64RS0<№>-17
Решение
Именем Российской Федерации
19 ноября 2024 года город Саратов
Заводской районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Орехова А.В.,
при секретаре Арефьевой А.С.,
с участием истца Колобова С.А.,
представителя ответчика администрации МО «Город Саратов» Прохожева Д.В.,
представителя ответчика администрации <адрес> МО «Город Саратов» Антроповой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Колобова С. А. к администрации МО «Город Саратов», администрации <адрес> МО «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания,
установил:
Колобов С. А. обратился в суд к администрации МО «Город Саратов», администрации <адрес> МО «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, в котором просил обязать Администрацию МО«Город Саратов» предоставить истцу равнозначное отдельное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания жилого помещения расположенного по адресу;
г. Саратов, <адрес>, а также возместить расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей;после предоставления иного жилого помещения отвечающего санитарным и техническим, требованиям, прекратить право собственности у Колобова С.А. на жилое помещение расположенного по адресу; г. Саратов, <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что истец является собственником жилого помещения (комнаты) в многоквартирном жилом <адрес> в г. Саратове. <адрес> комнаты составляет 11,5 кв.м, данная комната находится в его собственности на основании соглашения об отступном от 12.11.2014г., договора займа от <Дата>.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата> <№>-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, <адрес>, признан аварийным и подлежит сносу. Согласно п. 2. 1 в течение трех месяцев со дня издания распоряжения должно быть произведено отселение из занимаемых жилых помещений. П.2.1 установлен снос указанного дома до <Дата>.
Собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу:
г. Саратов, <адрес>, поручено произвести отселение из занимаемых помещени в течение трех месяцев со дня его издания, а также в срок до <Дата> произвести снос дома. В <адрес> зарегистрирован и проживает Колобов С.А.
В настоящее время дом находится в аварийном состоянии, проживать в доме невозможно, однако до сегодняшнего дня мер по расселению граждан, проживающих по указанному адресу ответчиками не предпринято, о своих намерениях истцу не сообщено.
Поскольку жилое помещение приобретено истцом до признании дома авариным, полагает, что имеет право получить другое благоустроенное жилое помещение, которое по сегодняшний день ему не предоставлено.
Истец в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» указал, что спорное жилое помещение признано аварийным и подлежащим расселению в срок до <Дата> В связи с тем, что срок для расселения многоквартирного дома еще не истек, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Представитель ответчика администрации <адрес> МО «Город Саратов» дала аналогичные пояснения, указав, что администрация <адрес> МО «Город Саратов» является ненадлежащим ответчиком.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 ст. 35 Конституции РФ предусмотрено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Конституции РФ никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из ЖК РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч. 2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок признания многоквартирного дома аварийным, а также подробный перечень оснований для признания дома аварийным определен Постановлением Правительства от <Дата> N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".
В силу пунктов 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях органом местного самоуправления (за исключением случаев, указанных в пункте 7 (1) данного Положения).
Согласно п. 34 Положения основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (часть 1), либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (часть 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении таких граждан не применяются. По отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения (договор приватизации, дарение), то в этих случаях размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества.
В силу положений части 1, пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона от <Дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать перечень многоквартирных домов, признанных до <Дата> в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 6 статьи 16).
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от <Дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, законодательством Российской Федерации предусмотрено два способа реализации жилищных прав граждан при признании их жилья аварийным: в общем порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации и, в случае признания многоквартирного дома аварийным и его включения в региональную адресную программу, в специальном порядке, установленном Федеральным законом от <Дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Поскольку многоквартирный дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в соответствующую региональную программу переселения, фактически изъят у владельцев, собственник жилого помещения в таком доме по выбору вправе требовать выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность.
Согласно статье 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Федеральным законом от <Дата> N 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, которая вступила в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона, с 28.12.2019
Федеральный закон N 473-ФЗ не содержит указания на то, что он распространяется на ранее возникшие жилищные отношения, положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса подлежат применению в случае изъятия для муниципальных нужд аварийных жилых помещений, приобретенных их собственниками после <Дата>.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Саратов, <адрес>, на основании соглашения об отступном от <Дата>, договора займа от <Дата>, кадастровый <№> (свидетельство о государственной регистрации права <№>-АД <№> от <Дата>,, запись о регистрации права собственности в Едином государственном реестре от <№>. <№>).
Указанное жилое помещение представляет собой комнату площадью 11,5 кв.м в коммунальной квартире общей площадью 114,1 кв.м., состоящей из жилых комнат площадью 86,4 кв.м, кухни 4 кв.м., коридоров -9, 5,3 кв.м, санузлов 1,6, 1,6, 1,5, 1.5, 1,6, 1,6 кв.м. Доля в местах общего пользования составляет 13/100 кв.м.
Таким образом, Колобову С.А. принадлежит на праве собственности принадлежит жилое помещение общей площадью 15,1 кв.м., в том числе: жилой площадью 11,5 кв.м., нежилой 3,6 кв.м.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от <Дата> <№>-р многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Саратов, <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. Собственникам помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Саратов, <адрес>, поручено произвести отселение из занимаемых помещени в течении трех месяцев со дня его издания, а также в срок до <Дата> произвести снос дома.
Поскольку указанное жилое помещение было приобретено истцом до признания дома аварийным, Колобов С.А. имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как пояснила сторона ответчика и истец, своего согласия на выкуп, принадлежащего жилого помещения не давал. Соглашение не подписывал, при этом собственник жилого помещения просит предоставить ему другое жилое помещение взамен аварийного, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и определенным под снос. Тем самым выбрал способ защиты жилищных прав, выразив желание получить равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, взамен аварийного жилья.
При таких установленных судом обстоятельствах, исходя из норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований Колобова С.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов», поскольку, он, как собственник жилого помещения по адресу: г. Саратов, <адрес>, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным, выбрал способ обеспечения своих жилищных прав путем предоставления взамен в собственность равнозначного по площади другого жилого помещения.
Ввиду того, что спорное жилое помещение, принадлежащее Колобову С.А. расположено в коммунальной квартире, суд с учетом мнения сторон определяет площадь площадью 15,1 кв.м., в том числе: жилой площадью 11,5 кв.м., нежилой 3,6 кв.м.
На основании чего, надлежит обязать Колобова С.А. передать в муниципальную собственность принадлежащее ему жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, по адресу: г. Саратов, <адрес>, муниципального образования взамен предоставленного ему благоустроенного жилого помещения.
Между тем, удовлетворяя требования Колобова С.А. о предоставлении ему жилого помещения в собственность, во избежание неосновательного обогащения, и с учетом характера возникших между сторонами правоотношений, на Колобова С.А. надлежит возложить обязанность передать в муниципальную собственность города Саратова принадлежащее ему жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, по адресу: г. Саратов, <адрес>. муниципального образования взамен предоставленного ему благоустроенного жилого помещения.
По вышеуказанным основаниям суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к иным ответчикам, как к ненадлежащим ответчикам по делу.
В соответствии со ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно п.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
В ходе рассмотрения дела истцом Колобовым С.А. понесены издержки, связанные с рассмотрением дела, а именно расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В силу ст.ст. 94, 98 ГПК РФ указанные расходы на оплату государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат взысканию с ответчика АМО «Город Саратов».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Колобова С. А. к администрации МО «Город Саратов», администрации <адрес> МО «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом города Саратова о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания, удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» (ИНН6450011003) предоставить Колобову С. А. (паспорт <№>) равнозначное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 15,1 кв.м, отвечающее установленным требованиям, в черте города Саратова.
После предоставления в собственность Колобову С. А. жилого помещения: прекратить у Колобову С. А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. Саратов, <адрес>, признать право собственности на жилое помещение: г. Саратов, <адрес>, за муниципальным образованием «Город Саратов».
В удовлетворении остальной части заявленных требований –отказать.
Взыскать с администрации МО «Город Саратов» в пользу Колобова С. А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Заводской районный суд города Саратова.
Мотивированное решение будет изготовлено – <Дата>
Судья А.В. Орехова