Дело № 33-781/2024 Докладчик: Бондаренко Е.И.
Суд 1 инстанции № 2-2764/2023 Судья 1 инстанции: Балыгина Т.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Денисовой Е.В.
судей Бондаренко Е.И., Закатовой О.Ю.
при секретаре Яблоковой О.О.
с участием прокурора Ефимовой Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 28 февраля 2024 года дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Владимира от 8 ноября 2023 года, которым с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Насыбуллина И. Р. взыскана компенсация морального вреда в размере 3 000 0000 рублей.
Заслушав доклад судьи Бондаренко Е.И., выслушав объяснения представителя истца Насыбуллина И.Р. Данилова А.В., прокурора Владимирской области Ефимову Т.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Насыбуллин И.Р. обратился в суд с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Владимирской области о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что 3 апреля 2019 года в СО-5 Следственной части ГСУ ГУ МВД России по Волгоградской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.30, ч.5 ст.228.1 УК РФ в отношении Насыбуллина И.Р., Лукманова И.Р. и неустановленных лиц. С 03.04.20019
по 22.12.2022 года Насыбуллин И.Р. находился в местах лишения свободы и был вердиктом присяжных заседателей оправдан и освобожден из под стражи по приговору Владимирского областного суда от 22.12.2022 года связи с не установлением события преступления. За Насыбуллиным И.Р. признано право на реабилитацию.
Истец указывает, что необоснованным уголовным преследованием на протяжении нескольких лет, нахождением под стражей в течение более 3 лет ему причинены нравственные страдания, выраженные в нарушении права на свободу, невозможности вести привычный для себя образ жизни, работать, общаться с родными и близкими людьми. Компенсацию морального вреда истец оценивает в общем размере в 7 200 000 рублей и просит взыскать их с Министерства финансов РФ.
В судебном заседании представитель истца Насыбуллина И.Р. заявленные требования поддержал в полном обьеме.
Представитель ответчика Минфина РФ Лачина С.А. в судебном заседании иск не признал, полагая размер заявленной истцом компенсации морального вреда чрезмерно завышенным, просила определить подлежащий взысканию размер компенсации вреда с учетом требований разумности и справедливости.
Представитель третьего лица прокуратуры Владимирской области Сопнева Я.В. полагала исковые требования частично обоснованными, вместе с тем указала на несоответствие заявленного размера требованиям разумности и справедливости.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе просит изменить решение суда, удовлетворить заявленные требования о компенсации морального вреда в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов РФ просила изменить решение суда, уменьшить размер компенсации морального вреда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 53 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ч. 1 ст.1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом. В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно ст.1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Исходя из положений ст. 1100 ГК РФ, достаточным основанием для признания за лицом права на взыскание компенсации морального вреда является незаконность перечисленных в статье действий, совершенных в отношении гражданина, в дополнительном доказывании факт причинения физических и нравственных страданий не нуждается.
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03.04.2019 Насыбуллин И.Р. задержан в порядке ст.91 УПК РФ, ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 228 УК РФ, в последующем действия Насыбуллина И.Р. были квалифицированны по ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 228 УК РФ и ч. 5 ст. 228 УК РФ. 05.04.2019 года Центральным районным судом г.Волгограда в отношении Насыбуллина И.Р. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 08.12.2022 года Насыбуллин И.Р. вердиктом присяжных заседателей был оправдан и освобожден из под стражи. Приговором Владимирского областного суда от 22.12.2022, Насыбуллин И.Р. оправдан по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30 ч. 5 ст. 228 УК РФ и ч. 5 ст. 228 УК РФ, на основании п. 1 ч. 2 ст. 302 УПК РФ, в связи с неустановлением события преступления. За Насыбуллиным И.Р. признано право на реабилитацию. Избранная в отношении Насыбуллина И.Р. мера пресечения отменена.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, что в результате незаконного нахождения под стражей в течение более 3 лет и признание за истцом право на реабилитацию, безусловно причинило Насыбуллину И.Р. нравственные страдания, в связи с чем причиненный истцу моральный вред подлежит компенсации.
В соответствии со ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Насыбуллин И.Р. по предъявленному ему тяжкому обвинению оправдан полностью, по вине правоохранительных органов он находился в изоляции от общества более 3 лет. До прекращения уголовного преследования истец, безусловно, испытывал нравственные страдания. В связи незаконным привлечением к уголовной ответственности, нахождением в условиях изоляции от общества в течение длительного срока, являясь лицом, не имеющим судимости, не имел возможности вести привычный для себя образ жизни, работать, общаться с родственниками, что вызывало опасение за свою дальнейшую судьбу, причиняло нравственные страдания. Суд считает заслуживающими внимание доводы истца о перенесенных им вследствие этого переживаний, связанных с жизненными обстоятельствами.
Компенсация морального вреда должна отвечать цели, для достижения которой она установлена законом, компенсировать потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания. Судом первой инстанции учтено, что в течение длительного периода времени, в течение 1348 суток, находясь в изоляции от общества и детей, Насыбуллин И.Р. был лишен возможности осуществлять помощь и проявлять заботу о родственниках, в указанный период 09.03.2022 на фоне нервных переживаний за судьбу своего сына, умер отец истца; истец не мог в должной мере исполнять религиозные обряды, содержался в курящей камере без вытяжки, в связи с чем физическое здоровье истца значительно ухудшилось.
Доводы жалобы о несогласии с выводами суда первой инстанции в части определенного судом размера компенсации морального вреда, который по мнению апеллянта является завышенным, судебная коллегия считает несостоятельным, основанном на ошибочном понимании норм процессуального и материального права и не могут служить основанием к отмене решения. В условиях СИЗО, находясь за преступление, которого не совершал, истец находился в непривычных для себя условиях строгой изоляции от общества, испытал стрессовое состояние от одиночества, общения с лицами, совершившими тяжкие и особо тяжкие преступления; испытывал нравственные страдания, был оторван от дома, семьи, работы, были распространены порочащие сведения о его преступной деятельности, что умаляло его честь, достоинство, доброе имя, в связи с этими событиями было подорвано здоровье его престарелой матери.
Судебная коллегия приходит к выводу, что определенный судом первой инстанции размер компенсации морального вреда соответствует вышеназванным требованиям Гражданского кодекса РФ, соразмерен характеру и объему нравственных страданий истца, а решение суда является законным и обоснованным.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Оснований для иной оценки представленным доказательствам судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Владимира от 8 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Е.В. Денисова
Судьи Е.И. Бондаренко
О.Ю. Закатова