Решение по делу № 2-82/2023 от 03.04.2023

Дело №2-82/2023

75RS0020-01-2023-000155-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Верх-Усугли                                        24 мая 2023 года

Тунгокоченский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Затеевой Т.В.,

с участием процессуального истца – помощника прокурора Тунгокоченского района Чернобук Ю.Б.,

при секретаре Кузнецовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов Зубаревой Н.А. к МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Комитету образования администрации МР «Тунгокоченский район» и Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тунгокоченского района обратился в суд в защиту интересов Зубаревой Н.А. с указанным иском, мотивируя тем, Зубарева Н.А. работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» <данные изъяты>. При начислении заработной платы выплаты стимулирующего характера, в частности надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет определяются из расчета ставки 18 часов, а не фактической нагрузки, установленной в учебном году. Установленный размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.

Просит суд взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в пользу Зубаревой Н.А. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории за период с 01декабря 2021 г. по 31 декабря 2022 г. в сумме 36.206,12 руб. Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» произвести Зубаревой Н.А. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г. Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в дальнейшем производить Зубаревой Н.А. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г. Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначсиленной и невыплаченной заработной платы Зубаревой Н.А., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края. Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» на указанные цели.

В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Чернобук Ю.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.

В судебное заседание истец Зубарева Н.А. не явилась, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.____).

Ответчики МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», Комитет образования администрации МР «Тунгокоченский район» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежаще и своевременно, дело рассмотрено в отсутствие их представителей.

В судебное заседание ответчик администрация МР «Тунгокоченский район» своего представителя не направила, предварительно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие её представителя, в представленном отзыве при разрешении настоящего дела просила применить статью 392 ТК РФ, полагая, что истцом пропущен срок обращения в суд с требованиями о взыскании недоначисленной заработной платы, а также в случае удовлетворения исковых требований к администрации и Министерству образования и науки Забайкальского края изложить резолютивную часть решения следующим образом: Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию МР «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» истцу Зубаревой Н.А. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 36.206,12 руб. в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций (л.д.____).

Министерство образования и науки Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направило, предварительно ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в удовлетворении исковых требований просило отказать по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление (л.д.___), в том числе, в связи с тем, что истцом в соответствии со ст. 392 Трудового кодекса РФ прощен срок на обращение в суд за период с 01.12.2021 по 26.02.2022. Кроме того, Министерство образования и науки Забайкальского края является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку не осуществляет финансирование и начисление заработной платы учителям школ (л.д.____).

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст.8 Трудового кодекса РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Статьей 22 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности.

На основании ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст.135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период разрабатывает единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Указанные рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры. Если стороны Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений не достигли соглашения, указанные рекомендации утверждаются Правительством Российской Федерации, а мнение сторон Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений доводится до субъектов Российской Федерации Правительством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

На основании статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Таким образом, система оплаты труда применительно к статье 135 ТК РФ включает фиксированный размер оплаты труда, доплаты, надбавки компенсационного характера; доплаты и надбавки стимулирующего характера. При этом стимулирующие выплаты, в отличие от компенсационных, зависят от усмотрения работодателя.

В силу ч.1 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст.333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Согласно приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации.

Учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, устанавливается норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы.

Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2021, протокол №11, утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год.

Названные Единые рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

В соответствии с разделом IX Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу №1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусмотрен следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.

При этом определение размеров выплат стимулирующего характера педагогическим работникам, для которых установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, а также выплат компенсационного характера, выплат за работу в сельской местности, за особенности работы в отдельных следует осуществлять с учетом фактического объема учебной нагрузки.

При наличии у работников права на применение повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах) по нескольким основаниям, их величины по каждому основанию необходимо определять отдельно без учета других повышающих коэффициентов и (или) повышений, установленных в процентах (в абсолютных величинах), которые затем суммировать и применять путем умножения образовавшейся величины на размер заработной платы, исчисленный за фактический объем учебной нагрузки и (или) педагогической работы.

Как следует из материалов дела и установлено судом истец Зубарева Н.А. работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» <данные изъяты> (л.д.23).

Согласно заключенному с истцом трудовому договору от 01.01.2015 работа по должности учителя истории является основным местом работы. Работнику устанавливается должностной оклад в размере 7.200 рублей, 25% от должностного оклада за работу в сельской местности и 100 рублей за методическую литературу. На указанную ставку предусмотрено начисление северного и районного коэффициентов по 50%, ежемесячных надбавок, стимулирующих выплат к должностному окладу (л.д.24-30).

На основании дополнительного соглашения к трудовому договору от 01.09.2021 истцу установлены учебная нагрузка в объеме 30,5 часов в неделю и ежемесячные стимулирующие выплаты к должностному окладу в размере 9.471 рублей, среди которых за выслугу лет 25% и наличие квалификационной категории 5% (л.д.31-32).

Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01.09.2022 истцу установлена учебная нагрузка в объеме 26 часов. Ежемесячные стимулирующие выплаты к должностному окладу определены в следующих показателях: за выслугу лет 25%, наличие квалификационной категории 5%, (л.д.33-34).

В соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», утвержденного 29.12.2014, заработная плата включает базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным квалификационным группам и квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп; компенсационные и стимулирующие выплаты (п.2.1.1).

Разделом 2.3 Положения об оплате труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников организации к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. К числу стимулирующих выплат относятся, в том числе, выплата за специфику работы и надбавка за выслугу лет.

Педагогическим работникам за наличие второй квалификационной категории производится выплата в размере 5% к должностному окладу, за наличие первой квалификационной категории 10% и высшей квалификационной категории 15% (выплата за специфику).

Надбавка за выслугу лет начисляется исходя из должностного оклада работника (без учета премий и стимулирующих выплат) и составляет 25% к должностному окладу при стаже работы от 15 и более лет.

Как видно из тарификации истца на 2021-2022 учебные годы ей установлена учебная нагрузка, которая тарифицирована в объеме 30,5 и 26 часов, с выплатой должностного оклада в размере 9.417 рублей с начислением на указанную сумму доплат и стимулирующих выплат, среди которых надбавка за выслугу лет 25% и за наличие квалификационной категории 5% (л.д.21-22).

Таким образом, вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что в нарушение Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений надбавки за выслугу лет и квалификационную категорию (соответствие занимаемой должности) начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в меньшем размере, поскольку указанные выплаты ограничены пределами нормы часов и произведены без учета объема фактической учебной нагрузки педагога.

По существу порядок начисления надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет на ставку заработной платы, установленный вышеприведенным Положением об оплате труда работников МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», противоречит действующему законодательству и лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.

Такие условия оплаты труда являются дискриминационными по отношению к этим работникам при оплате их работы.

При таких обстоятельствах, требования истца о взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавок за выслугу лет и квалификационную категорию, начисленных на фактический объем учебной нагрузки, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В ходе рассмотрения дела стороной ответчика заявлено ходатайство о применении последствий пропуска истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

В соответствии со ст.392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

На основании п.3 ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.11.2001 №15, Пленума ВАС РФ от 15.11.2001 №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» указано, что если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно выписке из коллективного договора МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» установлено, что заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Днями выплаты заработной платы являются: 15 числа текущего месяца выплачивается заработная плата за предыдущий месяц и 30 числа текущего месяца выплачивается аванс за текущий месяц.

Учитывая, что истец Зубарева Н.А. ежемесячно получала заработную плату, при выплате заработной платы ей выдавались расчетные листы с указанием размера ежемесячных начислений, поэтому о том, что истцу не были начислены стимулирующие выплаты на фактическую нагрузку, было известно ежемесячно при получении заработной платы.

Поскольку прокурор в защиту интересов Зубаревой Н.А. обратился в суд с вышеназванным иском 03.04.2023, то срок исковой давности по требованиям о взыскании недоначисленных и невыплаченных стимулирующих выплат за период с 01.12.2021 по 28.02.2022, истек.

Судом не установлено обстоятельств, совокупность которых объективно не позволила, либо препятствовала истцу обратиться в суд в пределах установленных законом сроков, то есть уважительных причин пропуска срока обращения в суд, поэтому исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной надбавки за выслугу лет и за наличие квалификационной категории за период с 01.12.2021 по 28.02.2022 не подлежат удовлетворению.

Согласно представленному истцом расчету, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавкам за выслугу лет и за наличие квалификационной категории за период с 01.03.2023 по 31.12.2023 составил 24.252,60 рублей (л.д.13-19). Стороной ответчика данный расчет не оспорен.

Суд, проверив представленный расчет, признает его правильным, подтвержденным материалами дела и принимает за основу решения.

Таким образом, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы по надбавкам за выслугу лет и за соответствие занимаемой должности за период с 01.03.2022 по 31.12.2022 составляет 24.252,60 руб.

Поскольку установлено, что начисление заработной платы Зубаревой Н.А. производилось в меньшем размере, соответственно, размер оплаты за период отпуска в 2021-2022 г. подлежит перерасчету.

Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, что не соответствует нормам законодательства и нарушает права истца, суд считает необходимым удовлетворить требования истца и обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории от фактического объема учебной нагрузки

В силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-ФЗ, как и п.11. ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Согласно положениям ст.99 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, объем финансового обеспечения реализации образовательной программы определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, включая практическую подготовку обучающихся, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.

В объем финансового обеспечения реализации образовательной программы включаются затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

Согласно п.12.3.2. Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 №192 Министерство образования и науки Забайкальского края обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края.

Изложенное свидетельствует о том, что Министерство образования и науки Забайкальского края обязано предоставлять в местный бюджет субвенции, предусмотренные в бюджете Забайкальского края, на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, на обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, в соответствии с определенными Законами Забайкальского края нормативами.

Поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации в местный бюджет субвенции распределяются между муниципальными общеобразовательными организациями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актов органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования. Доля финансовых средств субвенции, направляемых на финансирование расходов на оплату труда работников муниципальных образовательных организаций, определяется органами местного самоуправления самостоятельно.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что для исполнения решения суда необходимо на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» обязанность по финансированию МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» для выплаты невыплаченной истцу заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.

При этом, правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство образования и науки Забайкальского края не имеется, поскольку Министерство не осуществляет непосредственное финансирование образовательных учреждений, фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район» при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем исковые требования к Министерству образования и науки Забайкальского края не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 927,58 руб.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: 1027500783276) в пользу Зубаревой Н.А. (паспорт: <данные изъяты>) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории за период с 01 марта 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в сумме 24.252,60 руб. (двадцать четыре тысячи двести пятьдесят два рубля 60 копеек).

Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: 1027500783276) и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН: 1027500783683) произвести Зубаревой Н.А. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.

Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: 1027500783276) в дальнейшем производить Зубаревой Н.А. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г.

Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН: 1027500784134) профинансировать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначсиленной и невыплаченной заработной платы Зубаревой Н.А., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 927,58 руб. (девятьсот двадцать семь рублей 58 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Тунгокоченский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

     Председательствующий – судья

Тунгокоченского районного суда                         Т.В. Затеева

Мотивированное решение составлено 24 мая 2023 г.

2-82/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зубарева Наталья Александровна
Прокурор Тунгокоченского района
Ответчики
Комитет образования администрации МР "Тунгокоченский район"
Администрация муниципального района "Тунгокоченский район"
МБОУ "Вершино-Дарасунская СОШ"
Министерство образования и науки Забайкальского края
Суд
Тунгокоченский районный суд Забайкальский края
Судья
Затеева Татьяна Владимировна
Дело на странице суда
tungokocha.cht.sudrf.ru
03.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.04.2023Передача материалов судье
05.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2023Судебное заседание
24.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее