Дело № 2-362/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2019 года р.п. Красные Баки
Краснобаковский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Морозова С.Н.,
при секретаре судебного заседания Горшковой О.А.,
с участием истцов - Карапчука П.Ф., Низяевой В.Н.,
представителя ответчика администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района - Запевалова А.Е.,
представителя соответчика ООО «Строй Нижний» Арутюняна А.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Штановой ФИО1, Карапчука ФИО2, Антоненко ФИО3, Низяевой ФИО4 к администрации Краснобаковского района Нижегородской области, администрации рабочего поселка Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области, Государственному казенному учреждению Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог» о понуждении привести в нормативное состояние в соответствии с установленными правилами, стандартами и техническими нормами автомобильную дорогу,
у с т а н о в и л:
Штанова Л.Н. и другие обратились в суд с иском к ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог», администрации Краснобаковского района Нижегородской области, администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области, в котором с учетом уточнения иска просили:
- обязать Государственное казённое учреждение Нижегородской области «Главное управление автомобильных дорог», Администрацию Краснобаковского района Нижегородской области, Администрацию р.п. Ветлужский Краснобаковского района Нижегородской области привести в нормативное состояние в соответствие с установленными правилами, стандартами и техническими нормами автомобильную дорогу от перекрестка <адрес> Краснобаковского района Нижегородской области.
В обоснование иска указано, что в силу ст.ст. 17, 18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №257-ФЗ) содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон №196-ФЗ) безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения. Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ закреплено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Также указано, что в силу ст.ст. 210, 124, 125 ГК РФ бремя содержания дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения возложено на их собственника. Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области». Согласно данному перечню автомобильная дорога от <адрес> Краснобаковского района Нижегородской области находится в государственной собственности Нижегородской области. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены ГОСТом Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», а также ГОСТом Р 52289 - 2004г. «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту - ГОСТ Р 52289 - 2004 г.). В ходе обследования инспекторами ДПС группы ДПС ОГИБДД МО МВД России «Краснобаковский» от ДД.ММ.ГГГГ установлено нарушение требований национального стандарта РФ п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: покрытие проезжей части имеет выбоины, волны следующих размеров с привязкой к местности, что отражено в Акте выявленных недостатков от ДД.ММ.ГГГГ Также, по сообщению начальника 141-ПСЧ ФГКУ «28 отряд ФПС по Нижегородской области майора внутренней службы ФИО5 значится, что эксплуатационное состояние проезда от № Пожарной части 22-ОГПС (р.<адрес>) до <адрес> р.<адрес> не отвечает нормативным требованиям, в связи с чем, во время его прохождения, на первоначальном этапе следования пожарной техники, время реагирования на происшествия увеличивается.
Истцами указано, что невыполнение требований закона и возложенных на органы государственной власти субъекта РФ обязанностей привело к тому, что обследованные участки дороги представляют опасность для жизни и здоровья граждан. Согласно статье 7 Закона Нижегородской области от 08.05.2003 г. № 31-З «Об осуществлении права государственной собственности Нижегородской области» от имени области права собственника по владению, пользованию и распоряжению собственностью области осуществляют Законодательное Собрание области и Правительство области в пределах их компетенции, установленной Уставом области, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами. Правительство области в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством области и структурой органов исполнительной власти области создает уполномоченный орган по управлению государственным имуществом области. Согласно статье 3 Закона Нижегородской области от 04.12.2008г. № 157-З «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» Правительство Нижегородской области осуществляет государственную политику Нижегородской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального межмуниципального значения осуществляет уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган. На основании статьи 10 данного Закона Нижегородской области ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального межмуниципального значения осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий дорожного движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог Уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган осуществляющий оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения, обеспечивает осуществление ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения. На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному приказом Министерства строительства Нижегородской области является ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог».
В иске указано, что уже много лет данный участок дороги находится в аварийном состоянии, имеет большие ямы, отсутствует асфальтовое покрытие (наступила такая ситуация, что эти ямы уже негде объезжать), что нарушает требования безопасности. С момента строительства капитальный ремонт не производился, только «ямочный», который неэффективен. Ежедневно по этой дороге наши дети добираются в школу. Дети страдают из-за отсутствия асфальтового покрытия дороги, глубоких ям и грязи в весенний, осенний период. Все это негативно сказывается на качестве получения знаний, дети физически и морально устают. Также по этой дороге жители поселка каждый день добираются на работу в ближайшие населенные пункты, т.к. в поселке на всех рабочих мест не хватает. От этого страдают, наши автомашины, из-за невозможности объехать, колеса наших автомашин попадают в ямы, что приводит к существенным поломкам, многие опаздывают на работу. На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, а также положениями Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" истцы просили удовлетворить иск.
Истцы - Карапчук П.Ф., Низяева В.Н., в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в иске и вновь привели их суду.
Истцы Штанова Л.Н., Антоненко Е.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились.
Представитель ответчика администрации р.п. Ветлужский Краснобаковского района - Запевалов А.Е. в судебном заседании возражал против иска в части требований к администрации р.п. Ветлужский и указал, что действительно данная автодорога находится в плачевном состоянии и более 300 жителей не могут ею пользоваться в нормальном состоянии. Это единственная дорога от этой части поселка, другой альтернативы нет. В половодье часть поселка отрезана. Скорая медицинская помощь и пожарные машины не могут проехать по ней. В то части поселка находятся: Дом культуры, библиотека, детский садик на 130 мест. Данная дорога стоит на балансе ГУАД.
Ответчик - администрация Краснобаковского района Нижегородской области, просившая о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, его явку в суд не обеспечила. В отзыве ответчика от ДД.ММ.ГГГГ на иск указано, что в соответствии со ст.ст. 130-132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения, то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. В соответствии со ст. 13 ФЗ № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных районо в, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области» автомобильная дорога от перекрестка <адрес> Краснобаковского района (22 ОП МЗ 22Н-2418) относится к дорогам общего пользования регионального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области. Следовательно, полномочиями по осуществлению муниципального контроля в отношении дороги 22 ОП МЗ 22Н-2418 Администрация Краснобаковского района не обладает.
Ответчик ГКУ НО «ГУАД», просившее о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, его явку в суд не обеспечило. В отзыве ответчика от ДД.ММ.ГГГГ на иск указано, что соистцы при составлении исковых требований руководствовались ст. 45 ГПК РФ, которая предоставляет право прокурорам обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Физическим лицам законодательство РФ такого права не предоставляет. Согласно ст. 2 ГПК РФ - задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Из материалов дела усматривается, что автомобильная дорога, о ремонте которой идет речь в исковом заявлении, находится в собственности субъекта РФ (Нижегородская область), поэтому соистцы вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти (п/п 2, п. 2 ст. 2 КАС РФ). Второе требование соистцов так же указывает на заявительных характер их требований (не исковое производство). Таким образом, в соответствии с ГПК РФ соистцы (граждане РФ) не могут являться субъектами заявленных в иске правоотношений. Согласно ч. 2 ст. 17 ФЗ № 257 - Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Также ответчиком указано, что из нормативно-правового акта субъекта РФ (Нижегородская область) вытекает, что работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог в Нижегородской области осуществляются подрядными организациями, выбранными в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд (пункта 2.1. Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, утв. ПП НО от 22.05.2013 № 318). Из определения Верховного Суда РФ от 11.05.2018 № 9-КГ18-3 так же следует, что в Нижегородской области причинителем вреда имуществу участников дорожного движения являются подрядные организации, взявшие на себя обязательство по содержанию дороги (стр. 6 и 7 определения). В материалах дела отсутствуют документы, указывающие на то, что ГКУ НО «ГУАД» (далее - Управление) является подрядной организацией выбранной в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, т.е. выполняет работы по содержанию и ремонту спорной автомобильной дороги. Управление является исполнительным органом Нижегородской области (учредитель) в лице министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (п. 1.4. Устава Управления). Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (учредитель) никогда не возлагало на Управление обязанность по содержанию автомобильных дорог находящихся в собственности Нижегородской области. Более того, возлагать обязанность по содержанию автомобильных дорог Нижегородской области протяженностью 13 000 км на казенное учреждение из 200 кабинетных сотрудников, просто абсурдно.
При этом ответчиком указано, что предметом деятельности Управления является обеспечение организации работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области - п. 2.2. Устава Управления и п. 3 ст. 9 Закона Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области». Для выполнения цели своей деятельности в соответствии с действующим законодательством Управление вправе заключать и исполнять государственные контракты и иные договоры за счет бюджетных средств для государственных нужд Нижегородской области в пределах доведенных Управлению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 3.3 Устава). Закрепление спорной дороги за Управлением на праве оперативного управления означает, что Управление формально владеет и пользуется дорогой общего пользования (ст. 296 ГК РФ), ни о какой ответственности за содержание дорог закрепленных на праве оперативного управления в данной статье не говориться. То есть, оперативное управление - это одна из форм ограниченного вещного права (ст. 216 ГК РФ), а не возложение ответственности по содержанию имущества. Согласно ст. 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Положения данной статьи предоставляют право собственнику передать функцию по содержанию имущества и рисков, связанных с его содержанием.
Согласно возражению на иск также изложено, что ни законом, ни договором на Управление не возлагалось бремя содержания дорог Нижегородской области. Государственным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ № ответственность за содержание спорной дороги возложена на ООО «Строй Нижний», выигравшего аукцион в электронном виде, на общую сумму 170 734 940 руб. В пункте 3.1.2. Госконтракта подрядчик взял на себя обязательство - обеспечить качественное выполнение работ по содержанию закрепленной сети дорог в соответствии с условиями контракта. А из пункта 7.1 контракта вытекает, что Подрядчик несет ответственность за некачественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них. Если порча, разрушения или дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) наступили в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых Подрядчиком обязательств, все повреждения он устраняет за свой счет и возмещает убытки от порчи и разрушения третьим лицам. Государственная функция по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения возложена на МВД РФ и его территориальные органы (пункты 1 и 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД РФ от 23.08.2017 № 664, далее - Регламент № 664). Таким образом, соистцы пытаются подменить собой уполномоченный законом Федеральный орган, что недопустимо в правовом государстве. Акт выявленных недостатков от 22,10.2018, составленный сотрудниками ГИБДД, является не достоверным доказательством на день обращения соистцов с исковым заявлением. Кроме тог, в Акте отсутствует информация о замерах выбоин и волн на спорной дороге.На основании изложенного, полагают исковые требования соистцов не подлежащими удовлетворению.
Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика - Министерство финансов Нижегородской области, явку своего представителя в суд не обеспечило, представив письменное возражение на иск, согласно которому Министерство финансов Нижегородской области исковые требования не признает, считает себя ненадлежащим ответчиком на основании следующего. Также указано, что деятельность и полномочия министерства определяются на основании Положения о министерстве, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 года № 719 (далее-Положение). В соответствии с Положением одними из основных задач министерства являются:
- реализация в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области, направленной на создание условий для предоставления безопасных и регулярных транспортных услуг, на содержание и развитие сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров, работ и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность (п.2.1 Положения);
- обеспечение осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, формирование дорожной инфраструктуры указанных дорог (п.2.6 Положения).
В целях реализации указанных задач министерством осуществляются следующие функции - обеспечение надлежащей организации выполнения и финансирования полного комплекса мероприятий по проектированию, содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области, осуществление в соответствии с действующим законодательством полномочий главного распорядителя (распорядителя) и получателя бюджетных средств (п.п. 3.24, 3.32 Положения). Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Нижегородской области регулируются Законом Нижегородской области от 04.12.2008 № 157-3 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Нижегородской области» (далее - Закон № 157-3). Согласно части 2 статьи 3 Закона № 157-3 оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения осуществляет уполномоченный Правительством Нижегородской области дорожный орган. Пунктом 4 статьи 3 Закона № 157-3 определено, что для целей настоящего Закона под дорожным органом понимаются организации, уполномоченные Правительством Нижегородской области на осуществление функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения и решения иных вопросов дорожной деятельности. Статьей 7, пунктом 3 статьи 10 Закона № 157-3 предусмотрены полномочия дорожных органов, к которым относятся, в том числе, оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения, а также проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.
Также в возражениях указано, что на территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом в соответствии с п. 2.1 Устава ГКУ НО «ГУАД», утвержденного приказом министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №/од, является ГКУ НО «ГУАД». ГКУ НО «ГУАД» в рамках уставной деятельности обеспечивает организацию работ по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, а также:
- оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области;
- организацию дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области;
- выполнение функций государственного заказчика в установленном законом порядке в целях обеспечения осуществления дорожной деятельности в рамках государственных программ;
- обеспечение контроля за состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области и дорожных сооружений, соблюдением норм и правил пользования и охраны дорог, состоянием и использованием земель в полосах отвода дорог и ряд других.
Финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет бюджетных ассигнований дорожного фонда. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона Нижегородской области от 09.08.2011 г. № 110-З «О дорожном фонде Нижегородской области» (далее - Закон Нижегородской области № 110-3) дорожный фонд Нижегородской области - часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области, автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципальных образований Нижегородской области, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов. В силу постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2011 г. № 978 «Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Нижегородской области» (далее - Порядок) формирование бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) осуществляется в соответствии с Законом Нижегородской области № 110-З и Порядком. Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, осуществляет распределение предельных объемов бюджетных ассигнований дорожного фонда на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) по ряду направлений расходов, в числе которых -финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.п. «в» п. 2.4. Порядка). Мероприятия, финансируемые за счет средств дорожного фонда, предусматриваются программой «Развитие транспортной системы Нижегородской области», которая утверждена постановлением Правительства Нижегородской области (п.3.1 Порядка). Государственная программа «Развитие транспортной системы Нижегородской области» утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 г. № 303 (далее - Программа). Одной из подпрограмм Программы является «Ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них» (далее - Подпрограмма), предусматривающей в том числе расходы на содержание, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального назначения (п.3.2.1 Порядка). Реализация мероприятий, предусмотренных Подпрограммой осуществляется уполномоченным органом - ГКУ НО «ГУАД» на основании заключаемых в соответствии с действующим законодательством государственных контрактов (п. 3.11 Порядка). В соответствии с п. 2.1 Правил содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и создания и использования парковок (парковочных мест) на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в Нижегородской области, утвержденных постановлением Правительства Нижегородской области от 22.05.2013 г. № 318, работы по содержанию и ремонту автомобильных дорог осуществляются подрядными организациями, выбранными в соответствии с нормами федерального законодательства в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В целях содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснобаковского района Нижегородской области по результатам проведения аукциона в электронной форме между ГКУ НО «ГУАД» и ООО «Строй Нижний» был заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснобаковского района Нижегородской области согласно Приложению №, в объемах и сроках в соответствии с Техническим заданием и перечнем видов и объемов работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых в течение одного календарного года на 1 км и Техническим заданием и перечнем видов и объемов работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 1 км (далее - Технические задания) (Приложение №) и действующими нормативно-техническими документами (Приложение №), а также обязуется обеспечить безопасность движения на автодорогах и требуемый уровень качества их содержания в соответствии с требованиями Приложений № и №, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке предусмотренном настоящим Контрактом. Согласно пункту 1.2 Контракта работы по содержанию автомобильных дорог выполняются подрядчиком в срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с календарным планом производства работ. В силу пункта 3.1.2. Контракта, подрядчик обязан обеспечить качественное выполнение работ по содержанию закрепленной сети автодорог в соответствии с условиями настоящего Контракта. Пунктом 7.1. Контракта определено, что подрядчик несет ответственность за некачественное выполнение работ по содержанию автомобильных дорог и сооружений на них. Если порча, разрушения или дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП) наступили в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых Подрядчиком обязательств, все повреждения он устраняет за свой счет и возмещает убытки от порчи и разрушения третьим лицам. Таким образом в рамках принятых обязательств по исполнению условий Контракта ответственность за некачественное выполнение работ по содержанию участка автомобильной дороги и сооружений на нем возложена на ООО «Строй Нижний».
Привлеченное к участию в деле в качестве соответчика - Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, явку своего представителя в суд не обеспечило, представив письменное возражение на иск, согласно которому Министерство исковые требования не признает, и не считает себя ненадлежащим ответчиком. Также указано, что в соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ, средства бюджета, подлежащие использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования объединяются в дорожном фонде. Статьей 32 Закона Нижегородской области Закон Нижегородской области от 24.12.2018 №142-3 утвержден объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Нижегородской области на 2018 год в размере 18 943 045 700 рублей. Согласно п. 1.3 Постановления Правительства Нижегородской области от 30.11.2011 г. № 978 "Об утверждении Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Нижегородской области", главным распорядителем бюджетных средств Фонда является министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, за исключением расходов на погашение задолженности по бюджетным кредитам. Учитывая, что бюджетные ассигнования дорожного фонда утверждаются законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, выделение дополнительных финансовых средств возможно только путем принятия законов Нижегородской области, корректирующих бюджет Нижегородской области, что относится к полномочиям Законодательного Собрания Нижегородской области. В соответствии с п.2.1 постановления Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 г. № 719 "Об утверждении Положения о министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области", основной задачей Министерства является реализация в пределах компетенции государственной политики в сфере транспорта и дорожного хозяйства в Нижегородской области, направленной на создание условий для предоставления безопасных и регулярных транспортных услуг, на содержание и развитие сета автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и обеспечивающей свободное перемещение населения, товаров, работ и услуг, единство экономического пространства, транспортную и экологическую безопасность. В целях поддержания в надлежащем техническом состоянии и развития сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, увеличения их пропускной способности, повышения качества услуг, оказываемых пользователям автомобильных дорог, обеспечения развития объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, создано Государственное казенное учреждение Нижегородской области - ГКУ НО «ГУАД». Органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя ГКУ НО «ГУАД», является министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области.
Также указано, что министерство финансов Нижегородской области, в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.09.2005 г. №206, входит в структуру органов исполнительной власти Нижегородской области и является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой государственной политики, осуществляющим государственный финансовый контроль на территории Нижегородской области, разработку проекта областного бюджета и обеспечение исполнения бюджета Нижегородской области. Следовательно, министерство финансов Нижегородской области, в рамках своих полномочий, может только обеспечить исполнение установленных законом либо иным нормативным правовым актом расходных обязательств. В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следовательно, поскольку действия, совершения которых требует истец, не входят в компетенцию министерства финансов Нижегородской области, Минфин не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании изложенного, просят суд в удовлетворении исковых требований Штановой Л.H., Карапчук П.Ф. и Антоненко Е.В. к министерству финансов Нижегородской области отказать.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика - ООО «Строй Нижний», начальник участка Арутюнян А.Б., в судебном заседании указал, что их организация работает по условиям государственного контракта и по заданию Заказчика по контракту они будут обязаны выполнять эти работы по ремонту дорог. Возражений против иска не представлено.
Третье лицо - ОГИБДД МО МВД России «Краснобаковский», явку своего представителя в суд не обеспечил, сведений об уважительности причин неявки не представлено. Возражений против иска не представлено.
Третье лицо - ФГКУ 141-ПСЧ «28-ОФГС по Нижегородской области», явку своего представителя в суд не обеспечил, сведений об уважительности причин неявки не представлено. В ранее поданном заявлении просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Возражений против иска не представлено.
Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации и государственных учреждений субъекта Российской Федерации отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 указанного Федерального Закона).
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
В силу п. 11 ст. 6 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
Пунктом 1 Постановления Правительства Нижегородской области от 27 мая 2008 года № 207 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области», утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Нижегородской области.
В указанный перечень входит автодорога «автомобильная дорога 22 ОП МЗ 22Н - 2418 «Подъезд к <адрес> в Краснобаковском районе Нижегородской области.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автодорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На территории Нижегородской области уполномоченным дорожным органом согласно Уставу, утвержденному Приказом Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области от ДД.ММ.ГГГГ №, является ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» и автомобильная дорога 22 ОП МЗ 22Н - 2418 <адрес>» в Краснобаковском районе Нижегородской области находится в оперативном управлении ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог».
Согласно п. 2.1 Устава, ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» создается и действует в целях оказания государственных услуг и выполнения государственных функций и иных полномочий в сфере дорожного хозяйства с использованием имущества Нижегородской области, находящегося в оперативном управлении Учреждения.
В пункте 2.3, 2.4 Устава указано, что для достижения указанных целей учреждение осуществляет, в том числе, оперативное управление автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области, и организацию дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание) в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области.
В пункте 2.3.17 Устава предписано обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения в пределах компетенции Учреждения, определенной законами, нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
ДД.ММ.ГГГГ ГКУ НО « ГУАД » (заказчик) и ООО «Строй Нижний» (подрядчик) был заключен государственный контракт № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснобаковского района Нижегородской области на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1.1 контракта, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство по выполнению работ по содержанию сети автомобильных дорог и сооружений на них, принятых на содержание согласно приложению №, в объемах и сроках в соответствии с Техническим заданием и перечнем видов и объемов работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых в течение одного календарного года на 1 км и действующими нормативно-техническими документами, а также обязуется обеспечить безопасность движения на автодорогах и требуемый уровень качества содержания их в соответствии с требованиями Приложений № и №.
Согласно госконтракту, автодорога 22 ОП МЗ 22Н - 2418 «<адрес>» находится на содержании ООО «Строй Нижний».
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ государственными инспекторами ОГИБДД МО МВД России «Краснобаковский» ФИО6, ФИО7, проведена проверка состояния автомобильной дороги 22 ОП МЗ 22Н - 2418 <адрес>», в ходе которой было выявлено, что дорожное покрытие автомобильной дороги 22 ОП МЗ 22Н - 2418 «<адрес> не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на проезжей части имеются выбоины, волны.
Данные обстоятельства подтверждаются актом выявленных недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги 22 ОП МЗ 22Н - 2418 «Подъезд <адрес>». Указанные доказательства содержат сведения о размерах волн и выбоин на поверхности дороги, а также их расположение на участке дороги.
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно таблице 5.3 - Размеры дефектов покрытия и сроки их устранения
Вид дефекта |
Категория дороги |
Группа улиц |
Размер |
Срок устранения, сут, не более |
Отдельное повреждение (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью, м2, равной или более |
IА |
А |
0,06 |
1 |
IБ, IВ |
В |
3 |
||
II |
В |
5 |
||
III |
Г |
7 |
||
IV |
Д |
10 |
||
V |
Е |
12 |
||
Повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более |
IА, IБ, IВ |
А, Б |
0,1 |
5 |
II |
В |
0,5 |
7 |
|
III |
Г |
0,8 |
10 |
|
IV |
Д |
2,1 |
14 |
|
V |
Е |
5,2 |
20 |
|
Сдвиг, волна глубиной, см, более |
IА |
А |
3,0 |
5 |
IБ, IВ, II |
Б, В |
7 |
||
III |
Г |
5,0 |
10 |
|
IV |
Д |
12 |
||
Гребенки на участке полосы движения длиной 100 м, площадью, м2, более |
IV |
д |
30,0 |
10 |
V |
Е |
52,5 |
14 |
|
Колея <*> глубиной, см, более и длиной, м, более на участке полосы движения длиной 100 м |
IА, IБ, IВ |
А, Б |
2,0/7,0 |
5 |
II |
Б |
2,5/7,0 |
7 |
|
III |
В, Г |
3,0/9,0 |
10 |
|
IV |
Д |
14 |
Окончание таблицы 5.3
Вид дефекта |
Категория дороги |
Группа улиц |
Размер |
Срок устранения, сут, не более |
Отдельное необработанное место выпотевания вяжущего площадью, м2, более |
Для всех категорий дорог и групп улиц |
1,0 |
4 |
|
Необработанные места выпотевания вяжущего площадью не более 1,0 м2, длиной, м, более на участке полосы движения длиной 100 м |
IА |
А |
1,0 |
4 |
IБ |
Б |
2,0 |
||
IВ |
В |
3,0 |
||
II |
Г |
|||
III, IV |
Д, Е |
4,0 |
||
Отклонение по вертикали крышки люка относительно поверхности проезжей части, см, более |
Для всех категорий дорог и групп улиц |
1,0 |
1 |
|
Отклонение по вертикали решетки дождеприемника относительно поверхности лотка, см, более |
2 |
|||
Отклонение по вертикали верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, относительно поверхности покрытия, см, более |
||||
Возвышение междурельсового настила над верхом рельсов на железнодорожных переездах, см, более |
||||
Неровность в покрытии междурельсового пространства (настиле) глубиной см, более |
1,0 |
2 |
||
<*> Колею глубиной более 5 см устраняют при осуществлении капитального ремонта дорог и улиц. |
Защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (ст. 12 ГК РФ).
Доводы ответчиков, касательно отсутствия и недостатков запланированных финансовых средств на ремонт указанной автомобильной дороги не являются основанием для отказа в данном иске.
Судом достоверно установлено, что состояние указанной в исковом заявлении дороги 22 ОП МЗ 22Н - 2418 «<адрес>» не соответствует установленным требованиям и влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц, пользующихся автомобильной дорогой, требование истцов Штановой Л.Н. и других к ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» о возложении обязанности привести указанную автодорогу в соответствие с установленными требованиями подлежит удовлетворению.
В удовлетворении требований к администрации Краснобаковского района и Министерству финансов Нижегородской области необходимо отказать по указанным выше основаниям.
Суд, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ считает возможным установить срок его исполнения - в течение 2019 года, то есть до конца финансового года, поскольку исполнение решения требует финансовых и временных затрат, необходимых для выделения соответствующих финансовых средств, разработки и согласования проекта.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1, ░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░ ░░░3, ░░░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 22 ░░ ░░ 22░ - 2418 «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░