Дело № 2-2214/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 августа 2023 года город Волгоград
Краснооктябрьский районный суд города Волгограда в составе:
председательствующего судьи Шматова С.В.,
при секретаре судебного заседания Агарзаевой Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности заключить договор на охрану образовательного учреждения.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> по результатам проверки деятельности МДОУ «Детский сад №» установлены нарушения, связанные с обеспечением безопасности жизни и безопасности несовершеннолетних.
Согласно паспорту безопасности, подписанному комиссией по обследованию ДД.ММ.ГГГГ, детскому саду № присвоена 3 категория опасности, в отношении объекта, расположенного по адресу: <адрес>. Срок исполнения мероприятий антитеррористической защищенности, 2 года с момента утверждения паспорта безопасности, который истек ДД.ММ.ГГГГ.
На момент проведения прокурорской проверки в декабре 2022 года, охрана объекта должным образом не обеспечена, меры к выполнению указанного требования не приняты, пропускной режим силами сотрудников частных охранных организаций. подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации в здании детского сада, расположенного по адресу: <адрес>, не организован.
Просит суд возложить на администрацию Волгограда обязанность выделить целевое финансирование МДОУ «Детский сад № <адрес>» для заключения договора об осуществлении круглосуточной охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на МДОУ «Детский сад № <адрес>» обязанность заключить договор об организации круглосуточной охраны объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
Истец – помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивает.
Представитель ответчика Администрации Волгограда и третьего лица Департамента по образованию администрации Волгограда ФИО3 в судебном заседании возражала удовлетворению исковых требований.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента муниципального имущества администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица Департамента финансов администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» от ДД.ММ.ГГГГ государства-участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора. Российская Федерация приняла на себя обязательства по обеспечению безопасности в образовательных учреждениях, в том числе и международно-правовые, закрепленные указанной Конвенцией, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма закреплены как одни из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации и урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ) (п. п. 1, 7 ст. 2).
В силу Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - Концепция) целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма, обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В силу ст. 28, 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 314-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 314-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 314-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В силу п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Закона № 314-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе, в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании ч. 7 ст. 28 Закона № 314-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Из пункта 8 ч. 1 ст. 41 Закона № 314-ФЗ следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Обязанность по обеспечению учреждений физической охраной установлена Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 1 Требований образовательное учреждение обязано выполнить предусмотренные им организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности.
В силу п.п. 24-27 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к I-IV категории опасности, в числе прочих, осуществляются обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов.
К обеспечению физической охраны в соответствии с п. 22, 23 Требований привлекаются сотрудники частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Судом установлено, что согласно паспорту безопасности от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда», расположенному по адресу: <адрес>, ул. им. Германа Титова, <адрес>, присвоена 3 категория опасности.
Согласно сообщению МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с паспортом безопасности, категорийности объекта, решить вопрос по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных организаций не представляется возможным, в виду недофинансирования.
Как установлено судом и следует из материалов дела в результате проведения прокурорской проверки деятельности МДОУ «Детский сад № <адрес>» установлено, что физическая охрана частным охранным предприятием учреждения не осуществляется, профессиональная круглосуточная физическая охрана в учреждении отсутствует. Контроль за соблюдением пропускного режима в образовательном учреждении осуществляется вахтером.
Указанный уровень охраны здания не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны учреждения, так как вахтер, состоящий в штате учреждения, не может обеспечить надлежащую защиту образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, при этом группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в указанное образовательное учреждение.
В адрес департамента по образованию администрации Волгограда ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление об устранении нарушений об антитеррористической защищенности, на которое дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что на требуемые мероприятия по устранению выявленных нарушений и обеспечения образовательных учреждений физической охраной сотрудниками частных охранных организаций отсутствует необходимое бюджетное финансирование.
Учредителем МДОУ «Детский сад № <адрес>» является муниципальное образование - городской округ город-герой Волгоград (муниципальное образование Волгоград). Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования Волгоград осуществляют администрация Волгограда, департамент по образованию администрации Волгограда, департамент муниципального имущества администрации Волгограда, Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда в соответствии с муниципальными правовыми актами Волгограда.
На основании п. 1, 3, 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон - № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 22 Устава города-героя Волгограда, принятого постановлением Волгоградского горсовета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда.
В соответствии с п. 7.1, 13 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 17 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Исполнение требований законодательства по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий и финансирование антитеррористической защищенности является обязательством органа местного самоуправления, следовательно, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и антитеррористической защищенности путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Согласно п. 16 ст. 36 Устава города-героя Волгограда администрация Волгограда осуществляет функции распорядителя бюджетных средств Волгограда при исполнении бюджета Волгограда.
Пунктом 3 ст. 49 Устава учредителем муниципальных предприятий и учреждений является муниципальное образование Волгоград.
Таким образом, во властные полномочия администрации Волгограда входит распределение бюджетных денежных средств муниципального образования города, обеспечивающее надлежащее исполнение обязательств органов местного самоуправления.
Таким образом, администрация <адрес>, являясь исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда, в силу положений, предусмотренных Законом № 131-ФЗ, наделена полномочиями по финансированию муниципальных учреждений, в связи с чем, доводы о том, что администрация Волгограда является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.
При этом частью 2 статьи 195 ГПК РФ предусмотрено, что суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Отсутствие профессиональной физической охраны в детских дошкольных учреждениях, которое может обеспечить частное охранное предприятие или подразделение ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий.
Доказательства тому, что охрана в Учреждении осуществляется таким образом, что исключает возникновение вышеуказанных обстоятельств, суду не представлено.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Доводы ответчиков о невозможности исполнения требований прокурора в заявленные сроки с указанием на необходимость внесения в бюджет Волгограда соответствующих изменений, что требует временных затрат, не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку отсутствие необходимых средств не освобождает ответчиков от выполнения предусмотренных законом требований.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию Волгограда обязанности обеспечить целевое финансирование МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» для заключения договора об осуществлении в течение всего рабочего времени учреждения охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу и в части возложения на МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» обязанности заключить договор об организации в течение всего рабочего времени учреждения охраны объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
При этом, суд не усматривает оснований для возложения обязанности обеспечения круглосуточной охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций, по следующим основаниям.
Требования N 1006 не закрепляют обязанность осуществления круглосуточной охраны объекта (территории) образовательного учреждения именно путем привлечения сотрудников охранных организаций.
Исходя из специфики работы дошкольного образовательного учреждения, за пределами рабочего времени учреждения в нем не предполагается нахождение воспитанников, их родственников, а также сотрудников и персонала учреждения.
При этом, охрана учреждения в нерабочее время может осуществляться штатными сторожами, вахтерами, с учетом соблюдения иных охранных мероприятий и принятия необходимых мер.
Согласно подпункту "е" пункта 20 Требований N 1006 пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что организация охраны дошкольного учреждения в его нерабочее время без привлечения сотрудников охранных организаций, с учетом выполнения иных охранных мероприятий и принятия необходимых мер, не противоречит указанным выше требованиям об организации круглосуточных охранных мероприятий.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить целевое финансирование МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» для заключения договора об осуществлении в течение всего рабочего времени учреждения охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, возложить на МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» обязанность заключить договор об организации охраны в течение всего рабочего времени учреждения объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга к МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности – удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Волгограда обязанность обеспечить целевое финансирование МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» для заключения договора об осуществлении в течение всего рабочего времени учреждения охраны объекта (территории) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда» обязанность заключить договор об организации охраны в течение всего рабочего времени учреждения объектов (территорий) образовательного учреждения путем привлечения сотрудников охранных организаций в течение 1 месяца с момента поступления бюджетных денежных средств.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № <адрес> Волгограда», администрации Волгограда о возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение составлено машинописным текстом с использованием технических средств ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.В.Шматов