Копия
24RS0046-01-2021-006703-21
Дело № 2а-5483/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2021 года г. Красноярск
Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Бацунина Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бережновой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Комар Ильи Владимировича к Военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорска Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Комар И.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорска Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что решением Призывной комиссии Военного комиссариата Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорска Красноярского края от 29.04.2021 года административному истцу отказано в удовлетворении заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Указывает, что в поданном заявлении от 17.03.2021 года были приведены подробно обстоятельства, которые препятствуют несению военной службы. Считает, что в оспариваемом решении не дана оценка доводам, которые были приведены в заявлении при обращении в военный комиссариат о замене военной службы на альтернативную.
Административный истец Комар И.В. в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» ФИО3 (по доверенности) в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав участников процесса, суд считает заявление не обоснованным и неподлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службы» (далее - Закон № 53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 5 статьи 1 Закона № 53-ФЗ установлено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (статья 28). Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них (часть 3 статьи 29). Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3 статьи 59).
Вместе с тем, по смыслу данных конституционных положений, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой. Из этого же в своей практике исходит и Европейский Суд по правам человека, по мнению которого лишь не принятие военной службы, мотивированное серьезным и непреодолимым конфликтом между обязанностью служить в армии и убеждениями лица или глубоко и искренне исповедуемыми религиозными или иными взглядами, составляет убеждение или взгляд достаточных серьезности, связности и значения для использования гарантий статьи 9 "Свобода мысли, совести и религии" Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 июня 2014 года№ 1470-0).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Комар И.В. состоит на воинском учете военного комиссариата Свердловского района г. Красноярск и г. Дивногорск Красноярского края с 16.03.2021 года. При первоначальной постановке на воинский учет был признан годным к военной службе (категория годности Б-3).
12.10.2017 г. призывная комиссия Советского района г. Красноярска приняла решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу Комар И.В. на обучение в учебном заведении до июня 2021 г.
17.03.2021 г. Комар И.В. обратился в военный комиссариат с заявлением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, указав, что его убеждения противоречат ведению военной службы. В данном заявлении Комар И.В. указал, что любой человек не вправе причинять какой-либо вред другому человеку, чем более отнимать у него жизнь, а также его совесть не позволяет брать в руки оружие. К заявлению Комар И.В. приложил автобиографию, отразив в ней сведения о том, что родился в г.Красноярске, в 2017 году закончил среднюю школу, поступил в Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева, в настоящее время обучается на 4 курсе. Кроме того, Комар И.В. представил характеристику с места учебы.
Заявление было рассмотрено в установленном порядке и 29.04.2021 года призывной комиссией Свердловского района г.Красноярска было принято оспариваемое решение, которым Комар И.В. было отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с тем, что характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее - Закон № 113-ФЗ), согласно которому реализация гражданами Российской Федерации указанного конституционного права носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 2 Закона № 113-ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Так, в силу положений статьи 11 Закона № 113-ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
Согласно п.2 ст.11 Закона №113-ФЗ в заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно абзацу 3 пункта 4 статьи 12 Закона № 113-ФЗ гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Из материалов дела следует, что решением призывной комиссией Свердловского района г.Красноярска от 29.04.2021 года Комар И.В. отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в связи с тем, что характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям.
Так, к заявлению о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, административным истцом приложена характеристики с места учебы, из которой не усматривается наличие каких-либо убеждений у Комар И.В., которые препятствуют прохождению военной службе.
Иных доказательств, свидетельствующих о наличие препятствий к призыву на военную службу, административным истцом призывной комиссии не представлено.
Из письменных показаний свидетелей ФИО5, ФИО6, приобщенных к материалам дела, также не усматривается каких-либо убеждений у административного истца, которые препятствуют прохождению военной службе, в связи с чем, данные доказательства не принимаются судом.
При этом, утверждая о наличии убеждений, противоречащих несению военной службы, административный истец не представил как в обоснование исковых требований, так и в призывную комиссию, какого-либо объективно выраженного подтверждения (в образе жизни, характере поведения) своего устойчивого непринятия военной службы. В то время как из положений пункта 1 статьи 11 Закона "Об альтернативной гражданской службе" (абзац 6), следует, что обязанность обосновывать наличие таких убеждений и доказывать их обоснованность лежит именно на административном истце.
Поскольку административным истцом достаточным образом не обосновано наличие у него устойчивых и непреодолимых убеждений, препятствующих несению военной службы, то в данном случае и нет никаких оснований полагать, что оспариваемым решением призывной комиссии были нарушены какие-либо права административного истца, поскольку право на альтернативную гражданскую службу в силу действующего законодательства возникает только при обоснованности наличия убеждений, препятствующих несению военной службы.
Поскольку оспариваемое решение призывной комиссии было принято в пределах предоставленных ей полномочий, оно соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, и прав административного истца не нарушило, то основания для удовлетворения исковых требований Комар И.В. к Военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорска Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Комар Ильи Владимировича к Военному комиссариату Свердловского района г.Красноярска и г.Дивногорска Красноярского края, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края», Призывной комиссии Свердловского района г.Красноярска о признании незаконным решения призывной комиссии, возложении обязанности – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.Г. Бацунин
В окончательной форме решение суда изготовлено 03 сентября 2021 года
Копия верна
Судья Е.Г. Бацунин