57RS0023-01-2021-001901-77
2-1219/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2021 года город Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Горбачевой Т.Н.,
при секретаре Ступниковой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда исковое заявление Ковалевой О.Н. к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца,
УСТАНОВИЛ:
Ковалева О.Н. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области (далее- УМВД России по Орловской области) об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца, в обоснование которого указала, что она с рождения является инвалидом по слуху третьей группы инвалидности.
Ее отец, Щ.Н.А., умер ДД.ММ.ГГ, являлся пенсионером МВД России и получал пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГ.
Все это время истец находилась на полном иждивении отца, он постоянно поддерживал ее материально, передавал ей денежные средства, которые были для истца единственным источником существования.
Указывает также, что Ковалева О.Н. после поступления в профессиональное учебное заведение не переставала поддерживать связь с отцом.
После его смерти Ковалева О.Н. попала в трудную жизненную ситуацию в виду отсутствия материальной поддержки со стороны отца.
ДД.ММ.ГГ она обратилась в УМВД России по Орловской области с просьбой назначения ей пенсии по случаю потери кормильца, на что получила ответ из которого следует необходимость предоставления в том числе документов, подтверждающих нахождение заявителя на иждивении отца.
В настоящее время Ковалева О.Н. является получателем страховой пенсии по инвалидности в размере <данные изъяты> рублей.
Полагает, что ответчик нарушает право истца на получении пенсии по случаю потери кормильца.
На основании изложенного, с учетом уточнения просит суд установить факт нахождения Ковалевой О.Н. на иждивении отца Щ.Н.А., умершего ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год, а также признать за истцом право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
В судебном заседании представитель истца адвокат Александров Д.М. поддержал исковые требования Ковалевой О.Н. по основаниям и доводам, указанным в исковом заявлении.
Истец Ковалева О.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежаще.
Представитель ответчика УМВД России по Орловской области Кулаженкова Е.В. исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что по смыслу положения статьи 29 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо наличие одновременно двух условий: нетрудоспособность лица и нахождение лица на иждивении кормильца.
Ковалевой О.Н., являющаяся нетрудоспособной, поскольку имеет инвалидность, не представлено доказательств, свидетельствующих о ее нахождении на иждивении своего отца, доказательств, подтверждающих оказание какой- либо финансовой или иной помощи, которая являлась бы для истца основным или существенным источником дохода.
В связи с чем просит суд отказать в удовлетворении требований.
Суд, выслушав участников процесса, показания свидетелей, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ковалевой О.Н. по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно статье 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты или при невозможности восстановления утраченных документов.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, и иных категорий лиц регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Статьей 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 определен круг лиц, на которых распространяется действие данного закона. В их числе названы лица, проходившие службу в органах внутренних дел.
Частью 2 статьи 5 данного Закона РФ предусмотрено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 данного закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных этим законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу статьи 28 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсия по случаю потери кормильца, в частности семьям пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 этого закона, назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Согласно части 1 статьи 29 указанного Закона РФ, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 поименованного закона, состоявшие на их иждивении.
В соответствии со статьей 31 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.
В данной норме Закона РФ указаны два различных условия, при наличии которых члены семьи умершего, проходившего службу в органах внутренних дел, а также пенсионера из числа граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел, считаются состоявшими на иждивении умершего кормильца. Первое условие- это полное содержание умершим кормильцем членов семьи и второе условие- помощь умершего кормильца членам семьи являлась для иждивенца постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (жилье, одежда, обувь, питание и другие предметы жизненной необходимости). Члены семьи должны получать содержание только от умершего кормильца, т.е. они не получали материальной поддержки от других лиц, а доходы, имущество умершего кормильца являлись единственным источником средств для их существования.
Под постоянным и основным источником средств к существованию понимается помощь умершего кормильца членам семьи, осуществляемая систематически в течение определенного периода времени перед смертью кормильца, т.е. эта помощь была не разовой (единовременной, от случая к случаю), а именно регулярной. Из действий умершего кормильца должны прослеживаться его воля, свидетельствующая о намерении оказывать постоянную помощь членам семьи, и фактическое оказание такой помощи.
Понятие «основной источник средств к существованию» предполагает, что у члена семьи, кроме средств, предоставляемых умершим кормильцем, имелись и другие источники дохода (пенсия, стипендия, зарплата и т.д.).
Для признания помощи кормильца основным источником средств к существованию, она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее член семьи, получавший ее, не смог бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни. Помощь кормильца должна была составлять основную часть средств, на которые жил член семьи.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Лицо, находившееся на иждивении, должно доказать этот факт.
Из материалов дела следует, что истец Ковалева О.Н., ДД.ММ.ГГ года рождения является дочерью Щ.Н.А., умершего ДД.ММ.ГГ.
Щ.Н.А. являлся пенсионером МВД России и получал пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ
Ковалевой О.Н. установлена третья группа инвалидности бессрочно, в справке об инвалидности серии СМЭ-2006 №*** причиной инвалидности указана инвалидность с детства.
Поскольку инвалидность истца наступила в возрасте до <данные изъяты> лет, следовательно, Ковалева О.Н. является нетрудоспособным членом семьи умершего сотрудника органов внутренних дел.
ДД.ММ.ГГ Ковалева О.Н. обратилась в УМВД России по Орловской области с заявлением для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца, отца Щекотихина Н.А.
По результатам рассмотрения заявления Ковалевой О.Н. ДД.ММ.ГГ дан ответ, согласно которого в материалах пенсионного дела Щ.Н.А. отсутствуют сведения о том, что дочь находилась на иждивении на день его смерти, в связи с чем предложено представить документы, подтверждающие, в том числе, факт нахождения заявителя на иждивении умершего отца.
После чего истец обратилась в суд с рассматриваемым иском.
Согласно доводам истца, изложенным в исковом заявлении и подтвержденными представителем истца Александровым Д.М. в судебном заседании, Ковалева О.Н. находилась на полном иждивении своего отца Щ.Н.А. Он поддерживал ее и после выезда на постоянное проживание в <...>, после расторжения брака с матерью истца, передавал и пересылал денежные средства на ее содержание.
Вместе с тем, в подтверждение доводов истца о нахождении ее на иждивении отца, суду представлены только открытки с поздравлениями с праздниками, адресованные истцу от имени отца за период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ год, фотоснимок отца.
Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании свидетеля Г.О.И., являющегося коллегой по службе Щ.Н.А., с его слов ему известно, что после расторжения брака, его супруга с дочерью проживали отдельно, но он виделся с дочерью, помогал ей материально.
Также из материалов дела следует, что в соответствии со справкой ФКПОУ «Межрегиональный центр реабилитации лиц с проблемами слуха (колледж)» от ДД.ММ.ГГ О.Н. (Щекотихина) О.Н. поступила в учреждение ДД.ММ.ГГ, отчислена в связи с окончанием учебного заведения ДД.ММ.ГГ За время обучения ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. Во время обучения Ковалева О.Н. получала академическую стипендию.
Указанные доказательства, по убеждению суда, не подтверждают, что истец Ковалева О.Н. находилась на постоянном, полном иждивении истца.
Иных доказательств, достоверно подтверждающих размер и периодичность получаемые истцом от отца Щ.Н.А. денежных средств, из которых следовало бы, что без такой помощи со стороны отца, она не смога бы обеспечить себя необходимыми средствами существования, суду не представлено.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание приведенные выше правовые нормы и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд не усматривает правовых оснований для установлен, поскольку допустимых доказательств такого факта истцом не представлено.
В связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ковалевой О.Н. об установлении факта нахождения истца на иждивении у отца Щ.Н.А., умершего ДД.ММ.ГГ.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований об установлении факта нахождения истца на иждивении своего отца, являющегося пенсионером из числа лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, соответственно, условий для назначения Ковалевой О.Н. пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГ №*** не имеется.
В связи с чем в данной части исковые требования Ковалевой О.Н. также подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Ковалевой О.Н. к Управлению Министерства внутренних дел России по Орловской области об установлении факта нахождения на иждивении, признании права на получение пенсии по случаю потери кормильца оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в месячный срок с момента изготовления мотивированного текста решения суда.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 29 июля 2021 г.
Председательствующий Т.Н. Горбачева