Решение по делу № 2-280/2023 от 03.08.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 сентября 2023 года                            г. Пудож

Пудожский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Точинова С.В.,

при секретаре Ханаевой Е.В.,

с участием прокурора Вшевцовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Пудожского района, действующего в интересах муниципального образования «Пудожский муниципальный район», к Ладыгину А.В. о признании недействительным распоряжений главы Пудожского муниципального района, взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

    Прокурор Пудожского района, действующий в интересах муниципального образования «Пудожский муниципальный район», обратился с заявлением к Ладыгину А.В., в котором указал, что органами прокуратуры была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции. Ссылаясь на положенияФедерального закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Пудожского муниципального района, прокурор указал, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, относится к компетенции Совета Пудожского муниципального района, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Пудожский муниципальный район. В силу положений Закона Республики Карелия от 12.11.2007 №1128-ЗРК «О некоторых вопросах правового положения лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления в Республике Карелия» денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой ими муниципальной, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка к должностному окладу лицу, замещающему муниципальную должность и имеющему ученую степень кандидата доктора наук, премии, материальная помощь. На денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, начисляется районный коэффициент и процентная надбавка за работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленные законодательством Российской Федерации. В соответствии с Положением об оплате труда и материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, утвержденным решением Совета Пудожского муниципального района от 24.12.2021 , денежное содержание лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, состоит из месячного должностного оклада в соответствии с замещаемой ими муниципальной должностью, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Лицам, замещающим муниципальные должности, в составе оплаты труда предусмотрены дополнительные выплаты, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка к должностному окладу лицу, замещающему муниципальную должность и имеющему ученую степень кандидата или доктора наук, премии, материальная помощь. В связи с тем, что в силу закона премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы Пудожского муниципального района представительным органом муниципального образования - Советом Пудожского муниципального района, принятие решения о поощрении главы Пудожского муниципального района относится к компетенции Совета. Решением Совета Пудожского муниципального района от 12.02.2021 Ладыгин А.В. избран главой Пудожского муниципального района - главой администрации Пудожского муниципального района, то есть являлся лицом, замещающим муниципальную должность. За период с февраля 2021 по сентябрь 2022 премирование главы Пудожского муниципального района (за месяц, за квартал, за год) производилось на основании распоряжений главы Пудожского муниципального района, с представительным органом муниципального района вопросы премирования не согласовывались, оценка своевременности и качеству выполняемой работы не давалась. Ладыгиным А.В. незаконно изданы распоряжения о премировании, на основании которых незаконно начислены премии в размере 891674,89 руб. Принимая решения о производстве начисления и выплате денежного содержания главы муниципального образования в виде ежемесячных премий, тем самым Ладыгин А.В. оценил свою деятельность, как главы Пудожского муниципального района, чем нарушил права представительного органа местного самоуправления на решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий. Подобные решения о премировании главы муниципального образования в период с февраля 2021 по сентябрь 2022 представительным органом Пудожского муниципального района не принимались. Также прокурор полагал незаконным получение Ладыгиным А.В. в период с февраля 2021 по октябрь 2022 доплаты за классный чин, поскольку занимаемая им в указанный период должность - глава Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района, является муниципальной должностью, а не должностью муниципальной службы. Полагая указанные действия Ладыгина А.В. недобросовестными и не отвечающими положениям Федерального законам от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», прокурор просил: признать недействительными распоряжения главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района от 01.03.2021 , от 30.03.2021 , от 29.04.2021 , от 31.05.2021 , от 28.06.2021 , от 28.07.2021 , от 31.08.2021 , от 29.09.2021 , от 29.10.2021 , от 30.12.2021 , от 22.12.2021 , от 30.03.2021 , от 28.06.2021 , от 17.08.2021 , от 22.12 2021 , от 11.02.2022 , от 28.01.2022 , от 25.05.2022 , от 30.03.2022 , от 29.04.2022 , от 01.06.2022 , от 27.06.2022 , от 28.07 2022 , от 30.08.2022 , от 23.09.2022 , от 31.03.2022 , от 27.06.2022 , от 22.07.2022 , от 23.09.2022 ; взыскать с Ладыгина А.В. в казну муниципального образования «Пудожский муниципальный район» сумму полученных за период с февраля 2021 по сентябрь 2022 премиальных выплат с начисленными на них районным коэффициентом и процентной надбавкой за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 891674,89 руб., а также сумму полученных за период с февраля 2021 по октября 2022 доплат за классный чин в размере 62299,88 руб.

К участию в рассмотрении дела привлечены: в качестве соответчика – Глава Пудожского муниципального района – глава администрации Пудожского муниципального района Зубов А.В.; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, - администрация Пудожского муниципального района, Совет Пудожского муниципального района.

Прокурор Вшевцова И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам заявления, указывая, что средства, полученные Ладыгиным А.В., являются неосновательным обогащением последнего.

Ответчик Ладыгин А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела. Ответчик повторно заявил ходатайство об отложении дела в связи с необходимостью обращения за юридической помощью.

В соответствии с ч.1 ст.167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2).

Согласно ч.1 ст.35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

Таким образом, обязательным условием удовлетворения такого ходатайства являются уважительность причины неявки и исключение возможности злоупотребления своими процессуальными правами стороной, заявляющей соответствующее ходатайство.

Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).

Первоначально Ладыгин А.В., указывая о необходимости получения юридической помощи, просил отложить рассмотрение настоящего дела, которое было назначено к слушанию на 23.08.2023 и в дальнейшем перенесено на 07.09.2023.

При этом, как следует из общедоступных сведений, размещенных на сайте «Почта России», заявление прокурора, направленное почтовым отправлением (ШПИ ), получено Ладыгиным А.В. 14.08.2023, в связи с чем, при наличии к тому необходимости, последний располагал разумным временем для обращения за юридической помощью, однако не сделал этого, несмотря на повторный вызов в суд.

Указанные действия Ладыгина А.В. расцениваются судом как злоупотребление правом, а причина неявки – неуважительной, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело при неявке ответчика.

Соответчик – глава Пудожского муниципального района – глава администрации Пудожского муниципального района Зубов А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.

В отзыве на иск просил рассматривать дело в свое отсутствие, указал, что в соответствии со ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. При этом глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава Пудожского муниципального района – глава администрации Ладыгин А.В. был избран на должность решением Совета Пудожского муниципального района от 12.02.2021 , трудовой договор между Ладыгиным А.В. и Советом не заключался. Выплата премий производилась на основании Положений об оплате труда и материальном стимулировании, утвержденных Советом Пудожского муниципального района от 06.11.2020 , от 24.12.2012 , которыми выплата премий по решению представительного органа не предусматривается.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации Пудожского муниципального района, Совета Пудожского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела. Возражений по иску и ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не представляли.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом решением Совета Пудожского муниципального района от 12.02.2021 Ладыгин А.В. избран главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района.

Распоряжением от 21.10.2022 Ладыгин А.В. принял решение о досрочном прекращении полномочий главы Пудожского муниципального района в связи с отставкой по собственному желанию.

Согласно ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч.2 ст.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ч.1 ст.4 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.34 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе, находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п.п.2, 8, 9 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч.11 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч.11.1 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, которая предусматривает, что глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (п.п.1 - 5 ч.4 ст.36).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (ч.5 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч.5.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Пудожский муниципальный район определены Уставом муниципального образования Пудожского муниципального районаи, принятым решением Совета Пудожского муниципального района от 24.04.2015 №125 (далее - Устав).

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Пудожский муниципальный район составляют: представительный орган муниципального образования, глава Пудожского муниципального района исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, контрольно-счетный орган Пудожского муниципального района (ст.19)

К вопросам местного значения поселения относится составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, его утверждение и исполнение, контроль за исполнением, утверждение отчета об исполнении (ст.7 Устава).

Представительным органом Пудожского муниципального района является Совет Пудожского муниципального района, который осуществляет свои полномочия и принимает правовые акты в коллегиальном порядке (ст.20 Устава).

К исключительной компетенции Совета Пудожского муниципального района относится, в том числе: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ч.1 ст.21 Устава).

Совет Пудожского муниципального района заслушивает ежегодный отчет главы Пудожского муниципального района о результатах деятельности администрации Пудожского муниципального района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Пудожского муниципального района (ч.3 ст.21 Устава).

Глава Пудожского муниципального района является высшим должностным лицом Пудожского муниципального района, избираемым Советом Пудожского муниципального района сроком на 5 лет из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию. Глава Пудожского муниципального района подконтролен и подотчетен населению и Совету Пудожского муниципального района. Глава Пудожского муниципального района представляет Совету Пудожского муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Пудожского муниципального района (ст.31 Устава).

Полномочия главы Пудожского муниципального района закреплены в ст.32 Устава.

Глава Пудожского муниципального района, в том числе, представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; осуществляет иные полномочия в соответствии с Уставом, иными нормативными правовыми актами.

Главой администрации Пудожского муниципального района является Глава Пудожского муниципального района, который: подконтролен и подотчетен Совету Пудожского муниципального района, а также Совету муниципального образования «Пудожское городское поселение» в части исполнения полномочий администрации муниципального образования «Пудожское городское поселение», возложенных на администрацию Пудожского муниципального района, и отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Карелия; представляет Совету Пудожского муниципального района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации Пудожского муниципального района, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Пудожского муниципального района; представляет Совету муниципального образования «Пудожское городское поселение» ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности администрации Пудожского муниципального района в части исполнения полномочий администрации муниципального образования «Пудожское городское поселение», возложенных на администрацию Пудожского муниципального района, и отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Карелия (ст.35.1 Устава).

Анализ указанных положений Устава позволяет суду сделать вывод о том, что глава Пудожского муниципального района – глава администрации Пудожского муниципального района подотчетен и подконтролен Совету Пудожского муниципального района и Совету муниципального образования «Пудожское городское поселение», в части исполнения полномочий администрации муниципального образования «Пудожское городское поселение»; оценку деятельности дает исключительно Совет Пудожского муниципального района и Совет муниципального образования «Пудожское городское поселение», в части исполнения полномочий администрации муниципального образования «Пудожское городское поселение»; вопросы оплаты труда Главы уставом не урегулированы.

Решением Совета Пудожского муниципального района от 06.11.2020 было утверждено Положение об оплате труда и материальном стимулировании муниципальных служащих администрации Пудожского муниципального района, которое в п.9.1 предусматривает, что выплата премии главе администрации Пудожского муниципального района производится на основании распоряжения главы муниципального района. При этом п.п.9.1, 9.2 Положения к условиям и критериям, определяющим возможность выплаты премии, относят качество выполнения служебных обязанностей и высокие личные показатели.

Решением Совета Пудожского муниципального района от 24.12.2012 №245 утверждено положение об оплате труда и материальном стимулировании лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, где устанавливается, что: премирование лиц, замещающих муниципальные должности, производится со дня избрания на должность независимо от наличия неснятого дисциплинарного взыскания (п.9.1); размер премии устанавливается в процентах к должностному окладу и зависит от выполнения лицом, замещающим муниципальную должность, служебных обязанностей, личного трудового вклада в общие результаты деятельности (п.9.2).

Оценивая доводы сторон, в части касающихся возможности самостоятельного принятия решений в спорный период главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района Ладыгиным А.В. о выплате себе премий, суд отмечает, что из положений Устава Пудожского муниципального района и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при их толковании во взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, которое включает в себя определение размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета Пудожского муниципального района, которому был подконтролен и подотчетен Глава данного муниципального образования.

Тогда как по вопросам, относящимся исполнения полномочий администрации муниципального образования «Пудожское городское поселение» в соответствующий период данный ответчик был также подконтролен и подотчетен Совету муниципального образования «Пудожское городское поселение».

Премия в соответствии с разделами 9 вышеприведенных положений относится к числу дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы Пудожского муниципального района со стороны того органа, которому он подконтролен и подотчетен, а именно Совета Пудожского муниципального района и Совета муниципального образования Пудожское городское поселение.

Соответственно принятие решения о поощрении Главы Пудожского муниципального района в спорный период относилось к исключительной компетенции указанных представительных органов местного самоуправления.

Указание в Положении от 06.11.2020 №145 о том, что выплата премии главе администрации Пудожского муниципального района производится на основании распоряжения главы муниципального района, не означает, что решение об оценке результатов своей деятельности относилось к компетенции самого главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района Ладыгина А.В.. поскольку он совмещал обе указанные должности.

Кроме того, в спорный период действовали положения Устава Пудожского муниципального района и Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ, то есть муниципальные и нормативно правовые акты более высокого уровня, из содержания которых однозначно следует, что компетентным органом, полномочным принять решение о поощрении главы муниципального района, является исключительно представительный орган соответствующего поселения.

Оспариваемыми прокурором распоряжениями главы Пудожского муниципального района – главы администрации Пудожского муниципального района Ладыгина А.В. от 01.03.2021 , от 30.03.2021 , от 29.04.2021 , от 31.05.2021 , от 28.06.2021 , от 28.07.2021 , от 31.08.2021 , от 29.09.2021 , от 29.10.2021 , от 30.12.2021 , от 22.12.2021 , от 30.03.2021 , от 28.06.2021 , от 17.08.2021 , от 22.12.2021 , от 11.02.2022 , от 28.01.2022 , от 25.05.2022 , от 30.03 2022 , от 29.04.2022 , от 01.06.2022 , от 27.06.2022 , от 28.07.2022 , от 30.08.2022 , от 23.09.2022 , от 31.03.2022 , от 27.06.2022 , от 22.07.2022 , от 23.09.2022 в спорный период принимались решения о выплате: ежемесячных премий в размере 33,3% от должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки; ежеквартальных премий в размере 150-400% от должностного оклада с начислением районного коэффициента и северной надбавки.

Согласно информации администрации Пудожского муниципального района общая сумма премиальных выплат составила 891674,89 руб.

По информации Совета Пудожского муниципального района решения о выплате премий Ладыгину А.В. за соответствующий период не принимались.

Решения, затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты на основании законов и иных нормативных правовых актов и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение) (п.17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21).

При таких обстоятельствах, поскольку оспариваемые распоряжения о премировании были приняты неуполномоченным лицом, суд признает их незаконными и недействительными, в связи с чем требования прокурора в данной части подлежат удовлетворению.

Кроме того, в период с февраля 2021 по октябрь 2022 Ладыгиным А.В. была получена доплата за классный чин в размере 62299,88 руб., что подтверждено сведениями расчетных листков ответчика и информацией администрации Пудожского муниципального района.

Согласно пояснений администрации Пудожского муниципального района на обращение прокурора, доплата за классный чин Ладыгину А.В. начислялась в связи с тем, что согласно Уставу Пудожского муниципального района глава Пудожского муниципального района является главой администрации Пудожского муниципального района и руководит ею на принципах единоначалия.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Статьей 9.1 указанного Федерального закона установлено, что законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

Правовое регулирование отдельных вопросов организации муниципальной службы в Республике Карелия осуществляет Закон Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия», который включает в состав денежного содержания муниципального служащего, в числе дополнительных выплат, ежемесячную надбавку за классный чин.

Часть 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 №1107-ЗРК допускает присвоение представительным органом муниципального образования классного чина муниципальным служащим, замещающим должности главы администрации по контракту.

Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица (далее - лица, замещающие муниципальные должности) не являются муниципальными служащими.

В силу ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под лицом, замещающим муниципальную должность, понимаются - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе, председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования.

Таким образом, действующее правовое регулирование разделяет понятия «муниципальной должности» и «должности муниципальной службы».

Принимая во внимание, что Ладыгин А.В., будучи избранным, в рассматриваемый период являлся лицом, замещающим муниципальную должность, выплата ему надбавки за классный чин носила неправомерный характер.

Разрешая требования прокурора о взыскании с Ладыгина А.В. в казну муниципального образования денежных средств, по правилам о неосновательном обогащении, суд исходит из следующего.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с п.1 ст.1102 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.3 ст.1109 ГК РФ).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений п.3 ст.1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований прокурора является вопрос о том, имела ли место со стороны Ладыгина А.В. недобросовестность при получении премий и надбавки за классный чин.

В силу ст.ст.56, 57 ГПК РФ сторона обязана доказать обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений.

По общему правилу добросовестность и разумность действий предполагается, пока не доказано иное, в связи с чем суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение сторон обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении. Бремя доказывания недобросовестности возложено на сторону, которая на это ссылается, - прокурора.

Заявляя о недобросовестности в действиях Ладыгина А.В. при получении премий и надбавки за классный чин, прокурор в поданном заявлении указал, что ответчик допустил ситуацию конфликта интересов, то есть коррупционное правонарушение. Исходя из установленных выше обстоятельств, суд находит указанные доводы прокурора обоснованными и находит презумпцию добросовестности действий Ладыгина А.В. опровергнутой с учетом следующего.

Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В силу п.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ противодействие коррупции представляет собой деятельность органов местного самоуправления: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ч.1 ст.10 того же Федерального закона под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п.1 ч.3 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В силу ч.4.1 ст.36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Схожие положения установлены в Уставе Пудожского муниципального района.

Основываясь на положениях Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ, суд приходит к выводу о том, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, а также необоснованное получение доплаты за классный чин является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

В связи с этим совершение главой Пудожского муниципального района – главой администрации Пудожского муниципального района Ладыгиным А.В. поселения коррупционного правонарушения исключает для суда возможность признать действия последнего добросовестными.

Учитывая, что действия ответчика Ладыгина А.В. расцениваются судом как недобросовестные, суд не усматривает по обстоятельствам настоящего дела оснований, исключающих возможность взыскания полученных денежных средств по правилам о неосновательном обогащении.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Тот факт, что по обстоятельствам настоящего дела позиция процессуального истца и официальная позиция материального истца вошли в противоречие не является для суда препятствием к рассмотрению дела, поскольку иск прокурора предъявлен также в защиту интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, требования прокурора о взыскании денежных средств подлежат удовлетворению в полном объеме.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Пудожского района, действующего в интересах муниципального образования «Пудожский муниципальный район», удовлетворить.

Признать недействительными распоряжения главы Пудожского муниципального района - главы администрации Пудожского муниципального района от 01.03.2021 , от 30.03.2021 , от 29.04.2021 , от 31.05.2021 , от 28.06.2021 , от 28.07.2021 , от 31.08.2021 , от 29.09.2021 , от 29.10.2021 , от 30.12.2021 , от 22.12.2021 , от 30.03.2021 , от 28.06.2021 , от 17.08.2021 , от 22.12 2021 , от 11.02.2022 , от 28.01.2022 , от 25.05.2022 , от 30.03.2022 , от 29.04.2022 , от 01.06.2022 , от 27.06.2022 , от 28.07 2022 , от 30.08.2022 , от 23.09.2022 , от 31.03.2022 , от 27.06.2022 , от 22.07.2022 , от 23.09.2022 .

Взыскать с Ладыгина А.В. (ИНН ) в казну муниципального образования «Пудожский муниципальный район»:

сумму полученных за период с февраля 2021 по сентябрь 2022 премиальных выплат с начисленных на них районного коэффициента и процентной надбавкой за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 891674 рублей 89 копеек;

сумму полученных за период с февраля 2021 по октябрь 2022 доплат за классный чин в размере 62299 рублей 88 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пудожский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.09.2023.

    Судья                                                                                Точинов С.В.

2-280/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Пудожского района в интересах МО "Пудожский муниципальный район"
Ответчики
Глава Пудожского муниципального района - Глава администрации Пудожского муниципального района Зубов А.В.
Ладыгин Андрей Владимирович
Другие
Совет Пудожского муниципального района
администрация Пудожского муниципального района
Суд
Пудожский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
pudozhsky.kar.sudrf.ru
03.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.09.2023Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
26.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2023Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее