиц является кадастровая стоимость имущества.
Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Применению подлежат ставки, указанные в законе в редакции, действующей на момент начисления налога (ст. 406 Налогового кодекса РФ).
Срок уплаты налога на имущества физических лиц за 2016 год установлен не позднее 01 декабря 2017 года (ст. 409 Налогового кодекса РФ в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям).
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ и зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ч. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ. Согласно ст. 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом является квартал.
Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 363 Налогового кодекса РФ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) транспортный налог за 2016 год подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 декабря 2017 года.
В соответствии с п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии со ст. 361 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Челябинской области от 28 октября 2002 года № 114- ЗО «О транспортном налоге» (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
РР· материалов дела следует, РЅР° РёРјСЏ административного ответчика РІ 2016 РіРѕРґСѓ РІ регистрирующих органах было зарегистрировано следующее имущество: <данные изъяты>
Таким образом, административный ответчик в указанные налоговые периоды являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц.
Административному ответчику надлежало уплатить налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 222 руб. 00 коп., транспортный налог за 2016 год в размере 4 280 руб. 00 коп. Указанные обстоятельства подтверждаются налоговым уведомлением (л.д. 12).
Административным ответчиком обязанность РїРѕ своевременной Рё РІ полном объеме уплате налогов исполнена РЅРµ была. РР· содержания административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, следует, что Р·Р° административным ответчиком числится задолженность Р·Р° 2016 РіРѕРґ РїРѕ транспортному налогу РІ размере 2 227 СЂСѓР±. 02 РєРѕРї.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ исполнение обязанности по уплате налогов обеспечивается пеней. Пени определяются в процентах от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.
РР· расчета пени следует, что РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ неуплатой РІ установленный СЃСЂРѕРє СЃСѓРјРј налога административному ответчику начислены пени РїРѕ налогу РЅР° имущество физических лиц Р·Р° период СЃ 02 декабря 2017 РіРѕРґ РїРѕ 22 января 2018 РіРѕРґР° РІ размере 03 СЂСѓР±. 04 РєРѕРї.; РїРѕ транспортному налогу Р·Р° период СЃ 02 декабря 2017 РіРѕРґР° РїРѕ 22 января 2018 РіРѕРґР° РІ размере 58 СЂСѓР±. 63 РєРѕРї. (Р».Рґ. 15).
Расчеты налога и пени проверены судом и признаны правильными.
Налоговым органом административному ответчику в соответствии со ст.ст. 69, 70 Налогового кодекса РФ было направлено требование № от 23 января 2018 года с предложением погасить задолженность до 27 февраля 2018 года (л.д. 14,16).
Доказательств уплаты налогов и пени в полном объеме административным ответчиком суду не представлено.
Несмотря на это исковые требования налогового органа не могут быть удовлетворены в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Поскольку сумма задолженности по указанному в административном иске требованию превысила 3 000 руб. (4 563 руб. 67 коп.) и оно подлежало исполнению в срок до 27 февраля 2018 года, соответственно срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа о взыскании содержащихся в требованиях сумм задолженности согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ следует исчислять с 28 февраля 2018 года по 27 августа 2018 года (6 месяцев).
21 ноября 2019 года административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Южноуральска Челябинской области от 22 ноября 2019 года в принятии заявления отказано в виду пропуска срока, предусмотренного ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ. (л.д. 6-8).
Пропуск срока на обращение в суд с заявлением о вынесении судебного приказа свидетельствует о том, что заявленное требование не является бесспорным, что в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 123.4 Кодекса административного судопроизводства РФ является основанием для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
С данным административным иском налоговый орган обратился в суд 28 мая 2020 года.
Какие – либо обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о вынесении судебного приказа, административного искового заявления административным истцом не указаны и доказательств наличия таких уважительных причин не представлено. Поэтому оснований для восстановления срока у суда не имеется.
В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий. Таким образом, выбор способов эффективной судебной защиты нарушенных прав лежит на лицах, участвующих в деле, и может быть обеспечен в том числе, своевременной подачей соответствующего искового заявления (заявления на выдачу судебного приказа).
Таким образом, суд считает, что возможность принудительного взыскания спорных сумм административным истцом утрачена в связи с пропуском установленного законом срока, что влечет отказ в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 15 по Челябинской области в удовлетворении административного иска к Ванцову Денису Евгеньевичу о взыскании задолженности по налогам, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Южноуральский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю.Черепанова
Мотивированное решение составлено 26 июня 2020 года
Судья О.Ю.Черепанова