Дело № 2-527/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2015 года гор. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Эминова О.Н.,
при секретаре Ключерова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорджиевой Б.А., Дорджиева О.В., Дорджиевой Е.Ч. Дорджиева В.К., Дорджиевой Р.Э-Г., Дорджиева А.К., Дорджиева А.К., Якушкиной А.А. Мушаевой О.А. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице ГУ МЧС России по Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о выдаче государственного жилищного сертификата в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия,
у с т а н о в и л :
Дорджиева Б.А., Дорджиев О.В., Дорджиева Е.Ч., Дорджиев В.К., Дорджиева Р.Э.-Г., Дорджиев А.К., Дорджиев А.К., Якушкина А.А., Мушаева О.А. обратились в суд с указанным иском к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в лице ГУ МЧС России по Республики Калмыкия, Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия о выдаче государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС, государственный жилищный сертификат) в связи с лишением жилого помещения в результате стихийного бедствия.
Истцы мотивировали свои требования тем, что они включены в Список граждан Республики Калмыкия, лишившихся жилья, на получение государственного жилищного сертификата под номером № так как в ДД.ММ.ГГГГ их жилой дом по адресу: <адрес>, попал под затопление нагонными водами Каспийского моря. Данный список утвержден Правительством РК № 178 от 11 июля 2000 года. По вопросу выдачи ГЖС они неоднократно обращались в Администрацию Лаганского городского муниципального образования РК (далее – Администрация Лаганского ГМО РК). В настоящее время вопрос обеспечения жильем граждан, пострадавших от наводнения в марте ДД.ММ.ГГГГ, решается через Федеральную программу «Юг России». Между тем, вопрос об отселении их семьи до сих пор не решен, ГЖС не выдан, жилье не предоставлено. Истцы, ссылаясь на ст. 40 Конституции Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года № 897 «Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях», Постановление Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», Порядок выпуска и погашения и условий выдачи ГЖС, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года № 982, просят суд - обязать Правительство РК направить в МЧС РФ выписку из списка граждан на получение ГЖС, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г. Лагань в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 года № 178, в отношении истцов; обязать МЧС РФ после согласования Списка граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря в г. Лагани в марте 1995 года, утверждённого постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 г. № 178, в семидневный срок с даты получения выписки из Списка граждан на получение государственного жилищного сертификата, внести в Правительство РФ проект распоряжения о выдаче истцам государственного жилищного сертификата; обязать Правительство РФ после получения проекта распоряжения о выдаче истцам государственных жилищных сертификатов, принять решение о выдаче государственных жилищных сертификатов и направить его в Министерство финансов РФ; обязать Министерство финансов РФ в месячный срок с даты вступления решения Правительства РФ о выдаче бланков государственных жилищных сертификатов направить через Государственную фельдъегерскую службу РФ в Правительство РК бланки этих сертификатов с целью последующей их передачи Министерству финансов РК; обязать Министерство финансов РК в срок, не превышающий 3-х месяцев с даты получения бланков сертификатов осуществить его заполнение в отношении истцов и выдачу им сертификатов в установленном порядке.
Истцы Дорджиева Б.А., Дорджиев О.В., Дорджиева Е.Ч., Дорджиев В.К., Дорджиева Р.Э.-Г., Дорджиев А.К., Дорджиев А.К., Якушкина А.А., Мушаева О.А. в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены. Представитель истцов Бадмаев Х.И. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объёме, просил их удовлетворить, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Правительства РФ и Министерство финансов РФ Андропов А.Н. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика МЧС России Обушиев С.П. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, ранее в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчиков Правительства Республики Калмыкия, Министерства финансов Республики Калмыкия в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Представитель третьего лица Администрации Лаганского ГМО РК, надлежащим образом извещённый о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Неявка указанных лиц согласно ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению настоящего дела по имеющимся материалам.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, материалы гражданского дела № №, суд проходит к следующему выводу.
В силу ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 897 «Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жилье которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях» распространено действие пунктов 1 и 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями. Установлено, что государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации (пункт 1). Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчёта предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 квадратных метра для одиноких граждан, 42 квадратных метра на семью из 2 человек и по 18 квадратных метра на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями (пункт 2).
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 г. № 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность предусматривать начиная с 1996 г. при формировании федерального бюджета средства на погашение государственных жилищных сертификатов в составе Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно Порядку и условиям выдачи государственных жилищных сертификатов (принятому во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995г. № 561), утвержденному Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации 10 июля 1995 г. и зарегистрированному в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995г. № 916, в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Согласно пункту 4 указанного Порядка списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г. № 982 утверждён Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка установлено, что сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счёт бюджетных ассигнований.
В пункте 5 Порядка предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансфертов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов, или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме согласно приложению № 3.
Согласно пункту 6 Порядка - выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - Список). Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования Списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующее количество бланков сертификатов с целью последующей их передачи финансовому органу субъекта Российской Федерации (далее - финансовый орган). Финансовый орган в срок, не превышающий 3 месяцев с даты получения бланков сертификатов, осуществляет их заполнение и выдачу сертификатов гражданам Российской Федерации, включённым в Список, в установленном порядке (п.п. 9, 10 Порядка).
Согласно пунктам 12 - 15 Порядка владелец сертификата обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с просьбой о предоставлении ему общей площади жилья, указанной в сертификате.
В случае получения подтверждения от эмитента или уполномоченного финансового органа о праве владельца сертификата на получение общей площади жилья, указанной в сертификате, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выделяет его владельцу общую площадь жилья из имеющегося в его распоряжении муниципального жилья.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в Министерство финансов Российской Федерации оригинал государственного жилищного сертификата - подтверждение того, что данный сертификат принят им к учету, и заявку на компенсацию стоимости жилья.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляет перевод необходимых денежных средств на бюджетный счёт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно указанным выше нормативным правовым актам, в случае, если граждане лишились жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, должен утвердить Список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата, и направить его в МЧС Российской Федерации, которое после согласования Списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации. В дальнейшем МЧС Российской Федерации должно подготовить Правительству Российской Федерации проект решения о выдаче гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, государственных жилищных сертификатов. После принятия Правительством Российской Федерации решения, Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты получения решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков сертификатов направляет их высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, который передает их финансовому органу субъекта Российской Федерации. Финансовый орган субъекта Российской федерации заполняет бланки государственных жилищных сертификатов и выдает их гражданам Российской Федерации, включённым в Список. Министерство финансов Российской Федерации в рамках межбюджетных трансферов осуществляет перечисление бюджетных ассигнований бюджету субъекта Российской Федерации на основании заявки на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости жилого помещения, предоставляемого владельцам именных государственных жилищных сертификатов или на социальную выплату на оплату жилого помещения (части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи, представляемой в Министерство финансов Российской Федерации высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что в ДД.ММ.ГГГГ. в результате стихийного бедствия - наводнения, произошедшего ввиду усиленного нагона воды Каспийского моря, подъёма его уровня, пострадали жилые дома г<данные изъяты> Лаганского района Республики Калмыкия, часть домов подверглись разрушению и были признаны непригодными для проживания.
Так, на основании актов обследования технического состояния жилых домов г. Лагани был составлен Список на получение государственных жилищных сертификатов для жителей Лаганского района Республики Калмыкия, лишившихся жилья в результате затопления водами Каспийского моря (далее - Список № 1).
Согласно указанному Списку № 1 признано разрушенными, находящимися в аварийном состоянии и не пригодными к дальнейшей эксплуатации, 71 жилой дом, с численностью проживающих 277 человек. Данный Список № 1 был утверждён Правительством Республики Калмыкия постановлением от 19 мая 1997 г. № 134. На основании распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 сентября 1997 г. № 1287-р Министерство финансов Российской Федерации выдало Правительству Республики Калмыкия 71 государственный жилищный сертификат, которые были предоставлены в последующем гражданам, жильё которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях, и включённых в Список № 1. Погашение указанных государственных жилищных сертификатов проводилось в соответствии с Порядком выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 г. № 982.
Истцы Дорджиева Б.А., Дорджиев О.В., Дорджиева Е.Ч., Дорджиев В.К., Дорджиева Р.Э.-Г., Дорджиев А.К., Дорджиев А.К., Якушкина А.А., Мушаева О.А. в указанный Список № 1 включены не были.
В марте 1999 г. Президент Республики Калмыкия Илюмжинов К.Н. обращается в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении дополнительного количества государственных жилищных сертификатов (письмо от 10 марта 1999 г. № КИ-02/262).
В дальнейшем Правительством Республики Калмыкия были подготовлены в ДД.ММ.ГГГГ г. документы на выдачу дополнительных 233 государственных жилищных сертификатов (822 человека) для предоставления их гражданам, жильё которых отказалось на подтопляемой Каспийским морем территории (г. Лагань) (далее - Список № 2). Истцы Дорджиева Б.А., Дорджиев О.В., Дорджиева Е.Ч., Дорджиев В.К., Дорджиева Р.Э.-Г., Дорджиев А.К., Дорджиев А.К., Якушкина А.А., Мушаева О.А. в указанный Список № 1 включены не были.
Список № 2 направлялся Правительством Республики Калмыкия для рассмотрения в МЧС Российской Федерации (письмо АД-04/1-1217). Как следует из ответа заместителя МЧС Российской Федерации Фалеева М. (письмо от 10 декабря 1999 г. № 33-3608-9), по поручению Правительства Российской Федерации от 16 августа 1999 г. № ХВ –П4-27263 в МЧС России совместно с Минфином России и Минэкономики России было рассмотрено представление Счётной палаты Российской Федерации о законности выдачи и своевременности оплаты государственных жилищных сертификатов, которым обращено внимание исключить принятие решений на финансирование инвестиционных программ за счёт средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Согласованные предложения по данному вопросу доложены в Правительство Российской Федерации и Счётную палату Российской Федерации (исх. МЧС России от 04 ноября 1999 г. № 32-606-9, от 04 ноября 1999 г. № 32-605-9). Предложения Счётной палаты Российской Федерации о недопущении финансирования инвестиционных программ за счёт средств Резервного фонда Правительства Российской Федерации были приняты к исполнению. В связи с чем, МЧС России указало на целесообразность решения проблемы за счёт инвестиционных средств, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете и в бюджете Республики Калмыкия, с привлечением средств внебюджетных источников.
11 июля 2000 г. постановлением Правительства Республики Калмыкия № 178 «О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 897 «Об оказании государственной поддержки в приобретении жилья гражданам, жильё которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях» был утверждён Список граждан Республики Калмыкия на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г. Лагани в марте 1995 г. (далее – Список № 3).
Согласно указанному Списку № 3 признано разрушенными и не пригодными к дальнейшей эксплуатации 236 жилых домов, с численностью проживающих 848 человек. Под номером № в Списке № 3 указана семья Дорджиевых в количестве 10 человек, в том числе истцы <данные изъяты> проживавшие в домовладении, общей площадью 71,3 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>
В соответствии с п. 2 постановления от 11 июля 2000 г. № 178 Правительство Республики Калмыкия просило Правительство Российской Федерации выделить государственные жилищные сертификаты в количестве 236 штук для предоставления их гражданам, жильё которых оказалось на затопленных Каспийским морем территориях.
Соответствующие обращения как со стороны Правительства Республики Калмыкия, так и со стороны Президента Республики Калмыкия направлялись со Списком № 3 в Правительство Российской Федерации с просьбой решить положительно вопрос о дополнительном выпуске 236 государственных жилищных сертификатов с последующим их погашением из Резервного фонда Правительства Российской Федерации на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Материалами дела подтверждается, что Список № 3 на рассмотрение в МЧС России не направлялся, в связи с чем МЧС России не согласовывался указанный Список № 3 с заинтересованными ведомствами, не готовился проект решения Правительства Российской Федерации, и соответственно в Правительство Российской Федерации не поступал проект решения о выдаче государственных жилищных сертификатов, в связи с чем никакого распоряжения или иного правого акта Правительство Российской Федерации не принимало в целях обеспечения выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам в соответствии с утверждённым 11 июля 2000 г. Списком.
Таким образом, судом установлено и сторонами не отрицается, что гражданам, включённым в Список № 3, в том числе и истцам, государственные жилищные сертификаты в установленном порядке не выдавались. При этом проблема пострадавших граждан, включённых в Список № 3, решалась через реализацию Федеральной целевой программы «Юг России».
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 августа 2001 г. № 581 была утверждена Федеральная целевая программа «Юг России».
До 2007 г. включительно указанная Программа включалась в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счёт средств федерального бюджета, и ежегодно уточнялся размер выделяемых на её реализацию ассигнований.
Как следует из письма первого заместителя Главы Администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия Когаева Ю.С. от ДД.ММ.ГГГГ, и представленных с ним документов, семья Дорджиевых с составом из 10 человек состоит в Списке граждан Республики Калмыкия на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г.Лагани в ДД.ММ.ГГГГ г., утвержденного постановлением Правительства РК от 11.07.2000г. № 178. Предоставление жилья гражданам, включенным в указанный список, осуществлялось в рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.01.2008г. № 10. Постановлением администрации Лаганского ГМО РК от 22.01.2014г. № 9 «О выделении жилой площади» Дорджиеву Ю.К. ( состав семьи - 10 чел.) предоставлено новое домовладение по адресу: <адрес> общей площадью 100,11 кв.м. Как следует
Как следует из письма заместителя Главы Администрации Лаганского районного муниципального образования Республики Калмыкия Н<данные изъяты> от 12 августа 2004 г. исх. № 398, адресованного руководителю Администрации Президента Республики Калмыкия <данные изъяты>., жилищный вопрос граждан, пострадавших от нагона вод Каспия в ДД.ММ.ГГГГ г., решается через реализацию Федеральной целевой программы «Юг России». По этой программе ведется строительство жилья для отселения с зоны затопления жителей г. Лагани, пострадавших от нагона вод Каспия в ДД.ММ.ГГГГ В 2001 г. в г. Лагани сдан в эксплуатацию 30-ти квартирный жилой дом, в 2004 г. планируется сдача еще одного дома 30-ти квартирного жилого дома. На август 2004 г. г. в Списках пострадавших числится 213 семей. Отселение жителей г. Лагани с территорий, затопленных водами Каспия будет вестись постепенно по мере строительства и сдачи жилья в эксплуатацию.
В последующем в целях создания условий для устойчивого социально-экономического развития регионов Южного федерального округа, повышения благосостояния и качества жизни населения Правительство Российской Федерации Постановлением от 14 января 2008 г. № 10 утвердило Федеральную целевую программу «Юг России (2008 - 2013 годы)».
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 13 марта 2009 г. № 58 утверждена Республиканская целевая программа «Об инвестиционных проектах, реализуемых в Республике Калмыкия в рамках Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)» в 2009-2013 годах». Поскольку в Федеральную целевую программу «Юг России» были внесены изменения, в том числе, подвергся корректировке и период действия данной программы, были внесены и необходимые изменения в Республиканскую целевую программу, согласно которым Правительством Республики Калмыкия утверждена «Республиканская целевая программа «Об инвестиционных проектах, реализуемых в Республике Калмыкия в рамках Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)» в 2009-2013 годах».
В Республиканской целевой программе было предусмотрено выделение в 2009 -2013 г.г. денежных средств для отселения жителей прибрежных территорий, затопляемых водами Каспийского моря, г. Лагань, в том числе, из федерального бюджета - 179, 06 млн. руб., из республиканского бюджета – 15, 03 млн. руб.
По информации Главы Администрации Лаганского городского муниципального образования Республики Калмыкия Гиренко Н.В. от 05 ноября 2014 г. № 926, в рамках реализации Федеральной целевой программы «Юг России» велось строительство жилья в г. Лагани для отселения пострадавших семей с зоны затопления.
При таких данных, суд приходит к выводу, что граждане, лишившиеся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г. Лагани в марте 1995 г., и включённые в Список, утверждённый постановлением Правительством Республики Калмыкия 11 июля 2000 г. № 178, действительно, не получили государственные жилищные сертификаты. Между тем, вопрос о предоставлении жилья данным гражданам федеральными и республиканскими органами не был оставлен без внимания, поскольку с 2001 г. по 2013 г.г. в рамках Федеральной целевой программы «Юг России» для отселения граждан, жилые помещения которых в установленном порядке признаны разрушенными, находящимися в аварийном состоянии и не пригодными к дальнейшей эксплуатации, на выделенные как из федерального бюджета, так и республиканского бюджета, строились жилые многоквартирные дома, квартиры в которых предоставлялись гражданам, включённым в утверждённый постановлением Правительством Республики Калмыкия 11 июля 2000 г. № №
При этом истцы, извещённые об указанном виде государственной поддержке, каких-либо возражений на протяжении более 10 лет не имели (доказательств, опровергающий данный вывод, суду представлено не было), следовательно, согласились на получение жилья не за счёт ГЖС, а в рамках Федеральной целевой программы «Юг России».
Как установлено в судебном заседании проблема пострадавших граждан, включённых в Список граждан Республики Калмыкия на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г. Лагани в марте 1995 года, утверждённый постановлением Правительством Республики Калмыкия 11 июля 2000 г. № 178, решалась в рамках Федеральной целевой программы «Юг России», закончившей свое действие в 2013 г.
Согласно письма Лаганского РМО РК от 24.06.2015г. № 1006, представленных с ним постановления «О выделении жилой площади» от 22.01.2014г. № 9, договора социального найма жилого помещения от <данные изъяты>, списка № 178 от 11.07.2000г., истцам Дорджиевой Б.А., Дорджиеву О.В., Дорджиевой Е.Ч., Дорджиеву В.К., Дорджиевой Р.Э.-Г., Дорджиеву А.К., Дорджиеву А.К., Якушкиной А.А., Мушаевой О.А. предоставлено жилье в связи с наводнением водами Каспийского моря в ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из постановления Администрации Лаганского ГМО РК от 22 января 2014 года № 9 «О выделении жилой площади» и представленного с ним списка граждан, в связи с реализацией Федеральной целевой программы «Юг России», вводом в эксплуатацию 27-ми единиц 2-х квартирных жилых домов, решением жилищно-бытовой комиссии от 22 января 2014 года, Дорджиеву Ю.К., состав семьи 10 чел., выделена жилая площадь по договору социального найма по <адрес> общей площадью 100,11 кв.м. При предоставлении данной жилой площади в состав семьи Дорджиеву Ю.К. включены истцы Дорджиева Б.А., Дорджиев О.В., Дорджиева Е.Ч., Дорджиев В.К., Дорджиева Р.Э.-Г., Дорджиев А.К., Дорджиев А.К., Якушкина А.А., Мушаева О.А.
Согласно указанному Списку № 3, под номером № 170 в Списке указана семья Дорджиевых в количестве 10 человек, в том числе истцы <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>
Таким образом, установлено, что истцы Дорджиева Б.А., Дорджиев О.В., Дорджиева Е.Ч., Дорджиев В.К., Дорджиева Р.Э.-Г., Дорджиев А.К., Дорджиев А.К., Якушкина А.А., Мушаева О.А. были обеспечены жильем в рамках программы «Юг России», тем самым государство выполнило свои обязательства перед истцами путем обеспечения жильем в рамках реализации программы «Юг России».
О наличии такой программы «Юг России» и что вопрос обеспечения жильем взамен утраченного в результате наводнения водами Каспийского ДД.ММ.ГГГГ будет решаться в рамках этой программы, истцам было известно.
Истцы, получив жилье в рамках данной программы «Юг России», выразили согласие на решение вопроса обеспечения жильем таким способом (получения жилья, а не сертификата), тем самым реализовали свое право на получение компенсационного жилья от государства взамен утраченного.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Дорджиевой Б.А., Дорджиева О.В., Дорджиевой Е.Ч. Дорджиева В.К., Дорджиевой Р.Э-Г., Дорджиева А.К., Дорджиева А.К., Якушкиной А.А., Мушаевой О.А. к Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Правительству Республики Калмыкия, Министерству финансов Республики Калмыкия об обязании:
Правительства Республики Калмыкия направить в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выписку из списка граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря г. Лагань в ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 года № 178, в отношении Дорджиевой Б.А., Дорджиева О.В., Дорджиевой Е.Ч. Дорджиева В.К. Дорджиевой Р.Э-Г., Дорджиева А.К., Дорджиева А.К., Якушкиной А.А., Мушаевой О.А.;
Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий после согласования Списка граждан на получение государственного жилищного сертификата, лишившихся жилья в результате наводнения водами Каспийского моря в г. Лагани в ДД.ММ.ГГГГ, утверждённого постановлением Правительства РК от 11 июля 2000 г. № 178, в семидневный срок с даты получения выписки из Списка граждан на получение государственного жилищного сертификата, внести в Правительство РФ проект распоряжения о выдаче истцам государственного жилищного сертификата;
Правительства Российской Федерации после получения проекта распоряжения о выдаче истцам государственных жилищных сертификатов, принять решение о выдаче государственных жилищных сертификатов и направить его в Министерство финансов РФ;
Министерство финансов Российской Федерации в месячный срок с даты вступления решения Правительства Российской Федерации о выдаче бланков государственных жилищных сертификатов направить через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации в Правительство Республики Калмыкия бланки этих сертификатов с целью последующей их передачи Министерству финансов Республики Калмыкия;
Министерства финансов Республики Калмыкия в срок, не превышающий 3-х месяцев с даты получения бланков сертификатов осуществить его заполнение в отношении Дорджиевой Б.А., Дорджиева О.В., Дорджиевой Е.Ч. Дорджиева В.К., Дорджиевой Р.Э-Г., Дорджиева А.К., Дорджиева А.К., Якушкиной А.А., Мушаевой О.А. выдачу им сертификатов в установленном порядке, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.Н. Эминов